Методика поверки «Комплексы аппаратно-программные "ТРАФИК-СКАНЕР-СМ2"» (ЛСФР.201219.001 МП)
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель генерального директора -
Комплексы аппаратно-программные «ТРАФИК-СКАНЕР-СМ2»
Методика поверки
ЛСФР.201219.001 МП
2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
1.1. Настоящая методика поверки распространяется на комплексы аппаратно-программные «ТРАФИК-СКАНЕР-СМ2» (далее — комплексы), изготавливаемые ООО «ИСС-Интегратор», и устанавливает объем и методы первичной и периодической поверок.
-
1.2. Интервал между' поверками - два года.
-
2.1. При проведении первичной поверки должны быть выполнены операции указанные в таблице 1, для периодической поверки операции указаны в таблице 2. Допускается проведение поверки для меньшего числа измеряемых величин.
-
2.2. В случае получения отрицательных результатов по пунктам таблицы 1 и 2 комплекс бракуется и направляется в ремонт.
-
2.3. Внеочередная поверка, обусловленная ремонтом, проводится в объеме первичной поверки. При наличии дополнительного модуля «Комплекс аппаратно-программный «ТРАФИК-СКАНЕР-П» внеочередная поверка, обусловленная ремонтом, изменением схем монтажа, а также изменением местоположением дополнительного модуля, проводится в объеме первичной поверки.
-
2.4. Для Модификации 1 поверка осуществляется по пунктам 8.1. 8.2, 8.3.1-8.3.4. при наличии дополнительного модуля поверка осуществляется по пунктам 8.1,8.2. 8.3.1-8.3.4. 8.3.6.
-
2.5. Модификация 2 поверяется по пунктам 8.1. 8.2, 8.3.1-8.3.5, при наличии дополнительного модуля поверка осуществляется по пунктам 8.1, 8.2. 8.3.1-8.3.6.
-
2.6. Допускается проводить поверку по п. 8.1, 8.2, 8.3.1-8.3.4. 8.3.6 в условиях эксплуатации или в лабораторных условиях.
Таблица 1 Объем операций при первичной поверке
Наименование операций |
Номер пункта методики поверки |
Для всех модификаций с моноблоками с любыми индексами |
Внешний осмотр |
8.1 |
Да |
Идентификация программного обеспечения |
8.2 |
Да |
Определение метрологических характеристик: | ||
Определение абсолютной погрешности синхронизации относительно национальной шкалы координированного времени UTC (SU) |
8.3.1 |
Да |
Определение допускаемых границ инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0.95) определения координат местоположения комплекса в плане в статическом режиме при геометрическом факторе PDOP не более 3 |
8.3.2 |
Да |
Определение абсолютной погрешности измерений расстояния от комплекса до ТС |
8.3.3 |
Да |
Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС в зоне контроля |
8.3.4 |
Да |
Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемого участке автодороги |
8.3.5 |
Да |
Определение метрологических характеристик дополнительного модуля «Комплекс аппаратно-программный «ТРАФИК-СКАНЕР-П» |
8.3.6 |
Да |
Таблица 2 Объем операций при периодической поверке
Наименование операций |
Номер пункта методики поверки |
Модификации с моноблоками с индексами «ОП» и «СП» |
Модификации с моноблоками с индексами «ОС », «СС», «СР» |
Внешний осмотр |
8.1 |
Да |
Да |
Идентификация программного обеспечения |
8.2 |
Да |
Да |
Определение метрологических характеристик: | |||
Определение абсолютной погрешности синхронизации относительно национальной шкалы координированного времени UTC (SU) |
8.3.1 |
Да |
Да |
Определение допускаемых границ инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения комплекса в плане в статическом режиме при геометрическом факторе PDOP не более 3 |
8.3.2 |
Да |
Нет |
Определение абсолютной погрешности измерений расстояния от комплекса до ТС |
8.3.3 |
Да |
Да |
Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС в зоне контроля |
8.3.4 |
Да |
Да |
Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке автодороги |
8.3.5 |
Да |
Да |
Определение метрологических характеристик дополнительного модуля «Комплекс аппаратно-программный «ТРАФИК- СКАНЕР-П» |
8.3.6 |
Да |
Да |
-
3.1. При проведении поверки должны применяться средства поверки, указанные в таблице 3.
