Инструкция «Системы мобильного сканирования АГМ-МС3.100, АГМ-МС3.101, АГМ-МС3.200, АГМ-МС3.201» (651-18-051 МП)
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель генерального
ИнструкцияСистемы мобильного сканирования АГМ-МС3.100, АГМ-МС3.101, АГМ-МС3.200, АГМ-МС3.201
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
651-18-051 МП р. п. Менделеево
2018 г.
1 ВВЕДЕНИЕНастоящая методика распространяется на системы мобильного сканирования АГМ-МС3.100, АГМ-МС3.101, АГМ-МС3.200, АГМ-МС3.201 (далее - сканеры), изготавливаемые ООО «АГМ Системы», Краснодар, и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.
Не допускается проведение поверки меньшего числа измеряемых величин.
Интервал между поверками - один год.
Сканеры предназначены для измерения приращения координат, а также для определения трехмерных координат точек земной поверхности, инженерных объектов и сооружений с борта фане портного средства (автомобильного, пешего, воздушного, в том числе беспилотного).
2 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ2.1 При проведении поверки выполнить операции, указанные в таблице 1. Таблица 1
Наименование операции поверки |
Номер пункта методики поверки |
Проведение операций при: | |
первичной поверке |
периодической поверке | ||
1 Внешний осмотр и опробование |
7.1 |
да |
да |
2 Определение абсолют ной погрешности измерений координат точек |
7.2 |
да |
да |
4 Идентификация программного обеспечения (ПО) |
7.3 |
да |
да |
2.2 11ри получении отрицательных результатов по любому пункту таблицы 1 сканер бракуется и направляется в ремонт.
3 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ-
3.1 Для поверки применять рабочие эталоны, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Номер пункта методики поверки |
Наименование и тип (условное обозначение) основного или вспомогательного средства поверки; обозначение нормативного документа, регламентирующего технические требования, и (или) метрологические и основные характеристики средства поверки |
7.2 |
Рабочий эталон 2-го разряда по ГОСТ Р 8.750-2011 - совокупность опорных пунктов в диапазоне от 1 до 30 км с известными значениями координат в системах координат 113-90.11, ГСК-2011, WGS-84: предел допускаемой абсолютной погрешности измерений взаимного положения смежных пунктов в диапазоне длин от 1 до 30 км (1+1-10 ' L) мм. где L - расстояние между пунктами в мм; абсолютная погрешность определения координат геодезических пунктов не более 10 мм |
7.2 |
Эталон длины 1-го разряда по ГОСТ Р 8.750-2011 - тахеометр электронный -С КП измерений расстояний нс более (1+1 • 10'6D) мм. где D - измеряемое расстояние; Рабочий эталон 2-го разряда в соответствии с Государственной поверочной схемой для средств измерений плоского угла, утвержденной приказом Госстандарта № 22 от 19.01.2016 г. - тахеометр электронный, доверительная погрешность (при доверительной вероятности 0.99) составляет от 0.4 до 2,0", СКП измерений расстояний не более (1+1 10'6 О) мм, где D - измеряемое расстояние |
П]
таблицы 2
7.2 |
GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный SIGMA: доверительные границы абсолютной погрешности определения длины базиса (при доверительной вероятности 0,997) ±3 (2,5 + 0,5-10'6 D) мм в плане, ±3 (5 + 0,5 Ю' 6 D) мм по высоте; доверительные границы абсолютной погрешности определения координат (при доверительной вероятности 0,997) ±750 мм в плане, ±1500 мм по высоте |
Вспомогательные средства поверки | |
7.2 |
Геодезические рефлекторные марки DG 3970 weiss фирмы Leica Geosystems или аналогичные им |
-
3.2 Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик сканера с требуемой точностью.
-
3.3 Применяемые средства поверки должны быть поверены и иметь действующие свидетельства о поверке (знаки поверки).
-
4.1 К проведению поверки допускаются лица, аттестованные в качестве поверителей в области пространственных и координатных измерений и изучившие настоящую методику, документацию на сканер и эксплуатационную документацию на используемые средства поверки.
-
5.1 При проведении поверки необходимо соблюдать:
-
- требования по технике безопасности, указанные в эксплуатационной документации (ЭД) на используемые средства поверки;
-
- правила по технике безопасности, действующие на месте поверки;
-
- правила по технике безопасности при производстве топографо-геодезических работ ПТБ-73 (Изд. «Недра», М.,1973 г.);
-ГОСТ 12.2.007.0-75;
-
- ГОСТ Р 50377-92.
-
6.1 Поверка должна проводиться в климатических условиях, соответствующих рабочим условиям применения эталонов и испытываемых сканеров:
-
- температура окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °C;
-
- атмосферное давление от 90 до 100 кПа;
-
- относительная влажность воздуха до 80 %.
-
6.2 Перед проведением поверки выполнить следующие подготовительные работы:
-
- проверить комплектность сканеров, эталонов и вспомогательных средств, достаточных для проведения поверки;
-
- проверить наличие действующих свидетельств о поверке СИ.
-
7.1 Внешний осмотр и опробование
7.1.1. При внешнем осмотре сканера установить:
-
- исправность переключателей, работу подсветок, исправность разъемов и внешних соединительных кабелей;
-
- качество гальванических и лакокрасочных покрытий;
-
- отсутствие коррозии, механических повреждений и других дефектов, влияющих на эксплуатационные и метрологические характеристики;
-
- наличие маркировки согласно требованиям ЭД;
-
7.1.2 Проверить работоспособность сканера при пробном включении тестированием по встроенным программам, установленных в ЭД.
-
7.1.3 Результаты поверки считать положительными, если тестирование по встроенным программам прошло успешно, результаты внешнего осмотра удовлетворяют п. 7.1.1.
При поверке определяют метрологические характеристики сканера с вычислением координат наземных контрольных точек, ранее определённых от опорных базисных пунктов пространственного эталонного полигона эталоном длины 1-го разряда по ГОСТ Р 8.750-2011 - высокоточным тахеометром электронным (далее - эталонный тахеометр).
-
7.2.1 Поверка сканером, установленного на автомобиле, в процессе проезда по специальным маршрутам
-
7.2.1.1 Составить план проезда с указанием маршрута и направления движения, а также указанием расположения контрольных меток.
-
7.2.1.2 Определить координаты контрольных точек от опорных базисных пунктов пространственного эталонного полигона при помощи эталонного тахеометра, установленного на опорный базовый пункт с известными координатами.
-
7.2.1.3 Установить антенну опорной GNSS-станции над геодезическим пунктом из состава пространственного эталонного полигона с известными координатами, включить станцию в режиме сбора данных на время выполнения проверочного проезда.
-
7.2.1.4 Привести испытываемый сканер в рабочее состояние и выполнить тестирование готовности по встроенным программам.
-
7.2.1.5 Выполнить проверочный проезд по специальной схеме движения автомобиля.
-
7.2.1.6 После завершения проезда перенести на стационарный компьютер необработанные данные, полученные сканером, и данные с опорной GNSS-станции.
-
7.2.1.7 Выполнить обработку полученных данных с использованием программ изготовителя и получить координаты контрольных точек.
-
7.2.1.8 По результатам обработки вычислить абсолютную погрешность определения координат контрольных точек полигона по широте, долготе и высоте. Погрешность определить как разность между координатами контрольных точек, определенных с помощью эталонного тахеометра, и координатами этих же точек, полученными из результатов обработки по формулам (1):
-
АВ = ВОб - Вэт ,
AL - Log -Ьэт , (1)
дн = ноб-нэт ,где Вг, Lt, Нт - координаты, полученные с помощью эталонного тахеометра;
Воб, Ьоб, НОб, - координаты, полученные сканером;
ДН - абсолютная погрешность определения координат точек по высоте.
Абсолютную погрешность определения координат точек в плане определить по формуле (2):
Дпл = 7(ДВ)2 + (ДЬ)2 (2)
-
7.2.1.9 Повторить операции п.п. 7.2.6 - 7.2.9 при скоростях движения транспортного средства 20, 50, 80 км/ч.
-
7.2.1.10 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности определения координат точек находятся в границах ±(15+1,0-10’3-D) мм в плане и ±(15+1,0-10‘3-D) мм по высоте для модификаций сканеров АГМ-МС3.100 и АГМ-МС3.2ОО, и ±(15+0,5- 10‘3-D) мм в плане и ±(15+0,5- 10'3D) мм по высоте для модификаций сканеров АГМ-МС3.101 и АГМ-МС3.201.
-
7.2.2 Поверка сканером, закрепленного на квадрокоптере, в процессе пролета по специальным маршрутам
-
7.2.2.1 Выбрать 4 опорных пункта (контрольных точки) из состава эталона, которые условно находятся на разных концах 2-х линий, размещённых относительно друг друга под прямым углом. В результате будут получены курсовые линии 0° - 180° (контрольные точки 1, 2) и 90° - 270° (контрольные точки 3,4). Между контрольными точками 1,2 и 3, 4 вдоль линий 0° - 180° и 90° - 270° должно находиться ещё от 16 до 30 дополнительных контрольных точек. Длина каждой линии должна быть от 5 до 7 км.
-
7.2.2.2 При несоблюдении данных требований выполнить создание тестового полигона с помощью эталонного тахеометра и GNSS-приемника спутникового геодезического многочастотного SIGMA (далее - GNSS-приемник SIGMA) и определить координаты дополнительных контрольных точек в системах координат ПЗ-90.11, ГСК-2011, WGS-84.
-
7.2.2.3 Для определения координат дополнительных контрольных точек тестового полигона относительно контрольных точек эталона установить два GNSS-лриемника SIGMA на курсовой линии 0° - 180° (контрольные точки 1, 2), а два других приемника на курсовой линии 90° - 270° (контрольные точки 3, 4) таким образом, чтобы приемники находились в 10 - 200 м от концов курсовой линии. Длина курсовой линии должна быть от 5 до 7 км.
-
7.2.2.4 Дтя точной разбивки, начального ориентирования и определения взаимного положения контрольных точек используется эталонный тахеометр, который устанавливается на пересечении условных линий, проведённых через точки 1, 2 и 3,4.
-
7.2.2.5 Далее, в соответствии с ЭД, а также исходя из условий наблюдений, выполнить спутниковые измерения с помощью используемых GNSS-приемников SIGMA. Затем провести совместную обработку полученной измерительной информации с использованием точных эфемерид и данных с исходных (базовых) пунктов из пространственного эталонного полигона с помощью специального ПО.
-
Абсолютная погрешность определения координат дополнительных контрольных точек относительно опорных базовых пунктов не должна превышать 5 мм.
-
7.2.2.6 С помощью эталонного тахеометра проложить два хода полигонометрии от точки 1 к точке 2 и от точки 3 к точке 4 таким образом, чтобы вдоль курсовых линий 0° -180° и 90° -270° были получены координаты дополнительных 16-30 контрольных точек с погрешностью относительно точек 1, 2, 3, 4 не более 5 мм.
-
7.2.2.7 Замаркировать контрольные точки с известными значениями координат рефлекторными марками (не менее 20 точек).
-
7.2.2.8 Составить план пролёта с указанием маршрута и направления движения, а также указанием расположения контрольных точек. Маршрут полёта должен выглядеть следующим образом:
-
- в направлении курсовой линии 0° на минимальной рабочей высоте;
-
- в направлении курсовой линии 180° на средних рабочих высотах;
-
- в направлении курсовой линии 90° на средних рабочих высотах;
-
- в направлении курсовой линии 270° на максимальной рабочей высоте.
-
7.2.2.9 Установить сканер на воздушное судно, подключить его к бортовой сети согласно руководству по эксплуатации.
-
7.2.2.10 Привести сканер в рабочее состояние и выполнить тестирование его готовности по встроенным программам.
-
7.2.2.11 Произвести полёты по ранее выбранным маршрутам со сканированием контрольных точек земной поверхности в диапазоне заявленных высот. Произвести не менее 10 полётов.
-
7.2.2.12 После завершения полётов перенести в базовый компьютер необработанные данные, полученные сканером.
7.2.3 Выполнить обработку полученных данных с использованием программ изготовителя и получить набор измеренных данных по каждой координате.
-
7.2.3.1 Абсолютную погрешность определения координат точек земной поверхности поверяемого сканера вычислить как разность между координатами контрольных точек, полученных из результатов обработки сканирования, и эталонными координатами этих же контрольных точек по формулам (3):
,15/ 5/об 5/эш ,
Л1Л = [Лоб ~~ 1Лэт , (3)
Л ВИ Hl об — Hl эт !
где Bi об- Li06, Hio6 - координаты точек, полученные из обработки сканирования на i - ой контрольной точке с помощью испытуемого сканера;
Biom, Li3m, Hi3m - эталонные координаты точек.
-
7.2.3.2 Перевести значения абсолютной погрешности определения координат точек земной поверхности в плане (широты и долготы) из угловых секунд в метры по формулам (4):
-
- для широты:
ДЯ,(м) = агС;"^^;;п7в)>-ДВ,(угл.с.) ,
где а - большая полуось эллипсоида, м;
е - первый эксцентриситет эллипсоида;
I " = 0,000004848136811095359933 радиан (arc I
-
7.2.3.3 Определить по полученным данным относительное положение пунктов в плане по формуле (6);
Ипл. i = y/(4Bi)2 + (JLi)2. (6)
-
7.2.3.4 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности определения координат точек находятся в границах ±(15+1,0-10'3-D) мм в плане и ±(15+1,0-10'3 D) мм по высоте для модификаций сканеров АГМ-МС3.100 и АГМ-МС3.200, и ±( 15+0.5 • 10’3 • D) мм в плане и ±( 15+0,5 • 10'3 • D) мм по высоте для модификаций сканеров АГМ-МС3.101 и АГМ-МС3.201.
-
7.4.1 Идентификационное наименование и идентификационный номер ПО получить при подключении сканера к персональному компьютеру средствами ОС «Windows», основное меню/свойства файла.
Результаты поверки считать положительными, если идентификационные данные (признаки) метрологически значимой части ПО соответствуют приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Идентификационное данные (признаки) |
Значение | ||
Идентификационное наименование ПО |
ms7 fw |
AGM ScanWorks |
Novatel Inertial Explorer |
Номер версии (идентифи кационный номер ПО) |
2.0 и выше |
4.0 и выше |
8.5 и выше |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
- |
- |
8 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
-
8.1 При положительных результатах поверки сканеров выдается свидетельство установленной формы.
-
8.2 На оборотной стороне свидетельства о поверке записываются результаты поверки.
-
8.3 В случае отрицательных результатов поверки сканер к дальнейшему применению не допускается. На него выдается извещение о его непригодности к дальнейшей эксплуатации с указанием причин забракования.
А. В. Мазуркевич
Заместитель начальника НИО-8 ФГУП «ВНИИФТРИ»
Начальник отдела № 83 ФГУП «ВНИИФТРИ»