Методика поверки «Терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник»» (МП АПМ 31-14)
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
А. С. Никитин
QO «Автопрогресс-М» водитель ГЦИ СИ
2014 г.
Терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник»
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МП АПМ 31-14
г. Москва
2014 г.
Настоящая методика поверки распространяется на терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник», изготавливаемые ООО «Навигационные решения», и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между периодическими поверками - 1 год.
1. Операции поверки
При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование этапа поверки |
№ пункта методики поверки |
Проведение операции | |
после ремонта |
при периодической поверке | |||
1 |
Внешний осмотр, проверка маркировки и комплектности |
7.1 |
да |
да |
2 |
Опробование |
7.2 |
да |
да |
3 |
Определение метрологических характеристик |
7.3 | ||
3.1 |
Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,67) определения плановых координат в стандартном режиме работы |
7.3.1 |
да |
да |
3.2 |
Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,67) измерения скорости |
7.3.2 |
да |
да |
2. Средства поверки
При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Наименование средств поверки |
Требуемые технические характеристики средства поверки |
Рекомендуемое средство поверки (тип) |
Имитатор сигналов |
погрешность формирования координат - не более 0,1м, скорости - не более 0,005 м/с (0,018 км/ч). |
CH-38O3M |
Все средства поверки, применяемые при поверке средства измерений, должны быть исправны, поверены и иметь свидетельства о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или технической документации.
Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методике поверки.
3. Требования к квалификации поверителей
К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы на терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник», имеющие достаточные знания и опыт работы с ними.
4. Требования безопасности
-
4.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке. При проведении поверки должны быть соблюдены все требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.3.019-80.
-
4.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
4.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
- все детали устройств и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи;
-
- поверяемые устройства и приборы, участвующие в поверке должны быть заземлены.
5. Условия проведения поверки
При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия
измерений:
температура окружающей среды °C (20±5);
относительная влажность воздуха,% 65±15;
атмосферное давление, кПа (мм рт.ст.) 100±4;
напряжение питания, В 215 - 225;
частота напряжения питания, Гц 49,5 - 50,5.
6. Подготовка к поверке
Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
-
- проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки;
-
- проверить комплектность рекомендованных (или аналогичных им) средств поверки;
-
- заземлить (если это необходимо) средства поверки и средства измерений;
-
- терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией;
-
- терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» и средства поверки должны быть выдержаны в лабораторном помещении не менее 1ч;
-
- терминалы абонентские бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» и эталоны должны быть установлены на специальном основании, не подвергающемся механическим (вибрация, деформация, сдвиги) и температурным воздействиям.
-
7. Проведение поверки
7.1. Внешний осмотр
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие терминалов абонентских бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» следующим требованиям:
-
- наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер терминалов абонентских бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» или его отдельных частей);
-
- комплектность терминалов абонентских бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» должна соответствовать разделу руководства по эксплуатации;
-
- отсутствие механических повреждений и коррозии терминалов абонентских бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник», а также других повреждений, влияющих на работу;
-
- наличие четких надписей и отметок на органах управления.
7.2. Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов
При опробовании должно быть установлено соответствие терминалов абонентских бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» следующим требованиям:
-
- работоспособность всех функциональных режимов.
Для опробования и дальнейшего определения метрологических характеристик терминалов выполнить следующие действия:
-
- собрать схему измерений в соответствии с рисунком 1.
-
- провести установку и запуск специального программного обеспечения ПО «LinkAdmin for MVT17L3» для отображения и съема измерительной информации терминалов на ПЭВМ;
-
- подключить навигационные сигналы ГЛОНАСС и GPS, формируемые имитатором сигналов, ко входу спутниковой антенны терминалов;
-
- настроить ПО в соответствии с РЭ;
-
- дождаться в течение 15 минут решения навигационной задачи, о чем должно свидетельствовать отображение соответствующей информации в строках «Дата», «Время», «Широта», «Долгота»;
-
- проверить идентификационные данные ПО «БАК-FW»:
Для проверки идентификационных данных ПО «БАК-FW» необходимо провести следующие операции:
запустить ПО «HyperTerminal», входящее в стандартный пакет программ ОС Windows (для Windows ХР) или ПО «Putty» (для Windows 7 и новее) или одно из аналогичных ПО, например, «Realterm», «TeraTerm» или «Absolute Telnet»; направить на терминал команду «RST» без параметров;
на экран будет выведена информация о номере версии ПО.
Номера версий и наименований ПО должны соответствовать следующему:
Таблица 3
Наименование программного обеспечения |
Идентификационное наименование программного обеспечения |
Номер версии (идентификаци онный номер) программного обеспечения, не ниже |
БАК-FW |
БАК-FW |
1.81.4 |
Результаты опробования считать положительными, если отображается текущее время, координаты, высота; а номер версии ПО соответствует указанному в таблице 3.
-
7.3. Определение метрологических характеристик
7.3.1. Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,67) определения плановых координат в стандартном режиме работы
-
7.3.1.1. Подготовить сценарий имитации с параметрами, приведенными в таблице 4. При этом контролировать, чтобы значение геометрического фактора GDOP не превышало 4.
Таблица 4
Формируемые спутниковые навигационные сигналы |
ГЛОНАСС (код СТ) и GPS (код С/А без SA) в частотном диапазоне L1 |
Продолжительность |
60 мин |
Количество каналов: - ГЛОНАСС -GPS |
8 8 |
Параметры среды распространения навигационных сигналов:
|
присутствует присутствует |
Формируемые сигналы функциональных дополнений |
нет |
Координаты в системе координат WGS-84 (стоянка):
|
60’00'000000 N 030’00'000000 Е 100,00 18,00 |
Продолжительность стоянки, мин |
5 |
Скорость движения, м/с |
0-60 |
Продолжительность движения, мин |
60 |
-
7.3.1.2. Настроить терминал на выдачу результатов измерений в протоколе NMEA.
-
7.3.1.3. Осуществить запись NMEA сообщений с частотой 1 сообщение в 1 сек в абсолютном режиме работы терминала в течение 60 минут.
-
7.3.1.4. Определить систематическую составляющую погрешности определения координат в плане (широты и долготы) и высоты по формулам (1), (2), например, для координаты В (широты):
J=1 где Вист - истинное значение координаты В, ...
B(j) - значение координаты В в j-ый момент времени, ...
N- количество измерений.
Аналогичным образом определить систематическую составляющую погрешности определения координаты L (долготы) и Н(высоты).
-
7.3.1.5. Определить СКО случайной составляющей погрешности определения координат по формуле (3), например, для координаты В (широты):
(3)
Пв
N-l
Аналогичным образом определить CKO случайной составляющей погрешности определения координаты L (долготы).
-
7.3.1.6. Перевести значения погрешностей определения координат в плане (широты и долготы) из угловых секунд в метры по формулам (4) - (5):
- для широты:
(4)
- для долготы:
AL(m)= лгсГ
(5)
где а - большая полуось эллипсоида, м;
е - первый эксцентриситет эллипсоида;
1" - 0,000004848136811095359933 радиан (arc 1").
Для приближенных расчетов можно использовать следующие формулы:
АВ(м)=30,92-АВ(..."); AL(m)=30,92-AL)(...")-cosB.
-
7.3.1.7. Определить погрешность (по уровню вероятности 0,67) определения плановых координат по формулам (6)-(7):
Пв = бВ(м) ± ов(м), (6)
Пь = dL(M) ± оЦм), (7)
-
7.3.1.8. Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,67) определения координат в плане находятся в пределах ±15 м.
7.3.2. Определение абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,67) измерения скорости
-
7.3.2.1. Для определения абсолютной погрешности измерения скорости использовать результаты измерений скорости, полученные при выполнении п. 7.3.1.
-
7.3.2.2. Определить систематическую составляющую погрешности и СКО случайной составляющей погрешности определения скорости по формулам (8) - (10):
(8)
N
(9)
(10)
где Уист - истинное значение скорости, м/с;
Vj - значение скорости в j-ый момент времени, м/с;
N - количество измерений.
-
7.3.2.3. Определить абсолютную погрешность (по уровню 0,67) измерения скорости по формуле (11):
(И)
-
7.3.2.4. Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,67) измерения скорости находятся в пределах ±0,1м/с.
8. Оформление результатов поверки
-
8.1. Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки с указанием предельных числовых значений результатов измерений и их оценки по сравнению с предъявленными требованиями.
-
8.2. При положительных результатах поверки терминал абонентский бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» признается годными к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы с указанием фактических результатов определения метрологических характеристик.
-
8.3. При отрицательных результатах поверки терминал абонентский бортового аппаратного комплекса т.м. «Спутник» признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Инженер ГЦИ СИ
ООО «Автопрогресс-М»
Скрипкина Т.А.