Методика поверки «Устройства для измерений углов установки осей и колес автомобилей серии DSP500 фирмы "HUNTER ENGINEERING COMPANY", США» (г.р. 17456-07)
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГЦИ СИ '^ам. генерального директора ' ^)ГУ «РОСТЕСТ - Москва»
А.С. Евдокимов
■>
2007 г.
МПРТ- 1069-2007
Москва, 2007 г.
МЕТОДИКА ПОВЕРКИУСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВ УСТАНОВКИ ОСЕЙ И КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ СЕРИИ DSP500 ФИРМЫ «HUNTER ENGINEERING COMPANY», США.
1. ВВЕДЕНИЕ.Настоящая методика предусматривает объём и последовательность проведения операций первичной и периодической поверки устройств для измерений углов установки осей и колес автомобилей серии DSP500 (далее устройство), выпускаемых фирмой «HUNTER ENGINEERING COMPANY», США в качестве рабочего средства измерений.
Устройства предназначены для измерений и регулировки углов установки управляемых и неуправляемых колес автомобилей в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров.
Межповерочный интервал - один год.
2. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл. 1.
_________________________________________________________________Та^ица 1
Наименование операции |
№ пункта методики |
Внешний осмотр |
6.1 |
Опробование |
6.2 |
Определение метрологических характеристик |
6.3 |
Определение погрешности измерений углов развала и углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес |
6.3.1 |
Определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля |
6.3.2 |
Определение погрешности измерений углов суммарного схождения передних колес автомобиля |
6.3.3 |
Определение погрешности измерений углов суммарного схождения задних колес автомобиля |
6.3.4 |
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные в табл.2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Оптический квадрант |
КО-ЗОМ , ±180°; ПГ ±30", ГОСТ 8.393 |
2. |
Уровень брусковый |
100-0,1, ГОСТ 9392-89 |
3. |
Калибровочное приспособление (из комплекта поставки или аналогичное отечественного производства), аттестованное в установленном порядке. |
Остаточная несоосность рабочих осей < 30 угловых секунд. Остаточная несоосность рабочих осей к основанию <30 угловых секунд. |
Примечание. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается применять другие с аналогичными характеристиками.
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИПри проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
Таблица 3.
Температура окружающей среды, °C |
20±5 |
Относительная влажность воздуха, %. |
65±15 |
Атмосферное давление, кПа |
100±4 |
Напряжение и частота питающей сети, В , Гц |
220±22, 50±0,5 |
-
5.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы: •все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи; •устройства должны быть заземлены.
При внешнем осмотре должно быть установлено:
•наличие свидетельства о поверке;
•наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер устройства);
•отсутствие механических повреждений корпуса устройства, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу устройства;
•наличие четких надписей и отметок на органах управления;
Комплектность устройства должна соответствовать разделу «Комплект поставки» его паспорта (или другой НД).
6.2. Опробование.Проверку работоспособности устройства производить визуально путём включения согласно НД на него в следующей последовательности:
•разместить измерительные блоки на калибровочном приспособлении (или на колесах автомобиля);
•выполнить соединения измерительных блоков и приборной стойки (для тех моделей, где эти соединения необходимы);
•включить приборную стойку устройства и перевести измерительные блоки в режим измерения любого параметра или в режим калибровки;
Функции устройства должны соответствовать НД на него.
6.3. Определение метрологических характеристик прибора.6.3.1.Определение погрешности измерений углов развала и углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес.
-
6.3.1.1. Установить все измерительные блоки на калибровочное приспособление. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового.
-
6.3.1.2. Перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов развала колес.
-
6.3.1.3. С помощью оптического квадранта и уровня брускового установить калибровочное приспособление в нулевое горизонтальное положение.
-
6.3.1.4. Снять отсчеты Пизм^ен. для каждого измерительного блока при нулевом положении калибровочного приспособления.
-
6.3.1.5. С помощью оптического, квадранта дюследовагельпо устанавливать калибровочное приспособление на углы + ГОО; +3 00; +5 00; +8 00; -1 00; -3 00; -5 00; -8 00; принимая эти углы за действительные значения (Пдейств.)- Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг длинной основной оси калибровочного приспособления.
-
6.3.1.6. Для определения погрешности измерений углов отклонения шкворня от вертикали в поперечной плоскости управляемых колес необходимо продолжить измерения по предыдущему пункту методики. Для этого с помощью оптического квадранта последова.-тельно, устанавливать калибровочное приспособление на углы + 14 00; +18 00; +2200; +25 00; -14 00; -18°00; -22°00; -25 00, принимая эти углы за действительные значения (Пдейств.)•
-
6.3.1.7. с экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея на измерительном блоке) производить отсчеты углов (Пизмерен.) для каждого измерительного блока при каждом из установленных углов калибровочного приспособления.
-
6.3.1.8. Определить абсолютную погрешность измерений углов развала и углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес по формуле:
Al UnsMep. ■ идейств.
Значения абсолютной погрешности измерений углов развала для всех измерительных блоков не должны превышать ±2'.
Значения абсолютной погрешности измерений углов отклонения шкворня от вертикали в поперечной плоскости не должны превышать ±5'.
-
6.3.2. Определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес:
•выставить калибровочное приспособление и измерительные блоки устройства по методике пункта 6.3.1.
•перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля;
•с экрана монитора приборной стойки произвести отсчеты углов продольного наклона оси поворота управляемых колес Whsmcp при повороте измерительных блоков на осях калибровочного приспособления на углы "^действ: ±5 00; +10 00; ±15°00; ±20°00; ±25 00. Углы Wдейств устанавливаются по оптическому квадранту;
•определить абсолютную погрешность измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес по формуле:
Al W измер W действ
-
6.3.3. Определение погрешности измерений углов суммарного схождения передних колес автомобиля.
перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов суммарного схождения для измерительных блоков, размещаемых на передних колесах автомобиля.
- установить измерительные блоки на калибровочное приспособление так, чтобы излучатели и приемники ИК излучения передних и задних блоков были попарно направлены друг на друга. Измерительные блоки, размещаемые на задней оси, должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивалась оптическая связь передних блоков с задними блоками. С помощью встроенных электронных уровней измерительньк блоков выставить передние блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового;
за действительное значение угла суммарного схождения передних колес автомобиля принимается угол Ьдейств., величина которого записана в метрологическом аттестате на калибровочное приспособление, в разделе: «Остаточная несоосность рабочих осей»;
с экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея) последовательно произвести отсчет величины Ьизмерен. угла суммарного схождения передних колес автомобиля;
определить абсолютную погрешность измерений угла суммарного схождения передних колес автомобиля по формуле;
Аз- LnsMepCH " Ьдейств
6.3.4.Определение погрешности измерений углов суммарного схождения задних колес автомобиля.
•перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов схождения измерительных блоков, размещаемых на задних колесах автомобиля;
•повторить процедуры поверки описанные в разделе 6.3.3 но только для задних измерительных блоков.
Значения абсолютной погрешности измерений углов суммарного схождения не должны превышать ±2'.
При расчете погрешностей измерений для каждой из величин Ai - A3 следует выполнить в каждой точке не менее трех измерений. За абсолютную погрешность измерений А1 - Аз принимается наибольшее среднее арифметическое значение данных измерений.
7.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.-
7.1. Устройство, прошедшее поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме, установленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ.
-
7.2. Устройство, не удовлетворяющее требованиям хотя бы одного из пунктов 6.3.1 -
-
6.3.4. настоящей методики, признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.
в.к. Перекрест
Начальник лаборатории 445 ГЦИ СИ «РОСТЕСТ-МОСКВА»
приложение.КАЛИБРОВОЧНОЕ ПРЙОЙОСОБЛЕНИЕ, ИЗГОТОВЛЕННОЕ ФИРМОЙ «HUNTER ENGINEERING COMPANY», США
Гб
0000 ’ I’'-
[N.*<Si5]
I—10.001 илгЦ
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (длина X ширина х высота), мм
2115x340x450
Остаточная несоосность рабочих осей А-А и В-В, угловых секунд
<30
Остаточная непараллельность рабочих осей друг к другу, угловых секунд