Руководство по эксплуатации «ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ГРУЗОПОРШНЕВОЙ КАЛИБРАТОР PKII» (Код не указан!)
Руководство по эксплуатации и обслуживанию
.X
i i i i i i i i i i
i i i i i i i i i
Руководство по эксплуатации и обслуживанию
По всем вопросам обращайтесь в
Головное отделение Artvik, Inc. (США) в странах СНГ и Балтии - компанию Артвик Р
Артвик Р
Россия, 125315, Москва,
ул. Часовая, д. 30, тел.:7 (495) 956 7079 факс: 7 (495) 956 7078 E-mail: info@artvik.com Internet: www.artvik.com
© Artvik, Inc. 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОВЕРКА
ГРУЗОПОРШНЕВОГО
КАЛИБРАТОРА
1.1 Общие сведения
Назначение средства измерений.
Пневматические грузопоршневые калибраторы давления РКП предназначены для испытаний, поверки и калибровки средств измерений избыточного давления.
Описание средства измерений
Принцип действия пневматических грузопоршневых калибраторов давления РКП основан на динамическом взаимодействии шарового поршня с потоком воздуха питания, вытекающего из профилированного сопла, в котором расположен этот поршень. При изменении веса калиброванных грузов, навешанных на поршень, автоматически изменяется и сохраняется постоянным выходное давление. Конструктивно пневматические грузопоршневые калибраторы давления РКП выполнены в виде размещенного в переносном футляре единого блока, состоящего из регулятора давления, стойки и сопла, шарика, грузоприемного устройства и грузов. Модели различаются конструкцией корпуса.
1.2 Поправочные коэффициенты
Очевидно, что ошибка при определении давления может складываться из погрешности определения массы грузов и погрешности измерения действительной площади шарика и сопла. Другие источники ошибки выявить труднее. Среди них можно указать силу выталкивания грузов в воздухе, локальное ускорение свободного падения, тепловое расширение, упругую деформацию шарика и сопла и давление воздушного столба. Все поправки на указанные факторы, за исключением локального ускорения свободного падения (если только эта поправка не требуется), а также теплового расширения и напора воздуха, учтены в характеристиках данных калибраторов.
Для расчета давления на выходе калибратора с учетом поправок предлагается следующая методика:
Ускорение свободного падения для различных регионов может отличаться более, чем на 0,2%. Поскольку давление определяется как «сила, приходящаяся на единицу площади», значения массы должнь быть пересчитаны в значения силы с использованием ускорения свободного падения. Его локальные значения можно определить с помощью гравиметрической съемки местности или получить в региональном метрологическом центре Госстандарта России. Тогда поправку в величину давления можно внести с помощью следующей формулы:
Pg = 9/9w х Pn,
где:
Pg —давление на выходе калибра~ора с поправкой только на ускорение свободного падения;
д — локальное ускорение свободного падения;
gw- ускорение свободного падения, при котором поверяется калибратор;
Ри —давление, создаваемое грузами.
Если коэффициент теплового расширения шарика и сопла положителен, то их действительная площадь будет увеличиваться с ростом температуры, что приведет к соответствующему уменьшению давления. Поправка вводится по следующей формуле:
Рт = Рд/{1 +1,67x10’5(Т-23°С)) ,
где :
Рт —давление на выходе калибратора с поправкой на локальное ускорение свободного падения и температуру;
Т —температура окружающей среды, °C.
Когда поверочное помещение находится под давлением, поправку на давление воздушного столба следует вводить только в случае, если датчик или плоскоств отсчета калибруемого прибора находятся выше или ниже плоскости отсчета пневматического калибратора.Плоскость отсчета у пневматических калибраторов совпадает с верхним срезом сопла. Высота над плоскостью отсчета калибратора считается отрицательной, а под нею - положительной. Поправка вводится по следующей формуле:
Ра = Рт(1 +Нх2,84х10’6),
где :
К—давление воздушного столба в дюймах;
Рт —давление на выходе калибратора, с поправкой на локальное ускорение свободного падения и температуру;
Рд —давление на выходе калибратора, с поправкой на локальное ускорение свободного падения, температуру и давление воздушного столба.
А. Ускорение свободного падения
Б. Температура
В. Давление воздушного столба
ПРОЦЕДУРА ПОВЕРКИ
2.1 Процедура поверки
Поверка осуществляется по рекомендации «Пневматические грузопоршневые калибраторы давления РК II и RK. Методика поверки», утвержденной Ростест-Москва в 1994 г.
Перечень основного оборудования, необходимого для поверки:
-
- грузопоршневой манометр МП-2,5, кп. 0,01
-
- рабочие эталоны грузопоршневые РЭ-6, РЭ-60
-
- весы лабораторные
-
- гири грамовые и миллиграмовые 1-го и 2-го разрядов
Межповерочный интервал - год
2.2 Рекомендации по отправке прибора для поверки
Чтобы избежать повреждения прибора, все детали, направляемые для пере-сертификации, следует тщательно упаковать.
Калибраторы в футлярах должны быть тщательно упакованы, причем грузы упаковываются отдельно друг от друга.
3ОПИСАНИЕ ПРИБОРА
Принцип действия пневматических грузопоршневых калибраторов давления РКП основан на динамическом взаимодействии шарового поршня с потоком воздуха питания, вытекающего из профилированного сопла, в котором расположен этот поршень. При изменении веса калиброванных грузов, навешанных на поршень, автоматически изменяется и сохраняется постоянным выходное давление. Конструктивно пневматические грузопоршневые калибраторы давления РКП выполнены в виде размещенного в переносном футляре единого блока, состоящего из регулятора давления, стойки и сопла, шарика, грузоприемного устройства и грузов.
Метрологические и технические характеристики
Основные технические характеристики пневматических грузопоршневых калибраторов давления РКП приведены в таблице:
Параметр |
РКП |
Диапазон измерений и генерации давления, бар1> |
0,1...2/0,02...2 |
Пределы допускаемой основной погрешности, в % от задаваемого давления |
±0,015 ±0,025 |
Минимальный шаг задания давления, бар |
0,005/0,02 |
Диапазон рабочих температур, °C |
10...30 |
Температурный коэффициент, 1/°С |
0,0000167 |
Рабочая среда |
воздух |
Расход воздуха питания, л/час2) |
30...310 |
Габаритные размеры, мм |
330x330x210 |
Масса калибратора, кг |
6 |
Масса грузов, кг |
10 |
’) Грузы могут быть откалиброваны в единицах: кПа, кгс/м2, см вод.ст. или бар с учетом нормального (9,80665 м/с2) или местного ускорения свободного падения.
2) Максимальное давление воздуха питания не менее 150 % верхнего предела диапазона.
Модели пневматических грузопоршневых калибраторов давления РКП и грузы, поставляемые с каждым калибратором, перечислены в Таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Пневматические грузопоршневые калибраторы РК И
Модель |
Диапазон |
Минимальное приращение |
Комплект грузов |
РК II-2000GM-SS |
25...2000 гс/см2 |
25 гс/см2 |
Таблица 2А |
РК II-2010GM-SS |
10...2000 гс/см2 |
5 гс/см2 |
Таблица 2А |
РК II-200N-SS |
2...200 кПа |
2 кПа |
Таблица 2Б |
РК 11-201N-SS |
1...200 кПа |
0,5 кПа |
Таблица 2Б |
РК 11-500 CM-SS |
10...500 см вод.ст. |
10 см вод. ст. |
Таблица 2B |
РК 11-1000 CM-SS |
10...1000 СМ ВОД.СТ. |
10 см вод. ст. |
Таблица 2B |
РК 11-1500 CM-SS |
10... 1500 см водст. |
10 см вод. ст. |
Таблица 2В |
РК 11-2000 CM-SS |
10... 2000 см вод ст. |
10 см вод. ст. |
Таблица 2В |
РК II-2B-SS |
O.O2...2 бар |
0,02 бар |
Таблица 2Г |
РК II-2B.01-SS |
0.01...2 бар |
0,005 бар |
Таблица 2Г |
РК II-MEDICAL |
10...325 мм рт.ст. |
5 мм рт. ст. |
Таблица 2Д |
Таблица 2А. Грузопоршневой калибратор модели РК I (давление, гс/сн?)1
Модель |
Давление, создавав-мое держателем грузов и шариком |
Грузы, создающие приращение давления | ||||||
5 гс/см2 |
10 гс/см2 |
25 гс/см2 |
50 ГС/СМ2 |
100 гс/см2 |
200 ГС/СМ2 |
500 гс/см2 | ||
РК II-2000GM-SS |
25 гс/см2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 | ||
РК II-2010GM-SS |
25 и 10 гс/см2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Номер детали |
К-1265-13 (25 гс/см2) , К-1279-4 (10 гс/см2) |
К-2047-33 |
К-2047-32 |
К-2046-30 |
К-2046-19 |
К-2030-5 |
К-2039-14 |
К-2039-11 |
Таблица 2Б. Грузопоршневой калибратор модели РК II (давление, кПа)
Модель |
Давление, создаваемое держателем грузов и шариком |
Грузы, создающие приращение давления | ||||||
0,5 кПа |
1 кПа |
2 кПа |
4 кПа |
10 кПа |
20 кПа |
50 .Па | ||
РК II-200N-SS |
2 кПа |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 | ||
РК 11-201N-SS |
2 и 1 кПа |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Номер детали |
К-1265-12 (2 кПа) К-1279-2 (1 кПа) |
К-2047-17 |
К-2047-1В |
К-1294-2 |
К-2046-29 |
К-2030-1 |
К-2031-3 |
К-2039-(2 |
Таблица 2В. Грузопоршневой калибатор модели РК II (Давление, см вод. ст. при 20 °C)
Модель |
Давление, создавав-мое держателем грузов и шариком |
Грузы, создающие приращение давления | |||||
10 СМ ВОД.СТ. |
20 СМ ВОД.СТ. |
50 см вод ст |
100 СМ ВОД.СТ. |
200 см ВОД.СГ. |
500 см воде | ||
РК 11-500 CM-SS |
10 СМ ВОД.СТ. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 | |
РК 11-1000 CM-SS |
10 см вод ст. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
РК II-1500 CM-SS |
10 и 25 см ВОД.СГ. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
РК 11-2000 CM-SS |
10 и 25 см ВОД.СТ. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
К-2047-24 |
К-2045-10 |
К-2046-24 |
К-2031-18 |
К-2031-19 |
К-2031-20 |
Таблица 2Г. Грузопоршневой калибратор модели РК II (давление, бар)
Модель |
Давление, создаваемое держателем грузов и шариком |
Грузы, создающие приращение давления | ||||||
0,005 бар |
0.01 бар |
0,02 бар |
0,04 бар |
0,1 бар |
0,2 бар |
0,5 бар | ||
РК II-2BSS |
0,02 бар |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 | ||
РК II-.01-SS |
.01 и .02 бар |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
К-2047-17 |
К-2047-18 |
К-1294-2 |
К-2046-29 |
К-2030-1 |
К-2031-3 |
К-203' - |
Таблица 2Д. Грузопоршневой калибратор модели РК И (давление, мм рт. ст.)
Модель |
Давление, создавав-мае держателем грузов и шариком |
РК II-MED |
10 мм рт.сг. |
Грузы, создающие приращение давления
5 мм рт.сг. |
10 мм рт.ст. |
20 мм рт.ст. |
50 мм рт.ст. |
1 |
2 |
2 |
1 |
К-2047-23 |
К-2047-22 |
К-2046-25 |
К-2046-21 |
100 мм рг.ст.
2
СБОРКА И НАЛАДКА
4.1 Керамический шарик и сопло
Проверьте чистоту керамического шарика и сопла. Осторожно снимите сопло, вытягивая его вверх и одновременно поворачивая, чтобы преодолеть трение уплотнения кольцевого сечения. В нижней части сопла диаметр его отверстия меньше, а поэтому шарик не выпадет, если держать сопло вертикально. Чтобы вынуть шарик, накройте ладонью верхнюю часть сопла (скошенная кромка) и подтолкните шарик снизу.
Если при вкладывании шарика он прилипает, не прикладывайте к нему усилия, так как это может привести к серьезному повреждению сопла. Запрещается при чистке скрести сопло и связанные с ним детали каким-либо твердым предметом, а также использовать какие-нибудь абразивные материалы. Рекомендуется почаще очищать шарик и сопло растворителем, не имеющим осадка (например, фреоном).
Рекомендуется также содержать шарик и сопло в собранном виде, за исключением случаев, когда их необходимо чистить. Это позволяет предотвращать попадание грязи в узел 'шарик-сопло'.
4.2 Установка по уровню
Для того, чтобы калибратор работал надежно, его следует установить на прочную подставку, не подверженную вибрации.
Установка по уровню достигается двумя способами - грубым и тонким. Грубый способ подъема калибратора достигается с помощью выравнивающих винтов, снабженных насечкой и расположенных внутри корпуса по обе стороны отделения для грузов - гайку вращают до тех пор пока она не коснется дна футляра. Тонкая установка достигается вращением выравнивающего винта по часовой стрелке для подъема калибратора и против часовой стрелки для его опускания. Третья регулируемая ножка расположена под футляром между входным и выходным вентилями. Для контроля за точностью выравнивания калибратора на верхней панели прибора предусмотрен пузырьковый указатель уровня.
4.3 Подсоединение
Присоедините подвод воздуха КИП или азота к штуцеру, расположенному под вентилем, обозначенным INLET (ВХОД). Применение каких-либо других газов приведет к снижению точности. При использовании калибратора во всем его диапазоне регулируйте избыточное давление газа на входе равным минимум 2 бар (2,1 кгс/см2), но не более 6,9 бар (7 кгс/см2).
Прибор, подлежащий поверке, присоедините к вентилю, обозначенному OUTLET (ВЫХОД). Входной и выходной штуцеры калибратора снабжены наружной резьбой 1/4".
Точность калибратора сильно снижается при утечках в выходном соединении и(или) в поверяемом приборе. Чтобы проверить отсутствие утечек, нагрузите калибратор, то есть подведите некоторое давление к поверяемому манометру и затем закройте выходной вентиль калибратора. Если давление, показываемое поверяемым манометром (или вспомогательным манометром), удерживается, можно с уверенностью считать, что утечки отсутствуют.
Не допускайте попадания в калибратор ртути или коррозионных жидкостей. Когда калибратор применяется для поверки прибора или системы давления, содержащих какую-либо жидкость, на выходной линии калибратора для защиты его деталей от загрязнения следя установить, например, ловушку либо манометрический обратный клапан поплавкового типа.
РАБОТА ПРИБОРА
-
A. Поставьте держатель грузов на шарик.
Б. Открыв вентиль INLET, подведите к калибратору давление питания, которое уже отрегулировано на уровне, не превышающем 6,9 бар (7 кгс/см2 избыт.).
-
B. Добавляйте грузы по мере необходимости. Обращайтесь с грузами осторожно, не берите сразу нескольких грузов. Для преодоления трения в пневматическом грузопоршневом калибраторе нет необходимости в энергичном вращении грузов. Такое вращение может привести к снижению точности калибратора.
После того как калибратор подготовлен к работе, грузам можно придать медленное вращение. Если все собрано должным образом, грузы вращаются свободно, без резких остановок. Если же этого не происходит, следуйте указаниям пункта В раздела 6.
Г. Откройте выходной вентиль калибратора и начните поверку прибора. После окончания поверки давление за калибратором можно сбросить, повернув выходной вентиль в положение VENT (сброс).
ВНИМАНИЕ:
Не присоединяйте калибратор к источнику высокого давления. Во избежание повреждений калибратора и травмирования оператора, строго следуйте инструкции.
НЕ ВРАЩАЙТЕ грузы, если шарик НЕ ПЛАВАЕТ НА ВОЗДУШНОЙ ПЛЕНКЕ.
ВНИМАНИЕ:
Шарик, держатель грузов и грузы для данного калибратора подбираются на заводе-изготовителе. Замена держателя грузов, шарика или грузов на соответствующие детали, принадлежащие другому калибратору того же типа, приводит к снижению точности.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
6.1 Выходная система
Калибратор РК II снабжен устанавливаемым на выходе очищаемым бачком. Если в выходной системе обнаруживается какая-либо грязь, систему легко отсоединить и очистить следующим образом:
-
1. Снимите грузы и грузодержатель, оставив шарик на месте.
Очистка калибратора от жидкости
-
2. Присоедините подвод воздуха к калибратору.
-
3. Отсоедините выходную линию.
-
4. Откройте оба крана.
-
5. Удерживая шарик от выпадания, наклоните калибратор выходным штуцером КНИЗУ.
-
6. Прижмите шарик к его гнезду, обеспечивая на выходе давление, достаточное для продувки калибратора.
-
7. После выполнения описанных операций отсоедините подвод воздуха от входного штуцера и присоедините его к выходному. В этот раз шарик не прижимайте.
-
8. Снимите шарик и выходную ограничительную трубку, расположенную под керамическим шариком (с помощью отвертки).
-
9. Снимите сопло.
-
10. Покройте основание сопла тканью либо абсорбирующим материалом.
-
11. На время установите на выходе калибратора давление 1...2 кгс/см2 либо дождитесь, когда материал станет чистым и сухим. В выходной фитинг можно залить фреон или какой-либо другой слабый растворитель, а затем выдуть его с помощью приложенного давления. В любом случае, применяемый растворитель после высыхания не должен образовывать пленку.
-
12. Чтобы очистить ограничительное отверстие на выходе, воспользуйтесь сверлом или проволокой диаметром 0,8 мм.
-
13. Тщательно очистите шарик, сопло и основание сопла.
6.2 Входная система
Калибратор РК II снабжен на входе фильтром, размещенным внутри находящегося вне футляра штуцера с наружной резьбой 1/4". Когда фильтр загрязняется, снижается точность. Эту неисправность легко устранить, сняв фильтр и очистив штуцер изнутри.
Очистка входного фильтра
Снимите штуцер входного фильтра и Рчистите его продувкой с выходного конца воздухом КИП. Если в распоряжении имеется ультразвуковой очиститель, можно очистить штуцер входного фильтра ультразвуковым способом в течение 10... 15 мин в среде фреона. Не пытайтесь извлечь фильтр из его штуцера. Очень сильно загрязненные или недостаточно очищенные фильтры, должны быть заменены новыми.
6.3 Установление свободного вращения грузов
-
1. Проверьте чистоту шарика и сопла в соответствии с разд.4.1.
-
2. Убедитесь, что калибратор правильно выставлен по уровню.
-
3. Устраните внешние источники вибраций либо перенесите калибратор в другое место.
-
4. Проверьте правильность подачи воздуха.
6.4 Утечки в выходном соединении или внутри прибора
Точность калибратора сильно снижается при появлении утечек в выходном соединении и(или) внутри поверяемого прибора. Чтобы убедиться в отсутствии утечек, рекомендуются следующие проверки:
Утечки в выходных соединениях
Нагрузите калибратор так, чтобы можно было создать давление в поверяемом приборе. Закройте выходной вентиль калибратора. Если давление, показываемое поверяемым прибором, удерживается постоянным, можно с уверенностью считать, что между калибратором и прибором утечки отсутствуют.
Утечки внутри калибратора
Поместите под шарик на его сферическое гнездо, выполненное в цилиндрической расточке, уплотнительное кольцо наружным диаметром 9,5 мм. ВНИМАНИЕ: Не закрывайте ограничительного отверстия.
Приподнимите сопло вертикально по сердечнику на расстояние, равное высоте сечения уплотнения. Поставьте шарик на место, установите держатель грузов на шарик и нагрузите держатель грузами, соответствующими максимальному давлению на выходе калибратора. Закройте входной вентиль калибратора. Если давление, показываемое поверяемым ттрибором, удерживаентся постоянным, можно с уверенностью считать, что утечки внутри калибратора отсутствуют.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проверки на утечку должны выполняться в указанном порядке -в противном случае источник утечек нельзя будет установить точно.
Не пытайтесь самостоятельно устранить внутренние утечки.
6.5 Замена уплотнительного кольца сопла
Снимите шарик, сопло и кольцевое уплотнение сопла (10-90013). Новое кольцевое уплотнение необходимо начисто протереть тканью, не оставляющей ворсинок, и установить в канавку, выполненную в корпусе сопла, не смазывайте кольцевое уплотнение какой-либо жидкой или консистентной смазкой. Очистите шарик и сопло в соответствии с рекомендациями, данными в разделе 4.1, и соберите их.
BUSINESS REPLY MAIL
FIRST-CLASS MAIL PERMIT NO 160 PAOLI PA
POSTAGE WILL BE PAID BY ADDRESSEE
1METEK
MEASUREMENT & CALIBRATION TECHNOLOGIES 8600 SOMERSET DRIVE
LARGO FL 33773-9893
NO POSTAGE NECESSARY IF MAILED IN THE UNITED STATES
sjeMips sa-inqoojg
sjenuevsi
сйЙ'а