Методика поверки «ГСИ. Станки для балансировки колес легковых автомобилей и микроавтобусов» (МИ 2977-06)

Методика поверки

Тип документа

ГСИ. Станки для балансировки колес легковых автомобилей и микроавтобусов

Наименование

МИ 2977-06

Обозначение документа

ФГУП УНИИМ

Разработчик

932 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ УРА^1ЬСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИИ (ФГУПУНИИМ) ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

ектора

девских

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Государственная система обес^печения единства измерений.

СТАНКИ ДЛЯ БАЛАНСИРОВКИ КОЛЕС ЛЕГКОВЫХ АВТОМ^ОБИЛЕЙ И МИКРОАВТОБУСОВ.

Общие требования к методикам поверки

МИ 29&Z-20O 6

Екатеринбург

2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

  • 1 РАЗРАБОТАНА Федеральным государственным унитарным предприятием Уральским научно-исследовательским институтом метрологии (ФГУП УНИИМ)

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Жбырь С.И., Котова В.В.

  • 2 УТВЕРЖДЕНА ФГУП УНИИМ

  • 3 зарегис^]^]и^о;вана фгуп вниимс 4 ВВЕДЕНА ВПЕРВЫЕ

    2^7               2^С^(^61..

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Область            .............................................................

  • 2 Нормативные ссылюи............................................................

  • 3 Термины и опре,цел(зшиз.......................................................

  • 4 Операции поверка.................................................................

  • 5 Средства пове]^!^^..................................................................

  • 6 Требования безопасности и к квалификации повер1^и^^^т^Р1

  • 7 Условия поверки и подготовка к ней...................................

  • 8 Проведение пове]^1а1.............................................................

  • 9 Оформление результатов поверии.......................................

Пр^и^ожение А При^'ожение Б При^^жение В

1

1

2

2

  • 3

  • 4

  • 5

5

8

Т88.2

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Государственная система обеспечения единства измерений.

МИ 297F -2005

Станки для балансировки колес легковых ав'^омо-билей и мик^оав-^обусов.

Общие требования к методикам поверки

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  • 1.1 Настоящая рекомендация распространяется на станки для балансировки колес легковые автомобилей и микроавтобусов (далее - балансировочные станки (БС)) со снятием колес с автомобиля и предназначена в качестве основы для разработки новы:х и пересмотра действующих нормативных и методических документов на методики поверки БС.

  • 1.2 Рекомендуемый межповерочный интервал: не более одного года.

  • 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящей рекомендации использованы ссылки на следующие нормативные докуме^н^т^ы:

Пр 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7948-80 Отвесы стальные строительные. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящей рекомендацией целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национа.льного органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет, по е^годно издава1емому информационному указателю «Национальные стандарты» и по ежегодно издаваемому указателю «Нормативные документ^! в области метрологии», которые опубликованы по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей рекомендацией следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяют в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 ЕТ^РЕМИНИ'И

В настоящей рекомендации использованы следующие термины с соответствующими определениями:

балансировка: Процесс измерений (определения) значений масс и углов дисбалансов изделия и уменьшения их путем корректировки;

контрольный ротор: Эквивалент балансируемого изделия, применяемый для поверки БС, представляющий собой однозначную меру дисбаланса и используемый для присоединения контрольных грузов в двух плоскостях коррекции (приложение А).

Примечание - Контрольный ротор может быть снабжен угловой шкалой для определения погрешности угла дисбаланса;

плоскость коррекции: Плоскость, перпендикулярная оси контро.льного ротора, в которой расположен центр тяжести контрольного груза (или корректирующей массы);

внутренняя плоскость коррекции: Плоскость ротора, обращенная к станине БС;

внешняя плоскость коррекции: Плоскость ротора, обращенная к зажимной гайке БС;

корректирующая масса: Масса, используемая для уменьшения параметров дисбалансов балансируемого изделия;

контрольные грузы: Грузы, эквивалентной корректирующей массы, применяемые при поверке для оценки погрешностей БС и представляющие собой набор однозначных мер (приложение Б);

«легкое место»: Точка в плоскости коррекции, в которой размещен центр тяжести корректирующей массы, диаметрально расположенная против точки расположения центра тяжести дисбаланса в этой же плоскости коррекции;

угол дисбаланса (угловое положение «легкого места»): Угол, определяющий положение вектора дисбаланса в системе координат, связанной с осью вала БС.

  • 4 ОЕЕРЕАЦИ1 ПС^^Е^РЕКТ

4.1 При проведении поверки БС выполняют операции, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Наименование операций

Номер пункта

Внешний осмотр

8.1

Опробование

8.2

Определение метрологических характеристик:

8.3

Окончание таблицы 1

Номер пункта

8.3.1

8.3.2

Наименование операций

  • - оценка погрешности определения массы остаточного дисбаланса (остаточного дисбаланса)

  • - оценка погрешности углового положения «легкого места» (при нормировании характеристики в документах БС)

  • 4.2 Конкретн^1е методики поверки могут содержать операции по контролю технических характеристик (частота вращения ротора, продо^жи-гельность измерительного цикла и др).

  • 4.3 В случае получения отрицательных результатов хотя бы по одной из указанных операций поверку прекращают.

  • 5 СРЕДСТВА, IIOBEPKKI

5.1 При проведении поверки применяют средства поверки, указанные в таблице 2.

Таблица 2

Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования, и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки

Номер пункта рекомендации

Термометр ТБ-37 по ВУ 25-11-1121-75; диапазон измерений: 0 °Т...40 °Р;

пределы допускаемой абсолютной погрешности: + 1°Р.

Гигрометр психрометрический ВИТ - 2;

диапазон измерений 20%...90%; пределы допускаемой относительной погрешности: ± 5 %

7.1

Контрольный ротор:

  • - остаточный дисбаланс: не более 100 г-мм (масса остаточного дисбаланса: не более 0,6 г на плече 165 мм);

  • - торцевое и радиальное биение: не более 0,1 мм;

  • - наружный диаметр: (330 ± 20) мм;

  • - ширина: (130 ± 5) мм;

  • - масса: не менее 10 кг

8.3.1

Контрольные гру^'^т массой 10 г, 50   100 % от верх

него предела измерений БР;

пределы допускаемой абсолютной погрешности: ±0,2 г

8.3.1

8.3.2

Окончание таблицы 2_______________________________

Номер пункта рекомендации

8.3.2

Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования, и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки

Линейка измерительная по ГОСТ 427; диапазон измерений: 0...300 мм; цена деления: 1 мм.

Отвес стальной строительный ОТ50 по ГОСТ 7948

  • 5.2 Контрольный ротор может быть снабжен угловой шкалой с ценой деления 1°. Угловая шкала контрольного ротора может быть выполнена в виде четырех 20-ти гра,дусных секторов, центрированных в точках 0°, 90°, 180°, 270°.

  • 5.3 Погрешность угловой шкалы контрольного ротора: не более 1°.

  • 5.4 Погрешность определения дисбаланса контрольного ротора: не более 30 г-мм.

  • 5.5 Средства поверки, указанн^хе в таблице 2, имеют действующие свидетельства о поверке.

  • 5.6 Допускается применение других средств поверки, не указанных в таблице 2, но обеспечивающих определение (контроль) метрологических характеристик с требуемой точностью.

  • 5.7 В БС, с возможностью установления значения первоначального дисбаланса и вычитания его из последующих результатов измерений, требование к остаточному дисбалансу контрольного ротора может быть уменьшено до 20 % верхнего предела измерений

  • 6 ТРЕБС^ВВ^АНИ[ ББЗЗ^ИПСС^С^ССИ И К КВ^ВАЛ^И^ФИКАЦИ! ПОВЕРИТЕЛЕЙ

  • 6.1 Категорически запрещается работа при снятой верхней крышке БС.

  • 6.2 Запрещается находиться во время работы станка в зоне вр^ающихся частей.

  • 6.3 Запрещается касаться вращающихся частей БС до полной его остановки.

  • 6.4 Во время установки контрольного ротора (или колеса) на станок проверяют надёжность его крепления во избежание срыва (покачиванием ротора и повторным подтягиванием гайки).

  • 6.5 При запуске БС и до полной остановки контрольн^хй ротор закрывают защитным кожухом (если он предусмотрен комплектом поставки).

  • 6.6 Поверки БС проводят только совместно с оператором, ответственным за эксплуатацию БС.

  • 6.7 К проведек^к^ю поверки дс^гк^скао^тг лещ, aт^^^c^тolBiтеньва аз качестве подпрителей, ирошсдших инструктаж по технвкп безопас-ооств и взучидшвх эксилуатацивноую докумеотацвю на БС и средства их ивдерки и настоящую рекомендацию.

  • 7 У СС^С^В^Е^ 11ОВ^Е:РКК1 и ПС^ВДС^ТС^В^ Ка к н^РЙ

  • 7.1 При проведении поверки соблюдают следующие условия:

  • - температура помещения, в котором проводят поверку: (20 ±10) °С;

  • - изменение температуры рабочего пространства в течение часа: не более 2 °С;

  • - относительная влажность: (60 ± 20) %.

  • 7.2 Перед проведением поверки выполняют требования руководства по эксплуатации в части установки и подключения БС.

  • 7.3 Выполняют работы по техническому обслуживанию и настройке БС в соответствии с руководством по эксплуатации.

8 ППСВ^ЕРДРШ^И ПС^В^ЕРККИ

8Л Внешний осмотр

При внешнем осмотре устанавливают соответствие БС следующим требованиям:

  • - БС укомплектован согласно требованиям эксплуатационной документации на него;

-все органы управления БС функцио^ни^^уют нормально;

  • - рабочие поверхности вала и зажимных приспособлений не имеют вмятин и забоин, затрудняющих надежное крепление контрольного ротора на валу БС;

  • - БС не имеет повреждений и загрязнений, затрудняющих отсчет показаний и влияющих на их точность;

  • - на передней панели (верхней крышке) БС отсутствуют трещины и нарушения сплошности.

  • 8.2 Оп^п^^о^бва^Е^е

Устанавливают контрольный ротор в соответствии с руководством по эксплуатации БС для установки балансируемого колеса. Проводят пробный запуск БС и выполняют работы по техническому вбслужиаанию и настройке БС в соответствии с руквавдством по эксплуатации. После отработки цикла измерений сообщается речью или аысаечиаается на экране значение массы остаточного дисбаланса ротора. Угловое положение «легкого места» определяют по индикаторам положения в обоих плоскостях коррекции при условии, что БС индицирует эту характеристику.

  • 8.3 Опр^еделее^н^е метрологическ^к^х характеристик:

  • 8.3.1 Оценка плиотшнлктч лпотдтлтнчя маккы окрктленлил дчкбкокнкк (октатоеноио дчкбклкнса)

  • 8.3.1.1 Уктанквлчврют на вал БС контоольный оотоо к зккотп-ляют сил к плмлщью зажкмной иайкч. На внешнюю плоккокть кло-откцкч контоольноио оотооа уктанавлчвают в коответктвик с экк-п^атк^конной документкцией на неил контоольный иоуз масслй Юи. Массу окткточноио дчсбаланса кзмеояют не менте двух оаз. Поч кзмтотнкях сечтывают неокиуилтнныт знкеенкя в соответктвчи с ауководством пл эксплуатацчк (соб^дают тленый отжкм иаботы поч нрлкечк уккзанкй л нем).

Анклоикчные кзмеоенкя пиоводят с контоольнымк иоузамч массой, соответствующей 50 % ч 100 % лт веохнеил поедела чзмеое-нчй БС. Допускается поч поевышенчк необходкмой массы клн-таольных иоузлв бллее двух поедусмотаенных в наблое максчмаль-ных масс оиокнкчкться оценкой поиотшнгстч паокметоов дксброкн-са, воспиокзводкмоио чмк.

  • 8.3.1.2 Повтоияют опеиацкк пл 8.3.1.1, кмтсткв положтнче контаольных иоузлв на 90° лт ккходноио положтнкя.

  • 8.3.1.3 Повтоияют опеиацкк пл 8.3.1.1 ч 8.3.1.2, усткнквлквая контаольные иоузы на внутоеннюю плоккость коиоекцкк контооль-нгио оотоик.

  • 8.3.1.4 За значенче маскы оттаточного дксброанск для каждого кгн'т^<^.льноио иоуза в двух угловых положениях, в каждлй чз пллс-клстей кооиекцкк покнчмкют тиеднет аикфмтткееское знаеенке чз не менее еетыоех пиоведтнных кзмтиенкй.

Поиоешность БС и, опиеделтнчя массы осткточного дчс-балкнкк в рлоскостк, на котоаой установлен контаольный иоуз, оас-сечтывают пл фломуле

(1) рде М, - коеднее аикфметкческое значенче массы остаточного дчс-баланса в плоккостк коиоекцкк, и;

Mt - масса контоольного иоуза, и.

  • 8.3.1.5 По^ешность БС опиеделтнкя остатоеного дчсброанса р-мм (пик еил ноимчиовкнкч в конкиетном иуководстве пл экс-

плукткцкк) иассектывают пл фломуле

ДВ, = (ДА,)-1.                                           (2)

рде R - оасстоянке лт оск вала БС дл цтнтак тяжестк контоольного Роуза в плоскостк коооекцчч, мм.

  • 8.3.1.6 Нккбольшее знаеенче погатшноктч опаеделенчя массы гкткточного дчсброкнса (остктгчноро дчсбаланса): не бллее ноомс-0гвкнного знкченкя погаешностк, указаннлил в эккплукткцкгнной документации на конкретный тип БС.

  • 8.3.2 Оценка пс^ерешногти углотого ловоженоя       го ме^с-

та» (при условии, что в руеоводотве по эеонлоатацки БС нотмкто-вана эта хараетеристкеа)

  • 8.3.2.1 Уотанавяквают на вал БС елнттольный ротор и заерин-ляют его с помощью зажимной гайки. Плдготав.яквают БС к работе в точном рижими (при наличкк оеазаний о нем).

Уотанавлквают и заерепляют еонтрольный груз массой, соот-ветотвоющий 50 % вирхниго придила измеренкй Бс, на внешнюю няооеость котрееции ротора. Допосеаетоя при нревышеник необходимой массы контрольных гтозов болим одной, предоомотренной в набори маесимаяьной массы, огтаниченке оцинки ногтишности углового нояоженио, воонтоизводкмого ею.

В соответствик с роеоводством по эеснлуатацкк онридияоют угловое положинии олегкого места», в еоторое установлен контрольный груз. При этом олигкое место» находится в крайней вирх-ней точки конттольного ротора, раоnоложинной во внешней плоскости еортеецки.

  • 8.3.2.2 Закрепляют нить отроительного отвиса в верхний точки еонттольного тотота так, чтобы линия отвеса проходила чириз цинтр втащенио вала БС. Измеряю^! измитктильной линийкой пирnендкео-лярно линии отвеса тасотоянии от цинтта тожистк контрольного груза до линии отве1^!а

Данную онетацкю повторяют ни минеи двух раз.

Погришность онтидилиния углового положения олигкого места» БСДф, град, тасочкт^Iвают по формули

А„ = 114,6-^,

’      D

гди 1,.р - ориднии арифмитичиокое значении расотоянио от центра тяжести контрольного груза до линии отвеса, мм;

D - диаметр контрольного ротора, мм.

  • 8.3.2.3 При наличии на контрольном роторе угловой шкалы выполняет операции по 8.3.2.1, устанавливая при этом контрольный груз так, чтобы центральная риска, соответствующая центру тяжести контрольного груза, совпадала с отметкой угловой шкалы ротора, равной 180°.

  • 8.3.2.4 Закрепляют нить строительного отвеса на угловой шкале так, чтобы она проходила перпендикулярно плоскости коррекции через верхнюю точку контрольного ротора, а линия отвеса - через центр вращения вала БС. Угловое положение точки закрепления нити отвеса на шкале ротора соответствует погрешности определения углового положения «легкого места» БС.

Данную операцию повторяют не менее двух раз.

  • 8.3.2.5 АналоА^^^а^^^^1^:зн^ерензм ре^овя/п^т поЯ.ЗП^.1 - {^..^.2.4, установив контрольный груз массой, соответствующей 50 %> верхнего предела измерений БС, так, чтобы место крепления контрольного груза было смещено по отношению к пррдшрствующрму на 90°.

  • 8.3.2.3 При оробходимоств и Пэи наличии на контрольном роторе угловой шкалы повторяют операции по 8.3.2.3 - 8.3.2.5, установив контрольный груз на воутреооюю плоскость коррекции ротора.

Наибольшее зоачрове погтршооств определения «легкого места»: не более оормвроваооого значения, указанного в эксплуатационной докумротацвв на конкретный тип БС.

9 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ

  • 9.1 При положительных результатах поверки БС выдают свидетельство о поверке в соотвртствив с ПР 50.2.006.

  • 9.2 БС, не удовлетвотяющир хотя бы одному из трр.бованвй оастоя:щрй рркомродацвв, к првмрорнию не допускают, выдают из-вещрнвр о нрпрвгодноств с указанием причин в соотвртстввв с ПР 50.2.006.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЭСКИЗ КОНТРОЛЬНОГО РОТОРА

школа

планшайба

Рисунок А.1

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЭСКИЗ КОНТРОЛЬНЬЕХ ГРУЗОВ

Рисунок Б.1

Контрольные грузы массой 25,40, 50, 60, 80 и 100 г.

Предел абсолютной допускаемой погрешности: не более 0,2 г.

Примечание - На рисунке показаны контрольные грузы с пружиной, на которой нанесена центральная риска, изготовленные из корректирующие масс по ТУ 4592-001-56974056-2000 000 Компанией «Техснаб», г. Екатеринбург.

10

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель