Методика поверки «ГСИ. Каналы измерительные скорости и давления из состава системы обеспечения безопасности СОБ-400» (36007-000-00 И3)
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
И. О. генерального директора
ФГУП «ВНИИМ
Менделеева»
Н. Пронин 2020 г.
М.п.
Государственная система обеспечения единства измерений
Каналы измерительные скорости и давления из состава системы обеспечения безопасности СОБ-400
Методика поверки
36007-000-00 ИЗ
Руководитель НИО
А. А. Янковский
Руководитель НИО Р. А. Тетерук
Заместитель руководителя НИО Д. Б. Пухов
Оглавление3. Требования к квалификации поверителей
-
-
7.3 Подтверждение соответствия программного обеспечения каналов
измерительных скорости и давления
-
7.4 Определение метрологических характеристик канала измерительного
-
7.6 Определение метрологических характеристик канала измерительного
-
7.8 Определение метрологических характеристик канала измерительного
-
1. Настоящая методика 36007-000-00 ИЗ распространяется на каналы измерительные скорости и давления из состава системы СОБ-400 и предназначена для определения их нормированных метрологических характеристик.
-
2. Методикой поверки предусмотрена возможность проведения поверки отдельных измерительных каналов.
-
3. Перед началом работы необходимо ознакомиться с настоящей методикой, эксплуатационной документацией на на каналы измерительные скорости и давления из состава системы СОБ-400, техническим описанием средства измерений и оборудования, используемых при проведении поверки.
Перечень принятых сокращений приведен в приложении А.
1 Операции поверки-
1.1 При проведении поверки должны быть выполнены операции согласно таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта |
Проведение операции при | |
первичной поверке |
периодической поверке | ||
1 Внешний осмотр |
7.1 |
+ |
+ |
2 Опробование |
7.2, 7.5, 7.7 |
+ |
+ |
3 Подтверждение соответствия программного обеспечения |
7.3 |
+ |
+ |
4 Определение метрологических характеристик |
7.4, 7.6, 7.8 |
+ |
+ |
-
2.1 При проведении поверки должны быть применены средства измерения, контрольное оборудование, указанные в таблицах 2, 3.
Таблица 2
Номер пункта настоящей методики |
Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки, номер документа, регламентирующего технические требования к средству, метрологические и основные технические характеристики |
Примечание |
7.1 |
Гигрометр психрометрический ВИТ-2, диапазон относительной влажности от 20 до 90 %, пределы допускаемой абсолютной погрешности ±6 %, диапазон температуры от 15 до 40 °C, пределы допускаемой абсолютной погрешности ±0,2 °C. | |
Барометр-анероид метрологический БАММ-1, диапазон измерений от 80 до 106 кПа, пределы основной допускаемой абсолютной погрешности ±0,2 кПа | ||
7.2, 7.4-7.6 |
Генератор сигналов специальной формы Г6-37, диапазон частот от 0,001 Гц до 20 МГц, относительная основная погрешность в диапазоне частот от 0,1 Гц до 10ОкГц б= ±2% |
G1 |
Частотомер 43-85, диапазон измерений частот от 10 Гц до 3000 МГц, пределы основной относительной погрешности ±5x10’7 |
PF1 | |
7.2, 7.4-7.8 |
Источник питания SPS-606 GW Instek, выходное напряжение до 60 В, выходной ток до 6 А, с индикацией тока и напряжения, пределы допускаемой основной погрешности ±(0,5-1 О'2 х UycT+2N) %, где 11уст-устанавливаемое значение, N-цена деления |
GB1 |
Вольтметр цифровой универсальный GDM-8135 GW Instek, диапазон измерения напряжения от 0 до 1200 В, пределы допускаемой основной погрешности ±0,2В (при измерении постоянного напряжения на пределе 200 В) |
PV1 | |
7.7, 7.8 |
Манометр МО-1,6 МПа, класс точности 0,15 % |
Р1 |
Таблица 3
Наименование |
Обозначение |
Количество, шт. |
Примечание | ||
Рис. 1 |
Рис.2 |
Рис.З | |||
Пульт ПК-БЭЛ-УП |
ЦВИЯ.421413.076 |
1 |
- |
- | |
Блок БВД-У |
36991-600-00-03 |
1 |
- |
- | |
Блок БРСН-400 |
36007-130-00 |
1 |
1 |
- |
Из состава СОБ-400 (допускается технологический) |
Блок БИЛ-М |
36007-080-00 |
1 |
1 |
1 | |
Преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00-07-0,5 |
АГБР.406239.011ТУ |
- |
- |
3 | |
Кассета регистрации КР-Е |
36993-360-00-04 |
1 |
1 |
- | |
Кабель CAN |
36991-758-00.01 |
2 |
- |
1 | |
Кабель ПК-БВДМ1 |
ЦВИЯ.685611.001.30 |
1 |
- |
- |
Из состава ПК-БЭЛ-УП |
Кабель ГЕН-А |
ЦВИЯ.685611.503 |
1 |
- |
- | |
Кабель ПИТ |
ЦВИЯ.685612.114 |
1 |
- |
- | |
Кабель |
ЦХ4.856.134 |
1 |
- |
- | |
Кабель БКР 1-3 |
ЦВИЯ.685611.986-03 |
