Методика поверки «ГСОЕИ. Комплексы цифровые диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2С»» (ТГБК.013 МП)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Западно-Сибирского филиала
Государственная система обеспечения единства измерений
Комплексы цифровые диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2с»
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
ТГБК.013 МП г. Новосибирск 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
4 МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ПОВЕРКИ
-
6 ТРЕБОВАНИЯ (УСЛОВИЯ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
-
11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 5
-
12 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
-
1.1 Настоящая методика устанавливает методы и средства первичной и периодической поверок средств измерений «Комплексы цифровые диагностические для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2С» (далее — Комплексно).
Интервал между поверками — 1 год.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящей методике использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.2.091-2012 (IEC 61010-1:2001) Безопасность электрического оборудования для измерения, управления и лабораторного применения. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 12.3.019-80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности
3 ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ПОВЕРКИ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ-
3.1 При проведении первичной (в том числе после ремонта) и периодических поверок выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование операции |
Номер раздела (пункта) методики поверки |
Обязательность проведения операций | |
при выпуске из производства и ремонта |
при эксплуатации и хранении | |||
1 |
Внешний осмотр средства измерения |
8 |
Да |
Да |
2 |
Подготовки к поверке и опробование средств измерений |
9 |
Да |
Да |
3 |
Проверка программного обеспечения |
10 |
Да |
Да |
4 |
Определение метрологических характеристик средств измерений |
11 |
Да |
Да |
5 |
Подтверждение соответствия средства измерений метрологическим требованиям |
12 |
Да |
Да |
-
3.2 Поверка Комплекса-2С прекращается в случае получения отрицательного результата при проведении хотя бы одной из операций, а Комплекс-2С признают не прошедшим поверку.
4.1 Рекомендуемые средства поверки и вспомогательное оборудование и приспособления указанны в таблице 2.
Таблица 2
Номер пункта методики поверки |
Наименование и тип (условное обозначение) основного или вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки |
1 |
2 |
Основные средства поверки | |
11 |
Профилометр поверхности катания колесной пары ИКП (per. № 35128-18); Штангенциркуль ШЦ-П-800-2000-0,05 (рег.№70451-18); Штангенциркуль ШЦ-П-300-0,05 (рег.№70451-18) |
-
4.1 Допускается применение других средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик с требуемой точностью.
-
4.2 Применяемые средства поверки должны быть поверены и аттестованы в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
-
5.1 К проведению поверки допускают лиц, имеющих квалификацию инженера, опыт работы с оптическими и электронными приборами не менее трех лет и 3 квалификационную группу допуска к работе с электроустановками напряжением до 1000 В.
-
5.2 Лица, допущенные к проведению поверки, должны изучить весь комплект эксплуатационной документации (ЭД) на поверяемые средства измерений, ЭД на средства поверки и настоящую Методику поверки.
-
6.1 При подготовке и проведении поверки соблюдать правила техники безопасности в соответствии с ЭД на поверяемые средства измерений и ЭД на средства поверки, а также требования ГОСТ 12.2.091 и ГОСТ 12.3.019.
-
7.1 Поверку проводить при следующих значениях основных влияющих факторов:
-
- температура окружающего воздуха, °C..................................................................от +15 до +25
-
- верхний предел относительной влажности воздуха без конденсации влаги, %,................80
-
- атмосферное давление, кПа.........................................................................................от 85 до 105
-
8.1 Проверяют комплектность и маркировку Комплекса-2С на соответствие ЭД.
-
8.2 Проверяют внешние поверхности составных частей Комплекса-2С на отсутствие коррозии, загрязнений и других дефектов, влияющих на его функционирование и метрологические характеристики.
-
8.3 Результаты осмотра считают положительными, если все выполненные проверки соответствуют требованиям ЭД.
-
9.1 Проверить наличие и состояние средств поверки в соответствии с ЭД. Проверить наличие свидетельств о поверке и клейм на средства поверки и срок очередной поверки средств измерений.
-
9.2 Включение, выключение, подготовку к работе и управление работой Комплекса-2С выполнять в соответствии с ЭД.
-
9.3 Электропитание оборудования осуществлять от однофазной сети переменного тока напряжением (220 2") В, частотой (50±0,2) Гц, оборудованной защитным заземлением.
-
9.4 На месте эксплуатации выполняют запуск Комплекса-2С в соответствии с РЭ.
-
9.5 Включением соответствующих тумблеров вычислительного шкафа проверяют:
- свечение контрольных ламп сигнализирующих о наличии питающих напряжений на передней панели Силового блока;
-действие рабочих органов управления Комплекса-2С, регулирования, настройки.
-
9.6 Результаты поверки заносят в соответствующий протокол и считают положительными, если Комплекс-2С соответствует требованиям 8.2.5.
-
10.1 При старте ЭВМ Комплекса-2С автоматически запускается ПО Receiver.exe. После загрузки открывается окно программы, в левой верхней части которого расположены ее идентификационные данные. Идентификационные данные должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3
Наименование программного обеспечения |
Идентификационное наименование программного обеспечения |
Номер версии программного обеспечения |
Контрольная сумма исполняемого кода |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора |
Receiver.exe |
Receiver64.exe |
11.0.0.223 |
6 ACEFF522F1FCD66FFBF62 А7 2A731FEB |
MD5 |
10.2] |
Результаты поверки заносят в |
соответствующий протокол и считают положи- |
тельными, если идентификационные данные соответствуют указанным в таблице 3.
11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ-
11.1 Измерения геометрических параметров пар электропоезда с помощью Комплекса-2 С.
-
11.1.1 Измерения геометрических параметров колесных пар электропоезда проводят в режиме «Автоматическое измерение», при скорости движения электропоезда от 10 до 20 км/ч, от 30 до 40 км/ч, от 50 до 60 км/ч.
-
11.1.2 Проверяют запись результатов измерений колесных пар вагонов последнего электропоезда (для проверки правильности работы счётчика осей).
-
11.1.3 Проверяют запись результатов измерений геометрических параметров колесных пар последнего электропоезда при заданном диапазоне скоростей (наличие цветных меток забракованных осей вагонов).
-
11.1.4 После прохождения электропоезда Комплекс-2С через WEB-приложение автоматически выдает таблицу данных измерений всех осей (колёсных пар) вагонов на экран монитора.
-
11.1.5 Результаты измерений заносят в соответствующий протокол.
-
-
11.2 Измерение геометрических параметров колесных пар электропоезда с помощью средств поверки.
-
11.2.1 Измерение геометрических параметров колесных пар электропоезда с помощью средств поверки проводится после остановки электропоезда на пункте технического обслуживания вагонов (ПТО) для всех колес измеренных Комплексом-2С.
-
11.2.2 Толщину гребня, высоту гребня, крутизну гребня и разницу диаметров измеряют с помощью профилометра поверхности катания колесной пары ИКП (далее - профилометр).
-
11.2.3 Перед измерением очищают колесо и измеритель от загрязнения.
-
11.2.4 Устанавливая измеритель на колесо, удостоверяются, что база установлена точно на гребень.
-
11.2.5 Выполняют бесконтактное сканирование поверхности колеса согласно ЭД на профилометр.
-
11.2.6 Измерения по каждому параметру повторяют не менее трех раз и за окончательный результат измерения принимают среднее арифметическое значение из трех измерений.
-
11.2.7 Разницу диаметров в одной колесной паре определяют с помощью профилометра.
-
11.2.8 Измеряют высоту гребней обоих колес не менее чем в трех точках каждого колеса, равномерно удаленных друг от друга. Разницу диаметров рассчитывают по формуле:
-
Дб7 = 2-(Л1-Л2) (1)
Где: Л] - высота гребня первого колеса;
/г, - высота гребня второго колеса.
-
11.2.9 За окончательный результат принимают среднее арифметическое из трех измерений.
-
11.2.10 Ширину обода и расстояние между внутренними гранями ободьев колес нагруженной колесной пары определяют с помощью штангенциркулей ШЦ-П-800-2000-0,05 и ШЦ-П-300-0,05.
-
11.2.11 Измерение ширины обода проводят в местах, где отсутствует местное уширение. Местное уширение определяют как разницу максимальной ширины обода в зоне местного уширения и измеренной ширины обода.
-
11.2.12 Расстояние между внутренними гранями ободьев цельнокатаных колёс определяется как среднее значение по результатам измерения в трёх точках равномерно отстоящих друг от друга. Для выполнения измерений плотно прижать неподвижную ножку штангенциркуля к ободу колеса колёсной пары. Подвести подвижную ножку со стопорным винтом к внутренней грани обода другого колеса. Прижать и закрепить подвижную ножку штангенциркуля стопорным винтом. По делениям шкалы и нониуса штанги определить расстояние между внутренними гранями ободьев колёс в колесной паре.
-
11.2.13 Результаты измерений заносят в соответствующий протокол
-
11.2.14 Проводят серию из 10 измерений каждого параметра Комплекса-2С согласно методике измерений «ГСП. Геометрические параметры колесных пар подвижного состава. Методика измерений комплексом цифровым диагностическим для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2С».
-
11.2.15 Результаты измерений заносят в протокол.
-
12.1 Определение абсолютной погрешности измерений геометрических параметров колесных пар электропоезда с помощью Комплекса-2С.
-
12.1.1 Для каждого измеряемого геометрического параметра рассчитывают абсолютную погрешность измерений геометрического параметра Комплексом-2С по формуле:
-
А = (2)
Где: ^.-измерение геометрического параметра с помощью Комплекса-2С;
Хп- измерение геометрического параметра с помощью средств поверки.
-
12.1.2 Результаты поверки заносят в протокол и считают положительными, если полученные значения абсолютной погрешности измерений не превышает указанных в таблице 4.
Таблица 4
Наименование характеристики |
Значение |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности единичных измерений (с доверительной вероятностью 0,95), мм: - толщины гребня |
±0,5 |
- высоты гребня |
±0,5 |
- крутизны гребня |
±0,5 |
- ширины обода |
±0,5 |
- разницы диаметров |
±0,5 |
- расстояния между внутренними гранями колес |
±0,5 |
12.2 Определение абсолютной погрешности серии из 10 измерений геометрических параметров колесных пар электропоезда с помощью Комплекса-2С.
-
12.2.1 Для каждого измеряемого геометрического параметра рассчитывают абсолютную погрешность серии из 10 измерений геометрического параметра Комплексом-2С согласно методике измерений «ГСИ. Геометрические параметры колесных пар подвижного состава. Методика измерений комплексом цифровым диагностическим для измерений геометрических параметров колесных пар подвижного состава «Комплекс-2С».
-
12.2.2 Результаты поверки заносят в протокол и считают положительными, если полученные значения абсолютной погрешности многократных измерений не превышает указанных в таблице 5.
Таблица 5
Наименование характеристики |
Значение |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности серии из 10 измерений (с доверительной вероятностью 0,95), мм: - толщины гребня |
±0,2 |
- высоты гребня |
±0,2 |
- крутизны гребня |
±0,4 |
- ширины обода |
±0,2 |
- разницы диаметров |
±0,4 |
- расстояния между внутренними гранями колес |
±0,2 |
-
13.1 Результаты поверки оформляют в соответствии с действующим порядком проведения поверки средств измерений.
Начальник отдела Западно-Сибирского филиала ФГУП «ВНИИФТРИ»
М. Д. Безбородов