Инструкция «Устройства бортовые приемо-преобразующие БППУ-ОГ» (651-19-037 МП)
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
генерального директора — заместитель по научной работе ФГУП «ВНИИФТРИ»
ИНСТРУКЦИЯ
Устройства бортовые приемо-преобразующие Б1111У-ОГ
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ 651-19-037 МП
р.п. Менделеево
Содержание
Ссылочные нормативные документы
1 Общие сведения
-
1.1 Настоящая методика поверки распространяется на устройства бортовые приемо-преобразующие Б1П1У-ОГ (далее — бортовое устройство ОГ), изготавливаемые ОАО «ЛИИП им. Гризодубовой В.С.», Московская область, г. Жуковский, и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.
-
1.2 Интервал между поверками — 5 лет.
2 Операции поверки
-
2.1 При поверке выполняют операции, представленные в таблице 1.
Таблица 1 — Перечень операций, выполняемых при поверке
Наименование операции |
Номер пункта методики |
Проведение поверки | |
после ремонта |
при периодической поверке | ||
1 Внешний осмотр. |
8.1 |
да |
да |
2 Опробование, идентификация ПО |
8.2 |
да |
да |
3 Определение (контроль) метрологических характеристик | |||
3.1 Определение абсолютного смещения (при доверительной вероятности 0,95) формируемой шкалы времени относительно национальной шкалы координированного времени Российской Федерации UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам НКА |
8.3 |
да |
да |
3.2 Определение абсолютной погрешности хранения формируемой ШВ бортового устройства ОГ в автономном режиме за 1 час |
8.4 |
да |
да |
3.3 Определение относительной погрешности по частоте выходного сигнала 10 МГц бортового устройства ОГ в режиме синхронизации по сигналам НКА |
8.5 |
да |
да |
Наименование операции |
Номер пункта методики |
Проведение поверки | |
после ремонта |
при периодической поверке | ||
3.4 Определение относительной вариации частоты выходного сигнала 10 МГц бортового устройства ОГ при интервале времени измерения 1 час в автономном режиме |
8.6 |
да |
да |
3.5 Определение нестабильности частоты (среднего квадратического относительного отклонения) выходного сигнала 10 МГц бортового устройства ОГ в режиме синхронизации по сигналам НКА |
8.7 |
да |
да |
3.6 Определение инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат в дифференциальном режиме |
8.8 |
да |
да |
3.7 Определение инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения составляющих вектора скорости в дифференциальном режиме |
8.9 |
да |
да |
2.1 При получении отрицательных результатов при выполнении любой из операций поверка прекращается, и бортовое устройство ОГ бракуется.
-
2.2 Не допускается проведение поверки отдельных измерительных каналов или отдельных автономных блоков или меньшего числа измеряемых величин или на меньшем числе поддиапазонов измерений.
3 Средства поверки
-
3.1 Рекомендуемые средства поверки бортовых устройств ОГ приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Средства измерений, используемые при поверке
Номер пункта методики |
Наименование рабочих эталонов или вспомогательных средств поверки. Номер документа, регламентирующего технические требования к рабочим эталонам или вспомогательным средствам. Разряд по государственной поверочной схеме и (или) метрологические и основные технические характеристики |
8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7 |
Стандарт частоты и времени водородный 41-1007, пределы допускаемой относительной погрешности по частоте в режиме синхронизации по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS ±1,0 -10'13, пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки шкалы времени относительно шкалы времени UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS ±50 нс |
8.3, 8.4, |
Частотомер универсальный CNT-90, пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения интервалов времени ±0,62 нс для интервалов времени не более 100 мкс; ±200 нс для интервалов времени не более 1 с |
8.5, 8.6, 8.7 |
Компаратор частотный VCH-314, нестабильность частоты, вносимая компаратором при интервале времени измерения ти: ти = 1 с — 2,010~14; т, = 10с-5,О1О-15; т„= 100 с — 1,510-'5; т„> 1000 с — 5,0-1046 |
8.8 |
Рабочий эталон координат местоположения 1 разряда согласно государственной поверочной схеме для координатно-временных средств измерений, утвержденной приказом № 2831 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2018 г., предел допускаемой погрешности: воспроизведения координат местоположения потребителя ГНСС в системах координат ГСК-2011, ПЗ-90.11, WGS-84 0,1 м; воспроизведения скорости изменения беззапросной дальности 0,01 м/с; воспроизведения без-запросной дальности по фазе дальномерного кода 0,05 м и по фазе несущей частоты 0,002 м |
3.2 Все средства поверки, применяемые при поверке бортовых устройств ОГ, должны быть исправны, аттестованы или поверены.
