Методика поверки «СИСТЕМЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВА АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА ПРИ ЗАПРАВКЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ» (РТ-МП-6378-449-2020)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ II МЕТРОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (ФБУ «РОСТЕСТ-МОСКВА»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель генерального директора
Меньшиков
февраля 2020 г.
Государственная система обеспечения единства измерений
СИСТЕМЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВА АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА ПРИ ЗАПРАВКЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Методика поверки
РТ-МП-63 78-449-2020 г. Москва
2020 г.
Лист № 2 Всего листов 7
1 Общие положения-
1.1 Настоящая методика поверки распространяется на системы измерительные количества авиационного топлива при заправке воздушных судов (далее - системы), изготовленные АО «ПРИЗ», г. Москва, и устанавливает объём и методы их первичной и периодической поверок.
-
1.2 Интервал между поверками - 1 год.
При проведении поверки выполняют следующие операции:
-
- внешний осмотр - п. 7.1;
-
- опробование - п. 7.2;
-
- определение метрологических характеристик - п. 7.3.
При получении отрицательного результата в процессе выполнения любой из операций поверки систему признают непригодным и ее поверку прекращают.
3 Средства поверки-
3.1 Основные и вспомогательные средства поверки указаны в таблице 1.
Таблица 1- Основные и вспомогательные средства поверки
Номер пункта методики поверки |
Наименование и тип основных средств поверки |
7.2, 7.3 |
Лаборатория поверочная передвижная ППЛ-СЧЖ (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 43268-09), погрешность ±0,5 % |
7.2, 7.3 |
Установка поверочная средств измерений объема и массы для верхнего и нижнего налива УПМ-2000, (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 63582-16), погрешность при измерении объема ±0,5 %, погрешность при измерении массы ±0,4 % |
7.2, 7.3 |
Измеритель плотности жидкостей вибрационный ВИП-2МР (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 27163-09) погрешность ±0,1 кг/м3; |
7.3 |
Ареометр - рабочий эталон 1-го разряда АОН (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 22442-04) погрешность ±0,1 кг/м3; |
7.2, 7.3 |
Термометр цифровой малогабаритный ТЦМ 9410 (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 32156-06), погрешность ±0,1 °C. |
-
3.2 Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
-
3.3 Средства поверки должны быть поверены и иметь действующие свидетельства о поверке.
При проведении поверки должны выполняться следующие требования безопасности:
-
- к проведению поверки допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и имеющие группу по технике электробезопасности не ниже второй;
-
- вся аппаратура, питающаяся от сети переменного тока, должна быть заземлена;
-
- все разъёмные соединения линий электропитания и линий связи должны быть исправны;
-
- соблюдать требования безопасности, указанные в эксплуатационных документах на систему, применяемые средства поверки и вспомогательное оборудование.
-
- температура окружающей среды от минус 10 до 30 °C;
-
- жидкость для проведения поверки - нефтепродукты (авиационное топливо).
-
6.1 Подготавливают систему и средства поверки в соответствии с эксплуатационными документами.
-
6.2 Перед началом поверки систему следует выдержать в условиях проведения поверки с включенным напряжением питания не менее 1 часа.
-
7.1 Внешний осмотр
При внешнем осмотре установить:
-
- соответствие комплектности;
-
- отсутствие дефектов, влияющих на работу системы;
-
- наличие и сохранность маркировки;
-
- чистоту и механическую исправность разъемов;
-
- целостность системы.
Результат считается положительным, если комплектность системы соответствует эксплуатационным документам, отсутствуют дефекты, влияющие на работу системы, сохранена маркировка, разъемы чистые и механически исправные.
-
7.2 Опробование
-
7.2.1 Устанавливают мерник ППЛ-СЧЖ или УПМ (далее - мерник) в пределах рабочей зоны действия системы.
-
Проверяют вертикальность установки мерника и при необходимости регулируют его положение по уровню на мернике.
Подключают раздаточный рукав (рукава) системы к мернику в соответствии с эксплуатационной документацией на систему и лабораторию поверочную передвижную ППЛ-СЧЖ или УПМ.
Задают в системе дозу топлива для отпуска, равную номинальной вместимости мерника.
Включают систему, и проводят налив авиационного топлива в мерник.
В процессе налива проверяют работоспособность системы в соответствии с установленным режимом, герметичность ее узлов, отсутствие протечек.
