Руководство по эксплуатации «Прибор для измерения суммарного люфта в рулевом управлении автотранспортных средств ВИРАЖ» (ХА 495. 000.00. РЭ)
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ЭКА»
ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА
614064, г. Пермь, ул. Г. Хасана, 42, тел./факс: (342) 268-11-55, E-mail: 59eka@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СУММАРНОГО ЛЮФТА В РУЛЕВОМ УПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ВИРАЖ
Руководство по эксплуатации
ХА 495. 000.00. РЭ
Разработал:
Старший инженер |
К. А. Харланов |
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Назначение прибора |
3 |
2. |
Технические и метрологические характеристики |
3 |
3. |
Устройство и принцип работы прибора |
4 |
3.1. |
Конструкция прибора |
4 |
3.1.1. |
Устройство захвата |
4 |
3.1.2. |
Устройство электронного узла |
4 |
3.1.3. |
Устройство датчика перемещений колеса |
6 |
3.2. |
Блок-схема прибора |
6 |
3.3. |
Питание прибора |
8 |
4. |
Комплект поставки |
8 |
5. |
Техника безопасности |
9 |
6. |
Подготовка к работе и порядок работы с прибором |
9 |
7. |
Методика поверки |
12 |
8. |
Техническое обслуживание |
18 |
9. |
Характерные неисправности прибора и методы их устранения |
18 |
10. |
Транспортирование и хранение |
19 |
И. |
Приложение 1 |
20 |
12. |
Приложение 2 |
20 |
13. |
Приложение 3 |
21 |
14. |
Заметки и фотографии |
. 22 |
1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРИБОРА
Прибор Вираж для измерения люфта в рулевом управлении автотранспортных средств предназначен для измерения суммарного люфта в рулевом управлении (РУ) автотранспортных средств (АТС), возникающего за счет люфтов в сопряжениях элементах рулевого управления.
Примечание: Суммарный люфт в рулевом управлении - угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону.
Прибор Вираж применяется для измерения суммарного люфта и проверки технического состояния РУ при государственных технических осмотрах, в процессе эксплуатации, в процессе и после ремонта рулевого управления АТС, при оценке качества оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту АТС и в других линейно дорожных условиях. Прибор Вираж изготавливается в двух модификациях Вираж-К и Вираж-Л.
Прибор переносного типа, периодического действия с внутренним или внешним источником питания. Прибор имеет RS-232 и USB выходы для подключения к компьютеру.
Прибор предназначен для работы в закрытых помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от минус 10°С до + 40°С и влажности до 95 % при температуре + ЗО°С. Вид климатического исполнения - УХЛ 4,2 по ГОСТ -15150 - 69. По устойчивости к механическим воздействиям исполнение прибора Вираж обыкновенное - по ГОСТ 12997 - 84.
2. Технические и метрологические характеристики
№ п/п |
Наименование параметра |
Допуск |
1 |
Диапазон размеров рулевого колеса, мм |
350 - 550 |
2 |
Диапазон измерения угла поворота РК, градус |
0-40 |
3 |
Пределы абсолютной погрешности измерения угла поворота рулевого колеса, градус |
±0,5 |
4 |
Чувствительность датчика перемещения управляемого колеса, мм, не более |
0,2 ± 0,03 |
5 |
Время подготовки прибора к измерению, с, не более |
15 |
6 |
Время проведения одного измерения, с, не более |
10 |
7 |
Потребляемая мощность, Вт, не более |
1,0 |
8 |
Диапазон рабочих температур,°C |
-10 до +40 |
9 |
Верхний предел допустимой влажности работы Прибора при температуре 25 °C , % |
95 |
10 |
Габаритные размеры электронного блока с захватом в исходном положении, мм, не более |
200x100x70 |
11 |
Габаритные размеры датчика перемещения колеса, мм |
250x110x120 |
12 |
Масса прибора с датчиком перемещения колеса, кг |
3,5 |
13 |
Напряжение питания, В |
От 12 до 15 |
-
3. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ПРИБОРА
Прибор Вираж состоит из двух неразрывных в функциональном отношении частей:
-
1) Основного блока (ОБ) состоящего из устройства захвата и электронного узла, изображённых на рисунке 1;
-
2) Датчика перемещения управляемого колеса (ДПК) состоящего из контактного (Вираж-К) или бесконтактного (Вираж-Л) устройства, основания, штанги и блока соединения изображённых на рисунке 2.
-
3.1.1.1. Устройства захвата состоит из пружинного механизма обеспечивающего надёжную фиксацию основного блока в любом месте на ободе рулевого колеса за счет усилия, создаваемого пружинами. Конструктивно устройство захвата содержит два захвата поз. 1 укреплённых внутри электронного узла поз. 2. Эти захваты обеспечивают надежную фиксацию рулевого колеса. Устройство захвата снабжено пружиной поз. 3, которая обеспечивает поджатие общей пластины поз. 4 к нижнему основанию электронного узла с зазором 15 -17 мм. На нижнем основании электронного узла и сверху общей пластины приклеена резина для обеспечения надежного сцепления основного блока с рулевым колесом поз. 5 изображенным пунктиром. Пружинный механизм, обеспечивающий захват руля любого автотранспортного средства.
-
3.1.2.1. Электронный узел поз. 2 установлен в пластмассовом корпусе. На лицевой стороне пластмассового корпуса установлен жидкокристаллический индикатор поз. 6 и две кнопки, "ДА" и "НЕТ" соответственно поз.7 и поз.8 управляющие работой прибора Вираж. На передней боковой стенке пластмассового корпуса Вираж-К установлены: тумблер включения питания батарейного прибора поз. 9; разъём для подключения датчика перемещения колеса поз. 10, разъём для подключения внешнего источника питания поз. 12 и разъёма для подключения к компьютеру по RS-232 или USB выходам поз. 11. В приборе Вираж-Л на передней боковой стенке пластмассового корпуса расположен выход кабеля для подключения к компьютеру и датчику перемещения через блок соединений(рисунок 2 поз. 9).
-
3.1.2.2. Датчик измерения угла поворота рулевого колеса, входящий в электронный узел, является электронным преобразователем "угол-код". Он устанавливается в любом месте на ободе рулевого колеса и должен находиться в плоскости вращения рулевого колеса.
-
3.1.2.3. Устройство для обработки сигналов состоит из микропроцессора для обработки сигналов с первичных преобразователей и формирования RS- 232 или USB выхода;
-
3.1.2.4. Устройство управления и индикации содержит органы управления (две кнопки "ДА", "НЕТ" поз. 7 и поз. 8) и наглядной индикации результатов измерения (жидкокристаллический индикатор поз. 6);
6___X
--
X X X X.
- * ’ "---\ \
\ \ ' \ \ l l I СУММАРНЫЙ УГОЛ ЛЮФТА РУЛЯ '
,7люфтомер ” И P А ЖЛ • 1 11 11 > i
• i 'i
i I I
/ / / ' / л
I I I I
-
3.1.3.1. Датчик перемещения колеса - это контактное или бесконтактное (оптическое, ультразвуковое) устройство , которое обеспечивает бесконтактный или прямой контакт штока чувствительного элемента с наружной металлической поверхностью обода управляемого колеса поз.11 в максимально удалённой от центра его вращения горизонтальной точке. Устройство состоит из основания поз. 6 и разъемной штанги поз. 5. Посредством винтов поз. 8 и вращающейся шайбы поз. 7 и поз. 3 штанга бесконтактного устройства разбирается для транспортировки и укладывается в транспортировочную тару ( деревянный, или картонный ящик ).
-
3.1.3.2. В приборе Вираж-Л с бесконтактном устройстве на поз. 2 находится излучатель лазерного луча, который мы направляем на обод управляемого колеса, и приемник отраженного от обода луча. Формируемый внутри бесконтактного устройстве сигнал меняется при перемещении отражающей поверхности (в нашем случае обода управляемого колеса). В модификации Вираж-К на поз 2. находится контактное устройство, чей шток упирается в обод управляемого колеса. Причем в обоих модификациях прибора Вираж обод управляемого колеса может быть из любого материала.
-
3.1.3.3. Соединительный кабель прибора Вираж-Л подключаемый к разъему поз. 4, находящемся в блоке соединений поз. 9, через кабель поз. 1, осуществляет соединение выхода бесконтактного устройства поз. 2 с основным блоком прибора. В приборе Вираж-К блок соединений отсутствует и кабель поз. 1 напрямую, через разъем (см. рис. 1 поз. 10) соединяется с основным блоком.
-
3.1.3.4. Для проведения измерений надо установить ДПК к колесу, направив лазерный луч в точку на ободе управляемого колеса, которая максимально удалённа от центра его вращения в горизонтальной плоскости. При этом необходимо пододвигать ДПК к колесу пока на поверхности бесконтактного устройства поз. 2 сначала не загорится первый, а затем второй светодиод поз. 10. Проводить измерения можно только тогда, когда светятся оба светодиода. В случае контактного устройства, его шток задвигается до середины и упирается в обод управляемого колеса, перемещение которого напрямую влияет на перемещение штока датчика.
Рис.2. Общий вид ДПК
-
3.2.1. Сигналы с выхода электронного преобразователя угол-код рулевого колеса и датчика перемещения управляемого колеса после усиления поступают на входы микропроцессора MSP430, где осуществляется их обработка по определённому алгоритму и вырабатываются команды для формирователя звукового сигнала
-
3.2.2. Отсчет угла поворота рулевого колеса начинается с момента, когда чувствительный элемент датчика перемещения управляемого колеса определит сдвиг поверхности управляемого колеса более чем на 0,2 мм. Угол отсчитываться до момента перемещения управляемого колеса в противоположную сторону на двойную величину.
-
3.2.3. По окончании измерения на ЖКИ прибора высвечивается измеренный суммарный люфт рулевого управления и автоматически полученный результат измерения передаётся на RS-232 или USB выходы.
-
3.2.4. Программное обеспечение прибора состоит из базового модуля записанного во FLASH память микроконтроллера и паспорта конфигураций с настроечными коэффициентами для преобразователя угол-код рулевого колеса и датчика перемещения управляемого колеса. Базовый модуль устанавливается через специальный интерфейс недоступный при собранном приборе. Паспорт конфигураций заносится в память микроконтроллера с помощью компьютера по каналу RS-232.
-
3.2.5. Конфигурирование прибора производится на компьютере в программной среде Virag_KlK2. При записи паспорта конфигураций прибор формирует контрольные коды записи. Несоответствие кодов считываемых с прибора, кодам, зафиксированным при записи паспорта, свидетельствует о несанкционированном вмешательстве в конфигурацию прибора. Прибор может быть защищен от несанкционированного изменения паспорта конфигураций с настроечными коэффициентами паролем.
Блок питания преобразует напряжение 12 В от встроенного аккумулятора, который установлен в блок соединений ДПК, или от внешнего источника питания с напряжением до 15 В в стабилизированное напряжение 5 В, которое используется в дальнейшем для обеспечения нормального функционирования всего прибора.
-
4. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
В комплект поставки прибора входят:
№ п/п |
Наименование |
Обозначение |
Кол-во, шт. |
Примечание |
1 |
Основной блок |
ХА 495.000.00 |
1 | |
2 |
Контактный датчик перемещения колеса |
ХА 495.100.00 |
1 |
Вираж-К |
3 |
Бесконтактный датчик перемещения колеса |
ХА 495.150.00 |
1 |
Вираж-Л |
4 |
Соединительный кабель |
ХА 495.200.00 |
1 | |
5 |
Упаковочная коробка |
ХА 495.300.00 |
1 | |
6 |
Источник питания 12 В, 1 А |
1 | ||
7 |
Аккумулятор |
1 |
По заказу | |
8 |
Паспорт |
ХА 495.000.00 ПС |
1 | |
9 |
Руководство по эксплуатации |
ХА 495.000.00 РЭ |
1 |
10 |
Имитатор рулевого колеса |
ХА 495.100.10 |
1 |
По заказу |
и |
Поверочное устройство ДПК для Вираж-К |
ХА.495.100.20 |
1 |
По заказу |
12 |
Поверочное устройство ДПК для Вираж-Л |
ХА.495.100.30 |
1 |
По заказу |
-
5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
-
5.1.1. Применять прибор допускается только в соответствии с назначением, указанным в настоящем Руководстве по эксплуатации.
-
5.1.2. Необходимо бережно обращаться с прибором, не подвергать его ударам, линейным перегрузкам, воздействию воды, пыли, грязи, нефтепродуктов.