-
3.3 Вместо указанных в таблице 2 средств поверки допускается применять другие аналогичные, обеспечивающие определение метрологических характеристик бортовых устройств ОГ с требуемой точностью.
4 Требования к квалификации поверителей
-
4.1 Поверка должна осуществляться лицами с высшим или средним техническим образованием, квалифицированными в качестве поверителей в области координатно-временных средств измерений.
5 Требования безопасности
-
5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены все требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.3.019.
6 Условия поверки
-
6.1 При проведении поверки бортового устройства ОГ должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха 10 до 30 °C;
-
- атмосферное давление от 735 до 790 мм рт.ст.;
-
- относительная влажность воздуха от 30 до 80 %;
-
- напряжение питания в сети постоянного тока блока приемо-преобразу-ющего и временной синхронизации от 24,3 до 29,7 В;
-
- напряжение питания в сети постоянного тока блока спутникового навигационного датчика от 4,75 до 5,25 В.
7 Подготовка к поверке
-
7.1 Поверитель должен изучить техническую документацию изготовителя, руководство по эксплуатации «Устройство бортовое приемо-преобразующее БППУ-ОГ ТВИГ.464425.001-02 РЭ» (далее— РЭ ОГ) и руководства применяемых средств поверки.
-
7.2 Перед проведением операций поверки необходимо:
-
- проверить комплектность рекомендованных (или аналогичных им) средств поверки;
-
- заземлить (если это необходимо) рабочие эталоны, средства измерений и включить питание заблаговременно перед очередной операцией поверки (в соответствии со временем установления рабочего режима, указанным в РЭ).
8 Проведение поверки
-
8.1 Внешний осмотр
-
8.1.1 При проведении внешнего осмотра проверить отсутствие механических повреждений и ослабления элементов, четкость фиксации их положения, чёткость обозначений, чистоту и исправность разъёмов и гнёзд.
-
8.1.2 Результаты поверки считать положительными, если отсутствуют механические повреждения и ослабления элементов, фиксация их положения чёткая, разъёмы и гнёзда чистые и исправные. В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
-
-
8.2 Опробование, идентификация ПО
-
8.2.1 Опробование бортового устройства ОГ
-
8.2.1.1 Для проведения опробования бортового устройства ОГ собрать измерительную схему в соответствии с рисунком 1, подключить БПП-ВС-1 и блок спутникового навигационного датчика к своим антеннам с МШУ и ПЭВМ.
-
-
Рисунок 1 — Схема подключения бортового устройства ОГ для проверки работоспособности
-
8.2.1.2 Разместить антенны с МШУ под открытым небом без объектов, препятствующих приёму навигационного сигнала, и включить БПП-ВС-1 с блоком спутникового навигационного датчика в соответствии с РЭ ОГ.
-
8.2.1.3 Подождать не менее 10 минут для получения текущего координированного времени UTC(SU) на дисплее БПП-ВС-1.
-
8.2.1.4 Запустить штатное ПО бортового устройства ОГ и убедиться в приеме пакетов данных в соответствии с РЭ ОГ.
-
8.2.2 Идентификация ПО
-
8.2.2.1 Определить идентификационные данные ПО бортового устройства ОГ в соответствии с РЭ ОГ. Идентификационные данные ПО представлены в таблице 3.
-
Таблица 3 — Идентификационные данные ПО устройства бортового приемопреобразующего Б1111У-ОГ
Идентификационные данные (признаки) |
Значение | ||
Идентификационное наименование |
BORT |
ODS |
VERX |
Номер версии (идентификационный номер), не ниже |
1.0 |
1.0 |
1.0 |
Цифровой идентификатор (версия 1.0) (алгоритм вычисления MD5) |
d51c5fc024304f9e d839c66dfd23606a |
e5723d4bae4b2b43 65bd34448405f072 |
0a48bb9dfdddd7dd f7aa937703adc66a |
-
8.2.3 Результаты поверки бортового устройства ОГ считать положительными, если на дисплее БПП-ВС-1 получено координированное время UTC(SU), а идентификационные данные ПО соответствуют данным, указанным в таблице 3. В противном случае бортовое устройство ОГ бракуются и направляется в ремонт.
-
8.3 Определение абсолютного смещения (при доверительной вероятности 0,95) формируемой шкалы времени относительно национальной шкалы координированного времени Российской Федерации UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам НКА
-
8.3.1 Собрать схему, приведенную на рисунке 2.
-
Рисунок 2 — Схема для определения смещений формируемой ШВ относительно ШВ UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам НКА
-
8.3.2 На вход «В» частотомера подать импульсный сигнал 1 Гц от бортового устройства ОГ, на вход «А» частотомера подать импульсный сигнал 1 Гц от стандарта частоты и времени водородного 41-1007. Частотомер универсальный CNT-90 установить в режиме измерений интервалов времени.
-
8.3.3 Настроить входы «А» и «В» частотомера в соответствии с параметрами импульсных сигналов 1 Гц:
- импульсный сигнал;
-
- измерения по переднему фронту;
-
- входная нагрузка 50 Ом;
-
- уровень напряжения точки привязки по переднему фронту 1,0 В.
-
8.3.4 Произвести не менее 100 измерений интервала времени между выходными импульсными сигналами 1 Гц бортового устройства ОГ и стандарта частоты и времени водородного 41-1007 (смещений формируемой ШВ относительно ШВ UTC(SU)).
-
8.3.5 Оценить среднее арифметическое значение Т измеряемого интервала времени по формуле (1):
(1)
где Т, — i-й результат измерений; п — количество результатов измерений.
-
8.3.6 Вычислить СКО результатов измерений по формуле (2):
-
8.3.7 Вычислить СКО среднего арифметического по формуле (3):
(3)
-
8.3.8 Рассчитать доверительные границы случайной составляющей погрешности по формуле (4):
где t — коэффициент Стьюдента, равный 1,96 при (и-1) = 100 и доверительной вероятности 95 %.
-
8.3.9 Оценить доверительные границы НСП по формуле (5):
где 0г — пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки шкалы времени 41-1007 относительно шкалы времени UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам НКА ±50 нс;
02 — пределы допускаемой погрешности измерения интервалов времени при использовании частотомера универсального CNT-90, ±200 нс.
03 и 04 — пределы допускаемой погрешности при измерении задержки сигнала в кабелях, подключаемых к частотомеру универсальному CNT-90, ±200 нс.
-
8.3.10 Оценить доверительные границы погрешности по формуле (6):
где К— коэффициент, зависящий от соотношения случайной составляющей погрешности и НСП (см. ниже формулу (10));
SE — суммарное СКО вычислить по формуле (7):
где50 — СКО НСП, вычислить по формулам (8) и (9):
+ Sq
(9)
-
8.3.11 Максимальное смещение формируемой ШВ бортового устройства ОГ относительно ШВ UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам НКА определить по формуле (10):
(10)
-
8.3.12 Результаты поверки считать положительными, если значение абсолютного смещения (при доверительной вероятности 0,95) формируемой шкалы времени относительно национальной шкалы координированного времени Российской Федерации UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам НКА находятся в границах ±2-10-6 с. В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
-
8.4 Определение абсолютной погрешности хранения формируемой ШВ в автономном режиме за 1 час
-
8.4.1 Абсолютную погрешность хранения формируемой ШВ в автономном режиме за 1 час определить с помощью стандарта частоты и времени водородного 41-1007, работающего в режиме синхронизации по сигналам НКА, и частотомера универсального CNT-90 по схеме, приведенной на рисунке 2.
-
8.4.2 Перевести бортовое устройство ОГ в автономный режим работы, отключив антенну.
-
8.4.3 По истечении 1 часа повторить измерения в соответствии с пунктом 8.3.5 и аналогично формуле (1) рассчитать 7\.
-
8.4.4 Абсолютную погрешность хранения формируемой ШВ в автономном режиме за 1 час определить по формуле (11):
-
дт=7;-т. (и)
-
8.4.5 Результаты поверки считать положительными, если значение абсолютной погрешности хранения формируемой ШВ в автономном режиме за 1 час находится в пределах ±3,5-10-4 с. В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
-
8.5 Определение относительной погрешности по частоте выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА
-
8.5.1 Собрать схему, приведенную на рисунке 3.
-
Рисунок 3 — Схема для определения относительной погрешности по частоте выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА
-
8.5.2 Определение относительной погрешности по частоте выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА провести методом сравнения частот бортового устройства ОГ и стандарта частоты и времени водородного 41-1007 с помощью компаратора частотного VCH-314.
-
8.5.3 Установить в меню «опции» параметры измерения VCH-314 в соответствии с ЯКУР.411146.014РЭ:
-
- коэффициент умножения 1-Ю6;
-
- полоса частот 10 Гц;
-
- максимальное время усреднения измерений 100 с;
-
- число измерений 20;
-
- входная частота 10 МГц.
-
8.5.4 Запустить измерения при минимальном интервале времени наблюдений 30 мин. По истечении указанного времени зафиксировать среднюю относительную разность частот при интервале времени измерения 100 с (относительная погрешность по частоте выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА).
-
8.5.5 Результаты поверки считать положительными, если значение относительной погрешности по частоте выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА находится в пределах ±5-10-8. В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
8.6 Определение относительной вариации частоты выходного сигнала 10 МГц при интервале времени измерения 1 час в автономном режиме
-
8.6.1 Собрать схему, приведенную на рисунке 3.
-
8.6.2 Определение относительной вариации частоты выходного сигнала 10 МГц при интервале времени измерения 1 час в автономном режиме провести методом сравнения частот бортового устройства ОГ и стандарта частоты и времени водородного 41-1007 с помощью компаратора частотного VCH-314.
-
8.6.3 Выполнить операции согласно пунктам 8.5.3 и 8.4.2.
-
8.6.4 Запустить измерения компаратора частотного VCH-314.
-
8.6.5 Каждый час фиксировать значения средней относительной разности частот А/ (относительная погрешность по частоте выходного сигнала 10 МГц в /-й час), после чего перезапускать измерения VCH-314
Зафиксировать 10 результатов измерений между соседними в ряду измерениями А/+1 - А/(если измерения переносятся на следующий день, то важна разность между соседними результатами измерений)
-
8.6.6 Определить относительную вариацию частоты в соответствии с ГОСТ 8.567.
-
8.6.7 Результаты поверки считать положительными, если максимальная относительная вариация частоты выходного сигнала 10 МГц при интервале времени измерения 1 час в режиме автономного хранения находится в пределах ±1-10-7. В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
-
8.7 Определение нестабильности частоты (среднего квадратического относительного отклонения) выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА
-
8.7.1 Определить нестабильность частоты (среднего квадратического относительного отклонения) выходного сигнала 10 МГц бортового устройства ОГ в режиме синхронизации по сигналам НКА при следующих временах измерений ти, выборки тв и наблюдений тн:
а) ти = тв = 1 с,
тн = 30 с; тн = 300 с;
тн = 3000 с;
тн = 1 сут.