По завершению налива дают выдержку на отстаивание авиационного топлива не менее 5 минут и проверяют герметичность.
Сливают топливо из мерника.
После опорожнения мерника для полного удаления авиационного топлива дают выдержку на слив капель в течение трех минут. Затем убеждаются путем визуального осмотра внутренней полости мерника в отсутствии на его дне топлива.
Результат опробования считают положительным, если система герметична, а показания всех измеряемых величин изменяются в соответствии с увеличением объема авиационного топлива.
Допускается совместить выполнение операции по п. 7.2 с операцией по п. 7.3.
-
7.2.2 Проверка идентификационных данных ПО
Для проверки номера версии ПО и цифрового идентификатора ПО (контрольной суммы) необходимо открыть папку «Метрология», в которой будут указаны соответствующие значения.
Результат проверки считают положительным, если идентификационные данные соответствуют данным, приведённым в таблице 2.
Таблица 2 - Идентификационное данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
1 |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) |
6d2a634beb9b06f05a40d5aff7673f3 |
-
7.3 Определение метрологических характеристик
-
7.3.1 Определение относительной погрешности измерений объема авиационного топлива
-
7.3.1.1 Перед определением относительной погрешности измерений объема авиационного топлива проводят смачивание мерника. Для этого проводят операции по п. 7.2.1.
-
-
Запускают систему для отпуска топлива.
-
7.3.1.2 В процессе наполнения мерника контролируют отсутствие протечек через сливную трубу мерника. В случае обнаружения протечек через сливную трубу мерника, проверку останавливают, мерник сливают, контролируют отсутствие авиационного топлива в мернике и повторяют операции по п. 7.3.1.1.
Поток перекрывается ручным краном при достижении необходимого объема по мернику (не менее 2000 дм3). Выдача дозы считается законченной после того, как прекратится изменение уровня топлива в мернике и на показывающем устройстве системы. Считывают измеренные системой объем Уд, дм3 топлива.
После успокоения уровня авиационного топлива в мернике определяют по шкале мерника значение объема дозы авиационного топлива Ум, дм3.
Определяют температуру авиационного топлива в мернике С° по показанию термометра.
Рассчитывают объем дозы авиационного топлива в мернике Ум, дм3, с учетом поправки на температуру стенки мерника по формуле
VM° =VM+AVM = - ^) = 7м + ^-[/+3-а-(/-20)], (1)
где
Kw- объем авиационного топлива по мернику, дм3;
ИЛ/ - действительная вместимость мерника (по свидетельству о поверке), дм3;
Ид'/ - объем мерника при температуре измерений, дм3;
/ - температура измерений, °C;
а - коэффициент линейного расширения материала мерника по его паспорту, 1 /°C;
Рассчитать относительную погрешность измерений объема авиационного топлива Зу, % по формуле
S ___—-100
г/0
где Уд - заданный объем авиационного топлива, дм3
Результат считается положительным, если относительная погрешность измерений объема авиационного топлива не превышает ±0,15 %.
-
7.3.2 Определение абсолютной погрешности измерений температуры авиационного топлива
Определение абсолютной погрешности измерений температуры авиационного топлива проводят в мернике после проверки по п. 7.3.1.
Термометр опускают в мерник с авиационным топливом, на уровень 0,5 от уровня топлива в мернике. Измерения проводят в соответствии с эксплуатационным документом на термометр.
Рассчитать абсолютную погрешность измерений температуры авиационного топлива АТ, °C, по формуле
/А/
(3)
где tc - температура авиационного топлива, измеренная системой, °C;
t3 - температура авиационного топлива, измеренная термометром, °C.
Результат считается положительным, если абсолютная погрешность измерений температуры авиационного топлива не превышает ±0,2 °C.
-
7.3.3 Определение абсолютной погрешности измерений плотности авиационного топлива
Из мерника переносным пробоотборником, на уровне 0,5 от уровня авиационного топлива в мернике, отбирают пробу топлива.
Измерения плотности проводят ареометром или измерителем плотности жидкостей вибрационным ВИП-2МР в лабораторных условиях.
Плотность продукта, приведенную к температуре 15 °C, /7/5, кг/ м3, вычисляют по формуле где р,'13м - плотность авиационного топлива, измеренная с помощью ареометра в лабораторных условиях (температура Тр и избыточное давление, равное нулю), с учетом систематической погрешности метода по МИ 2153-2004 «ГСИ. Плотность нефти. Требования к методикам выполнения измерений ареометром при учетных операциях», или с помощью измерителя плотности жидкостей вибрационного ВИП-2МР, кг/м3;
CTL"
(4)
СТЬлр - поправочный коэффициент, учитывающий влияние температуры на объем авиационного топлива, вычисляемый по API 2540;
К - поправочный коэффициент на температурное расширение стекла для ареометров, вычисляемый по МИ 2153-2004 «ГСИ. Плотность нефти. Требования к методикам выполнения измерений ареометром при учетных операциях». В случае измерений плотности с помощью измерителя плотности жидкостей вибрационного ВИП-2МР К принимают равным единице.
Плотность авиационного топлива, приведенную к температуре 20 °C, /э/, кг/м3, вычисляют по формуле
где Л15 - коэффициент объемного расширения продукта, вычисляемый по
МИ 2632-2001 «ГСИ. Плотность нефти и нефтепродуктов и коэффициенты объемного расширения и сжимаемости. Методы и программа расчета».
Рассчитать абсолютную погрешность измерений плотности по формуле
Ре Рэ
(6)
где рс - значение плотности, приведенной к 20 °C, измеренное системой, кг/м3;
рэ - значение плотности, приведенной к 20 °C, измеренное
ареометром или измерителем плотности жидкостей вибрационным ВИП-2МР в лабораторных условиях , кг/м3.
Результат считается положительным, если абсолютная погрешность измерений плотности авиационного топлива не превышает ±0,5 кг/м3.
-
7.3.4 Определение относительной погрешности измерений массы авиационного топлива
-
7.3.4.1 Определение относительной погрешности измерений массы авиационного топлива проводят при каждом определении погрешности измерений объема.
-
Измеряют объем авиационного топлива по пункту 7.3.1, температуры авиационного топлива по пункту 7.3.2, плотности авиационного топлива по пункту 7.3.3.
Рассчитывают массу авиационного топлива в мернике М, кг, по формуле
(7)
Рассчитывают относительную погрешность измерений массы авиационного топлива при каждом измерении по формуле
Мг-М
•100,
(8)
где Мс - значение массы авиационного топлива, измеренное системой, кг
Результат считается положительным, если относительная погрешность измерений массы авиационного топлива не превышает ±0,25 %.
7.3.4.2 Определение относительной погрешности измерений массы авиационного
топлива при помощи УПМ
Поверку осуществляют с использованием весовой системы из состава УПМ.
Определяют массу дозы авиационного топлива. Массу дозы авиационного топлива М)н, кг, вычисляют по формуле где М - показания весов после операций слива, кг;
(9)
М\ - показания весов до начала операций слива, кг;
П - коэффициент, учитывающий необходимую поправку при взвешивании воздуха, вычисляемый по формуле
"А,"#/
/7 — Р<,н . Р " P(i
(Ю)
Р.м < Р<)и ~ Рв > где рди - плотность авиационного топлива по показаниям системы, кг/м3;
рЛ1 - плотность материала гирь для поверки весов, кг/м3 (берут из свидетельства о поверке используемых гирь, при отсутствии информации принимается 8000 кг/м3);
рв - плотность воздуха, кг/м3 (из таблицы В.1 Приложения В, ГОСТ 8.400-2013).
Пр имечание: Значение коэффициента П вычисляют до пяти знаков после запятой и
округляют до четырех знаков после запятой.
Значение относительной погрешности измерений массы д'м, %, вычисляют формуле
•100%
9
(11)
Л// "
где 1VJ <>п - значение массы налитой дозы авиационного топлива по показаниям системы, кг; м <>и - значение массы налитой дозы авиационного топлива, вычисленное по
результатам взвешивания на весах, кг.
Примечание:
Значение дм вычисляют до трех знаков после запятой и округляют до двух знаков после запятой.
Результат считается положительным, если относительная погрешность измерений массы авиационного топлива не превышает ±0,25 %.
8 Оформление результатов поверки-
8.1 При положительных результатах поверки выдается свидетельство о поверке в соответствии с действующими правовыми нормативными документами. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
-
8.2 При отрицательных результатах поверки выдают извещение о непригодности средства измерений с указанием причин.
В.И. Беда
И.В. Беликов