Методика поверки «Стенды тормозные Cartec серий BDE 204, BDE 500, BDE 3504, BDE 4504» (МП АПМ 115-18)

Методика поверки

Тип документа

Стенды тормозные Cartec серий BDE 204, BDE 500, BDE 3504, BDE 4504

Наименование

МП АПМ 115-18

Обозначение документа

ООО Автопрогресс-М

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Автопрогресс-М»

•Л,

ноября 2018г.

Д\А. С. Никитин

Стенды тормозные Cartec серий BDE 204, BDE 500, BDE 3504, BDE 4504

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ МП АПМ 115-18

г. Москва

2018 г.

Настоящая методика распространяется на стенды тормозные Cartec серий BDE 204, BDE 500, BDE 3504. BDE 4504. производства «Snap-on Equipment S.r.l. a Unico Socio», Италия (далее -стенды) и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.

Интервал между поверками - 1 год.

1 Операции поверки

При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1

Наименование этапа поверки

№ пункта документа по поверке

Обязательное проведение операции при поверке

первичной

периодичес кой

1

Внешний осмотр, проверка маркировки и комплектности

7.1

Да

Да

2

Определение средних диаметров опорных роликов

7.2

Да

Да

3

Определение метрологических характеристик стенда

7.3

Да

Да

3.1

Определение относительной погрешности измерений тормозной силы колеса

7.3.1

Да

Да

3.2

Определение относительной погрешности измерений усилий на органах управления

7.3.2

Да

Да

3.3

Определение относительной погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось

7.3.3

Да

Да

3.4

Определение относительной погрешности измерений давления сжатого воздуха (только для стендов серий BDE 3504. BDE 4504)

7.3.4

Да

Да

2 Средства поверки

При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

№ пункта документа по поверке

Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики

7.2

Рулетка измерительная металлическая Fisco, мод. UM3M, (0 - 3000) мм. КТ 3 (per. № 67910-17)

7.3.1

Рабочие эталоны единицы массы 4 разряда по ГОСТ 8.021-2015. класса точности Ml по ГОСТ OIML R-111-1-2009;

Вспомогательные средства поверки:

Уровень брусковый 200-0.08. ГОСТ 9392-89;

Калибровочные приспособления, поставляемые изготовителем в качестве принадлежностей

7.3.2

Рабочие эталоны 2-го разряда по ГОСТ 8.640-2014. ПГ ±0.45 %

7.3.3

Рабочие эталоны единицы массы 4 разряда по ГОСТ 8.021-2015. класса точности Ml по ГОСТ OIML R-111-1-2009

7.3.4

Рабочий эталон 4-го разряда по ГОСТ Р 8.802-2012 - манометр деформационный (0 -2) МПа. КТ 1.0

Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.

3 Требования к квалификации поверителей

К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы на стенды, имеющие достаточные знания и опыт работы с ними.

4 Требования безопасности
  • 4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемый стенд и приборы, применяемые при поверке.

  • 4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.

  • 4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:

  • - все детали стенда и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи:

  • - поверяемый стенд и приборы, участвующие в поверке должны быть заземлены.

5 Условия проведения поверки

При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:

  • - температура окружающей среды,°С                     20±5;

  • - относительная влажность воздуха.%                      не более (60±20);

  • -  атмосферное давление. кПа (мм рт.ст.)                     84.0.. 106,7 (630..800);

6 Подготовка к поверке

Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

  • - проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки:

  • - стенд должен быть установлен в соответствии с инструкцией по установке изготовителя:

  • - стенд и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией:

  • - стенд и средства поверки должны быть выдержаны в испытательном помещении не менее 1ч:

  • - для поверяемого образца стенда должна быть выполнена процедура калибровки измерительных датчиков согласно технической документации изготовителя.

  • 7 Проведение поверки

7.1 Внешний осмотр, проверка маркировки и комплектности

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие стенда тормозного следующим требованиям:

  • - наличие маркировки (наименование или товарный знак изготовителя, тип и заводской номер стенда);

  • - комплектность стенда должна соответствовать эксплуатационной документации;

  • - отсутствие механических повреждений и коррозии корпуса, рабочих поверхностей опорных роликов и других конструктивных элементов стенда;

  • - отсутствие механических повреждений и загрязнений сигнальных индикаторов, экрана дисплея, а также других повреждений, затрудняющих отсчет показаний и влияющих на их точность:

  • - наличие четких надписей и отметок на органах управления.

7.2 Определение средних диаметров опорных роликов

Определение средних диаметров роликов осуществляется в следующей последовательности:

  • - отметить точки измерений на поверхности роликов фломастером.

  • - измерить с помощью рулетки измерительной диаметры dl, d2 и d3. Измерения проводятся рулеткой измерительной на двух опорных роликах (для стендов серии BDE 500 измерения проводятся на одном опорном ролике) по одному из каждой пары. Точки. в которых по длине ролика следует измерять длины окружностей и рассчитывать диаметры dl, d2 и d3. выбираются в соответствии с рис. 1. Результаты измерений диаметров dl. d2 и d3 для каждого ходового ролика заносятся в протокол поверки.

    г

    г

    1

    1

    1

/, = 0.251

L = 0.51

1., = 0.751

Рис. 1 - Точки измерений для di, d? и ds

рассчитать для каждого исследуемого ролика эффективный диаметр ролика defr и средний диаметр ролика dm согласно следующим уравнениям:

deft =0.1 d\ + 0,8 di +0,1 di dm = Jeff - /'rau (MM)

где: /*rau ~ высота неровностей профиля (за величину высоты неровностей профиля принимается удвоенная усредненная высота неровностей профиля). Высота неровностей профиля указывается в технической документации на стенд.

Диаметр опорных роликов не должен превышать значений, приведённых в таблице 3:

Таблица 3

Наименование характеристики

Значение

Серия

BDE 500

BDE 204

BDE 3504

BDE 4504

Диаметр роликов, мм

206

216

205

255

Предельные отклонения диаметра роликов, мм

±5

  • 7.3 Определение метрологических характеристик стенда

7.3.1 Определение относительной погрешности измерений тормозной силы колеса

Определение относительной погрешности при измерении тормозной силы производится в соответствии с рисунком, приведенном в Приложении А. Стандартные операции поверки поверяемого стенда должны выполняться в следующей последовательности:

  • - включить стенд;

  • - установить калибровочное приспособление (далее - рычаг) на левый мотор-редуктор согласно эксплуатационной документации на стенд;

  • - вызвать тестовую программу проверки тормозных силоизмерительных датчиков;

  • - далее, следуя алгоритму программы, произвести измерения на левом измерительном устройстве;

  • - последовательно размещая на чашке рычага гири, масса которых в выбранной точке измерений приведена в табл. 4 и 5, считывать показания тормозной силы колеса по поверяемому стенду;

  • - выполнить измерения в каждой выбранной точке диапазона не менее пяти раз. устанавливая соответствующий набор гирь и снимая его с чашки рычага. После проведения цикла измерений контролировать показания при нулевой нагрузке с показывающих приборов силоизмерительного устройства стенда. За результат измерений в выбранной точке диапазона принять среднее арифметическое значения по результатам пяти измерений:

  • - аналогичные измерения провести для правого мотор-редуктора (данное требование не распространяется на стенды серии BDE 500):

  • - вычислить относительную погрешность измерений тормозной силы колеса di в каждой точке по формуле:

J =F"’^      х100%                         (1)

F .

деист

где Fibm - значение тормозной силы колеса в выбранной точке диапазона измерений по поверяемому стенду. Н:

Гдейст - эталонное значение тормозной силы колеса в выбранной точке диапазона измерений (определяется из таблиц 4 или 5). Н.

Таблица 4

Масса груза, кг

Создаваемая тормозная сила колеса Едейств. Н

Для стендов серии BDE 500

э 5

495

5

990

10

1980

15

2970

Для стендов серии BDE 204

5

1250

10

2500

15

3750

20

5000

24

6000

В качестве альтернативного способа определения погрешности тормозной силы колеса может применяться методика с использованием специального калибровочного приспособления K.VR 9 t (см. Приложение Б), которое может использоваться при поверке стендов серий BDE 3504. BDE 4504.

Определение погрешности измерений тормозной силы колеса специальным калибровочным приспособлением K.VR 9 t проводится в следующей последовательности:

включить стенд:

  • -  установить специальное калибровочное приспособление KVR 9 t (далее - KVR 9 t) на левый мотор-редуктор согласно эксплуатационной документации на стенд;

обнулить показания эталонного динамометра, установленного в KVR 9 t;

вызвать тестовую программу проверки тормозных силоизмерительных датчиков:

  • -  далее, следуя алгоритму программы, произвести измерения на силоизмерительном датчике левого блока роликов:

последовательно, задавая домкратом через динамометр усилия, выбранные в соответствии с таблицей 5, на силоизмерительном датчике левого блока роликов - Е,-йств. считывать показания измеренной тормозной силы колеса по поверяемому стенду;

выполнить не менее пяти циклов измерений. После проведения цикла измерений контролировать показания при нулевой нагрузке с показывающих приборов силоизмерительного устройства стенда. За результат измерений в выбранной точке диапазона принять среднее арифметическое значения по результатам пяти измерений; аналогичные измерения провести для правого мотор-редуктора;

вычислить относительною погрешность измерений тормозной силы колеса 51 в каждой точке по формуле (1).

Таблица 5

Цля стендов серии BDE 3504

Масса груза, кг

Усилие, создаваемое через KVR 9 t. Н

Создаваемая тормозная сила колеса Едейств. Н

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 6000 Н

2

339,23

1000

4

678.46

2000

6

1017,79

3000

8

1357,02

4000

10

1696,35

5000

12

2035.58

6000

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 30000 Н

10

1696.35

5000

20

3392,59

10000

30

5088.94

15000

40

6785,18

20000

60

10177.88

30000

Для стендов модификаций В

DE 4504 N

Масса груза, кг

Усилие, создаваемое через KVR 9 t, Н

Создаваемая тормозная сила колеса Едейств. Н

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 8000 Н

2,7

508,94

2000

5,4

1017,79

4000

8,1

1526.83

6000

10,8

2035.58

8000

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 40000 Н

13,5

2544,71

10000

27,0

5089.43

20000

40.5

7634,14

30000

54,0

10177,88

40000

Дтя стендов модификаций В

DE 4504 G

Масса груза, кг

Усилие, создаваемое через KVR 9 t. Н

Создаваемая тормозная сила колеса Едейств. Н

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 8000 Н

3

508,94

2000

6

1017,79

4000

9

1526,83

6000

12

2035,58

8000

Дтя диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 40000 Н

15

2544,71

10000

30

5089,43

20000

45

7634,14

30000

60

10177,88

40000

Для стендов модификаций BDE 4504 К

Масса груза, кг

Усилие, создаваемое через KVR 9 t. Н

Создаваемая тормозная сила КОЛеса FjeftcTB. Н

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 8000 Н

3

551,52

2000

6

1103.04

4000

9

1654.55

6000

12

2206,07

8000

Для диапазона измерений тормозной силы колеса от 0 до 40000 Н

15

2757,59

10000

30

5515.18

20000

45

8272,77

30000

60

11030.36

40000

За окончательный результат принять наибольшее из полученных значений 5ь

Результаты поверки стенда считаются положительными, если относительная погрешность измерений тормозной силы колеса не превышает ±2 %.

7.3.2 Определение относительной погрешности измерений усилий на органах управления

При определении относительной погрешности измерений усилий на органах управления тормозными системами, выносной тензометрический датчик стенда, с помощью которого измеряются усилия на органах управления тормозными системами, необходимо установить в силонажимное приспособление (см. рис. 2).

Поверку производить в следующей последовательности:

  • - выбрать режим калибровки датчика измерений усилий на органах управления:

  • - установить эталонный динамометр и датчик измерений усилий на органах управления в направляющие силонажимного приспособления так. чтобы ось приложения силы проходила через центры тензометрических элементов эталонного динамометра и датчика, как показано на рисунке 2;

    Шарик стальной

    Патчик стенда

    Динамометр эталонный

    Рис. 2 - Внешний вид силонажимного приспособления

    Рукоятка

  • - войти в тестовый режим согласно эксплуатационной документации на стенд;

  • - приложить максимально допустимую нагрузку на последовательно установленные динамометр эталонный и датчик стенда тормозного;

  • - выдержать датчик под установленной нагрузкой не менее 30 секунд:

  • -  снять нагрузку;

  • - повторить процедуры нагрузки и разгрузки датчика не менее трех раз;

  • - сбросить (отъюстировать) показания датчика измерений усилий на органах управления на ноль в соответствии с эксплуатационной документации на стенд;

  • - при этом при полностью выведенном из контакта рычаге силонажимного приспособления показание по поверяемому стенду должно быть равно О Н:

  • - вращая рукоятку силонажимного приспособления, последовательно задавать на эталонном динамометре значение силы в 98.07 Н (10 кг), 196.14 Н (20 кг). 294.21 Н (30 кг). 392.28 Н (40 кг), 490.35 Н (50 кг), 588.42 Н (60 кг), 686,49 Н (70 кг), 784.56 (80 кг). 882.63 (90 кг) и 980.70 (100 кг), одновременно считывая показания с экрана дисплея на приборной стойке стенда в каждой поверяемой точке:

  • - в каждой выбранной поверяемой точке диапазона измерений повторить не менее пяти раз:

  • - вычислить относительную погрешность измерений усилий на органах управления 5? по формуле:

    F

    изм ср

    F .

    деист

    F .

    деист

    х100%.

где F»3M -измеренное значение усилия в выбранной точке диапазона измерений. Н: Рдейст - действительное значение усилия в выбранной точке, задаваемое на эталонном динамометре. Н.

Допускается использование других устройств, обеспечивающих подачу усилия на датчик с заданной точностью.

За окончательный результат принять наибольшее из полученных значений 5з. Результаты поверки стенда считаются положительными, если относительная погрешность измерений усилий на органах управления не превышает ±3 %.

7.3.3 Определение погрешности измерении массы транспортного средства, приходящейся на ось

Определение погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось, проводится в следующей последовательности:

  • - выбрать режим проверки массы транспортного средства, приходящейся на ось;

  • - устанавливать на блоки роликов стенда тормозного наборы из грузов калибровочных - в пяти точках диапазона измерений взвешивающей системы, приблизительно равномерно распределенных по диапазону измерений, включая крайние значения:

  • - считывать показания стенда в каждой точке;

  • - вычислить относительную погрешность измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось. 5з по формуле:

    М изм ср - М дейст

    Мдейсг

    Х1ОО%,

где Мизм - измеренное значение массы в выбранной точке диапазона измерений, кг; Мдейст - значение массы гирь в выбранной точке, кг.

Допускается использование других устройств, обеспечивающих подачу нагрузки в заданном диапазоне, в том числе предварительно взвешенный автомобиль.

За окончательный результат принять наибольшее из полученных значений 6з.

Результаты поверки стенда считаются положительными, если относительная погрешность измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось, не превышает ±2 %.

В качестве альтернативного способа определения погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось. может применяться методика с использованием KVR 9 t. которое может использоваться при поверке стендов серий BDE 3504. BDE 4504.

