Руководство по эксплуатации «ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СУММАРНОГО ЛЮФТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИСЛ-401М» (ИСЛ-401М 0000 00 00 РЭ)

Руководство по эксплуатации

Тип документа

ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СУММАРНОГО ЛЮФТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИСЛ-401М

Наименование

ИСЛ-401М 0000 00 00 РЭ

Обозначение документа

ФГУ "Менделеевский ЦСМ"

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

Закрытое акционерное общество «Лесса»

СОГЛАСОВАНО

а части методики поверки - разд

вский ЦС филиалу £Павлюк

УТВЕРЖДАЮ ктор ЗАО «Лесса»

Л.И.Фслулов

»                   2006 г.

ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СУММАРНОГО ЛЮФТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИСЛ-401М

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСЛ-401М 0000 00 00 РЭ

: “ЛЕССА"

г. Королев М.О.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО в реестре ГСИ РК

№ 42 С‘<

-iC~   1Ц£И№—  20 f2_r.

2006г.

ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СУММАРНОГО ЛЮФТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИСЛ-401М

Руководство по эксплуатации

ИСЛ-401М 0000 00 00 РЭ

1 НАЗНАЧЕНИЕ ПРИБОРА ИСЛ-401М
  • 1.1 Прибор ИСЛ-401М, далее прибор, предназначен для измерения суммарного люфта рулевого управления (РУ) автотранспортных средств, в том числе легковых, грузовых автомобилей, автобусов и др. методом прямого измерения угла поворота рулевого колеса относительно начала поворота управляемых колес в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств и ГОСТ Р 51709-2001.

Заводское обозначение прибора: ИСЛ-401М и ИСЛ-401МК.

  • 1.2 Область применения - обеспечение контроля технического состояния РУ автотранспортных средств при их эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и технических осмотрах.

  • 1.3 Прибор переносного типа, периодического действия.

  • 1.4 Прибор предназначен для работы в закрытых помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от минус 10 °С до плюс 40 °С и влажности до 95 % при температуре плюс 25 °С.

  • 1.5 В исполнении ИСЛ-401МК обеспечивается вывод данных на компьютер через порт RS-232 в соответствии с протоколом обмена данными ЛТК Новгородского завода ГАРО.

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • 2.1 Диапазон измерения угла суммарного люфта рулевого управления, не менее

    0.30.

    ±0,5.

    0,06±0,01.

    11.14,5.

  • 2.2 Пределы допускаемой основной абсолютной погрешности измерения угла суммарного люфта рулевого управления, °

  • 2.3 Угол регистрации начала поворота управляемого колеса, °

  • 2.4 Напряжение питания постоянного тока, В

  • 2.5 Потребляемая мощность в нормальных условиях, Вт 2.

  • 2.6 Диапазон измерения угла поворота

рулевого колеса, о                                                 0...55.

  • 2.7 Время автоматического отключения

при отсутствии действий оператора, мин

  • 2.8 Габаритные размеры, мм:

Прибора в упаковке:

длина

ширина

высота

Основного блока:

длина

ширина

высота

Датчика начала поворота управляемого колеса:

длина

ширина

высота

  • 2.9 Масса, кг не более:

- прибора в упаковке

3 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ПРИБОРА
  • 3.1 Работа прибора основана на измерении суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств и ГОСТ Р 51709-2001.

  • 3.2 В состав прибора входят два функциональных блока, а также дополнительные изделия, обеспечивающие их работу:

  • 1) Основной блок (ОБ) поз. 2 Рис. 2).

  • 2) Датчик начала поворота управляемого колеса (ДНП) поз.3 (Рис. 3).

  • 3) Упоры поз. 1 и 5 (Рис.3) и упоры длинные поз. 4 и поз. 5 (Рис. 1), устанавливаемые, когда выступающая ось колеса не позволяет установить ДНП с упорами на диск колеса.

  • 4) Зарядное устройство для аккумулятора поз. 3 (Рис. 1), для зарядки встроенного аккумулятора от сети 220 В. Зарядное устройство подключается к гнезду ДНП поз. 6 (Рис.3).

  • 5) Кабель питания от гнезда прикуривателя, для подачи питания к прибору от прикуривателя автомобиля или другого источника питания 12 В, который подключается к гнезду ОБ поз. 6 (Рис.1).

