Методика поверки «БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ СТАНКИ AMR-4 и AMR-5» (МИ-1144-86)
I»
,Б .^Нопшин .-■•■./l985 г.
■ '-■-■■■■у—
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
БАЛАНСИРОВОЧНОЙ СТАЩИ .AMKi- 4 и А}® - 5 МЕТОДИКА.- П0И!ЕКЙ..
МИ - 1144 - 86
Главный иняенер-главный метролог Киевского КГБ УРСУ "Автотехоб-служивйие" ■
.А.Кошевец 1985 г.
/ Руководитель разработки - И.о. заведующего технологическим отделом по разработке НТД по метрологии
В. Н. Кузьменко
/
Ответственный исполнитель -старший инженер
Б.А.Орлов
" 1985 г.
РАЗРАБОТАНЫ
: Кневскш КТБ УРСУ "Автотехобслугавание"
Глававтотехобслуживанне
Министерства автомобильной проЕшленностн СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
: Б.Н. Кузьменко, Б.А.Орлов
УТВЕРВДЕНЫ
: Украз?шскш^1 центром стандартнзации н метрологи
определения и лей,с шириной от 10" до 18"
Настоящие методические указания распространяются на балансировочные станки ЖК -4 и AIvIP^ - 5, предназначенные для устранения дисбаланса колес легковых автомоби-обода от 3" до 10" ( 75-250 мм), с диаметром ( 250-450 мм) и к((аксимальной массой 35 кг., чувствительности не более 90 г.ьш/кг, погреш-
имеющие порог
ность измерения главного вектора жсбалансав,приведенного к величине и положению корректирующей массы в рабочих условиях
равную = ± г. и устацавливают методы и сред
ства их первичной и периодической поверки,
где/7^^“ порог чувствительности,приведенный к корректирующей массе ;
V значение корректирующей массы,необходимой для устранения дисбалансов.
I. ОНЕРАЦ®! ПОВЕРКИ
При проведении поверки должны вьшолняться операции,указанные в табл. I.
Таблица I
Наименование операций |
Номер пункта методических указаний |
Внешний осмотр |
5.1. |
Опробование |
5.2. |
Определение метрологических параметров |
5.3, |
- определение порога чувствительности |
5.3.1. |
- определение погрешности измерения плавного вектора шсбалансов,приве .> Данного к положен™ пи величине корректирующей массы в рабочих условиях. |
5.3.2. |
2. СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
-
2.1. При проведении поверни должны-применяться сле.дуюгцие средства поверки.
-
2.1.1. Контрольный ротор,поставляемый предприятием-изготовителем станков ЖВ-4 и Ж8-5,имеющих характеристики;
-
1) нестираемые угловые деления,нанесенные через С погрешностью, в пределах + 0,29^;
-
2) винтовые отверстия для крепления контрольных ны располагаться через 45°, с допускаемой погрешностью
10 градусов
грузлв долж-
по окруж-
ности + 0,5 % от длинны радиуса расположения центров шсс контрольных грузов и между плоскостями коррекции с погрешностью,в пределах + 0,5 % от расстояния меяду этими плоскостями;
-
3) масса ротора должна 'быть определена с относительной погрешностью в пределах ± 0,5 от его шссы.
-
2.1.2.
2.1.3.
контрольных
Два
Два
Два
груза
массой =(50,00±0,25)
массой =(96,00+0,48)
массой =(180- 0,9 )
грузов должны находиться
г.
контрольных
контрольных
груза
г.
груза
2.2. Центры шсс контрольных
2.1.4.
г.
Б ИХ
геометрическом центре. Допускаемое отклонение ± g 5 % от рядиупя.
контрольного груза.
2.3. Допускается применение другого ротора(контрольного колеса), при условпп соблюдешь п.2.1.1,2.2. методических указаний.
3. УСДОБЙЯ ПОБНРК?:
3.1.
При проведенш поверки должны соблюдаться следущпе усло-
впя.
-
3.1.1. Темпернтура окружакщей среды '.,;-'(293+ Ю) К.
-
3.1.2. Атмосферное давление (96-104 )'кПа.'
-
3.1.3. Относительная влажность ( 30-80) %
4. ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ
-
4.1. Перед проведением поверки должны быть выполнены следукщие подготовительные работы.
-
4.1.1. Включить главный выключатель и дать прогреться станку в течение 30 минут.
-
4.1.2. При подготовке станка AMR—4 выполнить следущие операции.
-
4.1.2.1. Установить на вал станка контрольный ротор.
-
4.1.2.2. Контрольный ротор перемещать по валу до тех пор,пока край левого отверствия ротора под его контрольный груз, при его ширине пять дюймов,не совместиться в вертикальной плоскости с установочным винтом,измеряющим расстояние.
-
4.1.3. При подготовке станка AMS—5 провести следующие
операции.
-
4.1.3.1. Подать в пневмопровод воздух давлением Р=(0,8 + 0,2) МПа.
4.1.3.2-. Контрольный ротор установить на приводной шпин-"повернуть
дель и при помощи переключателя " I I " "
его в вертикальное положение.
4.1.4. Запрограммировать схему вычислений на регуляторах станка А1АВ-4 CAMS—5) по геометрическигл размерам ротора:
-
1)
-
2)
3)
диаметр ротора,равный 15" (37,5 см);
ширина ротора,равная 5" (12,5 см);
расстояние до установочного винта,равное нулю.
5. ПРОВВДЖЕ ПОВЕРКИ
-
5.1. Внешний осмотр,
-
5.1.1. При проведении внешнего осмотра долкно’быть установлено соответствие станков ЖР-4 и -AIvEP—5 следующим требованиям.
-
5.1.1.1. Деления и надписи на шкалах показывающих приборов должны быть хорошо видны,стекла не должны иметь повреждений,
стрелки не должны иметь видимых изгибов.
-
5.1.1.2. Кнопки пуска и торможения вала станка должны включать и выключать приводной электродвигатель без заеданий.
-
5.1.1.3. На станке при переключении ручки
" I—J ” ” Q ” “ из одного положения в другое при
водной шпиндель должен соответственно занимать горизонтальное и вертикальное положения.
-
5.1.1.4. Вал
должен вращаться по направлению стрелки.
5.1.1.5. При
поднятии защитного кожуха,во время враприводного электродвигателя должно разм-кнуться и вал должен остановиться.
щения вала, питание
5.2; Опробование.
-
5.2.1. Ввести на предварительно сбалансированный ротор в каждой плоскости коррекции дисбаланс примерно равный 25 г, в виде двух искуственных масс из пластелина.
-
5.2.2. Опустить защитный кожух и включить питание приводного электродвигателя (зеленая кнопка).
-
5.2.3. После того,как стрелки указателей индикации дисбалансов остановятся на одном месте (показания указателей должны быть примерно 25 г),затормозить вал станка (красная кнопка).
-
5.2.4. Поднять защитный кожух и вращая рукой контрольный ротор,поочередно для каждой плоскости коррекцией,установить стрелки приборов индакацин положения в нулевое положение. Положещ^е дисбалансав на контрольном роторе должно примерной совпадать с нулевой чертой, нанесенной на станке.
-
5.3. Определение метрологических параг^еетров.
-
5.3.1. Определение порога чувствительности.
-
5.3.1.1. Ввести на контрольный ротор дисбаланс 100 г, в виде двух искуственных масс из пластелина,по 50 г. в каждой
плоскости коррекции.Эти искуственные массы не должны быть расположены:
- в одной и той же поперечной плоскости,содержащей ось
вращения ;
-
- на одной линии ;
-
- под углом 180^ одна от другой.
-
5.S.I.2. С применением пластилина произвести балансировку ротора до минимально возможной велич1С1Ы дисбаланса по норглаль-ной процедуре (п.4.4.,подпункты 4-12 инструьщии по эксплуатации фирмы "Фритц Хеккерт" на и л.4.4.,подпункты 7-13 инструк-
цг-ш по эксплуатации фирмы "Фритц Хеккерт" на AI^lS-5).
При балансировке проводить максимум четыре коррекции в каждой плоскости.
5.3.1.3.
•льный ротор на
5.3.1.4.
После проведения балансировки провернуть контро-валу на угол 60 .
Установить в каждой из двух плоскостей коррекции контрольные грузы,равные 50 г.Грузы должны совпадать по фазе.
-
5.3.1.5. Опустить защитный ко;щух и включить электродвигатель станка.После того,как стрелки приборов индикации величин установятся на одном месте,выключить электродвигатель.Произвести оценку велияины дисбалансов,приведенной к корректирующей массе, по прибора!;! индикации.
Полученные данные записать в табл. 2.
___________________________Таблица 2,
Углы установки контрольных] ГП ГП! 7! ГТ 71 ГТ ТТ 7Г грузов ! 0° 145^ !90^! 138180^^1225^! 270^ !315°!
Значение массы!левая плос-! дисбалансов (г)! кость кор* !
♦
I t
«
------Г
г i
• •
I 11
’рекцйи ■■ !
’правая ПЛ0-! ’скость кор-! ’рекции I
5.3.1.б. Провести аналогично операции при перемещении конт-
рольных грузов через 45^. ’
-
5.3.1.7. По полученным данным,для каадой плоскости коррек-
цйн в отдельностн,ностронть графккн нзменення величины даюбалансов,
-
5.3.1.8. Провести на графиках прямую,соответствующую
среднеарифметическому значению корректирущей массы - лб -к ср
-
5.3.1.9. Провести две прямые,расположенные на расстоянии
± 12 % от среднеарифметического/?? и 1,12 Д?^ ).
-
5.3.1.10. Если все точки окажутся между этими двумя пря
выдержанным.
мыми,порог чувствительности считается
ротора контрольные грузы, нрн измерении главного вектора дисбалансов,приведенного к величине и положению' корректи-рущей массы,в рабочих условиях.
Подготовить лист миллиметровой бумаги с размерами
-
5.3.1.11. Снять с контрольного
-
5.3.2. Определение погрешности
300 X 300мм.
5.3.2.2,
Нанести на лист центральную точку.
5.3.2.3.
Из центра листа провести прямые под утлом 0^,45^, 90^,135^,180°,225°,270°,315°,
0.3.2.4. Масштаб выбирается М 1:1.
-
5.3,2.5. На прямых,расположенных под утлом 0°,90°,180°, 270°,нанести отрезки,равные 96 мм (96 г).
-
5.3.2.6. На прямых,расположенных под утлом 45°, 135°,225°, 315° нанести отрезки,равные 180 мм С180г),
-
5.3.2.7. Из концов этих отрезков радиусом +0,05//?^)
провести окружности допустимых вектора дисбалансов ,
где М= 1г/мм; /?7^=10,6г;
погрешностей измерений.' главного,
/^j^=96 г или 180 г.
которых расположены на прямых
Для окружностей,центры под утлом 0^,90^,180^,270°, радиус допустимой погрешности равен 15,4 мм.Для окружностей,центры которых расположены на прямых под углами 45°, 135°,225°,315°,радиус допустимой погрешности равен 19,6 мм.
5.3.2.8. Установить контрольный груз массой 96 г.в левой плоскости коррекции контрольного ротора на отметке 0° и такой же контрольный груз установить в правой плоскости коррекпци на отметке 90°.
электродвигатель
установятся защитный кожух
-
5.3.2.9. Опустить защитный кожух.Вклкяить втанка,После того,как стрелки приборов индикапда на одном месте,вклюпить электродвигатель.Поднять
Вращая рукой контрольный ротор,установить стрелки приборов позиции поочередно слева и справа на нуль.По контрольног^1у ротору считать утлы,а по приборам икдикащги величин-значения корректирущих масс.
-
5.3.2.10. Рассчитать величину модуля главного вектора дисбалансов используя соотношение
Ар= 0,96
где Ар - расчетное значение величины модуля главного вектора
■ дисбалансов;
А^д - значение корректирующей массы по прибору индикации величины.
-
5.3.2.II. По считанным угла^л и расчетным значениям модулей нанести на полярную диаграмму для каждой плоскости коррек-
Щ4Е значения главного вектора дасбалансов в масштабе М 1:1.
Концы векторов долшы находаться внутри окружностей допускаемой
погрешности измерения.
5 .3.2.12. Переместить левый контрольный груз на отметку 90^ и правый на отметку 180®.Провести операции в соответствии с
п.5.3.2.9 - 5.3.2.II.
-
5.3.2.13. Переместить правый контрольньц/i груз на отметку
270®.Провести операции в соответствии с п.5.3.2.9. - 5.3.2.II.
грузы
-
5.3.2.14. СнязЕь с контрольного ротора контрольные массой 96 г.
-
5.3.2.15. Установить контрольный груз массой 180 г левой плоскости коррекции контрольного ротора на отметке такой же контрольньЕй груз установить в правой плоскости коррек-пци на отметке 135®.
-
5.3.2.16. Провести операции в соответствии с п.5.3.2.9.
-
5.3.2.17. Рассчитать
в
45° й
-
модуля главного вектора даю-балансов,использую соотношение 0,9
-
5.3.2.18. По считанны?'.: углам и расчетный^ значениям модулей нанести на полярную дааграг^шу для каждой плоскости коррекщш значение главного вектора дисбаланвов в масштабе М 1:1. Концы векторов должны на^содиться внутри окружности допускаемой погрешности измерений.
-
5.3.2.19. Переместить левый контрольный груз на отметку 135®,а правый на отметку 225®.
Произвести операции в соответствии с п.5.3.2.9. ,5.3.2.16., 5.3.2.17.,5.3.2.18.
-
5.3.2.20. Переместить правый контрольный груз на отметку 315®.Произвестиоперации в соответствии с п.5.3.2.9. ,5.3.2.16., 5.3.2.17.,5.3.2.18.
-
5.3.2.21.--'Снять с вала станка контрольный ротор.
-
6.1. Станок,удовлетворяющий требованиям настоящих метода-ческЕХ указаний , признают годным.
Положительные результаты поверки оформляют:
при поверке государственной метрологической службой-выдачей свидетельства о государственной поверке по форме,установленной Госстандартом ;
при поверке ведомственной метрологической службой- в порядке, установленном этой службой.
-
6.2. Станок, признанный годным,допускается к применению на срок не более года.
-
6.3. При отрицательных результатах поверки станок к применению не допускают. На него выдают извещение о непригодности. Свидетельство о предыдущей поверке анулируют. Станок передается
в ремонт.
V