Методика поверки «КОМПЛЕКС ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ «АЗИМУТ ДС»» (МП ТБДД.466534.011)
УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель
генерального директора - заместитель по научной боте ФГУП ФТРИ»
А.Н. Щи пупов
0
2016 г.
КОМПЛЕКС ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ «АЗИМУТ ДС»
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
ТБДД.466534.011.МП г.п. Менделеево 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕНастоящий документ распространяется на комплекс измерительный программнотехнический (КИПТ) «Азимут ДС» (далее Комплекс) всех вариантов исполнения и устанавливает методику, порядок и содержание их первичной и периодической поверок.
Первичную поверку комплекса проводят по настоящей методике на предприятии изготовителе в объеме согласно Таблице 1.
Интервал между поверками 2 года.
2 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИПри проведении поверки комплекса проводят операции, указанные в таблице 1:
Таблица 1
№ |
Наименование операции |
№ пункта методики |
Первичная поверка |
Периодическая поверка |
1 |
Внешний осмотр |
7.1 |
Да |
Да |
2 |
Опробование |
7.2 |
Да |
Да |
3 |
Идентификация ПО Комплекса |
7.3 |
Да |
Да |
4 |
Проверка метрологических характеристик |
Да |
Да | |
4.1 |
Определение погрешности измерения скорости по измерительному участку дороги |
7.4 |
Да |
Да |
3 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
3.1 При проведении поверки применяют средства измерений и приспособления указанные в таблице 2:
Таблица 2.
Наименование |
Краткие характеристики |
1. Рулетка измерительная металлическая Р30Н2Г |
2-ой класс точности |
2. Лазерный дальномер Leica DISTO D8 |
Пределы допускаемой погрешности измерений расстояний ±1,0 мм |
3. Курвиметр полевой КП-230С |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности длины пути ± (0,005 L + 0,01) м, где L - действительное значение измеряемой величины, м |
4. Переносной компьютер типа "Ноутбук" |
Удовлетворяющий требованиям к аппаратному обеспечению АРМ согласно ТБДД.466534.011 РЭ |
-
3.2 Вместо указанных в таблице 2 средств поверки допускается применять другие аналогичные средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с требуемой точностью.
-
3.3 Все средства поверки должны быть исправны, поверены и иметь свидетельства о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в технической документации.
-
4.1 К проведению поверки допускаются лица, аттестованные в качестве поверителей.
-
4.2 Персонал, проводящий поверку, должен знать и основные принципы работы комплекса, быть компетентным в вопросах эксплуатации комплекса и его поверки в соответствии с настоящей методикой.
-
5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, установленные ГОСТ 27472 (СТ СЭВ 5725). Средства автотранспортные специализированные. «Охрана труда. Эргономика», и «Правила безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».
6 УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
6.1 Условия поверки приведены в таблице 3. Таблица 3.
Температура окружающего воздуха, °C: - в помещении, где установлены вычислительный модули «Азимут -ДС -XX.» |
от +5 до +40 |
Относительная влажность воздуха при 25 °C, % - в помещении, где установлены вычислительный модули «Азимут -ДС -XX.» |
до 80 |
7 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
7.1 Внешний осмотрПри проведении внешнего осмотра установить соответствие поверяемого комплекса следующим требованиям:
-
- комплектность комплекса и его компонентов соответствует указанной в паспорте на данный комплекс;
-
- соответствие монтажа комплекса его технической документации (для установленных комплексов);
-
- наличие действующих клейм, пломб, электронных ключей, заводских номеров на шильдах компонентов комплекса;
Проверку проводить на смонтированном оборудовании в месте установки Комплекса. Опробование проводить на комплекте оборудования комплекса в полном составе, согласно комплектации указанной в паспорте Комплекса, при этом:
-
- подключить ноутбук к Комплексу согласно «Руководства по эксплуатации»;
-
- запустить и подключить к Комплексу АРМ «Азимут ДС»;
-
- в АРМ «Азимут ДС» перейти к страницу «Мониторинг». В окнах страницы «Мониторинг» должны отображаться транспортные средства, номера которых были распознаны Комплексом;
-
- убедиться на примере проходящего транспорта, что распознавание комплексом Государственного регистрационного знака (ГРЗ) проходящих транспортных средств производится и ведется измерение скорости транспортных средств.