Определение погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось. специальным калибровочным приспособлением KVR 9 t проводится в следующей последовательности:

включить стенд:

установить KVR 9 t на раму левого блока роликов согласно эксплуатационной документации на стенд:

обнулить показания эталонного динамометра, установленного в KVR 9 t;

вызвать тестовую программу проверки весоизмерительных датчиков:

- далее, следуя алгоритму программы, произвести измерения;

последовательно, задавая домкратом через динамометр усилия, выбранные в соответствии с таблицей 6. на весоизмерительном устройстве левого блока роликов - Млейсте. считывать показания измеренной массы транспортного средства, приходящейся на ось. по поверяемому стенду:

выполнить не менее пяти циклов измерений. После проведения цикла измерений контролировать показания при нулевой нагрузке с показывающих приборов весоизмерительного устройства стенда. За результат измерений в выбранной точке диапазона принять среднее арифметическое значения по результатам пяти измерений; аналогичные измерения провести для правого блока роликов;

Таблица 6

Задаваемые значения массы, кг

Показания эталонного динамометра. кН

Допускаемые значения измеряемой массы транспортного средств, приходящейся на ось, кг

Для стендов серии BDE 3504

1300

12753

от 1274 до 1336

2600

25506

от 2548 до 2652

3900

38259

от 3822 до 3978

4200

41202

от 4116 до 4284

6500

63765

от 6370 до 6630

Для стендов модификаций BDE 4504 16 t

1600

15696

от 1568 до 1632

3200

31392

от 3136 до 3264

4800

47088

от 4704 до 4896

6400

62784

от 6272 до 6528

8000

78480

от 7840 до 8160

Для стендов модификаций BDE 4504 20 t

2000

19620

от 1960 до 2040

4000

39240

от 3920 до 4080

6000

58860

от 5880 до 6120

8000

78480

от 7840 до 8160

10000

98100

от 9800 до 10200

Примечание. Значение массы транспортного средства, приходящейся на ось, для стендов в конструктивном исполнении «би-блок» рассчитывается, как сумма показаний масс по правому блоку' роликов и по левому блоку' роликов при одном измерении (Масса =■ Масса правая + Масса левая)

7.3.4 Определение относительной погрешности измерений давления сжатого воздуха (только для стендов серий BDE 3504, BDE 4504)

Определение относительной погрешности измерений давления сжатого воздуха в тормозном приводе производится при помощи устройства задания давления и образцового манометра (см. рис. 3) следующем порядке:

- смонтировать датчик давления сжатого воздуха в устройство задания давления;

Рис. 3 - Схема определения относительной погрешности измерений давления сжатого воздуха

  • - включить стенд:

  • - вывести показания измеряемого давления сжатого воздуха в соответствии с эксплуатационной документацией на стенд;

  • - при помощи устройства задания давления установить по образцовому манометру значения давления в 20 % от наибольшего предела измерений поверяемого стенда. Важно, чтобы при этом скорость изменения давления не должна превышать 10 % от диапазона измерений давления в секунду;

  • - считать измеренное давление - КИЗм - по стенду;

  • - последовательно и плавно повысить давление до 40, 60, 80 и 100% от наибольшего предела измерений поверяемого стенда, производя при этом считывания значений NH3m;

  • - провести вышеописанный цикл измерений не менее Зх раз

  • - вычислить относительную погрешность измерений давления сжатого воздуха - 64 - по формуле:

N -N .

<5, = _изм------деист_ х J 00о

N .

деист

где N„3m - значение давления по стенду7 в выбранной точке. МПа;

N деист - значение давления согласно показаниям образцового манометра в выбранной точке. МПа.

За окончательный результат принять наибольшую из величин §4, полученную из этих вычислений.

Относительная погрешности измерений давления сжатого воздуха не должны превышать ±5 %.

8 Оформление результатов поверки
  • 8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки с указанием предельных числовых значений результатов измерений и их оценки по сравнению с предъявленными требованиями.

  • 8.2 При положительных результатах поверки стенд признается годным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы.

  • 8.3 При отрицательных результатах поверки, стенд признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.

Руководитель отдела ООО «Автопрогресс-М»

В.И. Скрипник

Приложение А

(Обязательное)

L2

L3

Приложение Б

(Обязательное)

МН ЛИМ 115-18

Продолжение Приложения Б

14

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель