Методика поверки «УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВ УСТАНОВКИ ОСЕЙ И КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ СЕРИИ DSP500 ФИРМЫ «HUNTER ENGINEERING COMPANY», США.» (МП РТ 1069-2007)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ГЦИ СИ
Зам. генерального директора
- Москва»
А.С. Евдокимов
« 3/»' О/__________2007 г.
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ УГЛОВ УСТАНОВКИ ОСЕЙ И КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ СЕРИИ DSP500 ФИРМЫ «HUNTER ENGINEERING COMPANY», США.МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МИРТ - 1069-2007
Москва. 2007 г.
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИИ УГЛОВ УСТАНОВКИ ОСЕЙ И КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ СЕРИИ DSP500 ФИРМЫ
«HUNTER ENGINEERING COMPANY», США.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая мегодика предусматривает объём и последовательность проведения операций первичной и периодической поверки устройств для измерений углов установки осей и колес автомобилей серии DSP500 (далее устройство), выпускаемых фирмой «HUNTER ENGINEERING COMPANY». США в качестве рабочего средства измерений.
Устройства предназначены для измерений и регулировки углов установки управляемых и неуправляемых колес автомобилей в условиях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, автомобильных заводов и диагностических центров.
Межповерочный интервал - один год.
2. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл. 1. __________ _____________________________________Таблица I
3. СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные в табл.2.
Наименование операции |
№ пункта методики |
Внешний осмотр |
6.1 |
Опробование |
6.2 |
Определение метрологических характеристик |
6.3 |
Определение погрешности измерений углов развала и углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес |
6.3.1 |
Определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля |
6.3.2 |
Определение погрешности измерений углов суммарного схождения передних колес автомобиля |
6.3.3 |
Определение погрешности измерений углов суммарного схождения задних колес автомобиля |
6.3.4 |
Таблица 2
№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные т ехнические характеристики |
1. |
Оптический квадрант |
КО-ЗОМ .±180°; ПГ±30", ГОСТ 8.393 |
2. |
Уровень брусковый |
100-0,1, ГОСТ 9392-89 |
3. |
Калибровочное приспособление (из комплекта поставки или аналогичное отечественного производства), аттестованное в установленном порядке. |
Остаточная несоосность рабочих осей < 30 угловых секунд. Остаточная несоосность рабочих осей к основанию < 30 угловых секунд. |
Примечание. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается применять другие с аналогичными характеристиками.
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия: __Таблица 3.
Температура окружающей среды, °C |
20±5 |
Относительная влажность воздуха. %. |
65±15 |
Атмосферное давление, к! 1а |
100±4 |
Напряжение и частота питающей сети, В . Гц |
220±22, 5О±О,5 |
-
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
-
5.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы: •все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от ныли и грязи; •устройства должны быть заземлены.
-
-
6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ
-
6.1.Внешний осмотр
-
При внешнем осмотре должно быть установлено:
•наличие свидетельства о поверке;
•наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер устройства);
•отсутствие механических повреждений корпуса устройства, соединительных проводов. сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу’ устройства;
•наличие четких надписей и отметок на органах управления;
Комплектность устройства должна соответствовать разделу «Комплект поставки» его паспорта (или другой 11Д).
-
6.2. Опробование.
Проверку работоспособности устройства производить визуально путём включения согласно 11Д на него в следующей последовательности:
•разместить измерительные блоки на калибровочном приспособлении (или на колесах автомобиля);
•выполнить соединения измерительных блоков и приборной стойки (для тех моделей. где эти соединения необходимы);
•включить приборную стойку устройства и перевести измерительные блоки в режим измерения любого параметра или в режим калибровки;
Функции устройства должны соответствовать НД на него.
-
6.3. Определенно метрологических характеристик прибора.
6.3.1 .Определение погрешности измерений углов развала и углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес.
-
6.3.1.1. Установить все измерительные блоки на калибровочное приспособление. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить все блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового.
-
6.3.1.2. Перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов развала колес.
-
6.3.1.3. С помощью оптического квадранта и уровня брускового установить калибровочное приспособление в нулевое горизонтальное положение.
-
6.3.1.4. Снять отсчеты U»l3Mcpcn для каждого измерительного блока при пулевом положении калибровочного приспособления.
-
6.3.1.5. С помощью оптического квадранта последовательно устанавливать калибровочное приспособление на углы + Г00; +3 00; +5 00; +8 00; -1 00; -3 00; -5 00; -8 00; принимая эти утлы за действительные значения (иЛСйств). Поворот калибровочного приспособления должен при этом осуществляться вокруг длинной основной оси калибровочного приспособления.
-
6.3.1.6. Для определения погрешности измерений углов отклонения шкворня от вертикали в поперечной плоскости управляемых колес необходимо продолжить измерения по предыдущему пункту мегодики. Для этого с помощью оптического квадранта последовательно. устанавливать калибровочное приспособление на углы + 14 00; +1800; +22 00; +25 00; -1400; -18°00; -22*00*: -25’00, принимая эти углы за действительные значения (U,lcnCT>).
-
6.3.1.7. С экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея на измерительном блоке) производить отсчеты углов (измерен.) для каждого измерительного блока при каждом из установленных углов калибровочного приспособления.
-
6.3.1.8. Определить абсолютную погрешность измерений углов развала и углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес по формуле:
Д| — UjijMep ' ЦдеЯств.
Значения абсолютной погрешности измерений углов развала для всех измерительных блоков не должны превышать ±2'.
Значения абсолютной погрешности измерений углов отклонения шкворня от вертикали в поперечной плоскости не должны превышать ±5’.
-
6.3.2. Определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес:
•выставить калибровочное приспособление и измерительные блоки устройства по методике пункта 6.3.1.
•перевести устройство в режим проверки калибровки каната измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля;
•с экрана монитора приборной стойки произвести отсчеты углов продольного наклона оси поворота управляемых колес при повороте измерительных блоков па осях калиб
ровочного приспособления на углы ХУлсйств: ±5 00; +10 00: ±15 00; ±20 00; ±25 00. Углы WjertcTo устанавливаются по оптическому квадранту;
•определить абсолютную погрешность измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес по формуле:
До = Wifjuep ^действ
Значения абсолютной погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колее не должны превышать ±5’.
-
6.3.3. Определение погрешности измерений углов суммарного схождения передних колес автомобиля.
-
- перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов суммарного схождения для измерительных блоков, размещаемых на передних колесах автомобиля.
установить измерительные блоки на калибровочное приспособление гак, чтобы излучатели и приемники И К излучения передних и задних блоков были попарно направлены друг на друга. Измерительные блоки, размещаемые на задней оси, должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивалась оптическая связь передних блоков с задними блоками. С помощью встроенных электронных уровней измерительных блоков выставить передние блоки в горизонтальной плоскости. Окончательный контроль горизонтальности установки блоков на калибровочном приспособлении произвести с помощью уровня брускового;
за действительное значение угла суммарного схождения передних колес автомобиля принимается угол Ьдеят., величина которого записана в метрологическом аттестате на калибровочное приспособление, в разделе: «Остаточная несоосность рабочих осей»;
с экрана монитора приборной стойки (или с повторителя дисплея) последовательно произвести отсчет величины Ь1ПмСрсн угла суммарного схождения передних колес автомобиля;
-
- определить абсолютную погрешность измерений угла суммарного схождения передних колес автомобиля по формуле:
Д3= Ь|»мсрсн " Ьдейств
6.3.4.Определение погрешности измерений углов суммарного схождения задних колес автомобиля.
•перевести устройство в режим проверки калибровки канала измерений углов схождения измерительных блоков, размещаемых на задних колесах автомобиля;
•повторить процедуры поверки описанные в разделе 6.3.3 но только для задних измерительных блоков.
Значения абсолютной погрешности измерений углов суммарного схождения не должны превышать ±2’.
При расчете погрешностей измерений для каждой из величин Л] - Лз следует выполнить в каждой точке не менее трех измерений. За абсолютную погрешность измерений Д] - Aj принимается наибольшее среднее арифметическое значение данных измерений.
7.ОФОРМЛЕПИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.
-
7.1. Устройство, прошедшее поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме, установленной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ.
-
7.2. Устройство, не удовлетворяющее требованиям хотя бы одного из пунктов 6.3.1 -
-
6.3.4. настоящей методики, признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.
1(ачальник лаборатории 445 ГЦИ СИ «РОСТЕСТ-МОСКВА»
В.К. Перекрест