Номер по Госреестру СИ: 60375-15
60375-15 Системы ультразвукового контроля
(SONOTRON™/24)
Назначение средства измерений:
Системы ультразвукового контроля SONOTRON™/24 (далее по тексту - системы) предназначена для измерения координат дефектов в области головки, шейки и средней части подошвы рельса ультразвуковым эхо-импульсным методом.

Внешний вид.
Системы ультразвукового контроля
Рисунок № 1

Внешний вид.
Системы ультразвукового контроля
Рисунок № 2
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО), входящее в состав системы, выполняет функции отображения на экране персонального компьютера информации в удобном для оператора виде, а также задания условий измерения.
Защита ПО от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «средний» согласно Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 2.
Знак утверждения типа
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измеренийИспользуются для прямых измерений в соответствии с методикой, изложенной в инструкции по эксплуатации «Система ультразвукового контроля рельсов SONOTRON™/24. Инструкция по эксплуатации», раздел 2 «Использование станции по назначению».
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системам ультразвукового контроля SONOTRON™/24
Техническая документация фирмы NDT Technologies Inc. (Канада).
Поверка
Поверкаосуществляется в соответствии с методикой поверки NDTT.3631251.102895.Mn «Система ультразвукового контроля SONOTRON™/24. Методика поверки», утвержденная ФГУП «ВНИИОФИ» в сентябре 2014 г.
Основные средства поверки:
-
1. Осциллограф универсальный двухлучевой С1-103, (Госреестр № 7652-80);
-
2. Мера моделей дефектов SOPR-NDT-02, где пределы допускаемой абсолютной погрешности воспроизведения расстояния от торцов меры до оси симметрии МД ± 5 мм.
-
3. Ультразвуковой тестер МХ01-УЗТ-1, (Госреестр № 19101-99).
Изготовитель
NDT Technologies Inc., Канада.Адрес: 20275 Clark Graham, Baie D'Urfe, Montreal, (Quebec. Canada H9X 3T5.
Телефон: +1-514-457-7650.
Факс: +1-514-457-7652.
Сайт: www.ndt.ca.
E-mail: mfb@ndt.ca.
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научноисследовательский институт оптико-физических измерений» (ФГУП "ВНИИОФИ").
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Тел. 437-33-56; факс 437-31-47
E-mail: vniiofi@vniibfi.ru, http://www.vniiofi.ru
Принцип действия системы основан на эхо-импульсном методе ультразвукового контроля. Ультразвуковые колебания генерируются при помощи пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП) и передаются в объект контроля (ОК) через жидкую контактную среду (воду). Ультразвуковые колебания, распространяясь вглубь ОК, отражаются от несплошностей (при их наличии) и от конструктивных отражателей (например, противоположная сторона ОК). Признаком наличия дефекта является появление эхо-сигнала с амплитудой выше порогового уровня в определённой временной зоне. Для излучения и приёма ультразвуковых импульсов применяются ПЭП. Все датчики имеют регулировки положения, обеспечивающие настройку при смене типоразмера рельса. Настройку осуществляют на мере моделей дефектов (ММД), изготовленной из рельса соответствующего типоразмера и типа термообработки. Сборки датчиков установлены на плавающих подвесках для обеспечения их точного позиционирования. Также каждый датчик имеет индивидуальные регулировки положения в подвеске.
Система полностью компьютеризирована. После первоначальной калибровки и настройки оборудования параметры настроек сохраняются в электронном виде. Каждый канал контроля может быть настроен индивидуально для получения оптимального соотношения сигнал/шум.
На рисунке 1 представлена фотография общего вида системы.

Рисунок 1 - Общий вид системы
Лист № 2 Всего листов 5
В таблице 1 приведены обозначения ультразвуковых датчиков , соответствующие им каналы и зоны тестирования рельса. Схема распределения датчиков относительно рельса приведена на рисунке 1.
Таблица 1 - Тестируемые зоны, датчики, каналы
Обозначение датчика |
Зона тестирования |
Каналы |
A1, A2, A3, A4 |
Г оловка с левой и правой боковых поверхностей |
4 |
B1, В2, B3, B4 |
Головка с поверхности катания, с левой и правой стороны |
4 |
C1, C2, C3, C4, C5, C6 |
Шейка сбоку |
6 |
D1 |
Г оловка с поверхности катания, по центру |
1 |
D2 |
Подошва снизу, по центру |
1 |
F1, F2 |
Подошва снизу, с левой и правой стороны |
2 |
Итого: |
Количество используемых каналов контроля |
18 |

F1+D2+F2
4-------► Ч-------►
Рисунок 1 - Схема распределения ультразвуковых датчиков.
Измерительный блок системы состоит из двух рам: внутренней рамы, на которой держатся сборки датчиков, гидравлические и пневматические цилиндры и клапаны; наружной рамы, которая является опорой для внутренней рамы, удаленного шкафа и пульта оператора (электронной станции настройки). Внутренняя рама размещается на внешней раме посредством двух направляющих для опорных штифтов на входе и двух эксцентриковых роликов на выходе. Наружная рама служит опорой для внутренней рамы, которая опирается на контактные плиты и сборку опорных штифтов.
Электропанель системы представляет собой отдельно стоящую панель. Эта панель содержит:
- модуль интерфейса центрального процессора ;
- контроллера ;
- узел цифрового контроля гидроклапанов , который управляет движением сборок
Лист № 3 Всего листов 5 датчиков;
- блок питания постоянного тока 24 В .
Система содержит следующие электронные узлы:
- компьютер микросистемы УЗК;
- компьютер сбора и обработки данных УЗК;
- удаленный шкаф ( основной узел УЗК , вспомогательные узлы );
- преобразователи УЗК ;
- пульт оператора ( станция настройки УЗК ).
Системы предназначены для контроля рельсов типа: P43; P50; P65; P65K; UIC54; UIC60; S49; 136RE и других.
Таблица 2.
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
Sonotron-880 UMS Sonotron-880 DACQ |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
1.106 и выше для Sonotron-880 UMS 1.178 и выше для Sonotron-880 DACQ |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
Другие идентификационные данные (если имеются) |
- |
Таблица 3.
Наименование параметра |
Значение параметра |
Номинальные частоты заполнения зондирующих импульсов, МГц |
5,0; 7,0 |
Предельное отклонение от номинального значения частоты заполнения зондирующих импульсов, % |
±10 |
Номинальное значение частоты следования зондирующих импульсов, Гц |
6М02 - 6М03 |
Погрешность измерения отношения амплитуд сигналов на входе приёмника, дБ, не более |
±2 |
Минимальная длина контролируемых рельсов, м |
12,5 |
Максимальная длина контролируемых рельсов, м:
|
125 800 |
Диапазон скорости движения рельса, м/с |
От 0,25 до 1,50 |
Длина неконтролируемых концов рельса, м, не более:
|
0,3 0,1 |
Пределы допускаемого значения абсолютной погрешности измерения координат дефекта, м |
±0,1 |
Количество каналов, шт.: |
- с поверхности катания рельса; |
3 |
- с боковых поверхностей головки; |
4 |
- со стороны шейки, не имеющий выпуклой маркировки; |
6 |
- с нижней стороны подошвы. |
3 |
Масса системы, не более, т |
3,9 |
Габаритные размеры, длинахширинахвысота, м, не более |
3,3х2,4х3,0 |
Срок службы, лет, не менее |
8 |
Питание системы: | |
- напряжение, В; |
От 207,2 до 242,0 |
- частота, Гц. |
50 ± 1 |
Условия эксплуатации: | |
- температура окружающего воздуха, °С; |
От 5 до 40 |
- влажность, %; |
От 20 до 80 |
- давление, кПа. |
От 90 до 110 |