Методика поверки «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ Комплексы программно-аппаратные «УЛЬТРА» Методика поверки» (651-20-019 МП)
СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель
ного директора -ь по научной работе «ВНИИФТРИ»
А.Н. Щипунов
» 2021 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
Комплексы программно-аппаратные «УЛЬТРА» Методика поверки с изменением № 1
651-20-019 МП
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ-
1.1 Настоящий документ распространяется на комплексы программноаппаратные «УЛЬТРА» (далее - комплекс) и устанавливает методику, порядок и содержание их первичной и периодической поверок.
-
1.2 Интервал между поверками 2 года.
-
1.3 При проведении поверки обеспечена прослеживаемость к ГЭТ 1-2018, ГЭТ 199-2018 и рабочему эталону координат местоположения 1 разряда.
-
1.3 (Измененная редакция, Изм. № 1)
2.1 При проведении поверки комплекса проводят операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Наименование операции |
№ пункта методики |
Первичная поверка |
Периодическая поверка |
1 |
Внешний осмотр |
8.1 |
Да |
Да |
2 |
Опробование |
8.2 |
Да |
Да |
3 |
Определение абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру и абсолютной погрешности синхронизации текущего времени комплекса с национальной шкалой времени UTC(SU) |
8.3 |
Да |
Да |
4 |
Определение погрешности измерения скорости движения транспортных средств (ТС) в зоне контроля по видеокадрам |
8.4 |
Да |
Да |
5 |
Определение погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке |
8.5 |
Да |
Да |
6 |
Определение погрешности (по уровню вероятности 0,95 и геометрическом факторе PDOP < 3) определения координат в плане |
8.6 |
Да |
Да |
7 |
Определение погрешности измерения скорости движения ТС радарным методом |
8.7 |
Да |
Да |
-
2.2 При получении отрицательных результатов поверки по любому пункту таблицы 1 комплекс бракуется и направляется в ремонт.
-
2.3 Допускается проведение поверки меньшего числа измеряемых величин, которые используются при эксплуатации по соответствующим пунктам настоящей методики поверки. Соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах и свидетельстве о поверке на основании решения эксплуатирующей организации. Метрологические характеристики, поверяемые в обязательном порядке определены в п. 8.3 и п. 8.6.
-
2.4 Поверка по п. 8.3 и п.8.6 может проводиться как на месте эксплуатации, так и в лабораторных условиях. Поверка по п. 8.4, п. 8.5 и 8.7 проводится только на месте эксплуатации. При проведении поверки на месте эксплуатации, демонтаж комплексов не требуется.
-
2.5 При перемещении комплексов, предназначенных для измерений скорости движения ТС, на новое место, должны быть проведены операции в объеме периодической поверки. При нарушении схемы пломбировки относительно крепежа должны быть проведены операции в объеме периодической поверки.
-
3.1 Средства поверки представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ пункта |
Наименование |
Краткие характеристики |
Средства измерений | ||
8.3 |
Источник первичный точного времени УКУС-ПИ 02ДМ (60738-15) |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени выходного сигнала частотой 1 Гц (1PPS) относительно шкалы времени UTC (SU) в режиме синхронизации по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS ±1 мкс |
8.4, 8.5, 8.7 |
Аппаратура навигационновременная потребителей глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/SBAS NV08C-CSM-DR (52614-13) |
Пределы допускаемой инструментальной погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения скорости ±0,1 м/с |
8.6 |
GNS S-приемник спутниковый геодезический многочастотный SIGMA (40862-09) |
Предел допускаемой абсолютной погрешности измерения длины базиса в плане ±3-(3+5-10’7-D) мм, где D -измеренная длина базиса в мм |
8.3 |
Частотомеры электронно-счетные 43-85/3 (32359-06) |
Диапазон измеряемых часто от 0,001 Гц до 500 МГц, разрешающая способность измерения при определении относительной погрешности измерений частоты синусоидальных и импульсных сигналов 7 • 10'9 |
Вспомогательное оборудование | ||
8.3-8.6 |
Переносной компьютер типа "Ноутбук" |
Удовлетворяющий требованиям к аппаратному обеспечению типа "microClock" |
8.3 |
Электронный дисплей |
-
3.4 Вместо указанных в таблице 2 средств поверки допускается применять другие аналогичные средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с требуемой точностью.
-
3.5 Применяемые при поверке средства измерений должны быть исправны, поверены и иметь свидетельства о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в технической документации.
-
4.1 Поверка должна осуществляться лицами, аттестованными в качестве поверителей в порядке, установленном в ПР 50.2.012-94.
-
4.2 Персонал, проводящий поверку, должен быть ознакомлен с руководством по эксплуатации (РЭ) и настоящей методикой поверки (МП).
-
5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, в соответствии с ГОСТ 12.3.019-80
-
6.1 При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
а) на месте эксплуатации
-
- температура окружающего воздуха от минус 40 до +60 °C;
-
- относительная влажность при температуре 25 °C не более 95 %;
б) в лабораторных условиях
-
- температура окружающего воздуха от +15 до +25 °C;
-
- относительная влажность окружающего воздуха, % от 40 до 80;
- атмосферное давление от 84,0 до 106,7 кПа. Средства поверки должны находиться в условиях, соответствующих их руководствам по эксплуатации.
7 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ-
7.1 Перед проведением поверки поверитель должен изучить инструкции по эксплуатации поверяемого прибора и используемых средств поверки.
-
8.1.1 При проведении внешнего осмотра проверяют соответствие комплекса следующим требованиям:
комплектность комплекса должна соответствовать комплектности, указанной в паспорте;
-
- отсутствие механических повреждений и ослабление элементов, четкость фиксации их положения;
-
- чёткость обозначений, чистоту и исправность разъёмов и гнёзд, наличие и целостность печатей и пломб;
-
- наличие маркировки согласно требованиям эксплуатационной документации;
-
8.1.2 Результаты поверки считать положительными, если комплекс удовлетворяет требованиям п.8.1.1.
-
8.2.1 Проверить включение электропитания комплекса. Включить и выполнить операции по запуску программного обеспечения комплексов согласно Руководства по эксплуатации.
-
8.2.2 Проверить идентификационные данные ПО. Данные должны соответствовать приведенным в таблице 3.
Таблица 3 - Идентификационное данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
ПАК УЛЬТРА |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
не ниже vl.1.6 |
Цифровой идентификатор ПО |
Ь91 ec3db4780b2cf87419ГО71 14f97c090212fca |
Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода |
SHA1 |
-
8.2.3 Убедиться, что видеокамеры из состава комплекса находится в рабочем состоянии.
-
8.2.4 Результаты поверки считать положительными, если комплекс удовлетворяет выше перечисленным требованиям.
-
8.3 Определение абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру и абсолютной погрешности синхронизации текущего времени комплекса с национальной шкалой времени UTC(SU)
Этап 1.
-
8.3.1 Собрать схему в соответствии с рисунком 1.
1Гц
SIRF
Рисунок 1
8.3.2 Обеспечить радиовидимость сигналов навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и GPS в верхней полусфере. В соответствии с эксплуатационной документацией на комплекс и УКУС-ПИ 02ДМ подготовить их к работе.
8.3.3 Сформировать пять кадров в течение 10 минут в соответствии с рисунком 2.
комплексом средством визуализации
Рисунок 2
-
8.3.4 Для каждого из результатов измерений сравнить значения эталонного времени Тэ (времени, зафиксированного средством визуализации) с временем, зафиксированном комплексом ТфК и определить абсолютную погрешность присвоения временной метки видеокадру по формуле (с учетом поясного времени):
-
8.3.5 Результаты поверки по первому этапу считать положительными, если для каждого измерения значения абсолютной погрешности присвоения временной метки видеокадру ±0,1 с. В противном случае комплекс бракуется и направляется в ремонт.
Этап 2.
-
8.3.6 Подключить эталонный источник точного времени и СИ к частотомеру согласно схеме, приведенной на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема подключения
-
8.3.7 На частотомере установить режим измерения интервалов времени. Провести не менее 10 измерений.
-
8.3.8 Измеренное значение на частотомере соответствует абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени комплекса относительно национальной шкалы координированного времени Российской Федерации UTC(SU).
-
8.3.9 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности синхронизации текущего времени комплекса с национальной шкалой времени UTC(SU) для всех измерений находятся в пределах ±1 мс.
-
8.4.1 Определение погрешности измерений скорости движения ТС в зоне контроля по видеокадрам провести сравнением значения скорости измеренной комплексом и значения скорости с эталонного навигационного приемника.
-
8.4.2 Подключить эталонный навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с эталонного навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.
-
8.4.3 Установить частоту выдачи данных эталонным навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.4.4 Проехать на автомобиле зону контроля видеодатчика не менее 3 раз с разными скоростями, при этом две скорости должны быть минимально и максимально возможными на данном участке дороги.
Рекомендуется выбирать минимально и максимально возможные скорости движения автомобиля основываясь, в первую очередь, на обеспечении безопасности участников движения на контролируемом участке дороги во время поверки.
-
8.4.5 Остановить запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.4.6 По данным с комплекса определить время фиксации автомобиля в зоне контроля для каждого из проездов.
-
8.4.7 Выбрать из записанных данных с эталонного навигационного приемника данные, соответствующие моментам времени, зафиксированных комплексом для каждого из пяти проездов.
-
8.4.8 Для каждого проезда рассчитать абсолютную погрешность измерения скорости движения ТС в зоне контроля по формуле:
ДИ = И-К-
i i Э1
где V- значение скорости в зоне контроля, измеренное комплексом для i-го проезда, выраженное в км/ч;
Kai - значение скорости в зоне контроля по данным с эталонного навигационного приемника для z-ro проезда, выраженное в км/ч.
-
8.4.9 Для скоростей в диапазоне свыше 100 до 350 км/ч рассчитать относительную погрешность измерений скорости движения ТС для каждого проезда по формуле:
8vi = 100%-(Vi - V3i)/V3i.
-
8.4.10 Результаты поверки считать положительными, если погрешность измерений скорости для каждого из пяти проездов в зоне контроля не превышает для скоростей до 100 км/ч (включительно) не более ±1 км/ч, для скоростей свыше 100 до 350 км/ч не более ±1 %.
-
8.5.1 Определение погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке дороги провести сравнением значения скорости, измеренной комплексами и значения скорости с эталонного навигационного приемника.
8.5.2. Подключить эталонный навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с эталонного навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.
-
8.5.3 Установить частоту выдачи данных эталонным навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.5.4 Проехать на автомобиле контролируемый участок дороги не менее 2 раз с разными скоростями в каждом диапазоне измерений, при этом скорости должны быть минимально и максимально возможными на данном участке дороги.
Рекомендуется выбирать минимально и максимально возможные скорости движения автомобиля основываясь, в первую очередь, на обеспечении безопасности участников движения на контролируемом участке дороги во время поверки.
-
8.5.5 Остановить запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.5.6 По данным с комплексов определить время фиксации автомобиля на въезде и выезде с контролируемого участка дороги для всех проездов.
-
8.5.7 Выбрать из записанных данных с эталонного навигационного приемника, с учетом погрешности присвоения временной метки видеокадру, данные, соответствующие интервалам времени нахождения автомобиля на контролируемом участке дороги для всех проездов.
-
8.5.8 Определить значение скорости движения автомобиля на контролируемом участке дороги по данным с эталонного навигационного приемника по формуле:
rz J=1
у
где э/ - значение скорости на контролируемом участке дороги по данным с эталонного навигационного приемника для i-ro проезда, выраженное в км/ч;
- значение мгновенной скорости по данным с эталонного навигационного приемника для i-ro проезда, выраженное в км/ч;
N - количество значений мгновенной скорости по данным с эталонного навигационного приемника для i-ro проезда.
-
8.5.9 Для скоростей в диапазоне от 0 до 100 км/ч включительно рассчитать значение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке дороги по формуле:
V.
где ' - значение скорости на контролируемом участке дороги, измеренное комплексами для i-ro проезда, выраженное в км/ч.
-
8.5.10 Для скоростей в диапазоне свыше 100 до 350 км/ч рассчитать относительную погрешность измерений скорости движения ТС для каждого проезда по формуле:
5vi = 100%-(Vi- V3i)/V3i.
-
8.5.11 Результаты поверки считать положительными, если значения погрешности измерений скорости движения ТС для скоростей до 100 км/ч (включительно) находятся в пределах ±1 км/ч, для скоростей свыше 100 до 350 км/ч находятся в пределах ±1 %.