1 |
- |
- | |
Кабель CAN1 |
ЦВИЯ.685612.113-01 |
1 |
- |
- | |
Кабель |
ЦВИЯ.685611.041.70 |
1 |
- |
- | |
Устройство ПК-КЛУБ-У |
36991-950-00-01 |
- |
1 |
- | |
ПЭВМ |
- |
1 |
- | ||
Тройник СР-50-95ВФ |
ВР0.364.013ТУ |
- |
1 |
- | |
Кабель CAN1 |
ЦВИЯ.685613.016 |
- |
3 |
- |
Из состава ПК-КЛУБ-У |
Кабель БКР-ЭПК |
ЦВИЯ.685612.100 |
- |
1 |
- | |
Кабель БКР-ЦКР |
ЦВИЯ.685612.099 |
- |
1 |
- | |
Кабель AK143-3-R ASSMANN |
- |
1 |
- | ||
Кабель БКР-ДПС |
ЦВИЯ.685612.102-01 |
- |
1 |
- | |
Кабель САВ508-2 |
- |
1 |
- | ||
Заглушка CAN |
ЦВИЯ.685611.027.01 |
- |
1 |
1 | |
Устройство для создания избыточного давления |
- |
- |
1 |
Для создания избыточного давления масла (воздуха) от 0 до 1,1 МПа. Далее по тексту стенд. |
Наименование |
Обозначение |
Количество, шт. |
Примечание | ||
Рис. 1 |
Рис.2 |
Рис.З | |||
Кабель БКР-ЦКР |
36991-762-00 |
- |
- |
1 |
Допускается ЦВИЯ.685613.038 |
Кабель СШ-ДД |
36315-207-00.03-10 |
- |
- |
1 |
Из состава СОБ-400 (допускается технологический) |
Кабель ДДТМ |
36315-207-00.04-220 |
- |
- |
1 | |
Кабель ДДТЦ |
36315-207-00.05-126 |
- |
- |
1 | |
Кабель ДДУР1 |
36315-207-00.06-126 |
- |
- |
1 |
Допускается применение других средств измерений (эталонов), обеспечивающих требуемый запас точности (не менее 1/3).
3. Требования к квалификации поверителей-
3.1 К проведению поверки могут быть допущены лица, прошедшие обучение по теме "Поверка средств измерений" и имеющие практический опыт проведения измерений в данной области.
-
4.1 При поверке должны быть соблюдены меры безопасности, изложенные в технической документации на систему СОБ-400 и на средства поверки.
-
4.2 Блоки, входящие в систему СОБ-400, средства измерений и аппаратура рабочего места поверки должны быть заземлены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030-81.
-
5.1 При проведении поверки должны быть выполнены нормальные климатические условия по ГОСТ8.395-80:
-
1) температура окружающей среды - (20±5) °C;
-
2) относительная влажность воздуха - (55±25) %;
-
3) атмосферное давление - (100±6) кПа.
-
6.1 Поверка канала измерительного скорости производится по одному из двух методов с использованием схемы рабочего места:
-
- по методу 1 в соответствии с рисунком 1 (рекомендуется в условиях завода-изготовителя),
-
- по методу 2 в соответствии с рисунком 2 (рекомендуется в эксплуатации).
Методы равнозначны.
-
6.2 Поверка канала измерительного давления производится с использованием схемы рабочего места в соответствии с рисунком 3
-
6.3 При проведении поверки каналов измерительных скорости и давления используются следующие изделия из состава СОБ-400:
-
- системный шкаф 36007-010-00;
При проведении поверки системного шкафа из состава каналов измерительных скорости и давления допускается использование технологических блока БИЛ-М и преобразователей давления ДД-И-1,00-07-0,5, имеющих не истекший срок поверки.
-
6.4 Блоки и кабели, применяемые для поверки, необходимо выдержать в течение 4 часов в нормальных условиях, если перед поверкой они находились в климатических условиях, отличающихся от требований раздела 5.
-
6.5 Подготовить средства измерений, контрольное оборудование в соответствии с их документацией. При проведении поверки работу с блоком БВД-У, устройством ПК-КПУБ-У, пультом ПК-БЭЛ-УП производить согласно их руководствам по эксплуатации. Изучить руководство по эксплуатации СОБ-400 36007-000-00РЭ.
-
6.6 Проверить выполнение условий поверки и мер безопасности.
-
6.7 При проведении первичной поверки проверить в паспорте на устройство СОБ-400 наличие отметок ОТК о положительных результатах приёмо-сдаточных испытаний.
-
6.8 Подготовить протокол поверки в соответствии с приложением Б.
-
7.1 Внешний осмотр
-
7.1.1 Провести внешний осмотр каналов измерительных скорости и давления:
-
-
- проверить комплект системы СОБ-400 в соответствии с поставочным паспортом;
-
- проверить наличие свидетельства о поверке на датчик угла поворота ДПС-И (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений 79187-20);
-
- проверить наличие и целостность пломб на блоках системы СОБ-400;
-
- проверить исправность всех органов управления;
-
- проверить целостность соединителей, индикаторов;
-
- проверить отсутствие механических повреждений, препятствующих или затрудняющих работу по поверке.
-
7.1.2 Каналы измерительные скорости, у которых выявлены дефекты по 7.1.1, на поверку не допускаются.
-
7.2 Опробование канала измерительного скорости по методу 1
-
7.2.1 Цель опробования - проверка работоспособности канала измерительного скорости перед проведением поверки.
-
Критерием работоспособности канала измерительного скорости является индикация на блоке БИЛ-М в соответствии с задаваемыми с имитатора (блока БВД-У) параметрами.
-
7.2.2 Собрать рабочее место для поверки в соответствии с рисунком 1 Установить кассету КР-Е в кассетоприемник блока БРСН-400.
На источнике питания GB1 предварительно установить величину выходного напряжения (48±1) В.
1 - кабель БКР1-3 ЦВИЯ.685611.986-03;
2-кабель CAN1 ЦВИЯ.685612.113-01;
3,4 - кабель CAN 36991-758-00.01;
5- кабель ПК-БВДМ1 ЦВИЯ.685611.001.30;
-
6 - кабель ЦВИЯ.685611.041.70;
-
7 - кабель ГЕН-А ЦВИЯ.685611.503;
-
8 - кабель ПИТ ЦВИЯ.685612.114;
9-кабель ЦХ4.856.134;
Рисунок 1 - Схема рабочего места поверки канала измерительного скорости с пультом ПК-БЭЛ-УП
-
7.2.3 Установить на пульте ПК-БЭЛ-УП:
-
- тумблер ПИТАНИЕ БЭЛ в нижнее положение;
-
- тумблер ПИТ БВД в нижнее положение;
-
- тумблер СЕТЬ в верхнее положение, загорается индикатор СЕТЬ;
-
- переключатель ВХ.ВНЕШ.ГЕН. в положение ОТКЛ;
-
- переключатель УПРАВЛ в положение НЕПРЕР;
-
- тумблер УРОВЕНЬ в положение “ОдБ”;
-
- тумблер “CAN1/CAN2” в положение “CAN2”.
-
7.2.4 Включить источник питания GB1.
-
7.2.5 Включить питание БВД-У тумблером ПИТ БВД на пульте ПК-БЭЛ-УП. Проконтролировать включение блока БВД-У. На БВД-У нажать один раз кнопку ВВОД. Включить питание канала измерительного скорости тумблером ПИТАНИЕ БЭЛ на пульте ПК-БЭЛ-УП. Включить тумблер ПИТ на системном шкафу. Проконтролировать включение индикатора ПИТ на СШ.
Проконтролировать на блоке БИЛ-М (через время (20-30) сек после включения питания) индикацию фактической скорости “000” и индикацию готовности кассеты регистрации ”.
Проконтролировать включение индикатора ЭПК на пульте ПК-БЭЛ-УП.
-
7.2.6 С помощью клавиатуры БИЛ-М ввести характеристики по командам Пх (где х - код команды) согласно таблице 4 (ввод производится нажатием кнопки ).
Таблица 4
Код команды
Название параметра
Значение
6
Конфигурация
77
33
Категория поезда
5
34
Диаметр бандажа колеса 1, мм
1180
35
Диаметр бандажа колеса 2, мм
1180
36
Число зубьев датчика скорости
42
94
Младшее слово конфигурации ДС
190
-
7.2.7 Нажатием кнопки “0-КТР” выключить индикатор “0-КТР”.
-
7.2.8 Ввести с БВД-У скорость 60 км/ч.
Проконтролировать индикацию фактической скорости на блоке БИЛ-М “(60±1) км/ч” (допускается выключение индикатора ЭПК, включение индикатора КОН на пульте, появление надписи “СРЫВ КОН” на блоке БИЛ-М).
-
7.2.9 Нажатием кнопки “0-КТР” включить индикатор “0-КТР" на БВД-У.
С помощью БВД-У снизить скорость до 0 км/ч с шагом не более 5 км/ч.
Проконтролировать индикацию фактической скорости на блоке БИЛ-М “0 км/ч”.
-
7.2.10 Результаты опробования считаются положительными, если в процессе проверки индикация фактической скорости на блоке БИЛ-М совпадает с задаваемой с БВД-У согласно п.7.2.8, 7.2.9.
-
7.3 Подтверждение соответствия программного обеспечения каналов измерительных скорости и давления
-
7.3.1 С клавиатуры БИЛ-М ввести команду «К1551».
-
7.3.2 Проверить идентификационные признаки встроенного программного обеспечения (ПО) на блоке индикации БИЛ-М. По окончании проверки ввести команду «К1552».
-
7.3.3 Проверить идентификационные признаки ПО ДД-И-1,007 в соответствии с МП 107-221-2016 «ГСИ. Преобразователи давления измерительные ДД-И. Методика поверки».
-
7.3.4 Номер версии и контрольная сумма ПО должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 5.
-
Таблица 5
Идентификационные данные (признаки) |
Значения | ||
Системный шкаф (ячейка ДС) |
Блок БИЛ-М (плата вычислителя) |
ДД-И-1,007 | |
Идентификационное наименование ПО |
ДС (МПХ) (DSM_v8.5(0xFC)_1 25kbps.bin)1 |
БИЛ-М (ВК) (Mon_SAUT)1 |
PD mbus_115200_1. hex |
Номер версии ПО (идентификационный номер) |
версия 1.8.5 и выше |
версия 1.1.0 и выше |
версия 1.0 и выше |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) |
FC1, CRC8 |
421, CRC8 |
-
7.4 Определение метрологических характеристик канала измерительного скорости по методу 1
-
7.4.1 Определение абсолютной погрешности
-
7.4.1.1 Имитация сигналов от датчика угла поворота осуществляется подачей частоты генератора G1 в режиме прямоугольных импульсов.
-
7.4.1.2 Частота генератора F (Гц) связана с линейной скоростью движения локомотива (МВПС) следующей формулой:
-
-
2х Vx N
F =------------ (1)
-
3,6 л х D ,
где V - скорость движения локомотива (МВПС), км/ч;
N - число зубьев датчика скорости;
D - диаметр бандажа колеса, м;
2 - коэффициент, учитывающий деление частоты сигнала пультом ПК-БЭЛ-УП;
-
3,6 - коэффициент пересчёта единиц скорости (км/ч) в (м/сек).
-
7.4.1.3 Учитывая, что поверка осуществляется при N = 42hD = 1,18m формула (1) упрощается:
F = 6,2943xV (Гц) (2)
или
V= 0,1589xF(km) (3)
-
7.4.1.4 В соответствии с формулой (2) рассчитано соответствие между расчетным значением скорости Ураем и расчетным значением частоты FpacM таблицы Б.5 Приложения Б.
-
7.4.1.5 Абсолютная погрешность ДУ (км/ч) рассчитывается по формуле:
дУ= ± (Уизм — \/расч), (4)
где Уизм - значение скорости поверяемого канала измерительного (фактическая скорость на блоке БИЛ-М), км/ч;
Ураем - расчетное значение скорости (соответствующее значению частоты сигнала, подаваемому на вход ПК-БЭЛ-УП с генератора G1), км/ч.
-
7.4.2 Измерение параметров
-
7.4.2.1 Установить переключатель “НАГРУЗКА Q” генератора G1 в положение с максимальной нагрузкой. Установить параметры выходного сигнала генератора G1:
-
- форма выходного сигнала - синусоида;
-
- амплитуда на выходе - от 2 до 3 В (контролировать по показаниям вольтметра PV1);
-
- частота выходного сигнала (31,5±1) Гц.
-
7.4.2.2 Установить на пульте ПК-БЭЛ-УП переключатель ВХ.ВНЕШ.ГЕН. в положение ДПС.
-
7.4.2.3 Изменяя частоту генератора G1, установить по частотомеру PF1 расчетное значение частоты Fpac4 согласно таблице Б.5 Приложения Б с точностью до ± 1 Гц (допускается выключение индикатора ЭПК, включение индикатора КОН на пульте, появление надписи “СРЫВ КОН” на блоке БИЛ-М).
-
7.4.2.4 Зафиксировать на блоке БИЛ-М значение фактической скорости Уф. Полученное значение занести в графу “Измеренное значение скорости, Уизм” таблицы Б.5 Приложения Б.
Примечание - При изменяющемся значении Уф на блоке БИЛ-М принять для расчета то значение, при котором абсолютная погрешность дУ будет максимальной.
-
7.4.2.5 По окончании работы выключить генератор G1, частотомер PF1, вольтметр PV1, источник питания GB1, пульт ПК-БЭЛ-УП (установив тумблеры ПИТ БВД, ПИТАНИЕ БЭЛ, СЕТЬ в нижнее положение).
-
7.4.3 Обработка результатов измерений
-
7.4.3.1 Рассчитать значения абсолютной погрешности измерения скорости согласно 7.4.1.5 для всех значений таблицы Б.5 Приложения Б.
-
Полученные значения занести в графу «Абсолютная погрешность, ДУ» таблицы Б.5 Приложения Б.
-
7.4.3.2 Наибольшие значения результатов расчёта дУ для каждого диапазона скоростей занести в графу «Наибольшая абсолютная погрешность, дУтах» таблицы Б.5 Приложения Б.
Результаты поверки считаются положительными если абсолютная погрешность измерений скорости дУтах не превышает:
-1 км/ч - в диапазоне от 0 до 250 км/ч включительно;
- 2 км/ч - в диапазоне свыше 250 до 420 км/ч.
-
7.5 Опробование канала измерительного скорости по методу 2
-
7.5.1 Опробование проводят методом проверки работоспособности канала измерительного скорости. Критерием работоспособности канала измерительного скорости является индикация на блоке БИЛ-М в соответствии с задаваемыми с имитатора (пульта ПК-КЛУБ-У) параметрами.
-
7.5.2 Собрать рабочее место в соответствии с рисунком 2. Установить кассету КР-Е в кассетоприемник БРСН-400.
-
На источнике питания GB1 предварительно установить величину выходного напряжения (48±1) В.
1,2-кабель CAN 1 ЦВИЯ.685613.016;
-
3 - кабель БКР-ДПС ЦВИЯ.685612.102-01;
-
4 - кабель БКР-ЭПК ЦВИЯ.685612.100;
-
5 - кабель БКР-ЦКР ЦВИЯ.685612.099;
-
6,7 - провод МГТФ 0,35 ТУ16-505.185-71-0,5 м;
-
8 - кабель AK143-3-R ASSMANN (аналог кабеля САВ728);
-
9 - тройник СР-50-95ВФ ВР0.364.013ТУ;
-
10 - кабель САВ508-2;
-
11 - кабель из комплекта кабелей генератора Г6-37;
-
12 - кабель из комплекта кабелей частотомера 43-85;
Рисунок 2 - Схема рабочего места поверки канала измерительного скорости с пультом ПК-КЛУБ-У
-
7.5.3 Тумблеры ГЕН и СЕТЬ на пульте ПК-КЛУБ-У установить в положение
Включить ПЭВМ, загрузить операционную систему «Windows».
Включить пульт ПК-КЛУБ-У тумблером СЕТЬ.
На ПЭВМ запустить программу "KLUBTEST" (из состава “Управляющей программы ПК-КЛУБ-У. Текст программы” ЦВИЯ.00182-05 12 01) (далее по тексту программа).
В головном меню программы активизировать пункт ’’ПК-КЛУБ / Вкл/Выкл”.
В головном меню программы выбрать пункт ’’ПК-КЛУБ / МФАУС”. В окне ’’МФАУС” установить флажки ’’Нуль контроллера”, ’’Катушки 1”, ’’Кабина 1”
-
7.5.4 Включить питание канала измерительного скорости включением GB1 (на системном шкафу дополнительно включить тумблер питания).
Проконтролировать на блоке БИЛ-М (допускается через-20-30сек после включения питания) индикацию фактической скорости “000” и индикацию готовности кассеты регистрации “ ”.
Проконтролировать на пульте ПК-КЛУБ-У включение индикатора ЭПК.
С помощью клавиатуры БИЛ-М ввести характеристики по командам Пх (где х -код команды) согласно таблице 6 (ввод производится нажатием кнопки ■ 1).
Таблица 6
Код команды |
Название параметра |
Значение |
6 |
Конфигурация |
77 |
33 |
Категория поезда |
5 |
34 |
Диаметр бандажа колеса 1, мм |
1180 |
35 |
Диаметр бандажа колеса 2, мм |
1180 |
36 |
Число зубьев датчика скорости |
42 |
94 |
Младшее слово конфигурации ДС |
190 |
-
7.5.5 В головном меню программы выбрать ’’ПК-КЛУБ / МФС ДПС”. В окне ”МФС ДПС” установить:
-
- ’’Количество зубьев” - “42”;
-
- ’’Диаметр бандажа” - “1180”;
-
- ’’Расположение / ДПС1 ДПС2” - “справа”;
-
- ’’Направление движения” - “прямо”.
-
7.5.6 В головном окне «Управляющая программа ПК-КЛУБ» выбрать ’’МФАУС”. В окне ’’МФАУС” убрать флажок ’’Нуль контроллера”. В окне ”МФС ДПС” установить фактическую скорость 60 км/ч.
Проконтролировать на блоке БИЛ-М фактическую скорость \/ф=(60±1) км/ч (допускается выключение индикатора ЭПК, включение индикатора КОН на пульте, появление надписи “СРЫВ КОН” на блоке БИЛ-М).
-
7.5.7 В окне ’’МФАУС” установить флажок ’’Нуль контроллера”. В окне ”МФС ДПС” снизить фактическую скорость 0 км/ч (с шагом не более 5 км/ч). Проконтролировать на блоке БИЛ фактическую скорость \/ф=0 км/ч.
-
7.5.8 Результаты опробования считаются положительными, если в процессе проверки индикация фактической скорости на блоке БИЛ-М совпадает с задаваемой согласно п.7.5.6, 7.5.7.
-
7.6 Определение метрологических характеристик канала измерительного скорости по методу 2
-
7.6.1 Расчёт погрешности
-
7.6.1.1 Имитация сигналов от бесконтактного датчика пути и скорости осуществляется подачей частоты генератора G1 в режиме прямоугольных импульсов.
-
7.6.1.2 Частота генератора F (Гц) связана с линейной скоростью движения локомотива (МВПС) следующей формулой:
64 х V х N
F = -------------- (5)
-
3,6 л х D ,
где V - скорость движения локомотива (МВПС), км/ч;
N - число зубьев датчика скорости;
D - диаметр бандажа колеса, м;
64 - коэффициент, учитывающий деление частоты сигнала пультом ПК-КЛУБ-У;
-
3.6 - коэффициент пересчёта единиц скорости (км/ч) в (м/сек).
-
7.6.1.3 Учитывая, что поверка осуществляется при N = 42 и D = 1,18м формула (5) упрощается:
F = 201,416xV (Гц) (6)
или
V= 0,00497xF (км/ч) (7)
-
7.6.1.4 В соответствии с формулой (6) рассчитано соответствие между расчетным значением скорости \/расч и расчетным значением частоты Fpac4 таблицы Б.6 Приложения Б.
-
7.6.1.5 Абсолютная погрешность \V (км/ч) рассчитывается по формуле:
aV= ±(\/изм — \/расч) , (8)
где Уизм - значение фактической скорости, индицируемая на блоке БИЛ (км/ч);
Урасч - расчетное значение скорости (км/ч), соответствующее расчетному значению частоты, подаваемое с генератора G1.