-
5.1.3. Перед началом работы следует проверить техническое состояние прибора, для чего необходимо проконтролировать:
-
• работоспособность захвата, отсутствие заеданий в его механизме и механических повреждений его частей;
-
• отсутствие нарушений целостности изоляции кабеля ДПК и отсутствие повреждений корпуса и всех разъемов;
-
• отсутствие повреждений, подключенных к кабелям разъемов и качество их заделки;
-
• отсутствие механических повреждений основного блока и его органов управления и индикации;
-
• состояние датчика перемещения колеса.
При несоблюдении перечисленных выше требований изготовитель не несет ответственности при потере работоспособности прибора.
-
5.1.4. После окончания измерения прибор необходимо выключать.
-
6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПРИБОРОМ
-
6.1.1. Взаимодействие оператора с прибором осуществляется с помощью
2-х кнопок и системы меню. В приборе предусмотрены 3 режима работы:
-
- Режим измерения суммарного люфта в рулевом управлении
-
- Режим метрологической поверки предела абсолютной погрешности измерения угла поворота рулевого колеса
-
- Режим метрологической поверки чувствительности датчика перемещения управляемого колеса
-
6.1.2. Всем трем режимам работы соответствуют три пункта главного меню:
-
- Измерение люфта
-
- Метрология руля
-
- Метрология ДПК
При включении прибора на дисплее отображается «ИЗМЕРЕНИЕ ЛЮФТА», первый пункт меню прибора. Перебор между пунктами меню осуществляется с помощью кнопки "НЕТ". Выбор меню прибора осуществляется с помощью кнопки "ДА". При выборе первого пункта меню прибор запустит процедуру проведения измерения суммарного люфта в рулевом управлении, по окончании которой результат отобразится на дисплее. При этом нажатие кнопки "ДА" заново запустит процедуру проведения измерения, а нажатие кнопки "НЕТ" вернет в главное меню выбора режима работы прибора. Второй и третий режимы работы используются только при проведении метрологии прибора или подготовки к ней. Выбор соответствующих пунктов меню запускает либо измерение угла поворота управляемого рулевого колеса либо измерение перемещения управляемого колеса. Более подробное описание этих режимов работы прибора приведено в методике периодической поверки.
6.2. Подготовка прибора и проведение измерения.-
6.2.1. Вынуть основной блок и датчик перемещений колеса из защитных чехлов и проверить их сохранность. При работе с прибором в зимнее время года необходимо принять меры для предотвращения образования инея или конденсата на приборе.
-
6.2.2. Установить штангу ДПК в рабочее положение (как на рисунке 2), подключить кабель основного блока прибора к блоку соединений ДПК (в модификации Вираж-Л) или подключить кабель ДПК к основному блоку (в модификации Вираж-К). Разместить ДПК около левого переднего обода колеса проверяемого АТС так, чтобы луч датчика перемещений колеса падал, по горизонтали, на максимально удаленном расстоянии от центра колеса и чтобы оба его светодиода светились. В случае контактного устройства, его шток задвигается до середины и упирается в обод управляемого колеса
Перед началом измерений управляемые колеса АТС должны находиться в положении движения "прямо" на сухой ровной горизонтальной поверхности с твердым покрытием.
-
6.2.3. Основной блок, нажав на захваты, установить на ободе руля проверяемого АТС параллельно его плоскости (см. Для заметок ).
-
6.2.4. Включить кнопку питания прибора (при работе от внешнего источника питания от 12,0 В до 15,0 В подключить его соответствующим образом). На лицевой стороне основного блока загорится на жидкокристаллическом индикаторе (ЖКИ) «ИЗМЕРЕНИЕ ЛЮФТА» и звучит звуковой сигнал.
Примечание: Если в ДПК обнаружится неисправность то на ЖКИ инициализируется сообщение «Ошибка ДПК», требующее от эксперта соответствующих действий (установку и его подключение );
-
6.2.5. Нажать кнопку "ДА", раздастся звуковой сигнал и на индикаторе появляется надпись «КАЛИБРОВКА». Через несколько секунд на ЖКИ загорится «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО» и прозвучит звуковой сигнал. Плавно со скоростью не менее 5° в секунду вращать рулевое колесо влево до появления надпись на ЖКИ «ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО» и звукового сигнала, что означает что произошло движение обода управляемого колеса на величину не более 0,2 ± 0,03 мм.
-
6.2.6. Остановить вращение рулевого колеса влево и начать его вращать вправо до момента появления на ЖКИ «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО» и звукового сигнала. При этом движение обода управляемого колеса в другую сторону произошло на две величины по 0,2 ±0,03 мм каждая.
