Методика поверки «Устройства для измерений углов установки осей и колес автомобилей серии MICROLINE моделей: ML 3000, ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001, VAS 6141, ML 6 EASY, ML 6R EASY, ML 8 EASY, ML 8R EASY, ML 8 TECH, ML 8R TECH, ML 81 TECH, VAG 1995 K TECH, VAG 1818 F TECH, BMW KDS TECH фирмы "BEISSBARTH GmbH.", Германия» (г.р. 16321-05)
УТВЕРЖДАЮ P\ ководитель ГЦИ СИ-'Зам.ч снерйльного директора ФГУ , и', , «РОСТЕСТ-Москва»
/■
' !'
А.С. Евдокимов
2005 г.
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВ УСТАНОВКИ ОСЕЙ И КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ СЕРИИ MICROLINE МОДЕЛЕЙ: ML 3000, ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001, VAS 6141, ML 6 EASY, ML 6R EASY, ML 8 EASY, ML 8R EASY, ML 8 TECH, ML 8R TECH, ML 81 TECH, VAG 1995 К TECH, VAG 1818 F TECH, BMW KDS TECH
фирмы "BEISSBARTH GmbH.", Германия
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МПРТ - ^£>06'Москва, 2005 г.
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ 1. ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая методика предусматривает объём и последовательность проведения операций первичной и периодической поверки устройств для измерений углов установки осей и колес автомобилей серии MICROLINE моделей ML 3000, ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001, VAS 6141, ML 6 Easy, ML 6R Easy, ML 8 Easy, ML 8R Easy, ML 8 Tech, ML 8R Tech, ML 81 Tech, VAG 1995 К Tech, VAG 1818 F Tech, BMW KDS Tech (далее no тексту - устройство) в качестве рабочего средства измерений.
Межповерочный интервал - один год.
2. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл.1.
Таблица 1
Наименование операции |
№ пункта методики |
Внешний осмотр |
6.1 |
Опробование |
6.2 |
Определение метрологических характеристик |
6.3 |
Определение погрешности измерений углов развала и углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости для блоков, предназначенных для измерений на передней и задней осях автомобиля |
6.3.1 |
Определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля |
6.3.2 |
Определение погрешности измерений углов схождения передних колес автомобиля |
6.3.3 |
Определение погрешности измерений углов схождения задншх колес автомобиля |
6.3.4 |
3. СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные в табл.2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Оптический квадрант |
КО-ЗОМ , +180°; ПГ ±30", ГОСТ 8.393 |
2. |
Уровень брусковый |
100-0,1, ГОСТ 9392-89 |
3. |
Кал и б ро во ч н ое приспособление(из комплекта поставки или аншюгичное отечественного производства), атгестованное в установленном порядке. (Приложение 1) |
Остаточная несоосность рабочих осей <30 угловых секунд. Остаточная несоосность рабочих осей к основанию <30 угловых секунд. |
Примечание. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается применять другие с аналогичными характеристиками.
-
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия;
Таблица 3.
Температура окружающей среды, °C |
20+5 |
Относительная влажность воздуха, %. |
65+15 |
Атмосферное давление, кПа |
100+4 |
Напряжение и частота питающей сети, В , Гц |
220±22, 50+0,5 |
-
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
-
5.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
-
• все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи;
-
• устройства должны быть заземлены.
-
6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ
б.ЕВнешний осмотр
При внешнем осмотре должно быть установлено:
-
• наличие свидетельства о поверке;
-
• наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер устройства);
-
• отсутствие механических повреждений корпуса устройства, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу устройства;
-
• наличие четких надписей и отметок на органах управления;
Комплектность устройства должна соответствовать разделу «Комплект поставки» его паспорта (или другой НД).
-
6.2. Опробование.
Проверку работоспособности устройства производить визуально путём включения согласно НД на него в следующей последовательности:
-
• разместить измерительные блоки на калибровочном приспособлении (или на колесах автомобиля);
моделей.
-
• выполнить соединения измерительных блоков и приборной стойки (для тех где эти соединения необходимы);
в режим
-
• включить приборную стойку устройства и перевести измерительные блоки измерения любого параметра или в режим калибровки;
Функции устройства должны соответствовать НД на него.
-
6.3. Определение метрологических характеристик прибора.
фирмой
При использовании калибровочного приспособления, рекомендуемого "BE1SSBARTH GmbH.", Германия, определение погрешности измерения углов развала и углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости производить последовательно: сначала для блоков, предназначенных для измерений на передней оси, а затем - на задней оси автомобиля.
6.3.1 .Определение погрешности измерения углов развала и углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости для блоков, предназначенных для измерений на передней задней осях автомобиля.
-
6.3.1.1. Установить блоки, предназначенные для выполнения измерений на передней оси и передних колесах автомобиля на калибровочное приспособление. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового.
-
6.3.1.2. Перевести устройство в режим калибровки измерения развала колес.
-
6.3.1.3. С помощью оптического квадранта и уровня брускового установить калибровочное приспособление в нулевое горизонтальное положение.
-
6.3.1.4. Снять отсчеты Пизмерен. ДЛЯ каждого измсрительного блока при нулевом положении калибровочного приспособления.
-
6.3.1.5. С помощью оптического квадранта последовательно устанавливать калибровочное приспособление на углы + 1 00; +3 00; +5 00; +8 00; +10 00; -1 00; -3 00; -5 00; -8 00; -10 00, принимая эти углы за действительные значения (Пдейств.)-Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг основной длинной оси калибровочного приспособления.
-
6.3.1.6. Для определения погрешности измерения углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости необходимо продолжить измерения по предыдущему пункту методики. Для этого с помощью оптического квадранта последовательно устанавливать калибровочное приспособление на углы + 12'00; +14 00; +16°00; +18°00; -12'00; -14 00; -16 00; -18 00, принимая эти углы за действительные значения (Пдейств.
). Поворот калибровочного приспособления должен длинной оси калибровочного
при этом осуществляться вокруг основной приспособления
на
(или с повторителя дисплея углов (Пизмерен.) ДЛЯ КаЖДОГО ИЗ установленных углов калибровочного
-
6.3.1.6. С экрана монитора приборной стойки измерительном блоке) производить отсчеты измерительного блока при каждом приспособления.
-
6.3.1.7. Установить блоки, предназначенные для выполнения измерений на задней оси и задних колесах автомобиля на калибровочное приспособление. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового.
-
6.3.1.8. Повторить процедуры подпунктов 6.3.1.2. - 6.3.1.6. настоящей методики для блоков, предназначенных для выполнения измерений на задней оси и задних колесах автомобиля.
-
6.3.1.9. Определять абсолютную погрешность измерений углов развала и углов отклонения оси поворота управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости по формуле:
Д - Пизмер. " и действ. [ ]
Значения абсолютной погрешности измерений углов развала для всех измерительных блоков не должна превышать:
Таблица 4.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
Ml 3000 |
+5' |
ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001,VAS 6141, ML 6 Easy, ML 6R Easy, ML 8 Easy, ML 8R Easy |
+2' |
ML 8 Tech, ML 8R Tech, ML 81 Tech, VAG 1995 К Tech, VAG 1818 F Tech, BMW KDS Tech |
+ 1' |
Значения абсолютной погрешности измерений углов отклонения оси поворота
управляемых колес от вертикали в поперечной плоскости для всех измерительных блоков не должна превышать:
Таблица 5.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
ML 3000 |
±10' |
ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001,VAS 6141, ML 6 Easy, ML 6R Easy, ML 8 Easy, ML 8R Easy |
±4' |
ML 8 Tech, ML 8R Tech, ML 81 Tech, VAG 1995 К Tech, VAG 1818 F Tech, BMW KDS Tech |
±4' |
-
6.3.2. Определение погрешности измерения углов продольного наклона оси поворота управляемых колес:
-
• выставить калибровочное приспособление и измерительные блоки устройства по методике пункта 6.3.1.
-
• перевести устройство в режим измерения продольных углов наклона оси поворота у правдяе м ы х колес;
-
• с экрана монитора приборной стойки произвести отсчеты углов наклона оси поворота управляемых колес ХУизмер при установке калибровочного приспособления на углы WjePicTiA ±100; +3 00; +5 00; ±10 00; ±15 00; ±18 00. Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг основной короткой оси калибровочного приспособления;
-
• определить абсолютную погрешность измерений углов наклона оси по формуле:
А XVизмер W;je{icTB [ ]
Абсолютная погрешность измерения углов наклона оси поворота управляемых колес не должна превышать:
Таблица 6.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
ML 3000 |
±10' |
ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001,VAS 6141, ML 6 Easy, ML 6R Easy, ML 8 Easy, ML 8R Easy |
±4' |
ML 8 Tech, ML 8R Tech, ML 81 Tech, VAG 1995 К Tech, VAG 1818 F Tech, BMW KDS Tech |
+4' |
-
6.3.3. Определение погрешности измерения углов схождения передних колес автомобиля.
-
• перевести устройство в режим калибровки углов схождения измерительных блоков, размещаемых на передних колесах автомобиля.
-
• установить все измерительные блоки на калибровочное приспособление так, чтобы излучатели и приемники ПК излучения передних и задних блоков были попарно направлены друг на друга. При этом излучение, обеспечивающее связь передних блоков с задними блоками, должно быть направлено вдоль длинной стороны калибровочного приспособления. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового;
® за действительные значения принимается угол Едейств., величина которого записана в метрологическом аттестате на калибровочное приспособление, в разделе: «Остаточная несоосность рабочих осей»;
-
• с экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея) последовательно произвести отсчет величины Еизмереи. ° (градусы угловые) угла схождения .правого и левого колеса автомобиля;
-
• последовательно определить абсолютную погрешность измерений углов схождения для правого и левого передних колес автомобиля по формуле:
А" ■ Е^измерен ' Едейств [ .1
6.3.4.Определение погрешности измерений углов схождения задних колес автомобиля.
-
• перевести устройство в режим калибровки углов схождения измерительных блоков, размещаемых на задних колесах автомобиля;
-
• повторить процедуры поверки описанные в разделе 6.3.3 но только для углов схождения задних колес (для задних измерительных блоков).
Абсолютная погрешность измерений углов схождения по каждому из передних и задних колес автомобиля не должна превышать:
Таблица 7.
Модель |
Значение величины абсолютной погрешности |
ML 3000 |
±5' |
ML 4000, ML 4600, ML 5000, ML 5001,VAS 6141, ML 6 Easy, ML 6R Easy, ML 8 Easy, ML 8R Easy | |
ML 8 Tech, ML 8R Tech, ML 81 Tech, VAG 1995 К Tech, VAG 1818 F Tech, BMW KDS Tech |
ТЕ |
7.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.
-
7.1. Устройство, прошедшее поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме, установленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ.
-
7.2. Устройство, не удовлетворяющее требованиям хотя бы одного из пунктов 6.3.1 -
-
6.3.4. настоящей методики, признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
КАЛИБРОВОЧНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
(изготовитель фирма "BEISSBARTH GmbH.", Германия.)
'К»
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм
1115 X 150 X 150
Остаточная несоосность рабочих осей, угловых секунд
<30
Остаточная несоосность рабочих осей к основанию, угловых секунд
<30