б) Ти = тв = 10 с,
в) ти = тв = 100 с,
г) Ти = Тв = 1 Ч,
-
8.7.2 Собрать схему, приведенную на рисунке 3.
-
8.7.3 Определение нестабильности частоты (среднего квадратического относительного отклонения) выходного сигнала 10 МГц бортового устройства ОГ в режиме синхронизации по сигналам НКА провести методом сравнения частот бортового устройства ОГ и стандарта частоты и времени водородного 41-1007 с помощью компаратора частотного VCH-314.
-
8.7.4 Выполнить операции согласно пункту 8.5.3.
-
8.7.5 Запустить измерения при минимальном интервале времени наблюдений 24 часа. По истечении указанного времени зафиксировать среднее квадратическое относительное отклонение результата измерения частоты выходного сигнала 10 МГц в режиме синхронизации по сигналам НКА при заданных интервалах времени измерения.
-
8.7.6 Результаты поверки считать положительными, если значения нестабильности частоты (среднего квадратического относительного отклонения) выходного сигнала 10 МГц бортового устройства ОГ в режиме синхронизации по сигналам НКА при временах измерений, выборки и наблюдений п. 8.7.1 (а, б, в, г), не превышают:
а) ГЮЛ
б) 81О-9;
в) 6-10-9;
г) 4-10-9.
В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
-
8.8 Определение инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат в дифференциальном режиме
-
8.8.1 Для проведения измерений собрать схему, приведенную на рисунке 4.
Рисунок 4 — Схема подключения бортового устройства ОГ для определения координат
-
8.8.2 Установить Б1111-ВС-1 на одном из геодезических пунктов из состава рабочего эталона единиц координат местоположения и включить автономный режим работы согласно РЭ ОГ.
-
8.8.3 Разместить БСНД на мобильной платформе и включить в автономном режиме работы согласно РЭ ОГ.
-
8.8.4 Настроить смещение вывода позиции приемо-измерительного устройства из состава рабочего эталона единиц координат местоположения на фазовый центр антенны БСНД
-
8.8.5 Провести заезд на мобильной платформе по маршруту с характеристиками, представленными в таблице 4.
Таблица 4 — Условия проведения выездной поверки на мобильной платформе
Наименование характеристики |
Значение |
Удаление от базовой станции |
до 30 км |
Скоростной режим |
до 30 м/с |
Передвижение по маршруту |
в движении не менее 60 мин, стоянка не менее 30 мин |
Наличие объектов, препятствующих приёму навигационного сигнала, затенение |
нет |
Перепад высот на маршруте |
50 м |
Отклонения плоскости спутниковой антенны от плоскости местного горизонта на углы крена и тангажа |
не более 20° |
-
8.8.6 Обработать результаты измерений рабочего эталона координат с помощью штатного ПО, получив координаты местоположения в локальной системе координат XYZ относительно базовой станции.
-
8.8.7 Обработать результаты измерений с помощью штатного ПО бортового устройства ОГ в дифференциальном режиме, получив координаты местоположения в локальной системе координат XYZ относительно базовой станции.
-
8.8.8 Выбрать измерения на общем интервале времени длительностью не менее 3600 с.
-
8.8.9 Рассчитать абсолютную погрешность определения координаты X по формуле (12):
(12)
где z — значение эпохи измерения;
X— измеренная координата БСНД, м;
Xref— измеренная координата X эталоном, м
-
8.8.10 Рассчитать абсолютную погрешность определения координаты Y и Z аналогично п. 8.8.9.
-
8.8.11 Рассчитать математическое ожидание абсолютной погрешности определения координаты Xпо формуле (13):
оз)
■*’ /=1
гдеМ— количество измерений
-
8.8.12 Рассчитать математическое ожидание абсолютной погрешности определения координаты У и Z аналогично п. 8.8.11.
-
8.8.13 Рассчитать СКО абсолютной погрешности определения координаты X по формуле (14):
(14)
W-1
-
8.8.14 Рассчитать СКО абсолютной погрешности определения координат Ки Zаналогично п. 8.8.13.
-
8.8.15 Рассчитать инструментальную абсолютную погрешность (при доверительной вероятности 0,95) определения координат в дифференциальном режиме по формулам (15)-( 17):
77х=±(К1 + 2-°'.г);
-
(15)
-
(16)
(17)
77г=±(|Л/г|+2-о>);
77z=±(|A/z| + 2o’z)-
-
8.8.16 Результаты поверки считать положительными, если значения инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения координат в дифференциальном режиме по каждой координатной оси находятся в границах ±7 м
В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
8.9 Определение инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения составляющих вектора скорости в дифференциальном режиме
-
8.9.1 Обработать результаты измерений рабочего эталона координат в ходе заезда п. 8.8.5, получив составляющие вектора скорости в локальной системе координат XYZ относительно базовой станции.
-
8.9.2 Обработать результаты измерений бортового устройства ОГ в ходе заезда п. 8.8.5 в дифференциальном режиме с помощью штатного ПО, получив составляющие вектора скорости в локальной системе координат XYZ относительно базовой станции.
-
8.9.3 Для каждой составляющей вектора скорости определить доверительные границы инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95)
-
8.9.3.1 Рассчитать абсолютную погрешность определения составляющей вектора скорости по формуле (18):
(18)
где V— измеренная составляющая вектора скорости БСНД-К (бортовой блок), м;
Vref— измеренная составляющая вектора скорости эталоном, м.
-
8.9.3.2 Рассчитать математическое ожидание абсолютной погрешности определения составляющей вектора скорости по формуле (19):
(19)
-
8.9.3.3 Рассчитать CKO абсолютной погрешности определения составляющей вектора скорости по формуле (20):
-
8.9.3.4 Рассчитать доверительные границы инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения составляющей вектора скорости в абсолютном режиме по формуле (21):
Пу =±(|Л/и| + 2-стг). (21)
Результаты поверки считать положительными, если значения инструментальной абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95) определения составляющих вектора скорости в дифференциальном режиме находятся в границах ±0,2 м/с.
В противном случае бортовые устройства ОГ бракуются и направляются в ремонт.
9 Оформление результатов поверки
-
9.1 При положительных результатах поверки на бортовые устройства ОГ выдается свидетельство установленной формы.
-
9.2 На оборотной стороне свидетельства о поверке записываются результаты поверки.
-
9.3 В случае отрицательных результатов поверки поверяемые бортовые устройства ОГ к дальнейшему применению не допускается, на них выдается извещение о непригодности к дальнейшей эксплуатации с указанием причин забракования.
Заместитель начальника НИО-8 по научной работе ФГУП «ВНИИФТРИ» Начальник
841 лаборатории ФГУП «ВНИИФТРИ» Старший научный сотрудник
841 лаборатории ФГУП «ВНИИФТРИ»
-
B. Н. Федотов
Д.С. Печерица
-
C. Ю. Бурцев
Ссылочные нормативные документы
Обозначение документа, на который дана ссылка |
Номер раздела, подраздела, пункта, подпункта, перечисления, приложения, разрабатываемого документа, в котором дана ссылка |
ГОСТ 8.567-2014 |
8.6.6 |
ГОСТ 12.3.019-80 |
5.1 |
ТВИГ.464425.001-02 РЭ |
7.1, 8.2.1.2 |
Перечень сокращений
БПП-ВС — блок приемо-преобразующий и временной синхронизации;
БСНД — блок спутникового навигационного датчика;
ГНСС — глобальная навигационная спутниковая система;
МШУ — малошумящий усилитель;
НКА — навигационный космический аппарат;
НСП — неисключенная систематическая погрешность;
ПО — программное обеспечение;
ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина;
СИ — средства измерений;
СКО — среднее квадратическое отклонение;
ШВ — шкала времени;
ШВ UTC(SU) — национальная шкала координированного времени РФ UTC (SU).