-
8.6.1 С помощью геодезического приемника определить значения широты и долготы (L и В) расположения комплексов разместив антенну приемника рядом со спутниковой антенной комплекса (на расстоянии 10±2 см), в соответствии с «Методикой измерения координат местоположения пункта геодезического» утвержденной ФГУП «ВНИИФТРИ» 05.08.2015 № ФР. 1.27.2016.22681.
-
8.6.2 Осуществить запись NMEA сообщений с частотой 1 сообщение в 1 с для поверяемого комплекса в течение 5 минут.
-
8.6.3 Определить систематическую составляющую погрешности определения координат для строк, в которых значение PDOP < 3, например, для координаты В (широта):
два)=в а)- вдейстеи),
где ВдействС)_ действительное значение координаты В в j-ый момент времени, секунды;
B(j) - измеренное значение координаты В в j-й момент времени, секунды; N - количество измерений.
Аналогичным образом определить систематическую составляющую погрешности определения координаты L (долгота).
-
8.6.4 Определить среднее квадратическое отклонение (СКО) случайной составляющей погрешности определения координат, например, для координаты В (широта):
N
м___
N-1
Аналогичным образом определить СКО случайной составляющей погрешности определения координаты L (долгота).
-
8.6.5 Перевести значения погрешностей определения координат в плане (широты и долготы) из угловых секунд в метры:
-
- для широты:
а(1-е2)
= v 7 -zig"
7(1 -е2 sin2
-
- для долготы:
я(1-е2 JcosZ?
> 7 V: -4L"
(1-е2 sin2 в)
где а - большая полуось эллипсоида (ПЗ-90.11: а = 6378136 м);
е - первый эксцентриситет эллипсоида (ПЗ-90.11: е2 = 6,6943662 -10'3);
1" = 0,000004848136811095359933 радиан (arcl")«
-
8.6.6 Определить абсолютную погрешность (при доверительной вероятности 0,95) определения координат в плане:
Пв = + (у^В(м)2 + ^L(m)2 + 2 • А(м)2 +
-
8.6.7 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности (по уровню вероятности 0,95 и геометрическом факторе PDOP < 3) определения координат в плане находятся в пределах ±6,8 м.
Определение погрешности измерений скорости движения ТС радарным методом провести сравнением значения скорости измеренной комплексом и значения скорости с эталонного навигационного приемника.
-
8.4.2 Подключить эталонный навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с эталонного навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.
-
8.4.3 Установить частоту выдачи данных эталонным навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.4.4 Проехать на автомобиле зону контроля видеодатчика не менее 3 раз с разными скоростями, при этом две скорости должны быть минимально и максимально возможными на данном участке дороги.
Рекомендуется выбирать минимально и максимально возможные скорости движения автомобиля основываясь, в первую очередь, на обеспечении безопасности участников движения на контролируемом участке дороги во время поверки.
-
8.4.5 Остановить запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.4.6 По данным с комплекса определить время фиксации автомобиля в зоне контроля для каждого из проездов.
-
8.4.7 Выбрать из записанных данных с эталонного навигационного приемника данные, соответствующие моментам времени, зафиксированных комплексом для каждого из пяти проездов.
-
8.4.8 Для каждого проезда рассчитать абсолютную погрешность измерения скорости движения ТС в зоне контроля по формуле:
где V- значение скорости в зоне контроля, измеренное комплексом для i-го проезда, выраженное в км/ч;
K3i - значение скорости в зоне контроля по данным с эталонного навигационного приемника для /-го проезда, выраженное в км/ч.
-
8.4.9 Результаты поверки считать положительными, если абсолютная погрешность измерений скорости для каждого из пяти проездов не превышает ±1 км/ч.
-
9.1 Результатами поверки комплекса в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ являются сведения о результатах поверки, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
-
9.2 По заявлению владельца комплекса или лица, представившего комплекс на поверку, в случае положительных результатов поверки, выдается свидетельство о поверке или в случае отрицательных результатов поверки выдается извещение о непригодности к применению комплекса. Свидетельства о поверке и извещения о непригодности к применению комплекса выдаются в сроки, согласованные с лицом, представившим комплекс на поверку, с учетом сроков опубликования сведений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Свидетельства о поверке и извещения о непригодности оформляются на бумажном носителе или в виде электронного документа в соответствии с требованиями приказа Минпромторга России от 31.07.2020 №2510.
Начальник НИО-6 ФГУП «ВНИИФТРИх
В.И. Добровольский
14