Методика поверки «УСТРОЙСТВА ИЗМЕРЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОГО ВЕСА И ДЛИНЫ (СУТП)» (PT-MП-5340-443-2019)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» (ФБУ «РОСТЕСТ-МОСКВА»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель генерального директора
Государственная система обеспечения единства измерений
УСТРОЙСТВА ИЗМЕРЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОГО ВЕСА И ДЛИНЫ (СУТП)
Методика поверки
РТ-МП-5340-443-2019 г. Москва
2019 г.
лист № 2 Всего листов 6 Настоящая методика поверки распространяется на устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поездов повышенного веса и длины (СУТП), модификации СУТП-В (далее по тексту - устройство СУТП-В) и модификации СУТП-Л (далее по тексту - устройство СУТП-Л), изготовленные Акционерное общество «РИТМ», ТПТА, Тверская область, г. Тверь.
Интервал между поверками 12 месяцев.
1 Операции поверки-
1.1 При проведении поверки выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Операции поверки
Наименование операции
Номер пункта НД по поверке
Обязательность проведения операции при:
первичной поверке
периодической поверке
1 Внешний осмотр
7.1
Да
Да
2 Проверка программного давления
7.2
Да
Да
3 Определение абсолютной погрешности
7.3
Да
Да
4 Определение формирования ступеней торможения и темпа снижения давления в уравнительном резервуаре крана машиниста
7.4
Ж
Ж
5 Определение формирования ступеней торможения снижением давления в тормозной магистрали
7.5
Да
Да
1.2 В случае если по одному из пунктов указанных в таблице 1 устройства СУТП-В и СУТП-Л будут признаны непригодными, поверка прекращается.
1.3 Допускается возможность раздельной поверки вагонного полукомплекта СУТП-В и локомотивного полукомплекта СУТП-Л устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поездов повышенного веса и длины (СУТП).
2 Средства поверки2.1 При проведении поверки применяют средства поверки, указанные в таблице 2.
Таблица 2 - Средства поверки
Номер пункта методики поверки |
Наименование и тип основного и вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования и метрологические характеристики средства поверки |
|
Манометр деформационный образцовый с условной шкалой типа МО, с верхним пределом измерений 1,0 МПа, класса точности 0,15 (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 5768-76); Секундомер механический СОСпр (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 11519-96). |
2.2 Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
3 Требования к квалификации поверителейК проведению поверки допускаются лица, ознакомленные с руководством по эксплуатации системы и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
4 Требования безопасности-
4.1 При проведении поверки необходимо соблюдать указания по технике безопасности.
лист № 3
Всего листов 6 приведенные в руководстве по эксплуатации на средства поверки.
-
4.2 Запрещается создавать давление, превышающее верхний предел измерения давления устройства СУТП-Л и устройства СУТП-В, кроме тех случаев, которые оговорены в настоящей методике поверки.
При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающей среды от плюс 15 до плюс 25 °C;
-
- атмосферное давление от 84 до 106 кПа;
-
- относительная влажность воздуха от 30 до 80 %;
-
- напряжение питания постоянного тока от 10,8 до 13,2 В, для устройства СУТП-В;
-
- напряжение питания для СУТП-Л постоянного тока от 45 до 55 В, для устройства СУТП-Л;
-
- давление в пневмосистеме от 700 кПа до 900 кПа (от 7,0 до 9,0 бар).
Должны отсутствовать внешние электрические и магнитные поля, влияющие на работу устройства СУТП-В и устройства СУТП-Л.
6 Подготовка к поверку-
6.1 Для проведения поверки представляют следующую документацию:
-
- руководство по эксплуатации.
-
6.2 Перед проведением поверки выполняют следующие подготовительные работы:
-
- средства поверки выдерживают в условиях и в течение времени, установленных в эксплуатационных документах на средства поверки;
-
- все средства измерений, которые подлежат заземлению, должны быть надежно заземлены, подсоединение зажимов защитного заземления к контуру заземления должно производиться ранее других соединений, а отсоединение - после всех отсоединений.
-
7.1 Внешний осмотр
-
7.1.1 При внешнем осмотре должно быть установлено:
-
-
- отсутствие механических повреждений, влияющих на эксплуатационные свойства устройства СУТП-Л и устройства СУТП-В;
-
- наличие на шильдиках устройства СУТП-Л и устройства СУТП-В товарного знака изготовителя, наименования и заводского номера.
-
7.1.2 Устройство СУТП-В и устройство СУТП-Л, забракованные при внешнем осмотре, дальнейшей поверке не подлежат.
-
7.2 Проверка программного обеспечения
-
7.2.1 Операция «Проверка программного обеспечения» включает в себя:
-
-
- определение номера версии (идентификационного номера) программного обеспечения.
-
7.2.2 Операция может быть выполнена визуально, по номеру версии отображаемому на экране монитора компьютера, входящего в состав автоматизированного стенда СИП-Л. Результат проверки программного обеспечения считается положительным, если полученные идентификационные данные ПО СИ (номер версии (идентификационный номер) ПО) соответствуют идентификационным данным, указанным в таблице 3.
Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения.
Идентификационные данные (признаки) программного обеспечения |
Значения |
Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения:
|
не ниже 4.1 не ниже 6.8 |
лист № 4 Всего листов 6
Если идентификационные данные (номер версии) не совпадают с данными, указанными в описании типа, дальнейшую поверку не проводят.
-
7.3 Определение абсолютной погрешности.
-
7.3.1 Определение абсолютной погрешности измерений давления и формирования зарядного давления в уравнительном резервуаре крана машиниста
-
Устройство СУТП-Л присоединить к автоматизированному стенду СИП-Л, подать на него напряжение 48 В от источника постоянного тока. После чего провести следующие операции:
-
- определение абсолютной погрешности измерений давления в уравнительном резервуаре крана машиниста;
-
- определение абсолютной погрешности формирования зарядного давления в уравнительном резервуаре крана машиниста.
-
7.3.1.1 Определение абсолютной погрешности измерений давления в уравнительном резервуаре крана машиниста проводится в следующей последовательности:
-
- по манометру деформационному образцовому с условной шкалой типа МО, манипулируя ручкой крана машиниста в уравнительном резервуаре объёмом 20 л, входящего в стенд автоматизированный СИП-Л последовательно установить значения давления 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800 и 900 кПа (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 кгс/см2);
-
- сравнить показания манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и показания с дисплея монитора компьютера автоматизированного стенда СИП-Л.
Абсолютную погрешность измерений давления в уравнительном резервуаре крана машиниста рассчитывают в каждой задаваемой точке по формуле (1)
Д = Р -Р (1)
из.ч эт v z
где А - значение абсолютной погрешности, кПа;
Рнзм - значение давления, измеренное пультом для снятия показаний, кПа;
Рэт - значение давления, создаваемое стендом, кПа.
Результаты поверки считаются положительными, если значение абсолютной погрешности измерений давления в уравнительном резервуаре крана машиниста не превышают: ±5 кПа (±0,05 кгс/см2), в диапазоне свыше 300 до 600 кПа, включительно (свыше 3 до 6 кгс/см2, включительно) и ±10 кПа (±0,1 кгс/см2), в диапазоне от 0 до 300 кПа, включительно (от 0 до 3 кгс/см2, включительно) и в диапазоне свыше 600 до 900 кПа (свыше 6 до 9 кгс/см2).
-
7.3.1.2 Определение абсолютной погрешности формирования зарядного давления в уравнительном резервуаре крана машиниста проводится в следующей последовательности:
-
- включите на пульте управления стенда "режим ввода зарядного давления (Рзд.)" и последовательно введите следующие значения давления: 450; 500 и 550 кПа (4,5; 5,0 и 5,5 кгс/см2), после чего нажмите кнопку "ВВОД";
-
- сравнить показания манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и введённое значение.
Результаты поверки считаются положительными, если значение абсолютной погрешности формирования зарядного давления в уравнительном резервуаре крана машиниста не превышает: ±5 кПа (±0,05 кгс/см2).
-
7.3.2 Определение абсолютной погрешности измерений давления в тормозной магистрали
Устройство СУТП-Л присоединить к автоматизированному стенду СИП-Л и подать на него напряжение 48 В от источника постоянного тока, а устройство СУТП-В присоединить к автоматизированному стенду СИП-В, подать на него напряжение 12 В от источника постоянного тока. Резервуар тормозной магистрали объёмом 55 л., входящего в состав стенда автоматизированного СИП-Л, соединить с резервуаром тормозной магистрали объёмом 55 л., входящий в состав стенда, автоматизированного СИП-В, используя рукав и впускной кран ДУ20. После чего определяют абсолютную погрешности измерений давления в тормозной магистрали.
Определение абсолютной погрешности измерений давления в тормозной магистрали проводится в следующей последовательности:
лист № 5 Всего листов 6
-
- по манометру деформационному образцовому с условной шкалой типа МО, манипулируя ручкой крана машиниста в уравнительном резервуаре объёмом 20 л, входящего в стенд автоматизированный СИП-Л последовательно установить значения давления 200, 300, 400, 500 и 600 кПа (2, 3, 4, 5 и 6 кгс/см2);
-
- сравнить показания манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и показания на манометре для точных измерений МТИ, входящего в состав стенда СИП-В.
Абсолютную погрешность измерений давления в тормозной магистрали рассчитывают в каждой задаваемой точке по формуле (1)
Результаты поверки считаются положительными, если значение абсолютной погрешности измерений давления в тормозной магистрали не превышают: ±5 кПа (±0,05 кгс/см2), в диапазоне свыше 300 до 600 кПа (свыше 3 до 6 кгс/см2) и ±10 кПа (±0,1 кгс/см2), в диапазоне от 0 до 300 кПа, включительно (от 0 до 3 кгс/см2, включительно).
-
7.4 Определение формирования ступеней торможения и темпа снижения давления в уравнительном резервуаре крана машиниста
-
7.4.1 Определение диапазона формирования ступеней торможения уравнительном резервуаре крана машиниста провести в следующей последовательности:
-
-
- устройство СУТП-Л присоединить к автоматизированному стенду СИП-Л, подать на него напряжение 48 В от источника постоянного тока;
-
- включить на пульте управления стенда "режим ввода зарядного давления (Рзд.)" и ввести значение давления: 550 кПа (5,5 кгс/см2), после чего нажать кнопку "ВВОД";
-
- нажать на пульте управления стенда кнопку [|], после чего СУТП-Л должен выполнить первую ступень торможения снижением давления в резервуаре на 55 ... 60 кПа (0,55 ... 0,60 кгс/см2);
-
- снять показания с манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и определить значение первой ступени торможения по формуле (2)
Д^ = Л,-^1 (2)
где ДР 1 - значение первой ступени торможения, кПа (кгс/см2);
Рзд- значение зарядного давления, кПа (кгс/см2);
Peri - значение давления, после имитации первой ступени торможения, кПа (кгс/см2);
-
- нажать на пульте управления стенда кнопку [|], после чего СУТП-Л должен выполнить повторную ступень торможения снижением давления в резервуаре на 15 ... 20 кПа (0,15 ... 0,20 кгс/см2);
-
- снять показания с манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и определить значение повторной ступени торможения по формуле (3)
^2=Р^-^2 <3)
где ДР2 - значение повторной ступени торможения, кПа (кгс/см2);
РСТ1 - значение давления, снятое до имитации повторной ступени торможения, кПа (кгс/см2);
Рст2 - значение давления, после имитации повторной ступени торможения, кПа (кгс/см2).
-
- повторите операцию формирования повторных ступеней торможения четыре раза.
-
7.4.2 Темп снижения давления в уравнительном резервуаре крана машиниста проводят путём определения времени снижения давления в уравнительном резервуаре крана машиниста с 550 до 450 кПа (с 5,5 до 4,5 кгс/см2) при помощи секундомера СОСпр.
-
7.4.3 Результаты поверки считаются положительными, если диапазон формирования первой ступени торможения в уравнительном резервуаре крана машиниста составляет от 55 до 60 кПа (от 0,55 до 0,60 кгс/см2), диапазон формирования повторных ступеней торможения в уравнительном резервуаре крана машиниста составляет от 15 до 20 кПа (от 0,15 до 0,20
лист № 6 Всего листов 6 кгс/см2), а темп снижения давления в уравнительном резервуаре крана машиниста с 550 кПа до 450 кПа (с 5,5 до 4,5 кгс/см2) составляет значение от 4 до 6 секунд.
-
7.5 Определение формирования ступеней торможения снижением давления в тормозной магистрали
Определение диапазона формирования ступеней торможения тормозной магистрали проводится в следующей последовательности:
-
- устройство СУТП-Л присоединить к автоматизированному стенду СИП-Л и подать на него напряжение 48 В от источника постоянного тока, а устройство СУТП-В присоединить к автоматизированному стенду СИП-В, подать на него напряжение 12 В от источника постоянного тока. Резервуар тормозной магистрали объёмом 55 л., входящего в состав стенда автоматизированного СИП-Л, соединить с резервуаром тормозной магистрали объёмом 55 л., входящий в состав стенда, автоматизированного СИП-В, используя рукав и впускной кран ДУ20. После чего определяют абсолютную погрешности измерений давления в тормозной магистрали:
-
- включить на пульте управления "режим ввода зарядного давления (Рзд.)" и ввести значение давления: 550 кПа (5,5 кгс/см2), после чего нажать кнопку "ВВОД";
-
- подать команду "Ступень 0,55", после чего СУТП-В должен выполнить первую ступень торможения снижением давления в резервуаре на 55 ... 60 кПа (0,55 ... 0,60 кгс/см2);
-
- снять показания с манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и определить значение первой ступени торможения по формуле (2);
-
- подать команду "Ступень 0,15", после чего СУТП-В должен выполнить повторную ступень торможения снижением давления в резервуаре на 15 ... 20 кПа (0,15 ... 0,20 кгс/см2);
-
- снять показания с манометра деформационного образцового с условной шкалой типа МО и определить значение повторной ступени торможения по формуле (3)
-
- повторите операцию формирования повторных ступеней торможения три раза.
Результаты поверки считаются положительными, если диапазон формирования первой ступени торможения в тормозной магистрали составляет от 55 до 60 кПа (от 0,55 до 0,60 кгс/см2) а диапазон формирования повторных ступеней торможения в тормозной магистрали составляет от 15 до 20 кПа (от 0,15 до 0,20 кгс/см2).
8 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ-
8.1 Результаты поверки заносят в протокол поверки произвольной формы.
-
8.2 При положительных результатах поверки на систему выписывают свидетельство о поверке согласно действующим нормативным правовым документам.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде оттиска поверительного клейма.
-
8.3 При отрицательных результатах поверки на систему выдают извещение о непригодности с указанием причин.
Главный специалист по метрологии лаборатории № 443 ФБУ "Ростест-Москва"
А.В. Болотин
Д.А. Денисов
Начальник лаборатории № 443
ФБУ "Ростест-Москва"