Методика поверки «Система лазерная координатно-измерительная сканирующая авиационная ALTM Gemini» (ALTM Gemini МП)
УТВЕРЖДАЮ
Гаврилов
20 k/5 г.
МП
Система лазерная координатно-измерительная сканирующая авиационная ALTM Gemini
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
ALTM Gemini МП
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
4 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЯ
-
1.1 Настоящая методика устанавливает методы и средства первичной и периодической поверок СИ «Система лазерная координатно-измерительная сканирующая авиационная ALTM Gemini» (далее - Система), устанавливаемая на борту воздушного судна.
Рекомендуемый интервал между поверками — 1 год.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящей методике использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.3.019-80 ССБТ. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.091-2012 Безопасность электрического оборудования для измерения, управления и лабораторного применения. Часть 1. Общие требования
ПОТ Р М-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок
ГКИНП (ГНТА) -03-010-03 Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов. М., ЦНИИГАиК, 2004 г.
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден Приказом Минпромторга России № 1815 от 02 июля 2015 г.)
3 ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ-
3.1 При проведении первичной и периодической поверки выполняют операции и применяют средства поверки, указанные в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование операции |
Номер пункта методики поверки |
Наименование средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования, метрологические и основные технические характеристики средства поверки |
1 |
Внешний осмотр |
6.1 |
— |
2 |
Опробование и идентификация программного обеспечения (ПО) |
6.2 |
— |
3 |
Определение (контроль) метрологических характеристик |
6.3 | |
3.1 |
Определение погрешности при определениях координат и превышений |
6.3.2 |
|
-
3.2 Допускается применение других средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик с требуемой точностью.
-
3.3 Применяемые средства поверки должны быть поверены и аттестованы в установленном порядке и иметь действующие Свидетельства о поверке.
-
4.1 К проведению поверки допускают лиц, имеющих квалификацию инженера, опыт работы с электронными и геодезическими приборами не менее трех лет, аттестованных в качестве поверителей в установленном порядке и аттестованных не ниже III группы по технике безопасности на право проведения работ с электрооборудованием до 1000 В (ПОТ Р М-016).
-
4.2 Лица, допущенные к проведению поверки, должны изучить весь комплект ЭД на поверяемые средства измерений, ЭД на средства поверки и настоящую Методику поверки.
-
4.3 При подготовке и проведении поверки должно быть обеспечено соблюдение правил техники безопасности в соответствии с ЭД на поверяемые средства измерений и ЭД на средства поверки, а также требования ГОСТ 12.2.091 и ГОСТ 12.3.019.
-
5.1 Поверку проводят при следующих значениях основных влияющих факторов:
-
- температура окружающего воздуха, °C.......................................................................201зо
-
- верхнее значение относительной влажности воздуха при 30° С, %,..........................98
-
5.2 Перед проведением поверки проверяют наличие и состояние средств поверки согласно их ЭД, наличие свидетельств о поверке и клейм на средства поверки и срок очередной поверки средств измерений.
-
5.3 Подготовку к работе и управление работой Системы выполняют в соответствии с ЭД.
-
5.4 Электропитание Системы осуществляется от аккумуляторных батарей воздушного судна или иным способом, предусмотренным в ЭД.
-
5.5 Перед проведением поверки проверяют наличие и согласование маршрутов полета, и время их выполнения.
-
6 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
-
6.1.1 Проверяют комплектность и маркировку Системы на соответствие ЭД.
-
6.1.2 Проверяют поверхности деталей и узлов оборудования на отсутствие коррозии, вмятин, загрязнений и царапин оптических поверхностей и других дефектов, влияющих на функционирование Системы и её метрологических характеристик.
-
6.1.3 Проверяют правильность подключения и надежность межблочных кабельных соединений оборудования Системы.
-
6.2.1 Опробование проводят на подготовленной к работе Системе.
-
6.2.2 Подготовку к работе, включение, управление работой и выключение Системы выполняют в соответствии с документом ALTM Gemini РЭ «Система лазерная координатноизмерительная сканирующая авиационная ALTM Gemini. Руководство по эксплуатации».
-
6.2.3 Опробование выполняют в наземных условиях проверкой готовности и работоспособности компонент Системы.
-
6.2.4 Включают электропитание оборудования Системы — стойки управления (блок управления аэрофотокамерой, блок управления ALTM, блок питания лазера), портативной ПЭВМ и сенсорного блока. На портативной ПЭВМ запускают интерфейс оператора OptechNav и выполняют мониторинг основных компонент Системы (POS, GPS, сканера, лидара, аэрофотокамеры, сменных жестких дисков и т. д.) в соответствии с ЭД.
-
6.2.5 На портативной ПЭВМ проводят идентификацию ПО Системы. Идентификационные данные ПО Системы должны соответствовать данным, приведенным в таблице 3.
Табл и ц а 3
Идентификационное наименование ПО |
Номер версии (идентификационный номер ПО) |
Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма исполняемого кода) |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора |
ALTM-NAV |
4.0.1.210 |
E802B88D7F03CE1663AB541BC6A563D7 |
MD5 |
POS/AV Controller |
2.2.0 |
8B99C6237D2F97278ACE54698389F295 |
MD5 |
Control 6008 |
1.2.0.8 |
30CAD8A2DB0D36F44F86E39CA1ED663А |
MD5 |
Capture One Pro |
3.7.8 |
8В АЗ 2В0659736АЗ 68СЕВ7С71В9С5В616 |
MD5 |
POSPac |
6.0 |
447F8EC8CB759B083F10AE3544A1E753 |
MD5 |
DASHMap |
5.2000 |
CDA464F0D3 8D137B5C683D31315932СА |
MD5 |
Capture One |
6.0.1 |
0EC8A0FD47C93867993DE6F568C06D35 |
MD5 |
MicroStation |
08.05.06.64 |
FE43B95E639E5D05 АВВ561СВ6473 86С2 |
MD5 |
-
6.2.6 Результаты опробования считают положительными, если проверка готовности и работоспособности основных компонент Системы (POS, GPS, сканера, лидара, аэрофотокамеры, сменных жестких дисков и т. д.) выполнена успешно и идентификационные данные ПО соответствуют требованиям ЭД.
-
6.3.1 Определение погрешности при определениях координат и превышений на всех диапазонах и режимах измерений.
-
6.3.2 Выполняют подготовку тестового полигона — определяют координаты контрольных точек с использованием эталонных комплектов средств измерений приращений координат (GNSS-приемников) из состава Государственного вторичного эталона единиц времени и частоты (ВЭТ 1-19). Схема тестового полигона и элементов приведена на рисунке 1.
Обозначение
Рисунок 1 - Схема тестового полигона
- Линия маршрута
Покрытие маршрутом
,4ч
- GNSS приемник
- Контрольная точка
-
6.3.2.1 Для определения координат контрольных точек устанавливают четыре GNSS-приемника: два — на курсовой линии 0°—180° (контрольные точки 1 и 2 — рисунок 1) и два других — на курсовой линии 90°—270° (контрольные точки 3 и 4 — рисунок 1), таким образом, чтобы приемники находились в 10...200 м от концов курсовой линии. Длина курсовая линия должна быть 5.. .7 км.
-
6.3.2.2 Проводят 12-часовые спутниковые измерения. Проводят совместную обработку измерений.
-
6.3.2.3 С помощью тахеометра электронного Leica ТМЗО прокладывают два хода полигонометрии от точки 1 к точке 2 и от точки 3 к точке 4 таким образом, чтобы вдоль курсовых линий 0°—180° и 90°—270° были получены координаты 20...30 дополнительных контрольных точек. Все точки должны быть закреплены и замаркированы на местности.
-
6.3.2.4 Определение превышений между контрольными точками выполняют с помощью нивелира цифрового Trimble DiNi 0.3. Прокладывают замкнутый нивелирный ход (полигон) через точки 1, 3, 2, 4 по программе нивелирования III класса (ГКИНП(ГНТА) -03-010-03). Проводят нивелирование по программе IV класса (ГКИНП (ГНТА) -03-010-03) от точки 1 к точке 2 и от точки 3 к точке 4 по контрольным точкам из ходов полигонометрии.
-
6.3.3 Выполняют определения координат и превышений средствами Системы установленной на воздушном борту в ходе выполнения полетов над тестовым полигоном на скоростях 60, 100 и 250 км/ч. по следующей схеме:
-
- в направлении курсовой линии 0° на высоте 150 м (одноимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 180° на высоте 1500 м (одноимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 90° на высоте 150 м (одноимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 270° на высоте 1500 м (одноимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 0° на высоте 1600 м (многоимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 180° на высоте 4000 м (многоимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 90° на высоте 1600 м (многоимпульсный режим);
-
- в направлении курсовой линии 270° на высоте 4000 м (многоимпульсный режим).
-
6.3.4 С помощью ПО Системы выполняют обработку полученных данных (измерений).
Значения абсолютных погрешностей определения координат вычисляют по формуле:
max
(1)
Где:
max[AXi, AYt,XZJ — значение абсолютной погрешности координат и-ой контрольной точки;
Xi, X, Zi — значения координат w-ой контрольной точки по осям X, Y, Z, определен
ные средствами Системы;
Хп, Yn, Zn — значениякоординат и-ой контрольной точки по осям X, Y, Z, определен
ные наземными средствами в процессе подготовки тестового полигона;
Фактическая максимальная абсолютная погрешность определения координат контрольных точек, полученных средствами Системы, от координат контрольных точек, определенных в процессе подготовки тестового полигона, не должны превышать:
-для высот полета 150 м и 1500 м и одноимпульсный режиме работы сканера — 0,5 м;
- для высот полета 1600 м и 4000 м и многоимпульсный режиме работы сканера — 1,0 м.
-
6.3.5 С помощью ПО Системы составляется ортофотоплан тестового полигона.
Значения абсолютных погрешностей измерений превышений вычисляют по формуле:
AHy = Hy-hy, (2)
Где:
Ну — значение превышения j-ой контрольной точки относительно i-ой контрольной точки, определенное ортофотопланом сформированным ПО Системы;
hy — значение превышения j-ой контрольной точки относительно i-ой контрольной точки, определенное наземными средствами при нивелировании в процессе подготовки тестового полигона.
Фактическая максимальная абсолютная погрешность превышений контрольных точек тестового полигона ортофотоплана ПО Системы не должно превышать:
-
- для высот полета 150ми1500ми одноимпульсный режиме работы сканера — 250 мм;
-
- для высот полета 1600 м и 4000 м и многоимпульсный режиме работы сканера—500 мм.
-
7.1 Результаты поверки оформляют в соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Минпромторга России № 1815 от 02 июля 2015 г.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Отрицательные результаты оформляются в соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, при этом СИ к дальнейшей эксплуатации в сфере государственного регулирования не допускают.
Руководитель отдела ФГУП «СНИИМ»
, / М. Д. Безбородов