Методика поверки «Тахографы DTG-S1 (DTG10002)» (МП 842-16-02)

Методика поверки

Тип документа

Тахографы DTG-S1 (DTG10002)

Наименование

МП 842-16-02

Обозначение документа

ВНИИФТРИ

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель генерального директора -заместитель по научной работе

ФГУП «ВНИЙФТРИ»

Тахографы DTG-S1 (DTG10002)

Методика поверки

842-16-02 МП

% р.

р.п. Менделеево 2016 г.

1 Общие сведения
  • 1.1 Настоящая методика поверки распространяется на тахографы DTG-S1 (DTG10002) (далее - тахографы) и устанавливает порядок и объем их первичной и периодической поверок.

  • 1.2 Интервал между поверками - 7 лет.

2 Операции поверки

2.1 При поверке тахографов выполнить работы в объеме, указанном в таблице 1. Таблица 1    

Наименование операции

Номер пункта методики поверки

Проведени

п

е операции ри

первичной поверке (после ремонта)

периодической поверке

1 Внешний осмотр

8.1

да

да

2 Опробование

8.2

да

да

3 Определение погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения интервала времени

8.3

да

да

4 Определение погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения скорости в диапазоне от 20 до 180 км/ч по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP < 3

8.4

да

да

5 Определение абсолютной инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения скорости в диапазоне от 20 до 180 км/ч по импульсному сигналу датчика движения

8.5

да

да

6 Определение абсолютной инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP <3

8.6

да

да

7 Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP < 3

8.7

да

да

8 Определение относительной инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения пройденного пути

8.8

да

да

9 Определение абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS

8.9

да

да

10 Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,95) синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока СКЗИ при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS

8.10

да

да

Наименование операции

Номер пункта методики поверки

Проведение операции при

первичной поверке (после ремонта)

периодической поверке

11 Идентификация программного обеспечения

8.11

да

да

  • 2.2 При получении отрицательных результатов при выполнении любой из операций поверка прекращается и тахограф бракуется.

3 Средства поверки

3.1 При проведении поверки использовать средства измерений и вспомогательное оборудование, представленные в таблице 2.

Таблица 2

№ пунктов методики поверки

Наименование рабочих эталонов или вспомогательных средств поверки; номер документа регламентирующего технические требования к рабочим эталонам или вспомогательным средствам; разряд по государственной поверочной схеме и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки

8.3

Генератор сигналов произвольной формы 33522В (per. № 53565-13): пределы допускаемой относительной погрешности установки частоты выходного сигнала при температуре окружающей среды от 18 до 27 °C ± 1 * 10"6.

Частотомер универсальный CNT-91R (per. № 41567-09): пределы допускаемой относительной погрешности измерения частоты при времени измерения 200 мс ±2x10’7

8.5

Генератор сигналов произвольной формы 33522В

8.8

Генератор сигналов произвольной формы 33522В

Частотомер универсальный CNT-91R

8.10

Источник первичного точного времени УКУС-ПИ 02ДМ

  • 3.2 Допускается использование других средств измерений и вспомогательного оборудования, обеспечивающих требуемый запас точности (не менее 1/3) при определении метрологических характеристик тахографов.

  • 3.3 Применяемые для поверки средства измерений должны быть утверждённого типа, исправны и иметь действующие свидетельства о поверке (отметки в формулярах или паспортах).

4 Требования к квалификации поверителей
  • 4.1 К проведению поверки тахографов допускается инженерно-технический персонал со среднетехническим или высшим образованием, ознакомленный с руководством по эксплуатации (РЭ) и документацией по поверке, имеющие право на поверку (аттестованными в качестве поверителей).

5 Требования безопасности
  • 5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.3.019-80.

  • 5.2 При проведении поверки необходимо принять меры защиты от статического напряжения, использовать антистатические заземленные браслеты и заземлённую оснастку.

6 Условия поверки
  • 6.1 Поверку проводить при следующих условиях:

  • - температура окружающего воздуха, °C                           от 15 до 25;

  • - относительная влажность воздуха, %                              не более 80.

Все средства измерений и вспомогательное оборудование, использующиеся при поверке тахографов, должны находится в рабочих условиях эксплуатации.

7 Подготовка к поверке
  • 7.1 Перед проведением поверки необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

  • - выполнить операции, оговоренные в документации изготовителя на поверяемый тахограф по подготовке его к работе;

  • - выполнить операции, оговоренные в РЭ на применяемые средства поверки по их подготовке к измерениям;

  • - осуществить прогрев приборов для установления их рабочих режимов.

8 Проведение поверки
  • 8.1 Внешний осмотр

    • 8.1.1 При внешнем осмотре проверить:

  • - отсутствие механических повреждений и ослабления элементов, четкость фиксации их положения;

  • - чёткость обозначений, чистоту и исправность разъёмов и гнёзд, наличие и целостность печатей и пломб;

  • - наличие маркировки согласно требованиям эксплуатационной документации.

  • 8.1.2 Результаты поверки считать положительными, если выполняются требования п. 8.1.1. В противном случае тахограф бракуется.

  • 8.2 Опробование

    • 8.2.1 Собрать схему в соответствии с рисунком 1. Обеспечить радиовидимость сигналов ГЛОНАСС/GPS в верхней полусфере.

Рисунок 1 - Схема проведения измерений при проверке работоспособности

  • 8.2.2 Включить тахограф, визуально убедиться в отсутствии ошибок по результатам прохождения внутренних тестов и в индикации текущего времени и даты на дисплее тахографа.

  • 8.2.3 В соответствии с пунктом 6.2.2 руководства по эксплуатации тахографа DTG-S1 (DTG10002) АБНЕ.457300.001 РЭ02 установить характеристический коэффициент тахографа «25000». Убедиться в изменении характеристического коэффициента в тахографе.

  • 8.2.4 Результаты поверки считать положительными, если выполняются требования п. п. 8.2.2, 8.2.3.

  • 8.3 Определение погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения интервала времени.

    • 8.3.1 Собрать схему в соответствии с рисунком 2.

      Рисунок 2 - Схема проведения измерений при определении погрешности измерения интервала времени и инструментальной погрешности пройденного пути

  • 8.3.2 В соответствии с руководством по эксплуатации настроить генератор сигналов 33522В на выдачу последовательности прямоугольных импульсов с параметрами:

  • - частота следования импульсов: 100 Гц;

  • - амплитуда импульсов: 4,4 В;

  • - среднеквадратичное значение амплитуды: 2,2 В;

  • - длительность импульса: 100 мкс;

  • - время нарастания (спада) фронта импульса (от 10 до 90 %): 50 мкс;

  • - продолжительность воспроизведения последовательности импульсов: 60 с.

  • 8.3.3 Включить генератор 33522В, фиксировать последовательность импульсов (входное воздействие) тахографом и частотомером CNT-91R, настроенным на режим счета импульсов. После окончания воспроизведения последовательности импульсов обнулить показания частотомера CNT-91R. Рассчитать действительное значение интервала времени (Тпдейств) по формуле:

ту _ М

Т действ - —,

где М - количество импульсов, измеренное частотомером универсальным CNT-91R.

  • 8.3.4 Выполнить действия п. 8.3.3 не менее пяти раз.

  • 8.3.5 Определить систематическую составляющую погрешности измерения интервала времени по формулам (1), (2):

ЛТП(]) = ТП(])-ТПдейств,                         (1)

(2)

i=i

где ТПдейств - действительное значение интервала времени, с;

Tn (j) - измеренное значение интервала времени из файла тахографа (выгрузка файла в соответствии с п. 7.1.1 АБНЕ.457300.001 РЭ02) (количество секунд записи скорости движения), с;

N - количество измерений.

  • 8.3.6 Определить среднее квадратическое отклонение (СКО) случайной составляющей погрешности измерения интервала времени:

    N

    X(^Tn(j)-dTn)2

    J=1_______________

    N-l

(3)

  • 8.3.7 Определить погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения интервала времени по формуле (4):

IIj' =

(4)

  • 8.3.8 Результаты поверки считать положительными, если погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения интервала времени не более 4 с.

  • 8.4 Определение погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения скорости в диапазоне от 20 до 180 км/ч по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP < 3

    • 8.4.1 Результаты поверки считать положительными, если в наличии свидетельство о поверке на блок СКЗИ с неистёкшим сроком действия.

  • 8.5 Определение абсолютной инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения скорости в диапазоне от 20 до 180 км/ч по импульсному сигналу датчика движения

    • 8.5.1 Собрать схему в соответствии с рисунком 3.

      Рисунок 3 - Схема проведения измерений при определении инструментальной погрешности измерения скорости по датчику движения

    • 8.5.2 В соответствии с руководством по эксплуатации:

  • - на тахограф установить характеристический коэффициент тахографа «2000» (пункт

  • 6.2.2 руководства по эксплуатации тахографа DTG-S1 (DTG10002) АБНЕ.457300.001 РЭ02);

  • - на генератор сигналов 33522В настроить выдачу последовательностей прямоугольных импульсов (параметры приведены в п. 8.3.2) частотами 100 Гц (180 км/ч), 50 Гц (90 км/ч) и 11,11(1) Гц (20 км/ч) (продолжительность воспроизведения последовательности импульсов каждой частоты 120 с).

  • 8.5.3 Провести измерения в течение 360 с.

  • 8.5.4 Используя измерительную информацию о скорости из файла тахографа (выгрузка файла в соответствии с п. 7.1.1 АБНЕ.457300.001 РЭ02) определить систематическую составляющую инструментальной погрешности измерения скорости по импульсному сигналу датчику движения по формулам (5), (6):

dV(j) = V(j)-Vdeilcme,

(5)

dV = ~^AV(j),                           (6)

j=l

где Удейств - действительное значение скорости, км/ч;

V (j) - измеренное значение скорости, км/ч;

N - количество измерений.

  • 8.5.5 Определить СКО случайной составляющей инструментальной погрешности измерения скорости по импульсному сигналу датчика движения по формуле (7):

    N

    Yj£V(j)-dV)2

    j=l___________

    N-l

(7)

  • 8.5.6 Определить инструментальную погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения скорости по импульсному сигналу датчика движения по формуле (8):

nv =|rfr| + 2-<7r,

(8)

  • 8.5.7 В соответствии с пунктом 6.2.2 руководства по эксплуатации тахографа DTG-S1 (DTG10002) АБНЕ.457300.001 РЭ02 на тахограф установить характеристический коэффициент тахографа «25000».

  • 8.5.8 Выполнить действия п.п. 8.5.2 - 8.5.6 для частот последовательностей прямоугольных импульсов 1250 Гц (180 км/ч), 625 Гц (90 км/ч) и 138,88(8) Гц (для 20 км/ч).

  • 8.5.9 Результаты испытаний считать положительными, если инструментальная погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения скорости в диапазоне от 20 до 180 км/ч по импульсному сигналу датчика движения не более 2 км/ч.

  • 8.6 Определение абсолютной инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP < 3

    • 8.6.1 Результаты поверки считать положительными, если в наличии свидетельство о поверке на блок СКЗИ с не истёкшим сроком действия.

  • 8.7 Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат местоположения по каждой координатной оси при работе по сигналам ГНСС при геометрическом факторе ухудшения точности PDOP < 3

    • 8.7.1 Результаты поверки считать положительными, если в наличии свидетельство о поверке на блок СКЗИ с не истёкшим сроком действия.

  • 8.8 Определение относительной инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) измерения пройденного пути

    • 8.8.1 Собрать схему в соответствии с рисунком 2.

    • 8.8.2 В соответствии с руководством по эксплуатации на тахограф установить характеристический коэффициент тахографа «10000». В соответствии с руководством по эксплуатации на генератор сигналов 33522В настроить выдачу последовательности прямоугольных импульсов (параметры приведены в п. 4.5.2) частотой 500 Гц (180 км/ч), эквивалентную по продолжительности пройденному пути 1 км (контролировать по дисплею тахографа).

    • 8.8.3 В соответствии с п. 3.6.1 пример 1 руководства по эксплуатации тахографа DTG-S1 (DTG10002) АБНЕ.457300.001 РЭ01 получить измеренное значение пройденного пути с разрядностью до метров.

    • 8.8.4 Выполнить действия п. 8.8.2 не менее пяти раз.

    • 8.8.5 Вычислить относительную инструментальную погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения пройденного пути протяженностью 1 км в следующей последовательности:

    • 8.8.6 Определить систематическую составляющую инструментальной погрешности измерения пройденного пути по импульсному сигналу датчику движения по формулам (9), (Ю):

ЛЩ) — L(j) — Ьдейств                          (9)

7

dL=-^AL(j),

(Ю)

Л j=l

где Ьдейств - действительное значение пройденного пути, м;

L (j) - измеренное значение пройденного пути, м;

N - количество измерений.

  • 8.8.7 Определить СКО случайной составляющей инструментальной погрешности измерения пройденного пути по формуле (11):

    Ov

    7V-7

    (И)

  • 8.8.8 Определить инструментальную погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения пройденного пути по формуле (12):

Пь =|iZZ| + 2-az,

(12)

  • 8.8.9 Определить относительную инструментальную погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения пройденного пути по формуле (13):

потн =---Пь----х 2 00о

(13)

L (М /10000)

где М - количество импульсов, измеренное частотомером универсальным CNT-91R.

  • 8.8.10 Результаты поверки считать положительными, если относительная инструментальная погрешность (по уровню вероятности 0,95) измерения пройденного пути не более 1%.

  • 8.9 Определение абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS

    • 8.9.1 Результаты поверки считать положительными, если в наличии свидетельство о поверке на блок СКЗИ с не истёкшим сроком действия.

  • 8.10 Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,95) синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока СКЗИ при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS

    • 8.10.1 Собрать схему в соответствии с рисунком 4. Средство визуализации должно иметь разрешающую способность индикации оцифровки метки времени не менее 0,1 с.

Рисунок 4 - Схема проведения измерений при определении абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока СКЗИ

  • 8.10.2 Обеспечить радиовидимость сигналов навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и GPS в верхней полусфере. В соответствии с эксплуатационной документацией на тахограф и УКУС-ПИ 02ДМ подготовить их к работе. Настроить УНКУС ПИ 02ДМ на выдачу шкалы времени, синхронизированной с национальной шкалой координированного времени UTC(SU).

  • 8.10.3 В течение не менее десяти секунд снимать на средство видеофиксации средство визуализации и табло тахографа с индикацией шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа. Для обработки использовать моменты смены целого числа минут на дисплее тахографа.

  • 8.10.4 Определить систематическую составляющую погрешности синхронизации по формулам (14), (15):

лта)=та)-тдейств,                      (и)

dT=~YAT<i),                          (is)

j=i

trq Тдейств - действительное значение шкалы времени, с;

Т (j) - измеренное значение шкалы времени, с;

N - количество измерений.

  • 8.10.5 Определить СКО случайной составляющей погрешности синхронизации:

Y^T(i)-dT)2

N-l           ■                        (16)
  • 8.10.6 Определить погрешность (по уровню вероятности 0,95) синхронизации шкалы времени по формуле (17):

Пт = \dT\ + 2 • от                          (17)

  • 8.10.7 Абсолютная погрешность (по уровню вероятности 0,95) синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа со шкалой времени блока СКЗИ при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS не более 2 с (результаты поверки считать положительными), если абсолютная погрешность синхронизации шкалы времени внутреннего опорного генератора тахографа с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS не более 4 с.

  • 8.11 Идентификация программного обеспечения

    • 8.11.1 Проверку соответствия заявленных идентификационных данных программного обеспечения (ПО) тахографа проводить в следующей последовательности:

- проверить номер версии (идентификационный номер) ПО в соответствии с п.4.11 АБНЕ.457300.001 РЭ01.

  • 8.11.2 Результаты поверки считать положительными, если идентификационные данные ПО соответствуют идентификационным данным, приведенным в таблице 3.

Таблица 3

Идентификационное данные (признаки)

Значение

Номер версии (идентификационный номер ПО)

1.310 и выше

9 Оформление результатов поверки
  • 9.1 При положительных результатах поверки на тахограф выдается свидетельство установленной формы.

  • 9.2 На оборотной стороне свидетельства о поверке записываются результаты поверки.

  • 9.3 В случае отрицательных результатов поверки поверяемый тахограф к дальнейшему применению не допускается. На него выдается извещение о непригодности к дальнейшей эксплуатации с указанием причин непригодности.

Заместитель генерального директора -                        .

начальник НИО-8 ФГУП «ВНИИФТРИ»                 $1 О.В. Денисенко

А.А. Фролов

Начальник лаборатории 842 ФГУП «ВНИИФТРИ»

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель