Методика поверки «Весы вагонные ВД-30 » (МП 2301-271-2014)
УТВЕРЖДАЮ Директор ХВНИИМг«й^П. И. Менделеева» ?r^l*Utnee«-*.J Ъ о\
•*v .1?
* л* Л
И -5> X
О -х 1
июня 2016 г.
©\В. Гоголинский
ВЕСЫ ВАГОННЫЕ ВД-30
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МП 2301-271-2014
(С ИЗМЕНЕНИЕМ №1)
Руководитель лаборатории
ФГУП «ВНИИМ/им. Д. И. Менделеева»
А. Ф. Остривной
Настоящая методика поверки распространяется на весы вагонные В Д-З 0 (далее - весы), изготовленные ООО «АВИТЕК-ПЛЮС», г. Екатеринбург, и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.
Порядок проведения первичной и периодической поверок, при наличии в весах возможностей взвешивания в разных режимах (статический и взвешивание в движении) и разных диапазонов, определяет владелец весов с соответствующей записью в свидетельстве о поверке. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Поверку весов ВД-30-1-2, не имеющих статического режима, проводят только по пунктам 4.4.2.1 и 4.4.3 настоящей методики.
Интервал между поверками - 1 год.
1 ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
1.1 При проведении поверки должны быть выполнены следующие операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта МП |
Средства поверки и их нормативно-технические характеристики |
1. Внешний осмотр |
4.1 |
— |
2. Подтверждение соответствия программного обеспечения |
4.2 | |
3. Опробование |
4.3 |
— |
4. Определение метрологических характеристик |
4.4 |
Весоповерочный вагон, в состав которого входят эталонные гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015; весоповерочная тележка массой 2 т с базой 1850 мм из состава весоповерочного вагона и (или) платформа вспомогательная для установки эталонных гирь; устройство весоповерочное ВПУ-12,5 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015 с пределом допускаемых значений доверительных границ относительной погрешности 0,02 %; состав, состоящий из контрольных вагонов в соответствии с ГОСТ 8.647-2015 (МОЗМ Р 106-1 2011) |
4.1. Определение погрешности в статическом режиме |
4.4.1 | |
4.2. Определение действительных значений массы контрольных вагонов |
4.4.2 | |
4.3. Определение погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе поезда без расцепки и поезда в целом |
4.4.3 |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
-
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении поверки соблюдают требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на поверяемые весы, а также на используемое поверочное, испытательное и вспомогательное оборудование.
-
3. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ, ПОДГОТОВКА К НЕЙ
-
3.1 Условия проведения поверки должны соответствовать требованиям, установленным в руководстве по эксплуатации на весы. Поверку проводят при любом сочетании значений влияющих факторов. До начала любых процедур на месте установки поверяемые весы приводят в рабочее состояние в соответствии с руководством по эксплуатации.
-
3.2 Применяемые при поверке средства измерений должны иметь действующие свидетельства о поверке.
-
3.3 Поверка должна проводиться на месте эксплуатации весов.
-
3. Во время поверки весы должны быть подключены к внешнему оборудованию, как описано в руководстве по эксплуатации.
-
3.5 До начала поверки весы подключают к источнику питания на время, равное или большее времени прогрева, регламентированного изготовителем в руководстве по эксплуатации, и поддерживают питание весов во время поверки.
-
3.6 Во время поверки устройство автоматической установки нуля должно быть отключено, если другие условия не регламентированы для конкретной процедуры.
-
3.7 Если для испытаний используются отдельно стоящие контрольные весы, и если их поверка была произведена накануне испытаний, то их суммарная погрешность и неопределенность не должны превышать одной трети от значения максимально допускаемой погрешности, в части взвешивания в движении.
Если для испытаний используются отдельно стоящие контрольные весы, но если их поверка была произведена в любое другое время, а не непосредственно накануне испытаний, то их суммарная погрешность и неопределенность не должны превышать одной пятой от значения максимально допускаемой погрешности, в части взвешивания в движении.
-
3.8 Испытательный поезд должен состоять из вагонов, для взвешивания которых предназначены весы.
В том случае, если испытательный поезд состоит не только из контрольных вагонов, то количество контрольных вагонов в испытательном поезде должно соответствовать количеству, указанному в таблице 2.
Весы, предназначенные для определения общей массы всего поезда, должны быть поверены при помощи испытательного поезда, состоящего из пустых, частично и полностью груженых контрольных вагонов. Каждый испытательный поезд должен быть взвешен повторно на одних и тех же весах в каждом направлении (если применимо) для получения не менее 60 результатов взвешиваний вагонов.
Таблица 2
Общее количество вагонов в |
Минимальное количество |
испытательном поезде (nw) |
контрольных вагонов |
hw< 10 |
5 |
10 <mv<30 |
10 |
30 < nw |
15 |
-
4. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
-
4.1 Внешний осмотр.
-
При внешнем осмотре проверяют:
-
- комплектность поверяемых весов;
-
- отсутствие повреждений модулей весов;
-
- целостность соединительных кабелей;
-
- наличие заземления, знаков безопасности и соответствие маркировки требованиям руководстве по эксплуатации на поверяемые весы;
-
- соответствие внешнего вида весов, основания весов и примыкающих к весам подъездных путей требованиям руководства по эксплуатации.
-
4.2 Подтверждение соответствия программного обеспечения
-
4.2.1 Перед определением метрологических характеристик, при поверке, необходимо проверить идентификационных данных ПО. Идентификационные данные программного обеспечения приведены в таблице 3.
-
Таблица 3
Идентификационные данные (признаки) |
Значения |
Идентификационное наименование программного обеспечения |
WSYSVD30 |
Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения* |
V2010.01 |
Цифровой идентификатор программного обеспечения |
48116(CRC16) |
Идентификация программы: после включения весов на индикаторе отображается цифровой идентификатор программного обеспечения, после этого проходит тест индикации, и весы переходят в рабочий режим. Цифровой идентификатор программного обеспечения должен совпадать со значением, указанным в таблице 3.
-
4.2.2. Перед определением метрологических характеристик необходимо ознакомиться с метрологическими характеристиками, непосредственно указанными на весах: классом точности, Max, Min, е, d.
-
4.2.3. Перед определением метрологических характеристик, при периодической поверке, необходимо проверить целостность пломбы и наличие оттиска поверительного клейма. Место нанесения пломбы и оттиска поверительного клейма указано на рисунке 1.
-
4.2.4. При положительных результатах подтверждения соответствия ПО весов на весах, согласно рисунку 1 устанавливают пломбы, обеспечивающие исключение несанкционированного доступа к ПО.
Рисунок 1 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа в настройки индикатора ВК-2010АиШУД
-
4.3 Опробование
При опробовании проверяют взаимодействие и работоспособность всех элементов весов:
-
- включают измерительную аппаратуру весов и прогревают в течение времени, указанного в руководстве по эксплуатации на весы;
-
- устанавливают нулевое показание ненагруженных весов;
-
- при наличии у весов различной дискретности при статическом взвешивании и при взвешивании в движении, проверяют изменение дискретности весов при переходе с одного режима взвешивания на другой (для каждого режима взвешивания при наличии нескольких отсчетных и регистрирующих устройств проверяют наличие единой дискретности);
-
- прокатывают по весам состав с любыми вагонами и убеждаются, что показания нарастают, а значения индикации и регистрации не отличаются друг от друга;
-
- после разгрузки весов убеждаются, что не произошло смещение нуля;
-
- проверяют функции весов согласно требованиям, указанным в руководстве по эксплуатации на весы.
Примечание: Допускается совмещение этих операций с другими операциями поверки.
-
4.4. Определение метрологических характеристик.
-
4.4.1 Определение погрешности весов в статическом режиме взвешивания.
Определение метрологических характеристик весов в статическом режиме производится в случаях:
-
- весы используются для статического взвешивания;
-
- весы используются для определения действительного значения массы контрольных вагонов.
Метрологические характеристики могут быть определены одним из следующих способов:
-
- с использованием весоповерочного вагона, в состав которого входят эталонные гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015, весоповерочной тележки массой 2 т с базой 1850 мм из состава весоповерочного вагона и (или) платформы вспомогательной для установки эталонных гирь; (Измененная редакция, Изм. № 1);
-
- с использованием устройства весоповерочного ВПУ-12,5 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015 с пределом допускаемых значений доверительных границ относительной погрешности 0,02 %.
Порядок определения метрологических характеристик для различных модификаций
весов при различных способах приведен в таблице 4. Таблица 4
Модификация весов |
Порядок определения метрологических характеристик | |
с помощью гирь |
с помощью устройства весоповерочного ВПУ-12,5 | |
ВД-30-1-4 |
Для группы из 4-х рельсовых датчиков |
Для всех рельсовых датчиков |
ВД-30-1-6 |
Для любой группы из 4-х рельсовых датчиков |
Для всех рельсовых датчиков |
ВД-30-2-8 |
Для обеих групп из 4-х рельсовых датчика каждая |
Для всех рельсовых датчиков |
ВД-30-2-10 |
Для тех групп из 4-х рельсовых датчиков каждая, на которых будут взвешиваться вагоны в статическом режиме |
Для всех рельсовых датчиков |
ВД-30-2-12 |
Для всех рельсовых датчиков | |
ВД-30-2-16 |
Для всех рельсовых датчиков | |
ВД-30-3-12 |
Для всех рельсовых датчиков | |
ВД-30-3-18 |
Для всех рельсовых датчиков | |
ВД-30-4-16 |
Для всех рельсовых датчиков |
-
4.4.1.1 Определение погрешности весов в статическом режиме взвешивания с использованием весоповерочного вагона, в состав которого входят эталонные гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015, производится либо с применением платформы вспомогательной для установки гирь, либо с применением весоповерочной тележки массой 2 т с базой 1850 мм из состава весоповерочного вагона.
В случае использования платформы вспомогательной на грузоприемном устройстве устанавливают платформу вспомогательную в соответствии с разметкой измерительных рельсов. После установки платформы вспомогательной выполняют обнуление. Гири устанавливаются на платформе центрально-симметрично. Нагружение производят ступенями: 8; 16; 24; 32; 40 т.
В случае использование весоповерочной тележки массой 2 т с базой 1850 мм из состава весоповерочного вагона нагружение производят ступенями 10; 18; 26; 34; 42 т. Выполняют обнуление показаний. Весоповерочную тележку с гирями каждой ступени нагружения последовательно устанавливают на грузоприемные устройства в соответствии с разметкой измерительных рельсов. Гири устанавливают на тележке центрально-симметрично. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Определение погрешности весов в статическом режиме взвешивания описывается методами, приведенными в приложении ДА «Методика поверки весов» ГОСТ OIML R 76-1-2011.
Примечание:
-
1 Из-за конструктивной особенности весов определение погрешности при нецентральном нагружении по п. ДА.6.3.4.3 ГОСТ OIML R 76-1-2011 не проводят.
-
2 Платформа вспомогательная может быть выполнена в виде тележки с базой 1850 мм или любой другой конструкции, обеспечивающей безопасность проведения процедуры поверки. (Измененная редакция, Изм. № 1).
-
4.4.1.2 Определение погрешности весов в статическом режиме взвешивания с использованием устройства весоповерочного ВПУ-12,5 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015 с пределом допускаемых значений доверительных границ относительной погрешности 0,02 %. (Измененная редакция, Изм. № 1).
Устанавливают устройство весоповерочное ВПУ-12,5 на весоизмерительный датчик рельсового типа в соответствии с рисунком (Приложение А). Порядок работы с устройством весоповерочным ВПУ-12,5 приведен в руководстве по эксплуатации АВИТ.404239.001РЭ.
Весоизмерительный датчик рельсового типа нагружают по 5 ступеням, нагрузками близкими к 2,5 т; 5 т; 7,5 т; Ют; 12,5 т. На каждой ступени нагружения производят измерение выходного сигнала эталонного датчика устройства весоповерочного ВПУ-12,5 и датчика рельсового типа. При каждом нагружении выдерживают датчики под нагрузкой около 1,5 минут для установления стабильных показаний. Устройство весоповерочное ВПУ-12,5 устанавливают на следующий датчик рельсового типа и проводят те же измерения, и так далее для всех датчиков рельсового типа (к = 1... .S', где S - число рельсовых датчиков, зависит от модификации весов, см. таблицу 4).
Процедуру нагружения по всем датчикам проводят 3 раза.
В результате образуется два массива значений:
массив Му - показания эталонного датчика;
массив Ху - показания выходных сигналов с весоизмерительного датчика рельсового типа;
где z - номер ступени нагружения (от 1 до 5);
j - номер ряда нагружения (от 1 до 3).
Определение метрологических характеристик выполняют по группам, как показано в таблице 5.
Таблица 5
Модификация весов |
Порядок определения MX |
Число расчетов по формулам (1) - (5) |
Значение S в формуле (2) |
ВД-30-1-4 |
Для 4-х датчиков одновременно |
Один |
4 |
ВД-30-1-6 |
Для двух групп по 4-ре датчика |
Два |
4 |
ВД-30-2-8 |
Для 8-ми датчиков одновременно |
Один |
8 |
ВД-30-2-10 |
Для двух групп по 8 датчиков |
Два |
8 |
ВД-30-2-12 |
Для двух групп по 8 датчиков |
Два |
8 |
ВД-30-2-16 |
Для группы из 16-ти датчиков |
Один |
16 |
ВД-30-3-12 |
Для двух групп по 8 датчиков |
Два |
8 |
ВД-30-3-18 |
Для четырех групп по 8 датчиков |
Четыре |
8 |
ВД-30-4-16 |
Для трех групп по 8 датчиков |
Три |
8 |
Рассчитывают реализацию случайной величины-погрешности в для каждого к-го датчика рельсового типа по формуле:
(1)
Реализация суммарной погрешности датчиков вычисляют по формуле:
где S - число рельсовых датчиков, зависит от модификации весов, см. таблицу 4;
/= 1,2,. ..3s.
Рассчитывают среднее значение реализации суммарной погрешности датчиков по формуле:
(3)
Рассчитывают СКО:
(4)
Границы погрешности весов рассчитывают по формуле
(5)
Погрешность весов не должна превышать установленных пределов в статическом режиме взвешивания.
Пример расчета границ погрешности приведено в приложении Б.
-
4.4.2 Определение действительных значений массы контрольных вагонов.
-
4.4.2.1 Действительное значение массы контрольных вагонов может быть определено на весах для статического взвешивания с погрешностью не более 1/3 значения пределов допускаемых погрешностей поверяемых весов. (Измененная редакция, Изм. № 1).
-
4.4.2.2 Определение действительного значения массы контрольных вагонов на весах для взвешивания вагонов по частям должно проводиться при выполнении следующих условий:
-
- если отсутствуют технические возможности для определения действительной массы контрольных вагонов целиком;
-
- если длина грузоприемного устройства весов позволяет проводить взвешивание вагонов в два приема;
-
- если дискретность отсчетного устройства весов в статическом режиме взвешивания не менее чем в пять раз меньше дискретности весов при взвешивании в движении;
-
- если проведена нивелировка грузоприемного устройства и зоны взвешивания, согласно протоколу которой поверхность головки обоих рельсов по всей длине зоны взвешивания по вертикали не хуже ± 1 мм;
-
- если при любом значении нагрузки наложение на грузоприемное устройство гирь массой, составляющей 1,4 дискретности отсчетного устройства весов для режима статического взвешивания, вызывает изменение показаний на значение, равное дискретности.
-
4.4.2.2.1 Определение поправки к показаниям весов при статическом взвешивании (далее - поправка) проводят с использованием одного порожнего вагона, имеющего расстояние между колесными парами такое же, как у вагонов, применяемых при взвешивании в движении. Найденную поправку прибавляют к каждой суммарной массе вагона для определения действительного значения массы каждого контрольного вагона.
-
4.4.2.2.2 В состоянии уравновешивания каждая ось должна быть взвешена в центре и на каждом краю грузоприемного устройства (для платформенных весов) или три раза для весов рельсового типа.
-
4.4.2.2.3 Полученные показания значений массы суммируют и вычисляют среднее значение массы вагона.
-
4.4.2.2.4 Загружают порожний вагон равномерно эталонными гирями массой не менее разности между Мах и значением, равным массе порожнего вагона, увеличенной в 1,5 раза с округлением до 1 т, а затем повторяют операции по п. п. 4.4.2.2.2 и 4.4.2.2.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
-
4.4.2.2.5 Разность между результатами расчетов по п. п. 4.4.2.2.3 и 4.4.2.2.4 вычитают из суммарного значения эталонных гирь. Полученное значение является значением поправки. (Измененная редакция, Изм. № 1).
-
4.4.2.3. Для поверки весов в движении класса точности 0,5 (1 или 2) действительные значения массы контрольных вагонов определяют на этих же весах сразу после их поверки в статическом режиме по следующей методике:
-
- устанавливают действительную цену деления в статическом режиме, равную 0,1 ds.
-
- проводят трехкратное измерение массы полностью установленного на весы контрольного вагона в статическом режиме с расцепкой с двух сторон, при этом записывают показания весов. Действительное значение массы определяют как среднее арифметическое из трех измерений. Аналогично определяют массу остальных контрольных вагонов в статическом режиме.
-
4.4.2.4. Для поверки весов в движении класса точности 0,2 действительные значения массы контрольных вагонов определяют на этих же весах сразу после их поверки в статическом режиме по методике п. 4.4.2.3 при условии, что:
-
- размах показаний при трехкратном измерении массы контрольных вагонов в
статическом режиме не превышает:_____________________________________________
Для весов с максимальной нагрузкой (Мах) 100 т |
Для весов с максимальной нагрузкой (Мах) 200 т |
|
|
- отклонение показаний всех датчиков рельсового типа и устройства весоповерочного ВПУ-12,5, рассчитанное по формуле (1), не должно превышать ± 4 кг.
В случае превышения указанных значений необходимо внести соответствующие поправки в показания весов и с учетом этих поправок определить действительное значение массы контрольных вагонов.
4.4.3 Определение погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе поезда без расцепки и поезда из вагонов в целом
Весы для взвешивания в движении вагонов в составе поезда без расцепки и поезда в целом поверяются с использованием испытательного поезда, состоящего из порожних, частично и полностью груженных контрольных вагонов. При этом все порожние вагоны должны находиться в конце испытательного состава поезда. Испытательный поезд должен включать в себя не менее 5 и не более 15 контрольных вагонов. Испытательный поезд прокатывают через поверяемые весы с одной стороны или с двух сторон (при тяге локомотива в одну сторону и при толкании в другую, если это предусмотрено в руководстве по эксплуатации) для получения не менее 60 результатов взвешиваний контрольных вагонов. При числе контрольных вагонов меньше, чем общее число вагонов в испытательном составе, контрольные вагоны должны быть распределены по всему составу равномерно.
Скорость прохождения вагонов через весы не должна превышать значения, указанного в руководстве по эксплуатации.
При превышении скорости соответствующие регистрируемые значения массы вагона и поезда в целом должны маркироваться специальным знаком с указанием скорости проезда, и эти значения не должны приниматься для расчета погрешности.
Погрешность весов при каждом взвешивании каждого контрольного вагона в составе поезда без расцепки определяют по формуле (6) или (7).
Приведенную погрешность весов \Xnpi при взвешивании каждого контрольного вагона в диапазоне от Min до 35 % Мах включительно в процентах рассчитывают по формуле:
(6)
где Mi - значение массы контрольного вагона, определенное на поверяемых весах;
Md - действительное значение массы контрольного вагона, определенное на контрольных весах.
Значение относительной погрешности XXо при взвешивании каждого контрольного вагона в диапазоне свыше 35 % Мах в процентах рассчитывают по формуле
(7)
Значения погрешностей, определенные по формулам (6) и (7) для весов при взвешивании в движении вагона в составе поезда без расцепки, не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов.
Примечание
-
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
-
2 Не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Погрешность весов при взвешивании в движении поезда из вагонов в целом рассчитывают:
- приведенную погрешность A Snp весов в диапазоне от Min до 35 % Мах-п включительно в процентах - по формуле
кт т
AS = —------а--100 W р (3,35-Мах -к-тгде к - число проездов поезда через весы до получения не менее 60 результатов взвешивания контрольных вагонов (к-п > 60);
т — число контрольных вагонов массой Л/, (Min < Mi < 0,35 Max);
Mh Md - см. формулу (6).
Примечание - При фактическом числе контрольных вагонов в составе, превышающем 10, значение т в знаменателе формулы (8) принимают равным 10;
- относительную погрешность XS0 весов в диапазоне свыше 0,35 Мах п в процентах - по формуле:
к(п-т) п-т
X м.-к-^м,/=1/=1
•100
(9)
п-т
к-^М*i=\
где (и - т) - число контрольных вагонов массой Mi > 0,35 Мах (где п - число контрольных вагонов в поезде);
к- (и - т) - число полученных результатов взвешивания контрольных вагонов массой Mi >0,35 Мах.
Допускается при проведении испытаний применять два испытательных поезда, первый из которых содержит контрольные вагоны с действительным значением массы от Min до 35 % Мах, а второй - контрольные вагоны с действительным значением массы свыше 35 % Мах.
В первом случае погрешность определяют по формуле (8), во втором случае погрешность весов определяют по формуле:
kl I
—и--юо (ю)1=1
где / - число контрольных вагонов во втором испытательном составе.
Значения погрешности весов, определенные по формулам (8), (9) или (10), не должны превышать пределов допускаемой погрешности весов.
Примечание - Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.
-
5.1 Положительные результаты поверки оформляются в соответствии с действующими правилами по метрологии, с указанием режимов взвешивания, диапазонов и нанесением оттисков клейм в местах, указанных на рисунке 1. (Измененная редакция, Изм. № 1).
-
5.2 При отрицательных результатах поверки поверительные клейма гасят, свидетельства о поверке аннулируют и выдают извещение о непригодности с указанием причин несоответствия.
Приложение А
Устройство весоповерочное ВПУ-12,5
Ось устройства
Приложение Б
Пример расчета границ погрешности при нагрузке 2,5 т (первая ступень нагружения) для весов состоящих из 8 датчиков рельсового типа.
После проведения процедур по п. 4.4.1.2 получаем матрицу, состоящую из 3 строк и 8 столбцов.
'^'^-Л°датчика № ряда ~' ''- ^ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
-1,98 |
-1,37 |
2,13 |
14,08 |
1,54 |
-1,34 |
2,89 |
5,05 |
2 |
-2,11 |
8,28 |
2,45 |
9,52 |
1,58 |
1,13 |
-2,88 |
-1,45 |
3 |
1,25 |
7,35 |
1,15 |
7,52 |
32,44 |
-2,51 |
9,61 |
-1,44 |
Рассчитывают реализацию суммарной погрешности датчиков по формуле (2). Получают 6561 значений суммы всевозможных комбинаций элементов матрицы.
Гистограмма распределения суммарной погрешности датчиков имеет вид:
Рассчитывают среднее значение реализации суммарной погрешности по формуле (3) 0, = 30,96333
Рассчитывают среднее квадратическое отклонение (СКО) по формуле (4) (71 = 16,69804
Рассчитывают границы погрешности весов для нагрузки соответствующей 2,5 т по формуле (5).
J7 = 64,35941; -2,43274
Или с округлением до дискретности весов, равной, например, 10 кг:
0 кг < Л / < 60 кг
12