Инструкция «КОМПЛЕКСЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВИДЕОФИКСАЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ФОРСАЖ"» (МП 401250-002-31745739-2017)
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель генерального директора -заместитель по научной работе
ИНСТРУКЦИЯ
КОМПЛЕКСЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВИДЕОФИКСАЦИЕЙ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ФОРСАЖ»
Методика поверки
с изменением № 1
МП 401250-002-31745739-2017
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ-
1.1 Настоящая методика распространяется на комплексы измерительные с автоматической видеофиксацией нарушений правил дорожного движения «Форсаж» (далее -комплексы), осуществляющие измерение скорости движения транспортных средств (ТС), расстояния, проходимого ТС в зоне контроля, с привязкой к шкале координированного времени UTC(SU), и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверки.
-
1.2 Интервал между поверками: 1 год.
-
1.3 Внеочередная поверка, обусловленная ремонтом, изменением схем монтажа и углов установки видеокамер, а также перемещением комплексов на новое место установки, проводится в объеме первичной поверки.
-
2.1 При проведении поверки комплексов, должны выполняться операции, указанные в таблице 1.
-
2.2 Последовательность проведения операций должна соответствовать порядку, указанному в Таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта методики |
Обязательность поверки параметров | |
Первичная поверка |
Периодическая поверка | ||
1 Внешний осмотр |
8.1 |
да |
да |
2 Подключение к комплексу |
8.2 |
да |
да |
3 Определение абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени комплекса относительно шкалы времени UTC (SU) |
8.3 |
да |
да |
4. Определение абсолютной погрешности измерений расстояний |
8.4 |
да |
да |
5 Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств в зоне контроля |
8.5 |
да |
да |
2.3 При получении отрицательных результатов поверки по любому пункту таблицы
комплекс бракуется и направляется в ремонт.
-
2.4 Допускается проведение поверки отдельных автономных блоков из состава средства измерения для меньшего числа измеряемых величин.
Комплексы могут быть поверены по одному из двух вариантов.
Вариант 1 - поверка в полном объеме по пунктам 8.1 - 8.5 данной методики.
Вариант 2 - упрощенный. Проводятся операции только по пунктам 8.1 - 8.3 данной методики. При поверке комплекса по варианту 2 комплекс не может быть использован для измерений скорости движения ТС и расстояний.
(Измененная редакция, Изм. №1)
3 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ-
3.1 При проведении поверки используют средства измерений и вспомогательное оборудование, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Номер пункта документа по поверке |
Наименование рабочих эталонов или вспомогательных средств поверки. Номер документа, регламентирующего технические требования к рабочим эталонам или вспомогательным средствам. Разряд по государственной поверочной схеме и (или) метрологические и основные технические характеристики |
8.3 |
Аппаратура навигационно-временная потребителей глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/SBAS NV08C-CSM (per. № 52614-13), предел допускаемого среднего квадратического отклонения случайной составляющей инструментальной погрешности синхронизации ШВ к ШВ UTC(SU), UTC(USNO), системным ШВ систем ГЛОНАСС и GPS 15 нс |
8.4, 8.5 |
Лазерный дальномер Leica DISTO D8 (per. №41142-09), пределы допускаемой погрешности измерений расстояний ± 1,0 мм |
Вспомогательное оборудование | |
Штатив с отражающей визирной пластиной (светоотражающей панелью) Leica А4 (или аналогичной) | |
Тестовый автомобиль с чистой неповрежденной пластиной государственного регистрационного знака (ГРЗ), установленной в соответствии с Приложением «И» РФ ГОСТ Р 50577-93. |
3.2 Допускается использование других средств измерений и вспомогательного оборудования, имеющих метрологические и технические характеристики обеспечивающих требуемую точность измерений.
3.3 Применяемые средства поверки должны быть утверждённого типа, исправны и иметь действующие свидетельства о поверке (отметки в формулярах или паспортах).
-
4.1 Поверка должна осуществляться лицами, аттестованными в качестве поверителей в порядке, установленном в ПР 50.2.012-94. имеющие высшее или среднее техническое образование, практический опыт в области координатно-временных измерений.
-
5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.3.019-80. Также должны выполняться все надлежащие требования по безопасности труда, охране окружающей среды и санитарные нормы. При выполнении работ на улично-дорожной сети необходимо строго соблюдать правила дорожного движения. При невозможности безопасного проведения тестовых измерений в конкретной дорожной обстановке, следует обратиться в ГИБДД и обеспечить кратковременное перекрытие движения на одной либо на двух полосах, на которых в данный момент проводятся поверочные работы. Водитель тестового автомобиля должен иметь водительское удостоверение соответствующей категории и опыт управления данным типом транспортных средств. При проведении поверки на тестовом автомобиле должен быть включен сигнал аварийной остановки.
-
6.1 При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия:
-
- температура окружающего воздуха от -50 до +50 °C,
-
- относительная влажность до 90 %,
-
- атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа.
Пластина государственного регистрационного знака тестового автомобиля должна быть чистой и соответствовать ГОСТ Р 50577-93. Пластина также не должна иметь механических повреждений.
7 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ-
7.1 Поверитель должен изучить инструкции по эксплуатации поверяемого прибора и используемых средств поверки.
-
7.2 Убедиться в правильности соединений блоков комплекса.
-
8 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
Без подключения комплекса к источнику питания проверяются:
-
8.1.1 Комплектность.
-
8.1.2 Отсутствие деформаций и трещин корпуса, изломов и повреждений кабелей.
-
8.1.3 Целостность пломб в соответствии с описанием типа и подразделом «Пломбирование крепления блока видеокамеры на поворотном кронштейне» руководства по эксплуатации, наличие заводского номера и маркировки.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
8.1.4 Результаты поверки считаются положительными, если комплектность соответствует указанной в формуляре, нет механических повреждений корпуса и кабелей, места нанесений пломбы, заводского номера и маркировки соответствуют требованиям описания типа и руководства по эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. №1)
8.2 Подключение к комплексу-
8.2.1 Подготовить комплекс к работе и включить его.
-
8.2.2 При нахождении в радиусе нескольких метров от комплекса ноутбук или планшет с адаптером Wi-Fi должен «увидеть» беспроводную сеть с именем вида: FDDD, где F - сокращение от названия типа комплекса (Forsage), a DDD - серийный (заводской) номер комплекса.
-
8.2.3 Произвести подключение (для подключения по беспроводной сети Wi-Fi потребуется пароль, который необходимо получить у обслуживающей организации).
-
8.2.4 После успешного соединения необходимо для проверки подключиться удаленным рабочим столом на адрес 192.168.173.1 (это адрес комплекса в беспроводной сети). Имя пользователя и пароль для подключения также следует получить у обслуживающей организации. Проверить идентификационные данные ПО согласно подразделом «ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПО» руководства по эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
8.2.5 Результаты поверки считаются положительными, если успешно завершены операции по пп. 8.2.2. - 8.2.4.
Определение абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени комплекса относительно шкалы времени UTC (SU) допускается проводить в соответствии с п.п 8.3.1 или 8.3.2.
-
8.3.1 Определение абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени комплекса относительно шкалы времени UTC (SU) с использованием NTP-сервера.
Определение погрешности провести путем сравнения времени, определенного навигационным модулем измерителя с его номинальным значением, в качестве которого используется системное время компьютера, синхронизированное с NTP - сервером.
8.3.1.2. Для синхронизации компьютера с NTP сервером достаточно любой пользовательской программы, например, About Time или NTP-службы (в свободном доступе) (Рисунок 1).
Провести настройку на любой из NTP серверов:
ntpl.vniiftri.ru;
ntp2.vniiftri.ru;
ntp3.vniiftri.ru;
ntp4.vniiftri.ru;
ntp 1 .niiftri.irkutsk.ru;
ntp2.niiftri.irkutsk.ru;
vniiftri.khv.ru;
vniiftri2.khv.ru;
Рисунок 1 - Вид рабочего стола с ярлыком «Статус NTP»
-
8.3.1.3 Установить периодичность обращений на синхронизацию не более 1 мин и дождаться получения навигационных данных и текущего времени.
На рабочем столе комплекса выбрать пиктограмму «Статус NTP». В появившемся тексте (Рисунок 2) следует найти строку, начинающуюся со знака * либо %, и зафиксировать величины offset (текущее значение смещения в миллисекундах относительно шкалы времени NTP-источника), и jitter (среднеквадратичное отклонение в миллисекундах значений смещения при периодической подстройке).
HS ntp status
Поле с символом “*"
Поле "offset" Поле "jitter'
Поле
Checking current
remote
(Auto-Refresh every 10s — CTRL+C to Cancel)
34 64 377
8 64 377
33.747 8.414 2.441
24.470 3.640 4.787
91.226.136.136 .MRS.
3 и
1 u
-91.237.179.5
+89.109.251.21
Рисунок 2 - Окно программы «Статус NTP»
-
8.3.1.4 Для фиксации действительного (Тд) и измеренного (Ти) времени на одном мониторе произвести съемку экрана компьютера с отображаемым эталонным UTC(SU) временем.
-
8.3.1.5 Рассчитать абсолютную погрешность синхронизации шкалы времени комплекса относительно шкалы времени UTC (SU) (Ат) по формуле
Ат = offset = Тд - Ти
(Измененная редакция, Изм. №1)-
8.3.2 Определение абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени комплекса относительно шкалы времени UTC (SU) с использованием навигационного модуля.
-
8.3.2.1 Определение погрешности провести путем сравнения времени, определенного навигационным модулем измерителя с его номинальным значением, в качестве которого используется значение времени UTC(SU) с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.2.2 Подключить эталонный приемник к входу персонального компьютера с предварительно установленным программным обеспечением (например, Terminal). Включить эталонный приемник в соответствии с его инструкцией по эксплуатации, и добиться появления в окне программного обеспечения значения UTC(SU) времени, получаемого от эталонного приемника.
-
8.3.2.3 Включить измеритель в соответствии с его руководством по эксплуатации и дождаться получения навигационных данных и текущего времени.
-
8.3.2.4 Для фиксации действительного (Тд) и измеренного (Ти) времени на одном мониторе произвести съемку измерителем экрана компьютера с отображаемым эталонным UTC(SU) временем.
-
8.3.2.5 Рассчитать абсолютную погрешность синхронизации шкалы времени комплекса относительно шкалы времени UTC (SU) (Ау) по формуле
Ат = Тд-Ти
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
8.3.3 Результаты поверки считать положительными, если разность эталонного и измеренного времени находится в пределах ±1 мс. В противном случае комплекс дальнейшей поверке не подвергается, бракуется и направляется в ремонт.
-
8.4.1 Провести проверку градуировки комплекса. Для этого измерить высоту подвеса ГРЗ с помощью комплекса и с помощью дальномера от позиционной скобы (пятки дальномера), приложенной к асфальтовому покрытию до торца нижнего края пластины ГРЗ. Вычислить абсолютную погрешность измерений высоты подвеса номерной пластины тестового автомобиля по формуле:
Агрз“ ^действ ^контр
где hK0HTp - измеренное комплексом значение высоты подвеса (поле 9 п. 8.4.2), ^действ ~ значение высоты подвеса, измеренное дальномером.
Комплекс считается отградуированным, если значение абсолютной погрешности измерений высоты подвеса пластины ГРЗ не превышает 0,6 м. В противном случае комплекс бракуется и отправляется на повторную градуировку.
-
8.4.2 Организовать проезды тестового автомобиля в соответствии со следующей схемой движения (Рисунок 3).
Полоса 4
Полоса 3
Полоса 2
Светоотражающая панель
1
Полоса 1
Рисунок 3 -Схема движения тестового автомобиля
Нумерация полос осуществляется слева направо в кадре камеры. Тестовому автомобилю подъехать к зоне контроля таким образом, чтобы его пластина номера оказалась в положении «Н» на полосе 1 (пластины не должно быть видно в кадре). На дальномере, установленном на автомобиле (снаружи на дверь либо на стекло двери) неподвижно, включить режим постоянного свечения луча. Дальномер установить строго горизонтально (по встроенному инклинометру) и вдоль курса движения. Оператору установить штатив со светоотражающей панелью в указанном на схеме месте так, чтобы точка луча дальномера оказалась в центре светоотражающей пластины. Автомобиль плавно переместить своей пластиной номера в точку «А» (ориентировочно 30% высоты кадра от верхней границы кадра). При выборе точки «А» следует учитывать, что в том месте кадра комплекс уже должен надежно распознавать пластину номера ГРЗ. Остановить автомобиль на 3-5 секунд, на дальномере (и в ПО поверки кнопкой «А») активировать первое измерение. Затем автомобиль плавно «по лучу» переместить пластиной в точку «В» (не менее 10 м от точки «А»), остановить на 3-5 секунд, и на дальномере (а также в ПО поверки кнопкой «В») активировать второе измерение. Затем автомобиль вывести из кадра. Измерения дальномера записать, а светоотражающую панель со штативом убрать в тестовый автомобиль, и измерение повторить по полосе 2. По третьей полосе порядок проезда аналогичный, но использовать заднюю пластину номера. При перемещении по полосе 3 из положения «Н» в положение «А» следить за тем, чтобы пластина номера оказалась в кадре целиком как по высоте, так и по ширине.
При любом количестве полос в кадре (как попутных, так и встречных), проезды произвести по всем полосам, по которым производится измерение скорости. По каждой полосе допускается делать несколько проездов. При количестве проездов по определенной полосе более 3, допускается отбрасывать 1 или 2 результата проезда, имеющие наибольшую погрешность.
Визуальный контроль положения тестового автомобиля на кадре и параметров его проездов осуществлять в программном обеспечении "Градуировка и поверка КИАВН "Форсаж". Следует убедиться, что установлено беспроводное подключение к комплексу (п. 8.2), запустить ПО и произвести начальные настройки в соответствии с рисунком 4.
Рисунок 4 - Вид рабочего окна "Градуировка и поверка КИАВН "Форсаж"
Адрес комплекса (при подключении по Wi-Fi) установить 192.168.173.1 (поле 1). Id-канала (поле 2) зависит от того, какая камера используется для измерения скорости: каждый комплекс комплектуется от 1 до 4 блоков видеокамер, имеющих Id от 1 до 4 соответственно. Фильтр (поле 3) заполнить символами пластины ГРЗ тестового автомобиля (номер ТС указать полностью).
Включить получение данных из комплекса кнопкой 4. Получить из комплекса параметры установки камеры (кнопка 5). В параметр XI линии А (поле 6) ввести значение «-3». Сохранить настройки кнопкой 7.
Выполнить проезды в соответствии с вышеприведенной схемой движения. Для того, чтобы увидеть тестовый автомобиль в кадре нажать кнопку 8 («прицел»).
При осуществлении проездов, следует по каждому проезду фиксировать контролируемую комплексом высоту подвеса ГРЗ тестового автомобиля (поле 9), расстояние между пластинами номера в точках «А» и «В» (поле 10) и результаты измерения дальномера, закрепленного на автомобиле (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Вид рабочего окна "Градуировка и поверка КИАВН "Форсаж" с результатами измерений
Примеры установки наезжающего тестового автомобиля во второй полосе, остановившегося в точках «А» и «В» представлены на рисунках 6 и 7.
Рисунок 6 - Пример установки наезжающего тестового автомобиля во второй полосе, остановившегося в точке «А».
Рисунок 7 - Пример установки наезжающего тестового автомобиля во второй полосе, остановившегося в точке «В».
После проездов по всем полосам рассчитывается абсолютная погрешность измерения расстояния, пройденного тестовым автомобилем, в каждой полосе по каждому проезду по формуле:
Spacer ^действ ^изм
где 5ИЗМ - измеренное комплексом «Расстояние АВ», 5действ - разность измеренных дальномером расстояний до светоотражающей панели при проезде тестового автомобиля в точках «А» и «В».
-
8.4.3 Результаты поверки считать положительными, если абсолютная погрешность измерения расстояния не превышает ±0,1 м. В противном случае комплекс дальнейшей поверке не подвергается, бракуется и направляется в ремонт
-
8.5.1 Провести измерения в соответствии с п 8.4 настоящей методики.
-
8.5.2 Рассчитать относительную погрешность измерения расстояния, пройденного тестовым автомобилем, по формуле:
<55 = 100% Л^в-^изм
•^действ
где 5ИЗМ - измеренное комплексом расстояние АВ, Действ ~ разность измеренных дальномером расстояний до светоотражающей панели при проезде тестового автомобиля в точках «А» и «В».
-
8.5.3 Относительные погрешности измерений интервалов времени рассчитать по формуле:
6Т = 100% • AT/T(V)
где Дт - абсолютная погрешность измерения интервалов времени, которая соответствует погрешности привязки текущего времени комплексов к шкале времени UTC (SU), полученной в п.8.3.
T(V) - минимальный интервал времени прохождения ТС через зону контроля, который определяется как отношение минимальной длины зоны контроля и максимальной скорости движения ТС. фиксируемой комплексом. Для скорости 300 км/ч - T(V)= 360 мс.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
8.5.4 Рассчитать относительные погрешности измерений скорости по формуле:
6V(V) = 6S + 6Т,
где 6V(V) - относительная погрешность измерений скорости, рассчитанная для максимального значения скорости 300 км/ч.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
8.5.5 Рассчитать абсолютные погрешности измерений скорости движения ТС по формуле:
AV(V) = (6V(V) * Vm)/100%,
где Vm - максимальная скорость движения ТС в каждом диапазоне.
-
8.5.6 Результаты поверки считать положительными, если значение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС находится в пределах ±2 км/ч.В противном случае комплекс дальнейшей поверке не подвергается, бракуется и направляется в ремонт.
(Измененная редакция, Изм. №1)
9 Оформление результатов поверки-
9.1 При положительных результатах поверки оформить «Свидетельстве о поверке», в соответствии с приложением 1 к приказу Минпромторга РФ от 2 июля 2015 г. N 1815» с указанием варианта поверки.
При отрицательных результатах поверки комлпекс к применению не допускается и на него выдается извещение о непригодности с указанием причины непригодности.
(Измененная редакция, Изм. №1)
Заместитель начальника НИО-Ю -начальник НИЦ ФГУП «ВНИИФТРИ»
ЭтФг-Хамадулин
12