Таблица 3
№ п методики поверки |
Наименование рабочих эталонов или вспомогательных средств поверки; номер документа регламентирующего технические требования к рабочим эталонам или вспомогательным средствам; разряд по государственной поверочной схеме и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки |
8.3.1 |
Источники первичные точного времени УКУС-ПИ 02ДМ: - абсолютная погрешность синхронизации относительно шкалы Всемирного Координированного Времени, не более ±1 мкс |
8.3.2 |
Имитатор сигналов СН-3803М:
|
8.3.3 |
Имитатор параметров движения транспортных средств «Сапсан ЗМ»:
|
8.3.4 |
Дальномер лазерный Leica DISTO Х310
Имитатор параметров движения транспортных средств «Сапсан ЗМ»:
|
8.3.5 |
Аппаратура навигационно-временная потребителей глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/ SBAS NV08C-CSM-DR:
|
8.3.6 |
Согласно документа 4278-0087-63796276-2017 МП «Комплексы аппаратно-программные «ТРАФИК-СКАНЕР-П». Методика поверки» |
Вспомогательные средства | |
Индикатор времени ИВ-1: - отображение времени в формате чч:мм:сс.мс (часы: от 0 до 23, минуты: от 0 до 59, секунды: от 0 до 59, миллисекунды: от 0 до 9999) |
-
3.2. Применяемые при поверке средства измерений должны быть поверены, исправны и иметь свидетельства о поверке.
-
3.3. Допускается применение других средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
-
4.1. К проведению поверки могут быть допущены лица, имеющие высшее или среднее техническое образование, аттестованные в качестве поверителей в области радиотехнических измерений установленным порядком.
-
5.1. Во время подготовки к поверке и при ее проведении необходимо соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии, правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок и требования, установленные технической документацией на используемые при поверке образцовые и вспомогательные средства поверки.
-
6.1. При проведении поверки в лабораторных условиях должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха от плюс 15 °C до плюс 35 °C;
-
- относительная влажность до 90 %.
-
6.2. При проведении поверки на месте эксплуатации комплексов должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха от минус 30 °C до плюс 40 °C;
-
- относительная влажность до 90 %.
-
6.3. Поверка проводится аккредитованными организациями в установленном порядке.
-
7.1. Поверитель должен изучить руководство по эксплуатации поверяемых комплексов и используемых средств поверки.
-
8. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
-
8.1.1. При проведении внешнего осмотра проверяют соответствие комплексов следующим требованиям:
-
- отсутствие механических повреждений и ослабление элементов, четкость фиксации их положения;
-
- чёткость обозначений, чистоту и исправность разъёмов и гнёзд, наличие и целостность печатей и пломб;
-
- наличие маркировки согласно требованиям эксплуатационной документации;
-
8.1.2. Результаты поверки считать положительными, если комплекс удовлетворяет выше перечисленным требованиям.
-
8.2.1. Проверить соответствие заявленных идентификационных данных (идентификационное наименование, номер версии, цифровой идентификатор) программного обеспечения (ПО) комплекса в соответствии с п. 3.5 руководством по эксплуатации.
-
8.2.2. Результаты поверки считать положительными, если идентификационные данные ПО соответствуют идентификационным данным, приведенным в таблице 4.
Таблица 4
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
dvcsmtrlg.dll |
Номер версии (идентификационный номер) метрологически значимой части ПО |
2.0.0.0.100 |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма исполняемого кода) |
13468319af9cec59c6e7bd5ae615de29 |
-
8.3. Определение метрологических характеристик
-
8.3.1. Определение абсолютной погрешности синхронизации относительно национальной шкалы координированного времени UTC (SU)
-
8.3.1.1. Включить и настроить, при необходимости, комплекс согласно руководству по эксплуатации.
-
8.3.1.2. Подключить источник точного времени к индикатору времени.
-
8.3.1.3. Разместить индикатор времени в зоне контроля комплекса, убедиться в четкости показаний индикатора времени в программном обеспечении комплекса.
-
8.3.1.4. Подключиться к поверяемому комплексу. Комплекс произведет фотофиксацию индикатора времени и присвоит кадру метку времени. Провести 5 измерений.
-
8.3.1.5. Рассчитать абсолютную погрешность отклонения показаний внутреннего таймера от сигналов координированного времени UTC(SU) по формуле (1):
-
-
ДТ;=ТИ-ТЭЬ (1)
где Тд-j - время присвоенное i-му кадру комплексом:
тЭ1 - значение индикатора времени на i-м кадре.
-
8.3.1.6. Результаты поверки считать положительными, если значение абсолютной погрешности синхронизации относительно национальной шкалы координированного времени UTC (SU) каждого кадра находятся в пределах ±1 мс.
-
8.3.2. Определение границ инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения комплекса в плане в статическом режиме при геометрическом факторе PDOP не более 3
-
8.3.2.1. Подключить имитатор сигналов ГНСС к комплексу согласно рисунку 1.
-
8.3.2.2. Подготовить и запустить сценарий имитации с параметрами, представленными в таблице 5.
Имитатор РЧ1 сигналов О4
—»-& Ant Комплекс
-
Таблица 5
Наименование характеристики |
Значение |
Продолжительность, мин |
120 |
Дискретность записи, с |
1 |
Количество НКА GPS/ГЛОНАСС |
8/8 |
Параметры среды распространения навигационных сигналов |
тропосфера присутствует ионосфера присутствует |
Формируемые сигналы функциональных дополнений |
нет |
Координаты объекта2:
|
57°00'00" N 34°00'00" Е 200,00 |
Рисунок 1
-
8.3.2.3. Провести измерения и запись координат комплексом согласно руководству по эксплуатации на комплекс.
-
8.3.2.4. Выбрать из измерений координат не менее 1000 с геометрическим фактором PDOP не более 3.
-
8.3.2.5. Рассчитать абсолютную погрешность определения широты по формуле (2):
о i»
где / — эпоха измерений:
В„ i — измеренная широта комплексом, град.; Во i — опорная широта, град.
-
8.3.2.6. Рассчитать абсолютную погрешность определения долготы по формуле (3):
i’ О)
где £и j — измеренная долгота комплексом, град.;
Lo i — опорная долгота, град.
-
8.3.2.7. Перевести полученные значения абсолютной погрешности определения широты и долготы в метры по формулам (4), (5):
AR.' = ABi а (1-е2)
-
(4)
-
(5)
‘ 180 7(l-e2-sin2 Boi)3’
Al t _ AL* -я a-(l-e2)-cos Во f
* 180 ^/(1-е2-sin2 Во i)3*
где АВ, . ALj — абсолютные погрешности определения широты и долготы на z-ю эпоху, град:
а — большая полуось общеземного эллипсоида, м (WGS-84: а = 6378137 м);
е — эксцентриситет общеземного эллипсоида (WGS-84: е2 = 0,00669437999).
-
8.3.2.8. Рассчитать математическое ожидание определения погрешности широты по формуле (6), долготы по формуле (7):
(6)
(7)
где N — число измерений.
-
8.3.2.9. Рассчитать СКО определения погрешности широты по формуле (8), долготы по формуле (9):
N—1
Sf=1(AL'-ML)
N-l
(8)
(9)
-
8.3.2.10. Рассчитать границы инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат местоположения комплекса в плане по формуле (10):
-
8.3.2.11. Результаты поверки считать положительными, если значения границ инструментальной погрешности (при доверительной вероятности 0.95) определения координат местоположения комплекса в плане в статическом режиме при геометрическом факторе PDOP не более 3 находятся в пределах ±6 м.
8.3.3. Определение абсолютной погрешности измерений расстояния от комплекса до ТС
-
8.3.3.1. Разместить имитатор скорости ТС в зоне видимости комплекса на расстоянии 5 м (согласно схеме, приведенной на рисунке 2).
Лазерный дальномер
2
имитатора
1
X
I1
I
3
а
а
а
а
4
:1
г.
:3
а
I
Расположение
Loi
Рисунок 2
Расположение
имитатора
Комплекс
Li
Li
-
8.3.3.2. Разместить дальномер рядом с комплексом.
-
8.3.3.3. Подключиться к поверяемому комплексу по указанному в его формуляре IP адресу.
-
8.3.3.4. Запустить менеджер задач, кликнув по иконке с названием TrafficScannerSM_Manager. Остановить службу рабочего режима нажав на кнопку Stop, которая находится на закладке Control менеджера задач (рисунок 3).
Рисунок 3
-
8.3.3.5. Запустить приложение СМТест. Нажать на кнопку «Порт» и в появившемся окне ввести номер виртуального СОМ порта, к которому подключен радарный детектор (посмотреть номер СОМ порта в разделе диспетчер оборудования ОС Windows) -рисунок 4. Нажать клавишу «Применить». Индикатор соединения с СОМ портом должен стать зеленым
Рисунок 4
-
8.3.3.6. На имитаторе установить имитируемую скорость 60 км/ч. В окне приложения СМТест из выпадающего списка измеряемых значений скорости выбрать значение измеряемой скорости 60 км/ч и нажать кнопку «Старт». Комплекс произведёт расстояния и отразит измеренный результат.
-
8.3.3.7. Провести измерение расстояния Lai дальномером до имитатора.
-
8.3.3.8. Повторить измерение расстояния до имитатора размещенного на расстоянии 50. 100 м.
-
8.3.3.9. Рассчитать абсолютную погрешность измерений расстояния до ТС для каждого измерения по формуле (11):
-
AL, = L, - Ьэ;
(Н)
8.3.3.10. Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности измерений расстояния до ТС находятся в пределах ± 1 м.
