Методика поверки «Устройства для измерений углов установки осей и колес автомобилей серий MIRAGE, BORA, FAIP фирмы "SIMPES FAIP S.P.A." Италия.» (г.р.28965-05)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ГЦИ СИ-
Зам. генерального директора ФГУ
«ВОеТЕСТ-Москва»
А.с. Евдокимов 2005 г.
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВ УСТАНОВКИ ОСЕЙ И КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ СЕРИЙ MIRAGE, BORA, EAIP ФИРМЫ «SIMPES EAIP S. P. А.» ИТАЛИЯ,
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
MjnPTМосква, 2005 г.
МЕТОДИКА ПОВЕРКИУстройства для измерений углов установки осей
и колес автомобилей серий MIRAGE, BORA, FAIP фирмы «SIMPES FAIP S. p. А.»
1. ВВЕДЕНИЕ.Настоящая методика предусматривает объём и последовательность проведения операций первичной и периодической поверки устройств для измерений углов установки осей и колес автомобилей серии MIRAGE моделей MIRAGE и MIRAGE HD, серии BORA моделей 217I.R., 217I.R. NO PC version a также серии FAIP моделей СЗОО, С500, С700, С100, C100HD (далее по тексту - устройство) в качестве рабочего средства измерений.
Межповерочный интервал - один год.
2. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИПри проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл.1.
Таблица 1
Наименование операции |
№ пункта методики |
Внешний осмотр |
6.1 |
Опробование |
6.2 |
Определение метрологических характеристик |
6.3 |
Определение погрешности измерений углов развала и углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости |
6.3.1 |
Определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля |
6.3.2 |
Определение погрешности измерений углов схождения передних колес автомобиля |
6.3.3 |
Определение погрешности измерений углов схождения задних колес автомобиля |
6.3.4 |
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные в табл.2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Оптический квадрант |
КО-ЗОМ , ±180°; ПГ ±30", ГОСТ 8.393 |
2. |
Уровень брусковый |
100-0,1, ГОСТ 9392-89 |
3. |
Калибровочное приспособление (из комплекта поставки или аналогичное отечественного производства), аттестованное в установленном порядке. (Приложение 1) |
Остаточная несоосность рабочих осей <30 угловых секунд. Остаточная несоосность рабочих осей к основанию <30 угловых секунд. |
Примечание. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается применять
другие с аналогичными характеристиками.
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИПри проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
Таблица 3.
Температура окружающей среды, °C |
20±5 |
Относительная влажность воздуха, %. |
65±15 |
Атмосферное давление, кПа |
100±4 |
Напряжение и частота питающей сети, В , Гц |
220±22, 50±0,5 |
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
-
5.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следуюгцие работы:
-
• все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи;
-
• устройства должны быть заземлены.
При внешнем осмотре должно быть установлено:
-
• наличие свидетельства о поверке;
-
• наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер устройства);
-
• отсутствие механических повреждений корпуса устройства, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу устройства;
-
• наличие четких надписей и отметок на органах управления;
Комплектность устройства должна соответствовать разделу «Комплект поставки» его паспорта (или другой НД).
6.2, Опробование.Проверку работоспособности устройства производить визуально путём включения согласно НД на него в следующей последовательности:
-
• разместить измерительные блоки на калибровочном приспособлении (или на колесах автомобиля);
-
• выполнить соединения измерительных блоков и приборной стойки (для тех моделей, где эти соединения необходимы);
-
• включить приборную стойку устройства и перевести измерительные блоки в режим измерения любого параметра или в режим калибровки;
Функции устройства должны соответствовать НД на него.
6.3. Определение метрологических характеристик прибора.6.3.1.Определение погрешности измерения углов развала и углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости для блоков, предназначенных для измерений на передней задней осях автомобиля.
установить все измерительные блоки на калибровочное приспособление так, чтобы излучатели и приемники ИК излучения передних и задних блоков были попарно направлены друг на друга. При этом излучение, обеспечивающее связь передних блоков с задними блоками, должно быть направлено вдоль длинной стороны калибровочного приспособления. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового;
-
• перевести устройство в режим калибровки измерения развала колес;
-
• с помощью оптического квадранта и уровня брускового установить калибровочное приспособление в нулевое горизонтальное положение;
-
• снять отсчеты Пизмерен. ДЛЯ каждого измерительного блока при нулевом положении калибровочного приспособления;
« с помощью оптического квадранта последовательно устанавливать калибровочное приспособление на углы + 1 00; +3 00; +5 00; +8 00; +10 00; -1 00; -3 00; -5°00; -8°00; -10°00, принимая эти углы за действительные значения (UjcnchJ- Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг основной длинной оси калибровочного приспособления;
-
• для определения погрешности измерения углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости необходимо продолжить измерения по предыдущему пункту методики. Для этого с помощью оптического квадранта последовательно устанавливать калибровочное приспособление на углы + 12 00; +14 00; +16 00; +18 00; -12 00; -14 00; -16 00; -18 00, принимая эти углы за действительные значения (Пдейств.)- Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг основной длинной оси калибровочного приспособления;
-
• с экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея на измерительном блоке) производить отсчеты углов развала (Пизмерен.) для каждого измерительного блока при каждом из установленных углов калибровочного приспособления.
-
• определять абсолютную погрешность измерений углов развала по формуле:
Л Пцзмср. ■ Пдейств. [ О
Значения абсолютной погрешности измерений углов развала для всех измерительных блоков не должна превышать;
Таблица 4.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
BORA 217I.R., 217LR. NO |
±5' |
FAIP ClOO, CIOOHD, C300, C500, C700PC |
±4' |
MIRAGE, MIRAGE HD |
+5’ |
Значения абсолютной погрешности измерений углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости для измерительных блоков управляемых колес не должна превышать;
Таблица 5.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
BORA217I.R., 217LR. NO |
±5' |
FAIP СЮО, C100HD, СЗОО, С500, С700РС |
±4' |
MIRAGE, MIRAGE HD |
±10' |
6.3.2. Определение погрешности измерения углов продольного наклона оси поворота управляемых колес:
-
• выставить калибровочное приспособление и измерительные блоки устройства по методике пункта 6.3.1.
-
• перевести устройство в режим измерения продольных углов наклона оси поворота управляемых колес;
-
• с экрана монитора приборной стойки произвести отсчеты углов наклона оси поворота управляемых колес WH3Mep при установке калибровочного приспособления на углы '\¥действ : ±1°00'; +3°00; ±5°00'; ±10°00'; ±15°00'; ±18°00'. Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг основной короткой оси калибровочного приспособления;
-
• определить абсолютную погрешность измерений углов наклона оси по формуле:
А Wизмер действ [ 3
Абсолютная погрешность измерения продольных углов наклона оси поворота для измерительных блоков управляемых колес не должна превышать:
Таблица 5.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
BORA 217LR., 217LR.no |
±5' |
FAIP СЮО, CIOOHD, СЗОО, C500, C700PC |
±4' |
MIRAGE, MIRAGE HD |
±10' |
-
6.3.3. Определение погрешности измерения углов схождения передних колес автомобиля.
-
• перевести устройство в режим калибровки углов схождения измерительных блоков, размещаемых на передних колесах автомобиля.
-
• установить все измерительные блоки на калибровочное приспособление так, чтобы излучатели и приемники ИК излучения передних и задних блоков были попарно направлены друг на друга. При этом излучение, обеспечивающее связь передних блоков с задними блоками, должно быть направлено вдоль длинной стороны калибровочного приспособления. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового;
-
• за действительные значения принимается угол Едейств., величина которого записана в метрологическом аттестате на калибровочное приспособление, в разделе; «Остаточная несоосность рабочих осей»;
-
• с экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея) последовательно произвести отсчет величины Ьизмерен. ° (градусы угловые) угла схождения .правого и левого колеса автомобиля;
-
• последовательно определить абсолютную погрешность измерений углов схождения для правого и левого передних колес автомобиля по формуле:
6.3.4.Определение погрешности измерений углов схождения задних колес автомобиля.
-
• перевести устройство в режим калибровки углов схождения измерительных блоков, размещаемых на задних колесах автомобиля;
-
• повторить процедуры поверки описанные в разделе 6.3.3 но только для углов схождения задних колес (для задних измерительных блоков).
Абсолютная погрешность измерений углов схождения для каждого из четырех измерительных блоков не должна превышать;
Таблица 6.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
BORA217I.R., 217I.R. NO |
±4' |
FA1P С100, C100HD, СЗОО, С500, С700РС |
±3' |
MIRAGE, MIRAGE HD |
±5' |
7.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.
-
7.1. Устройство, прошедшее поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме, установленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ.
-
7.2. Устройство, не удовлетворяюгцее требованиям хотя бы одного из пунктов 6.3.1 -6.3.4. настоящей методики, признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КАЛИБРОВОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
(изготовитель - фирма «SIMPES FAIP S. р. А.» Италия)
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм
450 X 450 X 300
Остаточная несоосность рабочих осей, угловых секунд
<30
Остаточная несоосность рабочих осей к основанию, угловых секунд
<30