-
7.6.2 Измерение параметров
-
7.6.2.1 Установить переключатель “НАГРУЗКА Q” генератора G1 в положение с максимальной нагрузкой. Установить параметры выходного сигнала генератора G1:
-
- форма выходного сигнала - “меандр”;
-двойная амплитуда выходного сигнала по вольтметру PV1 (10±1) В;
-
- частота выходного сигнала (1007±5) Гц.
-
7.6.2.2 В головном окне программы выбрать “МФАУС”. В окне "МФАУС” убрать флажок “Ключ ЭПК1”. Проконтролировать на блоке БИЛ-М выключение индикации сигнала светофора и допустимой скорости.
-
7.6.2.3 В головном меню программы выбрать “МФС ДПС”. В окне “МФС ДПС” установить фактическую скорость 5 км/ч. Проконтролировать на блоке БИЛ-М индикацию фактической скорости \/ф=5 км/ч (допускается выключение индикатора ЭПК, включение индикатора КОН на пульте, появление надписи “СРЫВ КОН” на блоке БИЛ-М).
-
7.6.2.4 Установить тумблер ГЕН на пульте ПК-КЛУБ-У в положение ВКЛ. Проконтролировать включение одноименного индикатора на пульте. Проконтролировать на блоке БИЛ-М фактическую скорость \/ф= (5±1) км/ч.
-
7.6.2.5 Изменяя частоту генератора G1, установить по частотомеру PF1 расчетное значение частоты Брасч согласно таблице Б.6 Приложения Б с точностью ± 50 Гц.
-
7.6.2.6 Зафиксировать на БИЛ-М значение фактической скорости \/ф. Полученное значение занести в графу “Измеренное значение скорости, \/изм” таблицы Б.6 Приложения Б.
Примечание - При изменяющемся значении \/ф на блоке БИЛ-М принять для расчета то значение, при котором aV будет максимальной.
-
7.6.2.7 По окончании работы выключить генератор G1, частотомер PF1, вольтметр PV1, источник питания GB1, пульт ПК-КЛУБ-У, ПЭВМ.
7.6.3 Обработка результатов измерений
-
7.6.3.1 Рассчитать значение абсолютной погрешности измерения скорости согласно 7.6.1.5. Полученное значение занести в графу “Абсолютная погрешность, aV” таблицы Б.6 Приложения Б.
-
7.6.3.2 Наибольшее значение результатов расчёта д\/тах занести в графу «Наибольшая абсолютная погрешность, д\/тах» таблицы Б.6 Приложения Б.
Результаты поверки считаются положительными если абсолютная погрешность измерений скорости aVmax не превышает:
-1 км/ч - в диапазоне от 0 до 250 км/ч включительно;
- 2 км/ч - в диапазоне свыше 250 до 420 км/ч.
-
7.7 Опробование канала измерительного давления
-
7.7.1 Цель опробования - проверка работоспособности канала измерительного давления перед проведением метрологических измерений.
Критерием работоспособности канала измерительного давления является индикация на блоке БИЛ-М в соответствии с создаваемым с помощью стенда избыточного давления.
-
7.7.2 Собрать рабочее место в соответствии с рисунком 3.
На источнике питания GB1 предварительно установить величину выходного напряжения (48±1) В.
-
7.7.3 Включить источник питания GB1. Включить тумблер ПИТ на СШ. При этом должен загореться одноименный индикатор на СШ.
-
7.7.4 На блоке БИЛ-М на шкалах ТМ, МПа; ТЦ, МПа; УР, МПа появится индикация “Х,ХХ “ где Х,ХХ - произвольное число. (Контроль индикации на БИЛ допускается проводить через 20-30 сек после включения питания).
-
7.7.5 Создать давление на стенде в пределах от 0,0 до 1,0 МПа. Контроль давления проводить по показаниям эталонного манометра.
-
7.7.6 Сравнить показания эталонного манометра и индикации на блоке БИЛ-М на шкалах ТМ, МПа; ТЦ, МПа; УР, МПа. Расхождение показаний не должно превышать 0,02 МПа.
-
1 - кабель ЦВИЯ.685613.016;
-
2 - кабель БКР-ЦКР 36991-762-00 (допускается ЦВИЯ.685613.038)
-
3 - кабель СШ-ДД 36315-207-00.03-10;
-
4 - кабель ДДТМ 36315-207-00.04-220;
-
5 - кабель ДДТЦ 36315-207-00.05-126;
-
6 - кабель ДДУР1 36315-207-00.06-126.
Рисунок 3 - Схема рабочего места поверки канала измерительного давления
-
7.8 Определение метрологических характеристик канала измерительного давления
-
7.8.1 Определение абсолютной погрешности
-
7.8.1.1 Абсолютная погрешность измерения давления АР, МПа определяется по формуле:
Д Р = ± (Рп — Рэтал ) , (9)
где Рп - давление измерительного канала, МПа;
Рэтал - значение давления по эталонному манометру, МПа.
-
7.8.2 Измерение параметров
-
7.8.2.2 Плавно повышая давление в магистрали стенда, подключенного к датчику давления тормозной магистрали ТМ, выставить по эталонному манометру значение давления Рэтал = 1,00 МПа, соответствующее графе "Значение давления номинальное Рном, МПа" таблицы Б.7 с точностью 0,05 МПа, но не более 1,00 МПа.
-
7.8.2.3 Зафиксировать по эталонному манометру значение давления и занести в графу «Значение давления эталонного измерителя Рэтал, МПа» таблицы Б.7
-
7.8.2.4 Через промежуток времени не менее 8 с зафиксировать по индикации на шкале ТМ, МПа блока БИЛ-М значение давления и занести в графу ""Значение давления поверяемого измерителя Рп, Мпа» таблицы Б.7.
-
7.8.2.5 Плавно изменяя давление в магистрали провести измерения по 7.4.2.2 -7.4.2.4 для значений давления, МПа: 0,75; 0,50; 0,25; 0,00.
-
7.8.2.6 Провести измерения по 7.8.2.2 - 7.8.2.5 для остальных преобразователей давления ТЦ и УР.
7.8.3 Обработка результатов измерений
-
7.8.3.1 Определить абсолютную погрешность ДР для каждого измерения по формуле (9).
Результаты расчёта занести в графу “Абсолютная погрешность ДР, МПа“ таблицы Б.7 Приложения Б.
-
7.8.3.2 Наибольшее значение результатов вычисления занести в графу “Наибольшая абсолютная погрешность ДРтах, МПа“ таблицы Б.7 Приложения Б для каждого преобразователя давления.
Результаты поверки считаются положительными если абсолютная погрешность АРтах не превышает 0,02 МПа.
8 Оформление результатов поверки-
8.1 Результаты поверки оформляются с учётом требований приказа 2510 от 31.07.2020 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».
Результаты поверки оформляются протоколом в соответствии с приложением Б с указанием типа системы СОБ-400, его исполнения и заводского номера СОБ-400 с учётом требований приказа 2510 от 31.07.2020 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке». При проведении поверки канала измерительного скорости результаты измерения записываются: в таблицу Б.5 (при использовании метода 1), в таблицу Б.6 (при использовании метода 2).
Результаты измерения поверки канала измерительного давления записываются в таблицу Б.7.
Протокол первичной поверки прикладывается к технологическому паспорту системы СОБ-400. Протокол периодической прикладывается к паспорту системы СОБ-400.
-
8.2 Значения наибольших абсолютных погрешностей для диапазонов скорости и давления при первичной поверке записываются в раздел «Свидетельство о приёмке» паспорта на систему СОБ-400.
Данная запись подтверждается подписью поверителя и простановкой индивидуального поверительного клейма.
-
8.3 Запрещается выпуск в обращение продукции, прошедшей поверку с отрицательным результатом. На такой продукции должен быть аннулирован знак поверки и выписано извещение о непригодности к применению с указанием причин (в соответствии с действующим порядком).
-
8.4 Результаты периодической, внеочередной поверки системы СОБ-400 оформляются свидетельством о поверке в соответствии с действующим порядком. Знак поверки наносится на лицевую панель системного шкафа и в паспорт на системный шкаф.
Приложение А
(справочное)
Перечень принятых сокращений
БИЛ-М - блок индикации локомотивный модернизированный; БВД-У - блок ввода данных и диагностики унифицированный; КР-Е - кассета регистрации;
СОБ - система обеспечения безопасности.
Приложение Б
(обязательное)
Протокол поверки каналов измерительных скорости и давления
Б.1 Протокол поверки № ______________ от _____________
каналов измерительных скорости и давления, входящих в систему СОБ-400- 2,
заводской №____________(в составе системный шкаф заводской №_____________,
блок БИЛ-М из состава системы СОБ-400, технологический (нужное подчеркнуть), преобразователи давления измерительные ДД-И-1,00-07-0,5 из состава системы СОБ-400, технологические (нужное подчеркнуть).
Б.2 Поверка канала измерительного скорости проводилась по методу 1, по методу 2 (нужное подчеркнуть).
Б.З Поверка проводилась на рабочих местах в соответствии с требованием 36007-000-00 ИЗ.
Б.4 Примененные средства измерений и контрольное оборудование указаны в таблицах Б.1, Б.2.
Таблица Б.1
Наименование средства поверки |
Заводской номер |
Дата поверки |
Частотомер электронно-счетный *★ | ||
Вольтметр ** | ||
Источник питания ** | ||
Генератор ** | ||
Манометр МО-1,6 МПа-0,15 | ||
Блок БИЛ-М 36007-080-00 |
(технологический) | |
Преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00-07-0,5 |
(технологический, тормозной магистрали) | |
Преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00-07-0,5 |
(технологический, тормозного цилиндра) | |
Преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00-07-0,5 |
(технологический, уравнительного резервуара) | |
** Вносится при заполнении протокола |
Таблица Б.2
Наименование и обозначение контрольного оборудования |
Заводской номер |
Дата проверки (аттестации) |
Пульт ПК-БЭЛ-УП ЦВИЯ.421413.076 | ||
Блок БВД-У 36991-600-00-03 | ||
Устройство ПК-КЛУБ-У 36991-950-00-01 | ||
ПЭВМ | ||
Устройство для создания избыточного давления |
Б.5 При проведении поверки проводились работы, указанные в таблице Б.З
Таблица Б.З
Наименование работ |
Номер пункта методики 36007-000-00 ИЗ |
Результат поверки (соответствует/ не соответствует) |
Внешний осмотр |
7.1 | |
Опробование канала измерительного скорости |
7.2 (по методу 1), 7.5 (по методу 2) | |
Подтверждение соответствия программного обеспечения |
7.3 | |
Определение метрологических характеристик канала измерительного скорости |
7.4 (по методу 1), 7.6 (по методу 2) | |
Опробование канала измерительного давления |
7.7 | |
Определение метрологических характеристик канала измерительного давления |
7.8 |
Б.6 Условия проведения поверки приведены в таблице Б.4.
Таблица Б.4
Параметры |
Измеренные значения |
Температура окружающей среды, °C | |
Относительная влажность воздуха, % | |
Атмосферное давление, кПа |
Б.7 Результаты поверки канала измерительного скорости системы СОБ-400 по методу 1 приведены в таблице Б.5
Таблица Б.5
Расчётное значение частоты Fрасч, ГЦ |
Расчётное значение скорости х/расч, км/ч |
Измеренное значение скорости Vhsm , км/ч |
Абсолютная погрешность aV, км/ч |
Допустимая абсолютная погрешность, aV, км/ч |
Наибольшая абсолютная погрешность AVmax, км/ч |
31,5 |
5 |
±1 | |||
125,9 |
20 |
±1 | |||
251,8 |
40 |
±1 | |||
377,7 |
60 |
±1 | |||
503,5 |
80 |
±1 | |||
629,4 |
100 |
±1 | |||
755,3 |
120 |
±1 | |||
881,2 |
140 |
±1 | |||
1007,1 |
160 |
±1 | |||
1133,0 |
180 |
±1 | |||
1258,9 |
200 |
±1 | |||
1416,2 |
225 |
±1 | |||
1573,6 |
250 |
±1 | |||
1699,5 |
270 |
±2 | |||
1825,3 |
290 |
±2 | |||
1951,2 |
310 |
±2 | |||
2077,1 |
330 |
±2 | |||
2203,0 |
350 |
±2 | |||
2328,9 |
370 |
±2 | |||
2486,2 |
395 |
±2 | |||
2643,6 |
420 |
±2 |
Б.8 Результаты поверки канала измерительного скорости системы СОБ-400 по методу 2 приведены в таблице Б.6
Таблица Б.6
Расчётное значение частоты Fрасч, Гц |
Расчётное значение скорости Х/расч, КМ/Ч |
Измеренное значение скорости \/изм, КМ/Ч |
Абсолютная погрешность aV, км/ч |
Допустимая абсолютная погрешность aV, км/ч |
Наибольша я абсолютна я погрешност Ь д\/тах, КМ/Ч |
1007 |
5 |
±1 | |||
4028 |
20 |
±1 | |||
8057 |
40 |
±1 | |||
12085 |
60 |
±1 | |||
16113 |
80 |
±1 | |||
20142 |
100 |
±1 | |||
24170 |
120 |
±1 | |||
28198 |
140 |
±1 | |||
32227 |
160 |
±1 | |||
36255 |
180 |
±1 | |||
40283 |
200 |
±1 | |||
45319 |
225 |
±1 | |||
50354 |
250 |
±1 | |||
54382 |
270 |
±2 | |||
58411 |
290 |
±2 | |||
62439 |
310 |
±2 | |||
66467 |
330 |
±2 | |||
70496 |
350 |
±2 | |||
74524 |
370 |
±2 | |||
79559 |
395 |
±2 | |||
84595 |
420 |
±2 |
Б.9 Результаты поверки канала измерительного давления системы СОБ-400 приведены в таблице Б.7.
Таблица Б.7
Преобразователь давления |
Значение давления номинальное Рном , МПа |
Значение давления эталонного измерителя Рэтал , МПа |
Значение давления поверяемого измерителя Рп, МПа |
Абсолютная погрешность дР, МПа |
Наибольшая абсолютная погрешность дРтах, МПа |
ДД-И1 (ТМ) |
0,00 | ||||
0,25 | |||||
0,50 | |||||
0,75 | |||||
1,00 | |||||
ДД-И2 (ТЦ) |
0,00 | ||||
0,25 | |||||
0,50 | |||||
0,75 | |||||
1,00 | |||||
ДД-ИЗ (УР) |
0,00 | ||||
0,25 | |||||
0,50 | |||||
0,75 | |||||
1,00 |
Б.10 Заключение
Канал измерительный скорости и давления, входящий в систему СОБ-400-______*, заводской № ____________, соответствует / не соответствует
(нужное подчеркнуть) требованиям технических условий ТУ 32 ЦШ 4723-2020 и признан годным к эксплуатации / признан не годным к эксплуатации (нужное подчеркнуть).
Поверитель: |
личная подпись расшифровка подписи год, месяц, число |
* Код исполнения указывается при заполнении протокола
Библиография
[1] - Приказ 2510 от 31.07.2020 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».
31
- для версий ПО, отличных от указанных выше, идентификационное наименование программного обеспечения (имя файла) и цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма) контролируется на соответствие значению, указанному в паспорте 36007-000-00ПС на систему СОБ-400.
-
7.3.5 Система СОБ-400 считается прошедшей поверку по пункту 7.3, если идентификационные признаки встроенного ПО соответствуют приведенным в таблице 5.
Код исполнения указывается при заполнении протокола