-
8.3.4. Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС в зоне контроля
-
8.3.4.1. Разместить в зоне видимости комплекса на расстоянии от 1 до 30 метров имитатор скорости движения ТС.
-
8.3.4.2. Подключиться к поверяемому комплексу по указанному в его формуляре IP адресу.
-
8.3.4.3. Запустить менеджер задач, кликнув по иконке с названием TrafficScannerSM_Manager. Остановить службу рабочего режима нажав на кнопку Stop, которая находится на закладке Control менеджера задач (рисунок 5).
-
Рисунок 5
-
8.3.4.4. Запустить приложение СМТест. Нажать на кнопку «Порт» и в появившемся окне ввести номер виртуального СОМ порта, к которому подключен радарный детектор (посмотреть номер СОМ порта в разделе диспетчер оборудования ОС Windows) -рисунок 6. Нажать клавишу «Применить». Индикатор соединения с СОМ портом должен стать зеленым
Рисунок 6
-
8.3.4.5. На имитаторе установить имитируемую скорость 2 км/ч. В окне приложения СМТест из выпадающего списка измеряемых значений скорости выбрать значение измеряемой скорости 2 км/ч и нажать кнопку «Старт». Комплекс произведёт измерение скорости и отразит измеренный результат.
-
8.3.4.6. На имитаторе поочередно установить имитируемую скорость из ряда 2, 70. 90, 120, 140, 180, 250, 320 км/ч и провести измерения скорости. После окончания испытаний нажать в окне приложения CMtest кнопку «Стоп». Закрыть приложение CMtest.
-
8.3.4.7. Рассчитать абсолютную погрешность измерения скорости ТС по формуле (12):
-
AV,=VK1-V3i,
(12)
где V3l - имитируемая скорость ТС из ряда 2. 70. 90. 120, 140. 180, 250, 320 км/ч.
VK'i - скорость ТС, измеренная комплексом при имитируемой скорости Vai;
8.3.4.8. Результаты поверки считать положительными, если значения допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС в зоне контроля в диапазоне от 2 до 140 км/ч включительно находятся в пределах ±1 км/ч, в диапазоне свыше 140 до 320 км/ч находятся в пределах ±2 км/ч.
-
8.3.5. Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке автодороги
-
8.3.5.1. Определение погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке дороги проводится сравнением значения скорости измеренной комплексом и значения скорости с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.5.2. Подключить эталонный навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с эталонного навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.
-
8.3.5.3. Установить частоту выдачи данных эталонным навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.5.4. Осуществить проезд зоны контроля комплексов на автомобиле не менее 3 проездов со скоростями из диапазона от 40 до 180 км/ч.
-
8.3.5.5. Остановить запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.5.6. По данным с комплексов определить время фиксации автомобиля на въезде и выезде с контролируемого участка дороги для всех проездов.
-
8.3.5.7. Выбрать из записанных данных с эталонного навигационного приемника данные, соответствующие интервалам времени нахождения автомобиля на контролируемом участке дороги для всех проездов.
-
8.3.5.8. Определить эталонную скорость движения автомобиля на контролируемом участке дороги по данным с эталонного навигационного приемника по формуле (13):
(13)
где V3i - значение скорости на контролируемом участке дороги по данным с эталонного навигационного приемника для /-го проезда, выраженное в км/ч;
И/(/) - значение мгновенной скорости по данным с эталонного навигационного приемника для /-го проезда, выраженное в км/ч;
N - количество значений мгновенной скорости по данным с эталонного навигационного приемника для /-го проезда.
-
8.3.5.9. Рассчитать значение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке дороги по формуле (14):
(14)
где V, - значение скорости на контролируемом участке дороги, измеренное комплексом для /-го проезда, выраженное в км/ч;
-
8.3.5.10. Результаты поверки считать положительными, если значения погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке дороги в диапазоне от 2 до 140 км/ч включительно находятся в пределах ±2 км/ч. в диапазоне свыше 140 до 320 км/ч находятся в пределах ±2 %.
8.3.6. Определение метрологических характеристик дополнительного модуля «Комплекс аппаратно-программный «ТРАФИК-СКАНЕР-П»
-
8.3.6.1. Поверка проводится согласно документа 4278-0087-63796276-2017 МП «Комплексы аппаратно-программные «ТРАФИК-СКАИЕР-П». Методика поверки».
-
9.1. На комплекс, прошедший поверку с положительными результатами, выдается свидетельство о поверке установленной формы.
-
9.2. При отрицательных результатах поверки комплекс к применению не допускается. свидетельство о поверке аннулируется, и на комплекс выдается извещение о непригодности.
Заместитель начальника НПО-10 -
начальник НИЦ
Хамадулин
12