Согласно указаниям «Руководства по эксплуатации» и АРМ «Азимут ДС», на экран монитора комплекса вывести информационные окна по соответствующим каналам визуального контроля и измерений скорости со всей необходимой информацией:
-
- изображение распознанного транспортного средства;
-
- значение его скорости:
-
- распознанный государственный регистрационный знак.
Результаты опробования считать положительными, если наблюдается совпадение номеров в контрольной строке и на изображении транспортного средства на экране монитора.
Вид информационного окна приведен на рисунке 1.
-т б. Гагарина - Средняя полоса
I 6. Гагарина - Левая полоса
Старцева 2
•т б. Гагарина - Правая полоса
0 000
53 662
•К 005 У Р?*
Средняя Изобр. скорость
Средняя Изобр. скорость
Скорость
время
время
е289а©159
в776«159
х005ур59
в968ма159
с003сс59
а832.хк159
в268оо159
59.405
е387ст159 53.118
к105нн159
17 082016
09 18 17
17.08 2016
09:1821
Средняя Изобр скорость
V .08.2016
09:17:56
17 082016
09 18:20
17.08.2016
09 18:18
Рисунок 1 - «Рабочее окно»
Примечание:
Опробование проводить для всех контролируемых полос и направлений движения поверяемого
Скорость
Скорость
53 066
77 639
73 671
комплекса.
При первичной поверке канала, значение измеренной скорости равно нулю.
7.3 Идентификация ПО комплекса-
7.3.1 Используя АРМ «Азимут ДС», перейти на страницу «Система» вычислительного модуля ДС (далее ВМДС)
-
7.3.2 На странице система в подразделе «Идентификационные данные метрологически значимой части НО» считать версию файла.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО
Наименование
Азимут ДС
1.0.13
Версия
-
7.3.3 Результаты считать положительными, если идентификационные данные соответствуют указанным в таблице 4.
Таблица 4
Параметр |
Значение |
Версия |
Не менее 1.0.0 |
7.4 Определение погрешности измерения скорости
7- 1 - Расстояние от точки фиксации ГРЗ во «входной» зоне контроля до опоры.
7- 2 - Расстояние от точки фиксации ГРЗ в «выходной» зоне контроля до опоры.
о измеряется при помощи курвиметра (таблица 2); L i, ^2 рассчитываются
Комплексом исходя из калибровочных параметров каждого измерительного канала, входящего в рубежи контроля.
Рисунок 2 - Измерение скорости по измерительному участку.
При измерении Комплексом средней скорости на участке дороги, относительную погрешность измерения скорости рассчитать по формуле (7.4.1):
3 = y]3T2+3L2,
(7-4.1)
где
$ l - относительная погрешность измерения расстояния;
1 - относительная погрешность измерения времени.
Относительную погрешность измерения времени рассчитать по формуле:
(7.4.2)
где А Г - максимальная погрешность измерения времени (1 мс);
Т ^0
1 min _ у - минимальное время, за которое ТС пройдет расстояние V max
между рубежами
где L о - расстояние между рубежами контроля;
Г max - верхний предел измерения скорости (255 км/ч).
Относительную погрешность измерения расстояния рассчитать по формуле (7.4.3):
(7.4.3)
где д L о рассчитать из точностных характеристик применяемого курвиметра (для курвиметра КП-230-01 (д^о = 0,005Zo +10 мм
AZ, , AZ2 определить следующим образом:
-
7.4.1 Определить точку Ad, как начало отсчета дД (для «въезда» на участок) или AZ2 (для «выезда» с участка) _____
Li, L2 -расстояние от опоры с ТВ датчиками до начала зоны контроля рисунок 8 Рисунок 3 - Определение базовой точки Ad при установке модуля ТВ датчика над полосой движения.
В случае если модуль ТВ датчика установлен над измеряемой полосой движения, точку Ad определить как проекцию модуля ТВ датчика на полотно дороги (рисунок 4).
Рисунок 4 - Определение базовой точки Ad при установке модуля ТВ датчика под углом к полосе движения
В случае если модуль ТВ датчика установлен под углом к измеряемой полосе движения, точку Ad найти на перпендикуляре (OdEd), построенном от опоры, на которой установлены модули ТВ датчиков (точка Od) к направлению движения ТС (Рис. 4).
Для этого:
• Выбрать точки Cd и Dd лежащие на линии направления движения ТС. В качестве такой линии может быть выбрана линия разметки, бордюр, на стороне дороги, противоположной от опоры. Расстояние CdDd выбрать в пределах 10-20 метров, при этом точки Cd и Dd должны лежать по разные стороны от линии OdEd. С помощью рулетки или лазерного дальномера измерить расстояния OdCd, OdDd и CdDd, рассчитать расстояние DdEd по формулам:
°dEd= -JР(Р ~ СdDd)(p - OdC- OdDj), (7.4.4),
_ Od^d + Od^d + Cd^d где P - 2
DdEd=4°dDd2-OdEd2 (7.4.5)
По линии CdDd отмерить отрезок DdEd- Отметить на проезжей части точку Ed.
От точки Ed до опоры построить линию OdEd. Точку Ad выбрать как пересечение середины полосы движения и линии OdEd.
В случае если на рубеже контроля измерение производится по нескольким полосам, допускается определять точку Ed один раз для всех контролируемых полос движения.
-
7.4.2. Определить погрешность (&L2)
-
• в «зоне контроля», в направлении движения автомобилей, установить автомобиль, передний ГРЗ которого должен быть полностью виден на изображении с соответствующего ТВ датчика.
-
• определить среднюю точку используемого ГРЗ и спроектировать ее на поверхность зоны контроля, отметив на ней точку «Ва»
-
• с помощью рулетки (таблица 2) измерить расстояние АаВа, которое и будет являться расстоянием L i (L i)
-
• Подключить АРМ «Наладчик» к соответствующему КИПТ
-
• В диалоге «Живое видео» раздела «Метрология» АРМ «Наладчик» нажать кнопку «Измерить Li», убедиться что ГРЗ распознан верно, считать измеренное значение, записать его в таблицу 6.
Таблица 6.
Длина отрезка АаВа | ||||
№ Изм. |
Длина, измеренная рулеткой [Lip], мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ/J, мм |
Относительная ошибка измерения, 1, % |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Провести измерение Li для каждого из «входных» каналов, и L2 для каждого из «выходных» каналов. После этого выбрать значения Li ,ALi такие, чтоб $ и была максимальной и L2.AL2 такие, чтоб $ L2 была максимальной. Согласно формулам (7.4.1) - (7.4.3) рассчитать относительную погрешность измерения скорости на участке.
Результаты считать положительными, если значения относительной погрешности измерений скорости на участке находится в пределах ± 1,5 %.
8.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ-
8.1. Результаты поверки оформить протоколом, по форме, изложенной в приложении 1.
-
8.2. При положительных результатах поверки комплекса оформить «Свидетельстве о поверке», в соответствии с приложением 1 к «Порядку проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденному приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815». Раздел «Метрологические характеристики» заполнить следующим образом:
Комплекс измерительный программно-технический «Азимут ДС - XX» в составе: ВМДС-ХХ серийный номер____________ установлен________________________(адрес);
КИПТ «Азимут-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер _____ свидетельство о поверке________
Поверка действительно до____________
КИПТ «Азимут 2-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер_____свидетельство о поверке________
Поверка действительно до____________
Фиксирует нарушения ПДД
Превышение транспортным средством (ТС) установленной скорости движения на измерительном участке.
Поверен в направлении
Полоса 1 к ул. Кирова | |
Полоса 2 от ул. Кирова | |
Измерительный участок |
(описание) |
Погрешность измерения скорости транспортных средств на измерительном участке не превышает:
в диапазоне свыше 5до 100 км/ч
± 1,5 км/ч
± 1,5%
в диапазоне свыше 100 до 255 км/ч
-
8.3. При отрицательных результатах поверки комплекса, выдается «Извещение о непригодности» па Комплекс в целом, согласно приложению 2 к «Порядку проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденному приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815», с указанием причин.
Начальник Центра испытаний и поверки
А.В. Апрелев
ФГУП «ВНИИФТРИ»
Приложение 1
ПРОТОКОЛ Метрологической поверки КИПТ "Азимут ДС"установленного___________________________________________________
от_____________________
-
1. Общие данные.
-
1.1. Наименование вида изделия: Комплекс измерительный программно-технический
-
«Азимут ДС -___» в составе:
ВМДС-ХХ серийный номер____________ установлен________________________(адрес);
КИПТ «Азимут-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер_____свидетельство о поверке________
Поверка действительно до_____________установлен__________________________(адрес);
КИПТ «Азимут 2-ХХ.ХХ.ХХ.ХХ» серийный номер____свидетельство о поверке_______
поверка действительно до_____________установлен__________________________(адрес);
-
1.2. Изготовитель: ООО «Технологии безопасности дорожного движения»
-
2. Поверка погрешности измерения скорости по измерительному участку дороги
2.1. Определение относительной погрешности измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ в зоне контроля до опоры модуля ТВ датчика детализирующего
Каналы входной группы КИПТ «Азимут ХХ.ХХ.ХХ.ХХ) серийный номер____
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AiBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [ЛТу], мм |
Относительная ошибка измерения, |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ___%
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AjBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Lip\, мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ,/], мм |
Относительная ошибка измерения, |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ %
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от] |
эезка AdBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Lip\, мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ,/], мм |
Относительная ошибка измерения, |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ____%
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AdBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Lip\, мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ,/], мм |
Относительная ошибка измерения, [^Л|],% |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ___%
Каналы выходной группы КИПТ «Азимут 2 - ХХ.ХХ.ХХ.ХХ»
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AjBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Lip], мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Г/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм |
Относительная ошибка измерения, Is / И, % |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ____%
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AdBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Lip], мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм |
Относительная ошибка измерения, 11, % |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры № ___%
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AdBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Z/р], мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [Z/к], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм |
Относительная ошибка измерения, 1, % |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ___%
Канал №__(направление, полоса движения)
Длина от |
эезка AdBd | |||
№ Изм. |
Длина, измеренная [Lip], мм |
Длина, рассчитанная измерительным комплексом [£//<], мм |
Абсолютная ошибка измерения, [JZ/], мм |
Относительная ошибка измерения, /1 ], % |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Максимальная относительная погрешность измерения расстояния от точки фиксации ГРЗ до опоры №__ ____%
Расстояние между рубежами контроля L о =____________мм
д L о рассчитана из точностных характеристик применяемого курвиметра (для курвиметра КП-230-01 (д^о = 0,005 Lo +10 ) =______________ мм
Максимальные значения измеренной абсолютной погрешности измерения расстояния
д 1 =____________мм при 1 =_____________мм
д 2 =____________мм при 2 =____________мм
Максимальное значение относительной погрешности измерения расстояния
^^A^+AL.+AZ. 100р/о=
Максимальное значение относительной погрешности измерения времени
<5Г=-^1(Ю% =________%
Максимальное значение относительной погрешности измерения скорости
8 = д/Д ~________________%
Максимальная относительная погрешность измерения скорости на участке Комплекса ______%
Поверитель ________________________________(________________)
______.___________.201_ г.
14