  • 3.3 ОБ прибора устанавливается и фиксируется захватом поз.5 (рис. 2) за обод рулевого колеса проверяемого автотранспортного средства. ДНП устанавливается у колеса (Рис. 3), опираясь упорами на внешнюю вертикальную плоскость диска колеса и подключается к ОБ кабелем через разъем поз. 1 Рис.2).

При вращении оператором рулевого колеса влево, с закрепленным на нем ОБ, ДНП дает команду микропроцессору ОБ на начало отсчета угловой величины люфта при достижении управляемым колесом заданного угла начала поворота. Оператор по звуковому сигналу и указанию на индикаторе изменяет направление вращения рулевого колеса. При перемещении управляемого колеса в другую сторону, от исходного положения, ДНП дает команду микропроцессору на завершение отсчета, а оператор слышит звуковой сигнал для прекращения измерений. На индикаторе высвечивается результат измерения.

4 КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект поставки прибора ИСЛ-401М входят:

5 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Требования по технике безопасности

  • 5.1.1 Применять прибор допускается только в соответствии с назначением, указанным в настоящей инструкции по эксплуатации.

  • 5.1.2 Необходимо бережно обращаться с прибором, не подвергать его ударам, перегрузкам, воздействию влаги, пыли, грязи, нефтепродуктов.

  • 5.1.3 Перед началом работы следует убедиться в полной исправности прибора, для чего необходимо проверить:

- надежность крепления ОБ на рулевом колесе;

- отсутствие нарушений целостности изоляции кабеля;

- отсутствие внешних повреждений.

  • 5.1.4 Прибор может быть подключен к источнику электропитания с номинальным стабилизированным напряжением 12 В и выходной мощностью не менее 5 Вт.

  • 5.1.5 При несоблюдении перечисленных выше требований предприятие-изготовитель не несет ответственности при отказе прибора.

Подготовка к работе и порядок работы

  • 5.2.1 Достать прибор из тары, проверить сохранность пломб предприятия-изготовителя.

ВНИМАНИЕ: При перемещении прибора из холодного места в более теплое, во избежание образования конденсата на поверхности электромонтажа, его необходимо выдержать до включения не менее 30 мин. на каждые 10 градусов перепада температуры.

  • 5.2.2 ВНИМАНИЕ!!! Перед первым включением прибора, а также через каждые пять месяцев хранения прибора и после каждого использования прибора произвести зарядку аккумулятора по п. 5.6.Время зарядки аккумулятора от 8 до 12 часов.

  • 5.2.3 Управляемые колеса автотранспортного средства (АТС) должны быть приведены в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению, а двигатель АТС, оборудованного усилителем рулевого управления, должен работать. Колеса должны находиться на сухой, твёрдой и ровной поверхности. АТС должно быть заторможено.

  • 5.2.4 При измерении люфта рулевого управления автотранспортного средства, установить ОБ на рулевом колесе автотранспортного средства.

  • 5.2.5 Вкрутить в ДНП упоры поз. 1 и 5 (Рис.3) и установить его к управляемому колесу (УК) в следующем порядке:

  • 5.2.5.1 В исходном положении корпус ДНП поз.3 и квадрат поз.7 (Рис.3) параллельны друг другу, винты поз.3 и поз. 6 (Рис.4) затянуты. Упоры поз.1 и поз.5 (Рис.3) имеют возможность перемещаться. Удерживая корпус ДНП в горизонтальном положении приставить упоры поз. 1и 5 (Рис.3) к плоским участкам поверхности диска колеса. Вращением упоров законтрить их. Для выборки возможных зазоров между диском колеса и упорами ослабить и вновь затянуть винт поз.6 (Рис.4). Нижние концы опор ДНП поз. 4 и 5 (Рис.4) должны опираться в пол без скольжения. Если не удается произвести правильную установку упоров, необходимо отрегулировать высоту ДНП. Ослабив винт поз. 3 (Рис.4), установить высоту прибора, при которой есть возможность правильной установки упоров.

ВНИМАНИЕ:

  • 1. Не допускается опирать при замере люфта упоры в покрышку УК, т.к. это приводит к ошибочным результатам замера.

  • 2. В местах касания упоров диск колеса должен быть чистым.

  • 3. Допускается опирать упоры на декоративный колпак при условии, что он закреплен на диск колеса без люфтов.

  • 4. Если выступающая ось колеса не позволяет установить упоры на диск колеса - заменить их на упоры длинные.

  • 5.2.5.2 Отмотать необходимую для подключения к ОБ длину кабеля поз. 4 (Рис. 3), закреплённого на ДНП. Подключить ДНП к ОБ с помощью разъема поз. 1 Рис.2).

Расфиксировать опорную планку поз. 1 (Рис.4) поворотом флажка поз. 2 в положение "ОТКРЫТО" (горизонтальное положение флажка).

  • 5.2.6 После включения прибора, нажатием до фиксации кнопки «Вкл» поз.2 (Рис.2), звучит короткий сигнал, а на индикаторе появляется сообщение "ИСЛ-401М".

  • 5.2.7 После этого, на индикаторе высвечивается сообщение "ВРАЩАЕМ РУЛЬ f ". Оператор плавно и медленно вращает рулевое колесо в направлении, указанном на индикаторе (против часовой стрелки), до подачи прибором звукового сигнала.

Примечания:
  • 1. Прибор имеет систему энергосбережения и при отсутствии действий оператора по проведению замера в течение 3,5 мин. автоматически отключается. Для повторного включения необходимо, через 6 секунд нажатием на кнопку «Вкл» выключить прибор, а затем включить его, нажатием до фиксации кнопки «Вкл».

  • 5.2.8 После подачи прибором звукового сигнала, на индикаторе изменится направление стрелки, указывающей сторону вращения ("ВРАЩАЕМ РУЛЬ | ".)

Оператор вращает рулевое колесо плавно, без рывков в направлении, указанном на индикаторе (по часовой стрелке) до подачи прибором звукового сигнала, сообщающего оператору об окончании измерения. С этого момента измерение угла не производится и оператор должен вернуть рулевое колесо в исходное положение.

  • 5.2.9  На индикаторе высвечивается результат измерения: «Сум. люфт =ХХ° ХХ'», после которого оператор может нажать кнопку «Сброс» поз.3 (Рис.2), для повторного замера, и продолжить работу с п. 5.2.7, или выключить питание прибора, нажав кнопку «Вкл» поз.2 (Рис.2).

После выключения прибора на ДНП зафиксировать опорную планку поз. 1 (Рис.4) поворотом флажка поз. 3 в положение "ЗАКРЫТО" (вертикальное положение флажка).

  • 5.2.10 Для продолжения проверки РУ от другого УК данного автотранспортного средства необходимо повторить п.п. 5.2.5. 5.2.9.

  • 5.2.11 При загорании надписи «заряди аккумулятор» можно продолжать замеры, запитав ОБ от бортовой сети автомобиля через специальное гнездо поз.6 (рис 1) с помощью вложенного в тару кабеля питания от гнезда прикуривателя .

  • 5.2.1.2 После проведения всех измерений оператор отсоеденяет разьем кабеля поз.1(Рис.2), соединяющего ОБ с ДНП, снимает прибор за ручки захвата с рулевого колеса и производит зарядку аккумулятора по п.5.6.

  • 5.3 Методика поверки прибора изложена в приложении А

  • 5.4 Техническое обслуживание

  • 5.4.1  Техническое обслуживание, осуществляемое перед поверкой, производится эксплуатирующим персоналом.

5.4.2.Техническое обслуживание включает внешний осмотр прибора на предмет отсутствия выбоин и трещин корпуса прибора, целостность кабелей, разъема и электросоединителей, а также подтяжку винтов крепления корпусных деталей.

Правила хранения и транспортирования

  • 5.5.1 Прибор в штатной таре допускает транспортирование любым видом транспорта без ограничения расстояния. При транспортировании прибор должен быть надежно закреплен, чтобы исключить возможные удары и перемещения внутри транспортировочного средства.

ВНИМАНИЕ! При укладке прибора в тару разъём поз.1(Рис. 2) должен быть отстыкован от ОБ.

  • 5.5.2 Прибор должен храниться в сухих складских помещениях с температурой воздуха от минус 30 °С до +40 °С.

  • 5.5.3 Встроенный в прибор аккумулятор необходимо заряжать по п. 5.6 через 5 месяцев хранения.

Порядок зарядки встроенного аккумулятора (12В/2,3Ач).

  • 5.6.1 Отсоединить разьем от ОБ

  • 5.6.2 Подключить зарядное устройство поз.3 (Рис.1) к гнезду поз.6 (Рис.3) на корпусе ДНП

  • 5.6.3 Подключить зарядное устройство к электрической розетке 220 В.

  • 5.6.4 О процессе зарядки аккумулятора сигнализирует свечение светодиода, установленного на корпусе ДНП рядом с гнездом поз. 6.

Погасание светодиода свидетельствует об окончании заряда аккумулятора.

  • 5.6.5 Отключить зарядное устройство от розетки, затем от гнезда прибора. Примечания:

  • 1. Предприятие-изготовитель совершенствует конструкцию прибора, в связи, с чем последние конструктивные изменения, не влияющие на эксплуатацию, могут быть не отражены в данном издании.

  • 2. При несоблюдении перечисленных выше требований предприятие-изготовитель не несет ответственности при отказе прибора.

Приложение А

Настоящая методика поверки распространяется на приборы для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств ИСЛ-401М, в дальнейшем прибор, и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.

Рекомендуемый интервал между поверками - один год.

1. Операции и средства поверки

При проведении поверки проводят операции, указанные в таблице 1, и должны использоваться средства поверки, указанные в таблице 2.

Таблица 1. Операции поверки

п/п

Операции поверки

Номер пункта методики поверки

Проведение операций при поверке

первичной

периодической

1

Внешний    осмотр,    проверка

маркировки и комплектности

5.1

+

+

2

Опробование

5.2

+

+

3

Определение идентификационных данных программного обеспечения

5.3

+

+

4

Определение метрологических характеристик

5.4

4.1

Определение значения угла поворота управляемого колеса, которое регистрируется датчиком начала поворота

5.4.1

+

+

4.2

Определение основной абсолютной погрешности измерений угла суммарного люфта рулевого управления

5.4.2

+

+

При несоответствии характеристик поверяемого прибора установленным требованиям по любому из пунктов таблицы 1 его к дальнейшей поверке не допускают и последующие операции не проводят, за исключением оформления результатов по п. 5.5.

Таблица 2. Средства поверки

№ п/п методик и поверки

Наименование и тип средства поверки

Метрологические характеристики

5.2

Установка поверочная УПЛ-М

Задаваемые углы суммарного люфта рулевого управления 0; 10; 20; 25 и 30°, абсолютная погрешность Д=±6'.

5.4.1

Установка поверочная УПЛ-М

Индикатор часового

типа ИЧ 10

Задаваемые углы суммарного люфта рулевого управления 0; 10; 20; 25 и 30°, абсолютная погрешность Д=±6'.

Диапазон измерения (0-10) мм, КТ 1.

5.4.2

Установка поверочная УПЛ-М

Задаваемые углы суммарного люфта рулевого управления 0; 10; 20; 25 и 30°, абсолютная погрешность Д=±6'.

Примечание:

Все средства измерений должны быть поверены и иметь действующие свидетельства о поверке.

2. Требования к квалификации поверителей

К поверке приборов допускают лиц, аттестованных на право поверки средств измерений линейных и угловых величин.

Поверку приборов проводят лица, изучившие настоящий документ, руководство по эксплуатации прибора и используемых средств измерений.

3. Требования безопасности

При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, указанные в эксплуатационных документах на средства поверки и поверяемые приборы.

4. Условия поверки и подготовка к ней
  • 4.1 При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:

  • - температура окружающей среды, ОС            15-25;

  • - относительная влажность воздуха, %            50-80;

  • - атмосферное давление, кПа                     84-106,7.

  • 4.2 Средства поверки подготавливают к работе согласно указаниям, приведенным в соответствующих эксплуатационных документах.

  • 4.3 Встроенный аккумулятор должен быть полностью заряжен.

  • 4.4 Перед проведением поверки необходимо выдержать приборы в нормальных условиях не менее 2 часов.

  • 4.5 Установить индикатор часового типа на установку поверочную УПЛ-М.

5. Проведение поверки
  • 5.1 Внешний осмотр, проверка маркировки и комплектности.

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие прибора следующим требованиям:

- отсутствие коррозии, механических повреждений и других дефектов, нарушающих работу прибора.

Маркировка должна быть чёткой и соответствовать эксплуатационной документации. Комплектность прибора должна соответствовать руководству по эксплуатации на него.

  • 5.2 Опробование.

Установить прибор на установку поверочную УПЛ-М в соответствии с руководством по эксплуатации УПЛ-М и руководством по эксплуатации прибора.

При опробовании должно быть установлено соответствие прибора следующим требованиям:

- надежная фиксация основного блока на рулевом колесе УПЛ-М;

- при включении прибора наличие звукового сигнала и включение индикатора, отсутствие сообщений о неисправностях.

  • 5.3 Определение идентификационных данных программного обеспечения.

Для получения идентификационных данных программного обеспечения необходимо выполнить следующие действия: включить прибор, нажать и удерживать кнопку «Сброс» до появления на индикаторе надписи «ПОВЕРКА», после чего на индикаторе поочередно появятся номер версии (идентификационный номер) и цифровой идентификатор (контрольная сумма исполняемого кода) прибора.

Идентификационные данные программного обеспечения (версия и контрольная сумма) должны соответствовать приведенным в табл. 3.

Таблица 3. Идентификационные данные программного обеспечения,установленного на ПК

Наименование

Идентификационное наименование

Номер версии (идентификационный номер)

Цифровой идентификатор (контрольная сумма исполняемого кода)

ПО-401.1

ПО-401.1

ПО-401.1

CF47h

В случае если идентификационные данные программного обеспечения не соответствуют указанным в таблице 3, то для данного прибора может быть выполнена только ее калибровка по настоящей методике поверки.

  • 5.4 Определение метрологических характеристик.

5.4.1Определение значения угла поворота управляемого колеса, которое регистрируется датчиком начала поворота.

Значение угла поворота, которое регистрируется датчиком начала поворота управляемого колеса, определяется с помощью установки поверочной УПЛ-М и индикатора часового типа.

Установить прибор на установку поверочную УПЛ-М в соответствии с руководством по эксплуатации УПЛ-М и руководством по эксплуатации прибора.

Затем выполнить следующие действия:

  • 1) Включить прибор. Нажать и удерживать кнопку «Сброс» до появления на индикаторе надписи «ПОВЕРКА».

  • 2) После появления команды «"ВРАЩАЕМ РУЛЬ |"» плавно и медленно вращать рулевое колесо в направлении против часовой стрелки до подачи прибором звукового сигнала. В момент подачи прибором сигнала зафиксировать показание индикатора часового типа. После появления команды «"ВРАЩАЕМ РУЛЬ |"» плавно и медленно вращать рулевое колесо в направлении по часовой стрелке до подачи прибором звукового сигнала. В момент подачи прибором сигнала зафиксировать показание индикатора часового типа. Если все действия выполнены правильно, прибор автоматически выключится.

  • 3) Действия по п.п. 1 и 2 выполнить три раза.

Определить угол регистрации начала поворота управляемого колеса для всех зафиксированных показаний в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4. Определение угла регистрации начала поворота управляемого колеса

Показания индикатора часового типа,

мм

Угол, °

0,48

0,05

0,57

0,06

0,67

0,07

Значение угла поворота, которое регистрируется датчиком начала поворота управляемого колеса, для всех зафиксированных показаний должно быть в пределах (0,06±0,01)°.

5.4.2 Определение основной абсолютной погрешности измерений угла суммарного люфта рулевого управления.

Погрешность измерений угла суммарного люфта рулевого управления определяется с помощью установки поверочной УПЛ-М.

Включить прибор в соответствии с руководством по эксплуатации.

По инструкции установки поверочной УПЛ-М произвести измерение угла суммарного люфта равных 0°; 10°; 20°; 25°; 30°. Выполнить по три измерения для каждого значения суммарного люфта. Результаты измерений записать.

Выключить прибор в соответствии с руководством по эксплуатации.

Вычислить значение основной абсолютной погрешности измерений угла суммарного люфта рулевого управления по формуле:

ALi = Lei - Ел,

где ALi - основная абсолютная погрешность измерения угла суммарного люфта рулевого управления, °;

Lеi - значение угла суммарного люфта, полученное при каждом измерении прибором;

Ел - значение угла суммарного люфта, установленное на установке поверочной УПЛ-М при измерении.

Основная абсолютная погрешность измерений угла суммарного люфта рулевого управления ALi не должна превышать пределов ±0,5° (±30').

5.5. Оформление результатов поверки.

  • 5.5.1 В процессе поверки поверитель должен вести протокол поверки, включающий в себя следующие данные: наименование заказчика, наименование и тип прибора, заводской номер, рабочий диапазон измерений, данные измерений, заключение о годности, дату поверки, фамилию поверителя. Допускаются компьютерные записи, формирование и хранение протокола поверки.

  • 5.5.2 Прибор признается годным, если результаты измерений по пунктам 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 положительны.

На приборы, признанные годными, выдается свидетельство о поверке установленной формы.

  • 5.5.3 На забракованные приборы оформляются извещения о непригодности.

Приложение Б

3

4

5

1 2

6

1

4

Рис. 1

Рис. 2

5

Рис. 3

2 1

3            6

Рис. 4

ОГЛАВЛЕНИЕ

5.1  Требования по технике безопасности

16

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель