Методика поверки «Государственная система обеспечения единства измерений Системы мобильного сканирования Topcon RD-M1» (МП АПМ 24-20)
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор прогресс - М»
марта 2020 г.
А.С. Никитин
Государственная система обеспечения единства измерений
Системы мобильного сканирования Topcon RD-M1
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ МП АПМ 24-20г. Москва
2020 г.
Настоящая методика поверки распространяется на системы мобильного сканирования Topcon RD-M1 производства «Торсоп Positioning Systems Inc.», США (далее - системы), и устанавливают методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между поверками - 1 год.
1 Операции поверкиПри проведении поверки выполняются операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Операции поверки
№ п/п |
Наименование операции |
№ пункта документа по поверке |
Проведение операций при | |
первичной поверки |
периодической поверке | |||
1 |
Внешний осмотр |
7.1 |
Да |
Да |
2 |
Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов, идентификация программного обеспечения |
7.2 |
Да |
Да |
3 |
Определение метрологических характеристик |
7.3 | ||
3.1 |
Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений |
7.3.1 |
Да |
Да |
2 Средства поверки
При проведении поверки применяются эталоны и вспомогательные средства поверки, приведенные в таблице 2.
Таблица 2 - Средства поверки
№ пункта документа по поверке |
Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики |
7.3.1 |
Рабочий эталон 2-го разряда по Государственной поверочной схеме для координатно-временных средств измерений утвержденной приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2018 г. № 2831 - электронный тахеометр Вспомогательный средства поверки: Аппаратура геодезическая спутниковая, допускаемая средняя квадратическая погрешность измерений длины базиса в режиме «Кинематика в реальном времени (RTK.)» в плане (3 мм + 1 мм/км), по высоте (5 мм + 1 мм/км): |
Примечание - Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методики. |
К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационную документацию на приборы и средства поверки, и аттестованные в качестве поверителя средств измерений в установленном порядке.
4 Требования безопасностиПри проведении поверки, меры безопасности должны соответствовать требованиям по технике безопасности согласно эксплуатационной документации, правилам по технике безопасности, действующие на месте проведения поверки и требованиям МЭК-825 «Радиационная безопасность лазерной продукции, классификация оборудования, требования и руководство для потребителей», а также правилам по технике безопасности при производстве топографогеодезических работ ПТБ-88.
5 Условия поверки-
5.1 Поверка систем может быть проведена в полевых условиях.
При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:
-
- температура окружающей среды. °C 25± 10;
Перед проведением поверки выполняются следующие подготовительные работы:
-
- проверить наличие действующих свидетельств о поверке на применяемые при поверке эталоны и вспомогательные средства поверки:
-
- систему и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией:
-
- систему и средства поверки выдержать перед проведением поверки в условиях проведения поверки не менее 1 ч.
-
7 Проведение поверки
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие системы следующим требования
-
- исправность переключателей, разъемов и внешних соединительных кабелей:
-
- качество гальванических и лакокрасочных покрытий (отсутствие сколов);
-
- отсутствие коррозии, механических и других дефектов, влияющих на эксплуатационные и метрологические характеристики системы:
-
- наличие маркировки и комплектность согласно требования эксплуатационной документации.
Если хотя бы одно из перечисленных требований не выполняется, систему признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производятся.
7.2 Опробование-
7.2.1 При опробовании должно быть установлено соответствие системы следующим требованиям:
-
- отсутствие смешений относительно неподвижно соединенных деталей и элементов:
-
- плавность и равномерность движения подвижных частей;
-
- работоспособность всех функциональных режимов и узлов.
-
7.2.2 Проверку идентификационных данных программного обеспечения (далее - ПО) проводить следующим образом:
Для ПО «RD-M1 Collect»:
-
- включить персональный компьютер;
-
- запустить ПО «RD-M1 Collect»;
-
- после инициализации главного меню нажать на кнопку «Help», затем выбрать пункт «About RD-M1»
-
- в появившемся диалоговом окне в строчке «Version» будет указана версия ПО.
Для ПО «MAGNET Collage»:
-
- включить персональный компьютер;
-
- запустить ПО «MAGNET Collage»;
-
- после инициализации главного меню нажать на кнопку «File», затем выбрать пункт «About MAGNET Collage»
-
- в появившемся диалоговом окне в строчке «MAGNET Collage» будет указана версия ПО.
Номер версии и наименование ПО должны соответствовать данным, приведенным в таблице 3.
Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) |
Значение | |
Идентификационное наименование ПО |
RD-M1 Collect |
MAGNET Collage |
Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже |
2.0.6 |
2.3.5.1654U |
Цифровой идентификатор ПО |
If4123e7 |
d9a3e393 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО |
CRC32 |
CRC32 |
Если перечисленные требования не выполняются. систему признают непригодной к применению, дальнейшие операции поверки не производят.
7.3 Определение метрологических характеристик-
7.3.1 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений.
Для определения диапазона и абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений необходимо сделать следующее:
-
- выбрать участок дороги, позволяющий двигаться на автомобиле со скоростью от 5 до 90 км/ч. не создавая помех другим участникам движения, либо участок дороги не для общего пользования. Протяженность участка должна составлять не менее 100 м в длину:
-
- расположить два штатива на расстоянии не менее 100 метров друг от друга и на расстоянии от 1 до 80 метров от траектории сканирования:
-
- установить тахеометр электронный на один штатив, а отражатель на другой штатив:
-
- провести измерение расстояния между точками, результат записать в протокол:
-
- принять точку, со штативом с установленным тахеометром за исходную точку №1 (Исх.1). обозначить её за начало условной системы координат:
-
- вычислить координаты второй исходной точки (Исх.2) с учётом измеренного расстояния до неё;
-
- создать при помощи тахеометра на данном участке местности временный полигон, промаркированный удалёнными от заасфальтированной части опознавательными знаками (не менее 5) (опознавательные знаки - искусственные марки или естественные ситуационные точки инженерных или иных объектов, однозначно определяемые на полученном скане и опознанные на поверхности инженерных или иных объектов). Маркировка должна быть проведена таким образом, чтобы опознавательные знаки равномерно располагались в диапазоне измерений испытываемой системы. Данные точки расположить равномерно: вдоль траектории сканирования и на расстоянии от неё от 1 до 80 метров. Примерная схема расположения точек приведена на рисунке 1:
А
Исх 1
Рисунок 1. Схема расположения объектов сканирования.
4
О
15
О
Т4
о
тз
А
о
12
Исх 2
-
- установить вместо тахеометра аппаратуру геодезическую спутниковую. Привести её в рабочее положение, установить значения координат исходной точки в условной системе, настроить на передачу данных дифференциальных поправок согласно руководству по эксплуатации;
-
- смонтировать на автомобиле испытываемую систему мобильного сканирования в соответствии с руководством по эксплуатации на неё:
-
- совершить проезд на автомобиле с включённой в режим измерений испытываемой системой:
-
- провести пять независимых сканирований объектов двигаясь по траектории сканирования на скоростях, равномерно распределенных по диапазону допустимых скоростей движения транспортного средства при эксплуатации системы, например. (5±5) км/ч, (20±5) км/ч. (50±5) км/ч. (70±5) км/ч. (90±5) км/ч:
-
- по обработанным на ПК данным измерений вычислить абсолютную погрешность измерений расстояний.
Абсолютная погрешность измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений вычисляется как сумма систематической и случайной погрешности и определяется по формуле:
где AS - абсолютная погрешность измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений, мм:
So- эталонное (действительное) значение геометрических размеров инженерных объектов и сооружений, мм:
S,. - измеренное значение j-oro измерения i-м приёмом, мм:
и - число приёмов измерений j-oro.
Максимальное значение AS принять за окончательный результат.
Проверка диапазона измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений осуществляется одновременно с определением абсолютной погрешности измерений методом проведения измерений во всём заявляемом диапазоне.
Результаты поверки по данному пункту считаются положительными, если диапазон измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений находится в пределах от 1 до 80 м и полученное значение абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений (при доверительной вероятности 0.95) в диапазоне измерений не превышает ±6 мм.
Если требование п.7.3.1 не выполняется, систему признают непригодной к применению. дальнейшие операции поверки не производят.
8 Оформление результатов поверки-
8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки.
-
8.2 При положительных результатах поверки, система признается годной к применению и на неё выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и / или поверительного клейма.
-
8.3 При отрицательных результатах поверки, система признается непригодной к применению и на неё выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Руководитель отдела ООО «Автопрогресс - М»
К.А. Ревин
6