-
6.2.7. Остановить вращение рулевого колеса вправо и начать его вращать влево до момента появления на ЖКИ «Люфт руля = XX,XX» и звукового сигнала. Полученный на ЖКИ результат является суммарным люфтом рулевого управления проверяемого автотранспортного средства с учетом передаточного числа его рулевого механизма.
-
6.2.8. Для повторного измерения суммарного люфта рулевого управления повторить операции по п.п.6.2.5.и 6.2.7..
-
6.2.9. После окончания измерений выключить питание прибора, отсоединить разъём основного блока от блока соединения ДПК и снять основный блок прибора с рулевого колеса.
Примечание: ДПК обладает высокой чувствительностью к перемещениям
управляемого колеса. При контроле суммарного люфта рулевого управления на автотранспортном средстве с включенным двигателем возможно, из-за вибрации, ложное срабатывание ДПК. Ложное срабатывание ДПК возможно также при случайном раскачивании автомобиля сидящим в машине экспертом. Поэтому необходимо люфт рулевого управления проверять на автотранспортном средстве в спокойном состоянии автомобиля или чтобы эксперт вращал рулевое колесо, не садясь в автотранспортное средство.
-
7. МЕТОДИКА ПОВЕРКИ.
Утверждаю
цсм» Деменев 2014 г.
Настоящая методика поверки распространяется на приборы Вираж для измерения суммарного люфта в рулевом управлении автотранспортных средств (далее по тексту -прибор Вираж), и устанавливает порядок проведения его первичной и периодических поверок.
Интервал между поверками - 1 год.
7.2. Основные технические и метрологические характеристики.
№ п/п |
Наименование параметра |
Допуск |
1 |
Диапазон размеров рулевого колеса, мм |
350 - 550 |
2 |
Диапазон измерения угла поворота РК, градус. |
0-40 |
3 |
Пределы абсолютной погрешности измерения угла поворота рулевого колеса, градус: |
±0,5 |
4 |
Чувствительность датчика перемещения управляемого колеса, мм, не более |
0,2 ± 0,03 |
5 |
Время подготовки прибора к измерению, с, не более |
15 |
6 |
Время проведения одного измерения, с, не более |
10 |
7 |
Потребляемая мощность, Вт, не более |
1,0 |
8 |
Диапазон рабочих температур,°C |
-10 до +40 |
10 |
Верхний предел допустимой влажности работы прибора при температуре 25 °C, % |
95 |
11 |
Габаритные размеры электронного блока с захватом в исходном положении, мм, не более |
200x100x70 |
12 |
Габаритные размеры датчика перемещения колеса, мм |
250x110x120 |
13 |
Масса прибора с датчиком перемещения колеса, кг |
3,5 |
14 |
Напряжение питания, В |
От 12 до 15 |
При проведении поверки должны проводиться операции и использоваться эталонные средства измерений, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта по разделу методики поверки |
Обязательность проведения операции при поверке |
Эталонные средства измерений и вспомогательное оборудование | |
первичн ая поверка |
период ическая поверка | |||
1. Внешний осмотр |
7.6.1. |
Да |
Да | |
2. Проверка работоспособности |
7.6.2. |
Да |
Да | |
3. Определение погрешности измерения угла поворота рулевого колеса |
7.6.3. |
Да |
Да |
Головка оптическая делительная ОДГ-10, (0 -360)°, ПГ± 10"; Имитатор рулевого колеса, Приложение 1 ХА 495.100.10 |
4. Определение чувствительности датчика перемещения управляемого колеса |
7.6.4. |
Да |
Да |
Поверочное устройство Приложение 2 ХА 495.100.20. и Приложение 3 ХА 495.100.30. |
Примечания:
1. Имитатор рулевого колеса и поверочное устройство поставляются по отдельным
заказам.
-
2. Допускается использование других средств измерений с метрологическими характеристиками не хуже, чем у средств измерений.
-
3. Поверочные устройства ХА.495.100.20 и ХА.495.100.30 состоят из микрометра и приспособления для крепления ДПК. В модификации Вираж-К с контактным ДПК используют при поверке ХА.495.100.20. В случае модификации Вираж-Л с бесконтактным ДПК используют ХА.495.100.30.
При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
- температура окружающего воздуха, °C - 20±5;
-
- относительная влажность воздуха, % - 60±15;
-
- атмосферное давление, кПа (мм. рт. ст.) - 84-106,7 (630-800);
- напряжение питания прибора - 12 - 15,0 В;
-
- поверка должна проводиться при отсутствии вибрации и тряски.
При проведении поверки должны выполняться требования, обеспечивающие безопасность труда производственную санитарию и охрану окружающей среды в соответствии с нормами, принятыми на предприятии, а также указаниями руководства по эксплуатации поверяемых приборов и средств поверки.
7.6. Проведение поверки.-
7.6.1. Внешний осмотр.
При проведении внешнего осмотра должно быть установлено:
-
• наличие паспорта и руководства по эксплуатации;
-
• наличие номера изделия;
-
• отсутствие механических повреждений и следов коррозии;
-
• полнота комплекта согласно паспорту на прибор.
-
7.6.2. Проверка работоспособности.
Проверить:
-
• легкость хода захвата и фиксацию основного блока на ободе рулевого колеса;
-
• четкость и отсутствие заеданий при нажатии на кнопку включения питания;
-
• включение жидкокристаллического индикатора и наличие звукового сигнала при включении прибора;
Проверить работоспособность прибора. Для этого:
-
• закрепить основной блок прибора на имитаторе рулевого колеса (приложение 1) диаметром 350 мм. и толщиной обода 40 мм, установленном на ОДГ-Ю (угол наклона оси имитатора к горизонту в пределах 0 - 60°);
-
• подключить основной блок прибора к датчику перемещения колеса
-
• включить прибор (на лицевой панели основного блока загорится «ИЗМЕРЕНИЕ ЛЮФТА» и прозвучит звуковой сигнал);
-
• установить на датчик перемещения колеса поверочное устройство изображенное в приложении 2 или приложении 3 (так чтобы светились оба светодиода);
-
• нажать кнопку "ДА" и на индикаторе появится надпись
«КАЛИБРОВКА» и звучит звуковой сигнал. Через несколько секунд на ЖКИ загорается «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО», звучит звуковой сигнал;
-
• переместить шток чувствительного элемента ДПК по лимбу микрометра установленного в поверочном устройстве на 0,2 мм влево, звучит звуковой сигнал, а на ЖКИ появляется надпись "ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО ";
-
• повернуть поворотную часть оптической делительной головки ОДГ-10 с имитатором по часовой стрелке ориентировочно на 20...30°;
-
• переместить шток чувствительного элемента ДПК по лимбу микрометра дважды на 0,2 мм вправо. Звучит звуковой сигнал и на ЖКИ должно высветится «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО »;
-
• вернуть поворотную часть оптической делительной головки ОДГ-Ю с имитатором в первоначальное положение;
-
• переместить шток чувствительного элемента ДПК по лимбу микрометра на 0,2 мм влево. Прозвучит звуковой сигнал и на ЖКИ должно высветится измеренное значение угла поворота поворотной части оптической делительной головки ОДГ-Ю в градусах ( «Люфт руля = XX, XX»),
-
7.6.3. Определение погрешности измерения угла поворота рулевого колеса.
-
7.6.3.1. Установить основной блок прибора в горизонтальном положении на имитаторе рулевого колеса диаметром 350 мм и толщиной обода 40 мм, установленном на оптической делительной головки ОДГ-Ю так, чтобы этому положению соответствовало 00° 00' по шкале лимба поворотной части стола.
-
7.6.3.2. Установить ось имитатора под углом 30° к горизонту.
-
7.6.3.3. Подключить основной блок прибора к блоку соединений датчика перемещения колеса. Установить датчик перемещения в поверочное устройство. В модификации Вираж-Л шток микрометра должен быть вдвинут так, чтобы оба светодиода датчика светились.
-
7.6.3.4. Включить прибор, на лицевой панели основного блока загорится «ИЗМЕРЕНИЕ ЛЮФТА» и прозвучит звуковой сигнал. В модификации Вираж-Л после подачи питания надо подождать примерно 15 секунд.
-
7.6.3.5. Нажать кнопку "НЕТ" и на индикаторе появится надпись «МЕТРОЛОГИЯ РУЛЯ» и звучит звуковой сигнал.
-
7.6.3.6. Нажать кнопку "ДА" и на индикаторе появится надпись «КАЛИБРОВКА» и звучит звуковой сигнал. Через несколько секунд на ЖКИ загорается «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО», звучит звуковой сигнал.
-
7.6.3.7. Повернуть поворотную часть оптической делительной головки ОДГ-10 вокруг оси влево по лимбу на 20° (А 1=20°) и переместить отражающую поверхность (шток микрометра) по лимбу микрометра на 0,2 мм влево. На ЖКИ появится надпись «ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО».
-
7.6.3.8. Повернуть плавно поворотную часть оптической делительной головки ОДГ-10 вокруг оси имитатора рулевого колеса вправо по часовой стрелке по лимбу на 10° (А2=10°).
-
7.6.3.9. Переместить шток микрометра по его лимбу на 0,2 мм вправо. Звучит звуковой сигнал и на ЖКИ должно высветится разность (А 1.1 = Al - А2 =20° - 10° = 10°) измерения значения угла поворота поворотной части ОДГ-Ю в градусах «Люфт руля = XX, XX».
-
7.6.3.10. Запомнить полученный результат измерения как А1.1 и сравнить полученный результат измерения с заданными по лимбу оптической делительной головки ОДГ-10 значениями. Вернуть поворотную часть головки ОДГ-Ю в начальное (нулевое) положение.
-
7.6.3.11. Повторить операции по п.п. 7.6.3.6 - 7.6.3.10 еще два раза, получив значения А1.2, А1.3.
-
7.6.3.12. Вычислить среднее значение результатов измерений при заданных углах поворота по лимбу оптической делительной головки ОДГ-10:
А Al.l +А1.2 +А1.3
А1СР= , градус
-
7.6.3.13. Вычислить величину абсолютной погрешности прибора Л |0 при заданных углах поворота по лимбу оптической делительной головки ОДГ-10 по формуле,
где А1= 10°:
Л io = А1 - А1Ср , градус
-
7.6.3.14. Выполнить операции по п.п. 7.6.3.6 - 7.6.3.13 для значений разностного угла поворота поворотной части оптической делительной головки ОДГ-10 по лимбу 20°, 30°, 40° (соответственно А2, АЗ, А4 и Л 20, А 30, Л 40).
-
7.6.3.15. Выполнить операции по п.п. 7.6.3.6 - 7.6.3.14 при установке оси имитатора рулевого колеса под углом 0° и 60° к горизонту.
-
7.6.3.16. Прибор соответствует требованиям настоящей методики, если абсолютная погрешность измерения во всех случаях не превышает ±0,5°.
-
7.6.3.17. Результаты по пунктам 7.6.3.1 - 7.6.3.15 заносятся в протоколы поверки произвольной формы
7.6.4. Определение чувствительности датчика перемещений колеса.
-
7.6.4.1. Установить на датчик перемещений колеса поверочное устройство с микрометром и шток микрометра задвинуть так, чтобы засветились оба светодиода датчика в модификации Вираж-Jl, а в приборах Вираж-К шток контактного датчика перемещения был задвинут на половину. Установленное показание микрометрической головки считать за начальное.
-
7.6.4.2. Включить прибор (на лицевой панели основного блока загорится «ИЗМЕРЕНИЕ ЛЮФТА» и прозвучит звуковой сигнал);
-
7.6.4.3. Нажать кнопку "НЕТ" и на индикаторе появится надпись «МЕТРОЛОГИЯ РУЛЯ» и звучит звуковой сигнал.
-
7.6.4.4. Нажать ещё раз кнопку "НЕТ" и на индикаторе появится надпись «МЕТРОЛОГИЯ ДПК» и звучит звуковой сигнал.
-
7.6.4.5. Нажать кнопку "ДА" и наЖКИ загорается «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО», звучит звуковой сигнал.
-
7.6.4.6. Медленно вращая микрометрическую головку, переместить шток микрометра влево до значения, при котором на ЖКИ появится сообщение «ВЫПОЛНЕНО 0,2» и прозвучит звуковой сигнал. Записать величину перемещение микрометрической головки от начального положения, как Б 1.1. Величина 0,2 соответственно Б1.
-
7.6.4.7. Вернуть шток микрометра в начальное положение. Нажать кнопку "ДА" на ЖКИ загорается «ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО », звучит звуковой сигнал.
-
7.6.4.8. Медленно вращая микрометрическую головку, переместить шток микрометра вправо до значения, при котором на ЖКИ появится сообщение «ВЫПОЛНЕНО 0,2» и прозвучит звуковой сигнал. Записать величину перемещение микрометрической головки от начального положения, как Б2.1. Величина 0,2 соответственно Б2.
-
7.6.4.9. Сравнить полученные значения на микрометрической головке с показаниями на ЖКИ Б1 и Б2 соответственно.
-
7.6.4.10. Повторить операции по п.п. 7.6.4.5 - 7.6.4.9 еще два раза, получив, в конце, значения Б1.1, Б1.2, БЕЗ, и Б2.1, Б2.2, Б2.3.
-
7.6.4.11. Вычислить среднее значение результатов измерений при заданной величине перемещения (0,2 мм) при перемещении шток микрометра влево и вправо
_ Б1.1 +Б1.2 + Б1.3
Б1 ср , мм
_ Б2.1 +Б2.2 + Б2.3
Б2Ср — , мм
-
7.6.4.12. Вычислить величину абсолютной погрешности измерения перемещения управляемого колеса А0,2 влево и вправо при заданной величине перемещения (Б1 и Б2 равно 0,2 мм)
А 0,2 Б1 — Б1 ср, мм
А о,2 = Б2 — Б2Ср, мм
-
7.6.4.13. Прибор соответствует требованиям настоящей методики, если чувствительность измерения перемещения управляемого колеса во всех случаях не превышает 0,2 ±0,03 мм.
-
7.6.4.14. Результаты по пунктам 7.6.4.1 - 7.6.4.12 заносятся в протоколы поверки произвольной формы
Прибор, прошедший поверку с положительными результатами, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке, в соответствии с ПР 50.2.006-94 или делается отметка в паспорте.
При отрицательных результатах поверки прибор признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются извещением о непригодности с указанием причин.
-
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
-
8.1. Техническое обслуживание производится сервисным центром или предприятием-изготовителем.
-
8.2. Техническое обслуживание включает внешний осмотр прибора на предмет отсутствия вмятин и других повреждений корпуса электронного блока, захвата, корпуса и кабеля датчика перемещения управляемого колеса, смазку механизмов и подтяжку винтов крепежа, калибровку прибора и сохранность пломбы.
-
-
9. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПАВНОСТИ ПРИБОРА И МЕТОДЫ ИХ УСТАНЕНИЯ
Возможная неисправность
Вероятная причина
Метод устранения
При включении питания прибора не горит жидкокристаллический индикатор
Нарушена стыковка основного блока с внешним источником питания или разрядился аккумулятор
Отсоединить шнур питания и повторно подсоединить к основному блоку или заменить аккумулятор
При работе с прибором не происходит переключения «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО» , «ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО»
Обрыв в кабелях соединяющих датчик перемещения управляемого колеса и основной блок прибора.
Разобрать разъём прибора или блок соединений и устранить обрыв.
При проявлении других причин неисправности необходимо обращаться в региональный сервисный центр или на предприятие-изготовитель.
-
10. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
-
10.1. Прибор в штатной таре допускается транспортировать любым видом транспорта без ограничения расстояния. При транспортировании прибор должен быть надежно закреплен, чтобы исключить возможные ударные нагрузки, вибрации и перемещения внутри транспортировочного средства.
-
10.2. Приборы Вираж должны хранится в условиях, обеспечивающих их сохранность, при которых предельные значения климатических величин не превышают предельных значений для II группы по ГОСТ 22261-82.
-
Примечание: Предприятие-изготовитель постоянно совершенствует конструкцию прибора, улучшая его эксплуатационные характеристики, в связи с чем последние конструктивные изменения, не влияющие на эксплуатацию, могут быть не отражены в данном издании.
-
10.3. При длительном хранении и при хранении при температуре ниже минус 25°С имеющиеся гальванические элементы питания необходимо из прибора вынуть.
-
10.4. После хранения и (или) транспортирования прибора при температуре ниже минус 25°С он должен быть выдержан в нормальных условиях в течении не менее 10 часов.
Приложение 1
Имитатор рулевого колеса ХА 495.100.10.
Поверочное устройство датчика перемещения управляемого колеса для
модификации Вираж-К (ХА.495.100.20)
Приложение 3
Поверочное устройство датчика перемещения управляемого колеса для
модификации Вираж-Л (ХА.495.100.30)
Для заметок
22