Методика поверки «Системы воздушного сканирования АГМ-ВС50, АГМ-ВС55» (651-19-011 МП)

Методика поверки

Тип документа

Системы воздушного сканирования АГМ-ВС50, АГМ-ВС55

Наименование

651-19-011 МП

Обозначение документа

ВНИИФТРИ

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель генерального

директора - заместитель по научной

Системы воздушного сканирования АГМ-ВС50, АГМ-ВС55

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ

651-19-011 МП р. п. Менделеево

2019 г.

1 ВВЕДЕНИЕ

Настоящая методика распространяется на системы воздушного сканирования АГМ-ВС50, АГМ-ВС55 (далее - системы), изготовленные фирмой ООО «АГМ Системы». Краснодар, и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.

Интервал между поверками - один год.

2 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ

2.1 При проведении поверки выполнить операции, указанные в таблице 1. Таблица 1                                   

Наименование операции поверки

Номер

пункта методики поверки

Проведение операций при:

первичной поверке

периодической поверке

1 Внешний осмотр

7.1

да

да

2 Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов

7.2

да

да

2 Определение абсолютной погрешности определения координат точек

7.3

да

да

4 Идентификация программного обеспечения

7.4

да

да

Поверка систем осуществляется в полном объеме. Возможность проведения поверки отдельных измерительных каналов и (или) отдельных автономных блоков из состава средств измерений для меньшего числа измеряемых величин или на меньшем числе поддиапазонов измерений для данных СИ не предусматривается.

3 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
  • 3.1 Для поверки применять рабочие эталоны, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки. Разряд по Государственной поверочной схеме. Основные метрологические характеристики

Номер пункта методики поверки

Рабочий эталон 1 -го разряда - эталонные комплекты СИ приращений координат в диапазоне длин от 1 до 50 км по Государственной поверочной схеме для координатно-временных средств измерений в соответствии с Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 2831 от 29.12.2018, предел абсолютной допускаемой погрешности измерений взаимного положения смежных пунктов (1+5- 10‘7-L) мм, где L - расстояние между пунктами в мм, предел допускаемой погрешности хранения абсолютных координат Д, не более 0,02 м

Тахеометр электронный эталонный Leica ТМ 30, допускаемое СКО измерений углов - 0,5", допускаемое СКО измерений расстояний (0,6+1- 10 1 2 3 D) мм, регистрационный номер 40890-09 в Федеральном информационном фонде

7.3

  • 3.2 Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик систем с требуемой точностью.

  • 3.3 Применяемые при поверке СИ должны быть поверены и иметь действующие свидетельства о поверке (знаки поверки).

изучившие настоящую методику, документацию на сканеры и эксплуатационную документацию на используемые средства поверки.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  • 5.1 При проведении поверки необходимо соблюдать:

  • - требования по технике безопасности, указанные в эксплуатационной документации (далее - ЭД) на используемые средства поверки;

  • - правила по технике безопасности, действующие на месте поверки;

  • - ГОСТ 12.1.040-83 «ССБТ. Лазерная безопасность. Общие положения»;

  • - ГОСТ 12.2.007.0-75 «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности».

6 УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ
  • 6.1 Поверка должна проводиться в климатических условиях, соответствующих рабочим условиям применения эталонов и испытываемых систем:

  • - температура окружающего воздуха от -5 до 40 °C;

  • - атмосферное давление от 90 до 100 кПа;

  • - относительная влажность воздуха до 80 %.

  • 6.2 Перед проведением поверки выполнить следующие подготовительные работы:

  • - проверить комплектность систем, в соответствии с ЭД;

  • - проверить наличие действующих свидетельств о поверке СИ;

  • - системы и средства поверки должны быть выдержаны при нормальных условиях не менее 1 ч.

  • 7 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

7.1 Внешний осмотр и опробование

7.1.1. При внешнем осмотре систем установить:

  • - комплектность системы и наличие маркировки (заводской номер, тип) путём сличения с ЭД на системы, наличие поясняющих надписей;

  • - исправность переключателей, работу подсветок, исправность разъемов и внешних соединительных кабелей (при наличии);

  • - качество гальванических и лакокрасочных покрытий (отсутствие коррозии, механических повреждений и других дефектов, влияющих на эксплуатационные и метрологические характеристики);

  • - наличие и исправность съёмных накопителей измерительной информации (если они конструктивно предусмотрены) или управляющего ПЭВМ (в соответствии с ЭД);

Если перечисленные требования не выполняются, системы признают негодным к применению. дальнейшие операции поверки не производят.

  • 7.1.2 Результаты поверки считать положительными, если результаты внешнего осмотра удовлетворяют п. 7.1.1.

7.2 Опробование
  • 7.2.1 При опробовании должно быть установлено соответствие систем следующим требованиям:

  • - отсутствие качки и смещений неподвижно соединенных деталей и элементов;

  • - плавность и равномерность движения подвижных частей;

  • - правильность взаимодействия с комплектом принадлежностей;

  • - работоспособность систем во всех функциональных режимах;

Если перечисленные требования не выполняются, системы признают негодным к применению. дальнейшие операции поверки не производят.

  • 7.2.2 Результаты поверки считать положительными, если результаты опробования удовлетворяют п. 7.2.1.

7.3 Определение абсолютной погрешности определения координат точек (при доверительной вероятности 0,67)
  • 7.3.1 Абсолютная погрешность определения координат точек определяется на рабочем эталоне 1-го разряда - эталонных комплектах СИ приращений координат в диапазоне длин от 1 до 50 км (далее - эталон).

  • 7.3.2 Выбрать 4 опорных пункта (контрольных точки) из состава эталона, которые находятся на разных концах 2-х линий, размещённых относительно друг друга под прямым углом. В результате получены курсовые линии 0° - 180° (контрольные точки 1, 2) и 90° - 270° (контрольные точки 3, 4). Между контрольными точками 1, 2 и 3, 4 вдоль линий 0° - 180° и 90° -270° необходимо определить (выбрать) ещё 16-30 дополнительных контрольных точек. Длина каждой линии должна быть 5-7 км.

  • 7.3.3 При невозможности выбора опорных пунктов, обеспечивающих выполнение требований п.7.3.2, выполнить создание тестового полигона с помощью тахеометра электронного эталонного, например Leica ТМ 30 (далее - тахеометр) и GNSS-приемников, входящих в состав эталона, и определить координаты дополнительных контрольных точек. Для этого установить тахеометр на штатив, выбрать первую контрольную точку, расстояние до которой 2,5-3,5 км, установить на ней GNSS-приемник, развернуть тахеометр на 90°, выбрать вторую контрольную точку, расстояние до которой 2,5-3,5 км установить на ней GNSS-приемник, и т.д. с шагом 90° создать 4 контрольных точки. Для контроля повторно измерить горизонтальные углы между точками 1, 2, 3, 4. При этом отклонение углов от 90° не должно превышать угловой точности тахеометра (в данном случае 0,5").

  • 7.3.4 Далее, в соответствии с ЭД на эталон выполняются спутниковые измерения с помощью используемых GNSS-приемников, проводится совместная обработка полученной измерительной информации, с использованием точных эфемерид и данных с исходных (базовых) пунктов из состава эталона.

  • 7.3.5 С помощью тахеометра прокладываются два хода полигонометрии от точки 1 к точке 2 и от точки 3 к точке 4 таким образом, чтобы вдоль курсовых линий 0° - 180° и 90° -270° были получены координаты 16-30 дополнительных контрольных точек любым доступным методом (например линейно-угловой засечкой) с погрешностью относительно точек 1, 2, 3, 4 не более 5 мм.

  • 7.3.6 Составить план пролёта с указанием маршрута и направления движения, а также указанием расположения контрольных точек. Маршрут полёта должен выглядеть следующим образом:

  • - в направлении курсовой линии 0° на минимальной рабочей высоте;

  • - в направлении курсовой линии 180° на средних рабочих высотах;

  • - в направлении курсовой линии 90° на средних рабочих высотах;

в направлении курсовой линии 270° на максимальной рабочей высоте.

  • 7.3.7 Установить систему на воздушное судно, подключить ее к бортовой сети согласно ЭД.

  • 7.3.8 Привести систему в рабочее состояние и выполнить тестирование готовности по встроенным программам согласно ЭД. Инициализировать работу системы в системе координат тестового полигона согласно ЭД.

  • 7.3.9 Произвести сканирование контрольных точек земной поверхности в диапазоне заявленных высот по заранее выбранным маршрутам. Произвести не менее 10 пролетов.

  • 7.3.10 После завершения полётов перенести в базовый компьютер необработанные данные, полученные системой.

  • 7.3.11 Выполнить обработку полученных данных с использованием программ фирмы изготовителя и получить координаты всех точек тестового полигона.

  • 7.3.12 Перевести координаты точек земной поверхности (широты и долготы) из угловых секунд в метры по формулам (1):

  • - для широты:

В(м) = ard" ,      g') .■ • ЛВ(с),

J(l-e2 sin2 в)'

- для долготы:

Цм)= агс\"

■ДЦс),

где: а - большая полуось эллипсоида, м;

е - первый эксцентриситет эллипсоида;

1" = 0,000004848136811095359933 радиан (arcl").

  • 7.3.13 Систематическую погрешности определений координат точек испытуемой системы вычислить, как разность между координатами контрольных и дополнительных точек калибровочного полигона с координатами этих же точек, полученными при сканировании по формулам (2):

    (2)

где: Ву’об, LijO6, Hij06 - координаты, полученные из обработки сканирования на i - ой контрольной точке калибровочного полигона на j - ом пролете;

Bi3m, Lijm, Hi3m - координаты калибровочного полигона на i - ой контрольной точке.

Среднее квадратическое отклонение случайной погрешности определений координат точек испытуемой системы вычисляется по формуле (3):

Sj=l(^i/o6 ^i/обт)

п- 1

SjLi(^i;o6 ^О'обт)2

п- 1

N

<4 =

[Hij об   ^А/обт)2

П- 1

(3)

п---Z Е?=1 Bl6

- среднее арифметическое значение определений координат точек

где: Bi/об = 1 1

п испытуемой системы.

  • 7.3.14 Определить абсолютную погрешность определений координат точек (при доверительной вероятности 0,67) в плане и высоте по формулам (4) и (5):

(5)

  • 7.3.15 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности определения координат точек (при доверительной вероятности 0,67) находятся в границах ±32 мм в плане и по высоте.

7.4 Идентификация программного обеспечения
  • 7.4.1 Идентификационное наименование и идентификационный номер программного обеспечения (далее - ПО) получить при подключении системы к персональному компьютеру средствами ОС «Windows», основное меню/свойства файла.

  • 7.4.2 Результаты занести в протокол.

Результаты поверки считать положительными, если идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО соответствуют приведенным в таблице 3. Таблица 3

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

VS55_fw

AGM Control

AGM FlightPlan

AGM ScanWorks

Novatel Inertial Explorer

Номер версии (идентификационный номер ПО)

2.0 и выше

1.0 и выше

1.0 и выше

4.0 и выше

8.5 и выше

8 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
  • 8.1 При положительных результатах поверки система признается годной к применению и на ней выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и / или поверительного клейма.

  • 8.2 При отрицательных результатах поверки система признается не пригодной к применению и на нее выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием причин непригодности.

    О.В. Денисенко

    И.С. Сильвестров

    А.В. Мазуркевич

Заместитель генерального директора - начальник НИО-8 ФГУП «ВНИИФТРИ»

Заместитель начальника НИО-8

ФГУП «ВНИИФТРИ»

Начальник отдела № 83 ФГУП «ВНИИФТРИ»

1

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ

2

  • 4.1 К проведению поверки допускаются лица с высшим или среднетехническим образо

3

ванием, аттестованные в качестве поверителей в области геодезических средств измерений и

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель