Методика поверки «Стенды тормозные Hofmann серии brekon 204» (МП АПМ 114-18)
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Автопрогресс-М»
Стенды тормозные Hofmann серии brekon 204
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ МП АПМ 114-18г. Москва
2018 г.
Настоящая методика распространяется на стенды тормозные Hofmann серии brekon 204, производства «Snap-on Equipment S.r.l. a Unico Socio». Италия (далее - стенды) и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между поверками - 1 год.
1 Операции поверкиПри проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1
Наименование этапа поверки |
№ пункта документа по поверке |
Обязательное проведение операции при поверке | ||
первичной |
периодичес кой | |||
1 |
Внешний осмотр, проверка маркировки и комплектности |
7.1 |
Да |
Да |
2 |
Определение средних диаметров опорных роликов |
7.2 |
Да |
Да |
3 |
Определение метрологических характеристик стенда |
7.3 |
Да |
Да |
3.1 |
Определение относительной погрешности измерений тормозной силы колеса |
7.3.1 |
Да |
Да |
3.2 |
Определение относительной погрешности измерений усилий на органах управления |
7.3.2 |
Да |
Да |
3.3 |
Определение относительной погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось |
7.3.3 |
Да |
Да |
2 Средства поверки
При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
№ пункта документа по поверке |
Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики |
7.2 |
рулетка измерительная металлическая Fisco, мод. UM3M, (0 - 3000) мм. КТ 3 (per. № 67910-17) |
7.3.1 |
Рабочие эталоны единицы массы 4 разряда по ГОСТ 8.021-2015 номинальным значением 1 кг - 4 шт., 5 кг - 2 шт.. 10 кг - 1 шт. класса точности Ml по ГОСТ OIML R-111-1-2009; Вспомогательные средства поверки: Уровень брусковый 200-0.08. ГОСТ 9392-89; Калибровочные приспособления, поставляемые изготовителем в качестве принадлежностей |
7.3.2 |
Рабочие эталоны 2-го разряда по ГОСТ 8.640-2014. ПТ ±0.45 % |
7.3.3 |
Рабочие этаноны единицы массы 4 разряда по ГОСТ 8.021-2015 номинальным значением 500 кг - 8 шт класса точности Ml по ГОСТ OIML R-111-1-2009 |
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.
3 Требования к квалификации поверителейК проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы на стенды, имеющие достаточные знания и опыт работы с ними.
4 Требования безопасности-
4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и эксплуатационные документы на поверяемый стенд и приборы, применяемые при поверке.
-
4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электро ус тан о в ках.
-
4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
- все детали стенда и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи:
-
- поверяемый стенд и приборы, участвующие в поверке должны быть заземлены.
При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия измерений:
-
- температура окружающей среды,°C 20±5;
Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
-
- проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки:
-
- стенд и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией:
-
- стенд и средства поверки должны быть выдержаны в испытательном помещении не менее 1 ч;
-
- для поверяемого образца стенда, при необходимости, должна быть выполнена процедура калибровки измерительных датчиков согласно технической документации изготовителя.
-
7 Проведение поверки
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие стенда тормозного следующим требованиям:
-
- наличие маркировки (наименование или товарный знак изготовителя, тип и заводской номер стенда);
-
- комплектность стенда должна соответствовать эксплуатационной документации;
-
- отсутствие механических повреждений и коррозии корпуса, рабочих поверхностей опорных роликов и других конструктивных элементов стенда;
-
- отсутствие механических повреждений и загрязнений сигнальных индикаторов, экрана дисплея, а также друтих повреждений, затрудняющих отсчет показаний и влияющих на их точность:
-
- наличие четких надписей и отметок на органах управления.
Определение средних диаметров роликов осуществляется в следующей последовательности:
-
- отметить точки измерений на поверхности роликов фломастером.
-
- измерить с помощью рулетки измерительной диаметры dl. d2 и d3. Измерения проводятся рулеткой измерительной на двух опорных роликах по одному из каждой пары. Точки, в которых по длине ролика следует измерять длины окружностей и рассчитывать диаметры dl. d2 и d3, выбираются в соответствии с рис. 1. Результаты измерений диаметров dl. d2 и d3 для каждого ходового ролика заносятся в протокол поверки.
/
1 | |||
1 |
] |
! |
/, = 0.251
L = 0.5 I
I, = 0.7 5!
Рис. 1. Точки измерений для di. d? и бз
рассчитать для каждого исследуемого ролика эффективный диаметр ролика бея и средний диаметр ролика dm согласно следующим уравнениям:
Jeff = 0,1 d\ + 0.8 di + 0,1 di dm = dcff - /'rau (mm)
где: /'rau - высота неровностей профиля (за величину высоты неровностей профиля принимается удвоенная усредненная высота неровностей профиля). Высота неровностей профиля указывается в технической документации на стенд.
Диаметр опорных роликов не должен превышать значений, приведённых в таблице 3:
аблица 3
Наименование характеристики |
Значение |
Диаметр роликов, мм |
216 |
Предельные отклонения диаметра роликов, мм |
±5 |
-
7.3 Определение метрологических характеристик стенда
Определение относительной погрешности при измерении тормозной силы производится в соответствии с рисунком, приведенном в Приложении А. Стандартные операции поверки поверяемого стенда должны выполняться в следующей последовательности:
-
- включить стенд;
-
- установить калибровочное приспособление (далее - рычаг) на левый мотор-редуктор согласно эксплуатационной документации на стенд;
-
- вызвать тестовую программу проверки тормозных силоизмерительных датчиков;
-
- далее, следуя алгоритму программы, произвести измерения на левом измерительном устройстве;
-
- последовательно размещая на чашке рычага гири, масса которых в выбранной точке измерений приведена в табл. 4. считывать показания измеренной тормозной силы колеса по поверяемому стенду;
-
- выполнить измерения в каждой выбранной точке диапазона не менее пяти раз. устанавливая соответствующий набор гирь и снимая его с чашки рычага. После проведения цикла измерений контролировать показания при нулевой нагрузке с показывающих приборов силоизмерительного устройства стенда. За результат измерений в выбранной точке диапазона принять среднее арифметическое значения по результатам пяти измерений:
-
- аналогичные измерения провести для правого мотор-редуктора:
-
- относительная погрешность измерений тормозной силы колеса 8| в каждой точке вычисляется по формуле:
F -F
изм ср деист
F .
деист
Х1ОО%
где
FinM - значение тормозной силы колеса в выбранной точке диапазона измерений по поверяемому стенду. Н:
FjeficT - эталонное значение тормозной силы колеса в выбранной точке диапазона измерений (определяется из таблицы 4). Н.
Таблица 4
Прикладываемая масса, кг |
Создаваемая тормозная сила колеса Fдейств. Н |
5 |
1250 |
10 |
2500 |
15 |
3750 |
20 |
5000 |
24 |
6000 |
За окончательный результат принять наибольшее из полученных значений 8ь
Результаты поверки стенда считаются положительными, если относительная погрешность измерений тормозной силы колеса не превышает ±2 %.
7.3.2 Определение относительной погрешности измерений усилий на органах управленияПри определении относительной погрешности измерений усилий на органах управления тормозными системами, выносной тензометрический датчик стенда, с помощью которого измеряются усилия на органах управления тормозными системами, необходимо установить в силонажимное приспособление (см. рис. 2).
Поверку производить в следующей последовательности:
-
- выбрать режим калибровки датчика измерений усилий на органах управления:
-
- установить эталонный динамометр и датчик измерений усилий на органах управления в направляющие силонажимного приспособления так. чтобы ось приложения силы проходила через центры тензометрических элементов эталонного динамометра и датчика, как показано на рисунке 2;
Рис. 2 - Внешний вид силонажимного приспособления
-
- войти в тестовый режим согласно эксплуатационной документации на стенд:
-
- приложить максимально допустимую нагрузку на последовательно установленные динамометр эталонный и датчик стенда тормозного:
-
- выдержать датчик под установленной нагрузкой не менее 30 секунд:
-
- снять нагрузку;
-
- повторить процедуры нагрузки и разгрузки датчика не менее трех раз;
-
- сбросить (отъюстировать) показания датчика измерений усилий на органах управления на ноль в соответствии с эксплуатационной документации на стенд:
-
- при этом при полностью выведенном из контакта рычаге силонажимного приспособления показание по поверяемому стенду должно быть равно 0 Н;
-
- вращая рукоятку силонажимного приспособления, последовательно задавать на эталонном динамометре значение силы в 98.07 Н (10 кг), 196,14 Н (20 кг), 294.21 Н (30 кг). 392.28 Н (40 кг). 490,35 Н (50 кг), 588,42 Н (60 кг), 686.49 Н (70 кг). 784.56 (80 кг), 882.63 (90 кг) и 980.70 (100 кг), одновременно считывая показания с экрана дисплея на приборной стойке стенда в каждой поверяемой точке:
-
- в каждой выбранной поверяемой точке диапазона измерений повторить не менее пяти раз:
-
- вычислить относительную погрешность измерений усилий на органах управления 5г по формуле:
F
* НЗМ ср
F -
деист
F в
деист
х100%.
где Fh3m -измеренное значение усилия в выбранной точке диапазона измерений. Н: FjeftcT - действительное значение усилия в выбранной точке, задаваемое на эталонном динамометре. Н.
Допускается использование друтих устройств, обеспечивающих подачу усилия на датчик с заданной точностью.
За окончательный результат принять наибольшее из полученных значений 8г. Результаты поверки стенда считаются положительными, если относительная погрешность измерений усилий на органах управления не превышает ±3 %.
7.3.3 Определение погрешности измерении массы транспортного средства, приходящейся на осьОпределение погрешности измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось. проводится в следующей последовательности:
-
- выбрать режим проверки массы транспортного средства, приходящейся на ось;
-
- устанавливать на блоки роликов стенда тормозного наборы из грузов калибровочных - в пяти точках диапазона измерений взвешивающей системы, приблизительно равномерно распределенных по диапазону измерений, включая крайние значения;
-
- считывать показания стенда в каждой точке;
-
- вычислить относительную погрешность измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось. 8з по формуле:
м
НЗМ ср
х100%.
где Мизм - измеренное значение массы в выбранной точке диапазона измерений, кг; Мдеист - значение массы гирь в выбранной точке, кг.
Допускается использование друтих устройств, обеспечивающих подачу нагрузки в заданном диапазоне.
За окончательный результат принять наибольшее из полученных значений 83.
Результаты поверки стенда считаются положительными, если относительная погрешность измерений массы транспортного средства, приходящейся на ось, не превышает ±2%.
8 Оформление результатов поверки-
8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки с указанием предельных числовых значений результатов измерений и их оценки по сравнению с предъявленными требованиями.
-
8.2 При положительных результатах поверки стенд признается годным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы.
-
8.3 При отрицательных результатах поверки, стенд признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Руководитель отдела ООО «Автопрогресс-М»
В.И. Скрипник
Приложение Л
(Обязательное)