Методика поверки «Государственная система обеспечения единства измерений Системы мобильного сканирования Topcon RD-M1» (МП АПМ 24-20)

Методика поверки

Тип документа

Государственная система обеспечения единства измерений Системы мобильного сканирования Topcon RD-M1

Наименование

МП АПМ 24-20

Обозначение документа

ООО Автопрогресс-М

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор прогресс - М»

марта 2020 г.

А.С. Никитин

Государственная система обеспечения единства измерений

Системы мобильного сканирования Topcon RD-M1

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ МП АПМ 24-20

г. Москва

2020 г.

Настоящая методика поверки распространяется на системы мобильного сканирования Topcon RD-M1 производства «Торсоп Positioning Systems Inc.», США (далее - системы), и устанавливают методику их первичной и периодической поверки.

Интервал между поверками - 1 год.

1 Операции поверки

При проведении поверки выполняются операции, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Операции поверки

№ п/п

Наименование операции

№ пункта документа по поверке

Проведение операций при

первичной поверки

периодической поверке

1

Внешний осмотр

7.1

Да

Да

2

Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов, идентификация программного обеспечения

7.2

Да

Да

3

Определение           метрологических

характеристик

7.3

3.1

Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений геометрических размеров   инженерных   объектов   и

сооружений

7.3.1

Да

Да

2 Средства поверки

При проведении поверки применяются эталоны и вспомогательные средства поверки, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 - Средства поверки

№ пункта документа по поверке

Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики

7.3.1

Рабочий эталон 2-го разряда по Государственной поверочной схеме для координатно-временных средств измерений утвержденной приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2018 г. № 2831 - электронный тахеометр Вспомогательный средства поверки:

Аппаратура геодезическая спутниковая, допускаемая средняя квадратическая погрешность измерений длины базиса в режиме «Кинематика в реальном времени (RTK.)» в плане (3 мм + 1 мм/км), по высоте (5 мм + 1 мм/км):

Примечание - Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методики.

3 Требования к квалификации поверителей

К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационную документацию на приборы и средства поверки, и аттестованные в качестве поверителя средств измерений в установленном порядке.

4 Требования безопасности

При проведении поверки, меры безопасности должны соответствовать требованиям по технике безопасности согласно эксплуатационной документации, правилам по технике безопасности, действующие на месте проведения поверки и требованиям МЭК-825 «Радиационная безопасность лазерной продукции, классификация оборудования, требования и руководство для потребителей», а также правилам по технике безопасности при производстве топографогеодезических работ ПТБ-88.

5 Условия поверки
  • 5.1 Поверка систем может быть проведена в полевых условиях.

При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:

  • - температура окружающей среды. °C                                       25± 10;

6 Подготовка к поверке

Перед проведением поверки выполняются следующие подготовительные работы:

  • - проверить наличие действующих свидетельств о поверке на применяемые при поверке эталоны и вспомогательные средства поверки:

  • - систему и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией:

  • - систему и средства поверки выдержать перед проведением поверки в условиях проведения поверки не менее 1 ч.

  • 7 Проведение поверки

7.1 Внешний осмотр

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие системы следующим требования

  • - исправность переключателей, разъемов и внешних соединительных кабелей:

  • - качество гальванических и лакокрасочных покрытий (отсутствие сколов);

  • - отсутствие коррозии, механических и других дефектов, влияющих на эксплуатационные и метрологические характеристики системы:

  • - наличие маркировки и комплектность согласно требования эксплуатационной документации.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не выполняется, систему признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производятся.

7.2 Опробование
  • 7.2.1 При опробовании должно быть установлено соответствие системы следующим требованиям:

  • - отсутствие смешений относительно неподвижно соединенных деталей и элементов:

  • - плавность и равномерность движения подвижных частей;

  • - работоспособность всех функциональных режимов и узлов.

  • 7.2.2 Проверку идентификационных данных программного обеспечения (далее - ПО) проводить следующим образом:

Для ПО «RD-M1 Collect»:

  • - включить персональный компьютер;

  • - запустить ПО «RD-M1 Collect»;

  • - после инициализации главного меню нажать на кнопку «Help», затем выбрать пункт «About RD-M1»

  • - в появившемся диалоговом окне в строчке «Version» будет указана версия ПО.

Для ПО «MAGNET Collage»:

  • - включить персональный компьютер;

  • - запустить ПО «MAGNET Collage»;

  • - после инициализации главного меню нажать на кнопку «File», затем выбрать пункт «About MAGNET Collage»

  • - в появившемся диалоговом окне в строчке «MAGNET Collage» будет указана версия ПО.

Номер версии и наименование ПО должны соответствовать данным, приведенным в таблице 3.

Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

RD-M1 Collect

MAGNET Collage

Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже

2.0.6

2.3.5.1654U

Цифровой идентификатор ПО

If4123e7

d9a3e393

Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО

CRC32

CRC32

Если перечисленные требования не выполняются. систему признают непригодной к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

7.3 Определение метрологических характеристик
  • 7.3.1 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений.

Для определения диапазона и абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений необходимо сделать следующее:

  • - выбрать участок дороги, позволяющий двигаться на автомобиле со скоростью от 5 до 90 км/ч. не создавая помех другим участникам движения, либо участок дороги не для общего пользования. Протяженность участка должна составлять не менее 100 м в длину:

  • - расположить два штатива на расстоянии не менее 100 метров друг от друга и на расстоянии от 1 до 80 метров от траектории сканирования:

  • - установить тахеометр электронный на один штатив, а отражатель на другой штатив:

  • - провести измерение расстояния между точками, результат записать в протокол:

  • - принять точку, со штативом с установленным тахеометром за исходную точку №1 (Исх.1). обозначить её за начало условной системы координат:

  • - вычислить координаты второй исходной точки (Исх.2) с учётом измеренного расстояния до неё;

  • - создать при помощи тахеометра на данном участке местности временный полигон, промаркированный удалёнными от заасфальтированной части опознавательными знаками (не менее 5) (опознавательные знаки - искусственные марки или естественные ситуационные точки инженерных или иных объектов, однозначно определяемые на полученном скане и опознанные на поверхности инженерных или иных объектов). Маркировка должна быть проведена таким образом, чтобы опознавательные знаки равномерно располагались в диапазоне измерений испытываемой системы. Данные точки расположить равномерно: вдоль траектории сканирования и на расстоянии от неё от 1 до 80 метров. Примерная схема расположения точек приведена на рисунке 1:

    А

    Исх 1

    Рисунок 1. Схема расположения объектов сканирования.

    4

    О

    15

    О

    Т4

    о

    тз

    А

    о

    12

    Исх 2

  • - установить вместо тахеометра аппаратуру геодезическую спутниковую. Привести её в рабочее положение, установить значения координат исходной точки в условной системе, настроить на передачу данных дифференциальных поправок согласно руководству по эксплуатации;

  • - смонтировать на автомобиле испытываемую систему мобильного сканирования в соответствии с руководством по эксплуатации на неё:

  • - совершить проезд на автомобиле с включённой в режим измерений испытываемой системой:

  • - провести пять независимых сканирований объектов двигаясь по траектории сканирования на скоростях, равномерно распределенных по диапазону допустимых скоростей движения транспортного средства при эксплуатации системы, например. (5±5) км/ч, (20±5) км/ч. (50±5) км/ч. (70±5) км/ч. (90±5) км/ч:

  • - по обработанным на ПК данным измерений вычислить абсолютную погрешность измерений расстояний.

Абсолютная погрешность измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений вычисляется как сумма систематической и случайной погрешности и определяется по формуле:

где AS - абсолютная погрешность измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений, мм:

So- эталонное (действительное) значение геометрических размеров инженерных объектов и сооружений, мм:

S,. - измеренное значение j-oro измерения i-м приёмом, мм:

и - число приёмов измерений j-oro.

Максимальное значение AS принять за окончательный результат.

Проверка диапазона измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений осуществляется одновременно с определением абсолютной погрешности измерений методом проведения измерений во всём заявляемом диапазоне.

Результаты поверки по данному пункту считаются положительными, если диапазон измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений находится в пределах от 1 до 80 м и полученное значение абсолютной погрешности измерений геометрических размеров инженерных объектов и сооружений (при доверительной вероятности 0.95) в диапазоне измерений не превышает ±6 мм.

Если требование п.7.3.1 не выполняется, систему признают непригодной к применению. дальнейшие операции поверки не производят.

8 Оформление результатов поверки
  • 8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки.

  • 8.2 При положительных результатах поверки, система признается годной к применению и на неё выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и / или поверительного клейма.

  • 8.3 При отрицательных результатах поверки, система признается непригодной к применению и на неё выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.

Руководитель отдела ООО «Автопрогресс - М»

К.А. Ревин

6

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель