Методика поверки «КОМПЛЕКС ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ «АЗИМУТ ДС»» (МП ТБДД.466534.011)

Методика поверки

Тип документа

КОМПЛЕКС ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ «АЗИМУТ ДС»

Наименование

МП ТБДД.466534.011

Обозначение документа

ВНИИФТРИ

Разработчик

916 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель

генерального директора - заместитель по научной боте ФГУП ФТРИ»

А.Н. Щи пупов

0

2016 г.

КОМПЛЕКС ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ «АЗИМУТ ДС»

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ

ТБДД.466534.011.МП г.п. Менделеево 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий документ распространяется на комплекс измерительный программнотехнический (КИПТ) «Азимут ДС» (далее Комплекс) всех вариантов исполнения и устанавливает методику, порядок и содержание их первичной и периодической поверок.

Первичную поверку комплекса проводят по настоящей методике на предприятии изготовителе в объеме согласно Таблице 1.

Интервал между поверками 2 года.

2 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ

При проведении поверки комплекса проводят операции, указанные в таблице 1:

Таблица 1

Наименование операции

№ пункта методики

Первичная поверка

Периодическая поверка

1

Внешний осмотр

7.1

Да

Да

2

Опробование

7.2

Да

Да

3

Идентификация ПО Комплекса

7.3

Да

Да

4

Проверка метрологических характеристик

Да

Да

4.1

Определение погрешности измерения скорости по измерительному участку дороги

7.4

Да

Да

3 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

3.1 При проведении поверки применяют средства измерений и приспособления указанные в таблице 2:

Таблица 2.

Наименование

Краткие характеристики

1. Рулетка измерительная металлическая Р30Н2Г

2-ой класс точности

2. Лазерный дальномер Leica DISTO D8

Пределы допускаемой погрешности измерений расстояний ±1,0 мм

3. Курвиметр полевой КП-230С

Пределы допускаемой абсолютной погрешности длины пути ± (0,005 L + 0,01) м, где L - действительное значение измеряемой величины, м

4. Переносной компьютер типа "Ноутбук"

Удовлетворяющий требованиям к аппаратному обеспечению АРМ согласно ТБДД.466534.011 РЭ

  • 3.2 Вместо указанных в таблице 2 средств поверки допускается применять другие аналогичные средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с требуемой точностью.

  • 3.3 Все средства поверки должны быть исправны, поверены и иметь свидетельства о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в технической документации.

4 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЯ
  • 4.1 К проведению поверки допускаются лица, аттестованные в качестве поверителей.

  • 4.2 Персонал, проводящий поверку, должен знать и основные принципы работы комплекса, быть компетентным в вопросах эксплуатации комплекса и его поверки в соответствии с настоящей методикой.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  • 5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, установленные ГОСТ 27472 (СТ СЭВ 5725). Средства автотранспортные специализированные. «Охрана труда. Эргономика», и «Правила безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

6 УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ

6.1 Условия поверки приведены в таблице 3. Таблица 3.

Температура окружающего воздуха, °C:

- в помещении, где установлены вычислительный модули «Азимут -ДС -XX.»

от +5 до +40

Относительная влажность воздуха при 25 °C, %

- в помещении, где установлены вычислительный модули «Азимут -ДС -XX.»

до 80

7 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

7.1 Внешний осмотр

При проведении внешнего осмотра установить соответствие поверяемого комплекса следующим требованиям:

  • - комплектность комплекса и его компонентов соответствует указанной в паспорте на данный комплекс;

  • - соответствие монтажа комплекса его технической документации (для установленных комплексов);

  • - наличие действующих клейм, пломб, электронных ключей, заводских номеров на шильдах компонентов комплекса;

7.2 Опробование

Проверку проводить на смонтированном оборудовании в месте установки Комплекса. Опробование проводить на комплекте оборудования комплекса в полном составе, согласно комплектации указанной в паспорте Комплекса, при этом:

  • - подключить ноутбук к Комплексу согласно «Руководства по эксплуатации»;

  • - запустить и подключить к Комплексу АРМ «Азимут ДС»;

  • - в АРМ «Азимут ДС» перейти к страницу «Мониторинг». В окнах страницы «Мониторинг» должны отображаться транспортные средства, номера которых были распознаны Комплексом;

  • - убедиться на примере проходящего транспорта, что распознавание комплексом Государственного регистрационного знака (ГРЗ) проходящих транспортных средств производится и ведется измерение скорости транспортных средств.

Согласно указаниям «Руководства по эксплуатации» и АРМ «Азимут ДС», на экран монитора комплекса вывести информационные окна по соответствующим каналам визуального контроля и измерений скорости со всей необходимой информацией:

  • - изображение распознанного транспортного средства;

  • - значение его скорости:

  • - распознанный государственный регистрационный знак.

Результаты опробования считать положительными, если наблюдается совпадение номеров в контрольной строке и на изображении транспортного средства на экране монитора.

Вид информационного окна приведен на рисунке 1.

-т б. Гагарина - Средняя полоса

I 6. Гагарина - Левая полоса

Старцева 2

•т б. Гагарина - Правая полоса

0 000

53 662

•К 005 У Р?*

Средняя Изобр. скорость

Средняя Изобр. скорость

Скорость

время

время

е289а©159

в776«159

х005ур59

в968ма159

с003сс59

а832.хк159

в268оо159

59.405

е387ст159 53.118

к105нн159

17 082016

09 18 17

17.08 2016

09:1821

Средняя Изобр скорость

V .08.2016

09:17:56

17 082016

09 18:20

17.08.2016

09 18:18

Рисунок 1 - «Рабочее окно»

Примечание:

Опробование проводить для всех контролируемых полос и направлений движения поверяемого

Скорость

Скорость

53 066

77 639

73 671

комплекса.

При первичной поверке канала, значение измеренной скорости равно нулю.

7.3 Идентификация ПО комплекса
  • 7.3.1 Используя АРМ «Азимут ДС», перейти на страницу «Система» вычислительного модуля ДС (далее ВМДС)

  • 7.3.2 На странице система в подразделе «Идентификационные данные метрологически значимой части НО» считать версию файла.

Идентификационные данные метрологически значимой части ПО

Наименование

Азимут ДС

1.0.13

Версия

  • 7.3.3 Результаты считать положительными, если идентификационные данные соответствуют указанным в таблице 4.

Таблица 4

Параметр

Значение

Версия

Не менее 1.0.0

7.4 Определение погрешности измерения скорости

7- 1 - Расстояние от точки фиксации ГРЗ во «входной» зоне контроля до опоры.

7- 2 - Расстояние от точки фиксации ГРЗ в «выходной» зоне контроля до опоры.

о измеряется при помощи курвиметра (таблица 2); L i,  ^2 рассчитываются

Комплексом исходя из калибровочных параметров каждого измерительного канала, входящего в рубежи контроля.

Рисунок 2 - Измерение скорости по измерительному участку.

При измерении Комплексом средней скорости на участке дороги, относительную погрешность измерения скорости рассчитать по формуле (7.4.1):

3 = y]3T2+3L2,

(7-4.1)

где

$ l - относительная погрешность измерения расстояния;

1 - относительная погрешность измерения времени.

Относительную погрешность измерения времени рассчитать по формуле:

(7.4.2)

где А Г - максимальная погрешность измерения времени (1 мс);

Т ^0

1 min _ у - минимальное время, за которое ТС пройдет расстояние V max

между рубежами

где L о - расстояние между рубежами контроля;

Г max - верхний предел измерения скорости (255 км/ч).

Относительную погрешность измерения расстояния рассчитать по формуле (7.4.3):

sl               100%

До +Д ~ д

(7.4.3)

где д L о рассчитать из точностных характеристик применяемого курвиметра (для курвиметра КП-230-01 (д^о = 0,005Zo +10 мм

AZ, , AZ2 определить следующим образом:

  • 7.4.1 Определить точку Ad, как начало отсчета дД (для «въезда» на участок) или AZ2 (для «выезда» с участка)        _____

Li, L2 -расстояние от опоры с ТВ датчиками до начала зоны контроля рисунок 8 Рисунок 3 - Определение базовой точки Ad при установке модуля ТВ датчика над полосой движения.

В случае если модуль ТВ датчика установлен над измеряемой полосой движения, точку Ad определить как проекцию модуля ТВ датчика на полотно дороги (рисунок 4).

Рисунок 4 - Определение базовой точки Ad при установке модуля ТВ датчика под углом к полосе движения

В случае если модуль ТВ датчика установлен под углом к измеряемой полосе движения, точку Ad найти на перпендикуляре (OdEd), построенном от опоры, на которой установлены модули ТВ датчиков (точка Od) к направлению движения ТС (Рис. 4).

Для этого:

• Выбрать точки Cd и Dd лежащие на линии направления движения ТС. В качестве такой линии может быть выбрана линия разметки, бордюр, на стороне дороги, противоположной от опоры. Расстояние CdDd выбрать в пределах 10-20 метров, при этом точки Cd и Dd должны лежать по разные стороны от линии OdEd. С помощью рулетки или лазерного дальномера измерить расстояния OdCd, OdDd и CdDd, рассчитать расстояние DdEd по формулам:

°dEd=      -JР(Р ~ СdDd)(p - OdC- OdDj),               (7.4.4),

_ Od^d + Od^d + Cd^d где P -         2

DdEd=4°dDd2-OdEd2 (7.4.5)

По линии CdDd отмерить отрезок DdEd- Отметить на проезжей части точку Ed.

От точки Ed до опоры построить линию OdEd. Точку Ad выбрать как пересечение середины полосы движения и линии OdEd.

В случае если на рубеже контроля измерение производится по нескольким полосам, допускается определять точку Ed один раз для всех контролируемых полос движения.

  • 7.4.2. Определить погрешность (&L2)

  • •  в «зоне контроля», в направлении движения автомобилей, установить автомобиль, передний ГРЗ которого должен быть полностью виден на изображении с соответствующего ТВ датчика.

  • •  определить среднюю точку используемого ГРЗ и спроектировать ее на поверхность зоны контроля, отметив на ней точку «Ва»

  • •  с помощью рулетки (таблица 2) измерить расстояние АаВа, которое и будет являться расстоянием L i (L i)

  • • Подключить АРМ «Наладчик» к соответствующему КИПТ

  • •  В диалоге «Живое видео» раздела «Метрология» АРМ «Наладчик» нажать кнопку «Измерить Li», убедиться что ГРЗ распознан верно, считать измеренное значение, записать его в таблицу 6.

Таблица 6.

Длина отрезка АаВа

№ Изм.

Длина, измеренная рулеткой [Lip], мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ/J, мм

Относительная ошибка измерения,

1, %

1

2

3

Провести измерение Li для каждого из «входных» каналов, и L2 для каждого из «выходных» каналов. После этого выбрать значения Li ,ALi такие, чтоб $ и была максимальной и L2.AL2 такие, чтоб $ L2 была максимальной. Согласно формулам (7.4.1) - (7.4.3) рассчитать относительную погрешность измерения скорости на участке.

Результаты считать положительными, если значения относительной погрешности измерений скорости на участке находится в пределах ± 1,5 %.

8.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
  • 8.1. Результаты поверки оформить протоколом, по форме, изложенной в приложении 1.

  • 8.2. При положительных результатах поверки комплекса оформить «Свидетельстве о поверке», в соответствии с приложением 1 к «Порядку проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденному приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815». Раздел «Метрологические характеристики» заполнить следующим образом:

Комплекс измерительный программно-технический «Азимут ДС - XX» в составе: ВМДС-ХХ серийный номер____________ установлен________________________(адрес);

КИПТ «Азимут-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер _____ свидетельство о поверке________

Поверка действительно до____________

КИПТ «Азимут 2-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер_____свидетельство о поверке________

Поверка действительно до____________

Фиксирует нарушения ПДД

Превышение транспортным средством (ТС) установленной скорости движения на измерительном участке.

Поверен в направлении

Полоса 1 к ул. Кирова

Полоса 2 от ул. Кирова

Измерительный участок

(описание)

Погрешность измерения скорости транспортных средств на измерительном участке не превышает:

в диапазоне свыше 5до 100 км/ч

± 1,5 км/ч

± 1,5%

в диапазоне свыше 100 до 255 км/ч

  • 8.3. При отрицательных результатах поверки комплекса, выдается «Извещение о непригодности» па Комплекс в целом, согласно приложению 2 к «Порядку проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденному приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815», с указанием причин.

Начальник Центра испытаний и поверки

А.В. Апрелев

ФГУП «ВНИИФТРИ»

Приложение 1

ПРОТОКОЛ Метрологической поверки КИПТ "Азимут ДС"

установленного___________________________________________________

от_____________________

  • 1. Общие данные.

    • 1.1. Наименование вида изделия: Комплекс измерительный программно-технический

«Азимут ДС -___» в составе:

ВМДС-ХХ серийный номер____________ установлен________________________(адрес);

КИПТ «Азимут-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер_____свидетельство о поверке________

Поверка действительно до_____________установлен__________________________(адрес);

КИПТ «Азимут 2-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер____свидетельство о поверке_______

поверка действительно до_____________установлен__________________________(адрес);

  • 1.2. Изготовитель: ООО «Технологии безопасности дорожного движения»

  • 2. Поверка погрешности измерения скорости по измерительному участку дороги

2.1. Определение относительной погрешности измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ в зоне контроля до опоры модуля ТВ датчика детализирующего

Каналы входной группы КИПТ «Азимут ХХ.ХХ.ХХ.ХХ) серийный номер____

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AiBd

№ Изм.

Длина, измеренная мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [ЛТу], мм

Относительная ошибка измерения,

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ___%

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AjBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Lip\, мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ,/], мм

Относительная ошибка измерения,

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ %

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от]

эезка AdBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Lip\, мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ,/], мм

Относительная ошибка измерения,

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ____%

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AdBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Lip\, мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ,/], мм

Относительная ошибка измерения, [^Л|],%

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ___%

Каналы выходной группы КИПТ «Азимут 2 - ХХ.ХХ.ХХ.ХХ»

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AjBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Lip], мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Г/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм

Относительная ошибка измерения, Is / И, %

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ____%

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AdBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Lip], мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм

Относительная ошибка измерения, 11, %

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры    ___%

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AdBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Z/р], мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм

Относительная ошибка измерения,

1, %

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ___%

Канал №__(направление, полоса движения)

Длина от

эезка AdBd

№ Изм.

Длина, измеренная [Lip], мм

Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£//<], мм

Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм

Относительная ошибка измерения, /1 ], %

1

2

3

Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ____%

Расстояние между рубежами контроля L о =____________мм

д L о рассчитана из точностных характеристик применяемого курвиметра (для курвиметра КП-230-01 (д= 0,005 Lo +10 ) =______________ мм

Максимальные значения измеренной абсолютной погрешности измерения расстояния

д 1 =____________мм при 1 =_____________мм

д 2 =____________мм при 2 =____________мм

Максимальное значение относительной погрешности измерения расстояния

^^A^+AL.+AZ. 100р/о=

Максимальное значение относительной погрешности измерения времени

<5Г=-^1(Ю% =________%

Максимальное значение относительной погрешности измерения скорости

8 = д/Д ~________________%

Максимальная относительная погрешность измерения скорости на участке Комплекса ______%

Поверитель ________________________________(________________)

______.___________.201_ г.

14

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель