Методика поверки «Стенды динамометрические с беговыми барабанами VULCAN II EMS-CD48L» (МП 253-0748-2019)
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева» ФГУП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева»
Утверждаю
. Пронин
«июля» 2019г.
Государственная система обеспечения единства измерений
Стенды динамометрические с беговыми барабанами
VULCAN II EMS-CD48L
Методика поверки
МП 253-0748-2019
Руководитель НИЛ 2301
А.Ф. Остривной
Руководитель НИО 253
А. А. Янковский
г. Санкт-Петербург
2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ
-
-
5.5 Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения
-
5.6 Определение приведенной погрешности измерений тангенциальной
составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов
ВВЕДЕНИЕ-
1 Настоящая методика распространяется на стенды динамометрические с беговыми
барабанами VULCAN II EMS-CD48L (модификации VULCAN II EMS-CD48L 2WD, VULCAN II EMS-CD48L 2WD Cold, VULCAN II EMS-CD48L 2WD XtraCold^
VULCAN II EMS-CD48L 2WD E, VULCAN II EMS-D48L 2WD E Cold, VULCAN II EMS-CD48L 2WD E XtraCold, VULCAN II EMS-CD48L 2WD M, VULCAN II EMS-
CD48L 2WD M Cold, VULCAN II EMS-CD48L 2WD M XtraCold, VULCAN II EMS-CD48L 4WD, VULCAN II EMS-CD48L 4WD Cold, VULCAN II EMS-CD48L 4WD XtraCold) (далее стенды), изготовленные фирмой HORJBA Europe GmbH, Германия и предназначенные для измерений тангенциальной составляющей силы, возникающей на поверхности беговых оарабанов при взаимодействии барабанов с колесами автомобиля и скорости движения автомобиля и устанавливает методику их первичной поверки (до ввода в эксплуатацию и после ремонта) и периодической поверки в процессе эксплуатации.
-
2 Перед началом работы необходимо ознакомиться с настоящей методикой поверки, эксплуатационной документацией на стенды, техническим описанием средств измерений и оборудования, используемых при проведении поверки.
-
3 В тексте настоящей методики поверки использованы ссылки на следующие нормативные документы:
-
- ГОСТ Р 8.736-2011 ГСОЕИ. «Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения».
-
4 В тексте настоящей методики поверки имеются следующие сокращения:
-
- РЭ - руководство по эксплуатации;
-
- МП - методика поверки;
-
- ПО - программное обеспечение;
-
- ЭД - эксплуатационная документация
-
- СКО - среднее квадратическое отклонение (результата измерений);
-
- СП - систематическая погрешность.
Интервал между поверками - 1 год
1 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ-
1.1 При проведении поверки выполняют операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта МП |
Обязательность проведения операции при поверке | |
Первичной |
Периодической | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 Внешний осмотр |
5.1 |
Да |
Да |
2 Проверка комплектности |
5.2 |
Да |
Да |
3 Опробование |
5.3 |
Да |
Да |
4 Подтверждение соответствия программного обеспечения |
5.4 |
Да |
Да |
5 Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения автомобиля |
5.5 |
Да |
Да |
6 Определение приведенной погрешности измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов |
5.6 |
Да |
Да |
-
2 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
-
2.1 При проведении поверки должны применяться средства измерений и вспомогательное оборудование, указанные в таблице 2.
-
Таблица 2
Наименование средства измерений и оборудования |
Основные метрологические и технические характеристики |
Номер пункта МП |
1 Рулетка измерительная металлическая Geobox РК2-8 |
Номинальная длина шкалы 5 м. 3 класса точности, по ГОСТ 7502-89, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений 36016-07 |
5.5 |
2 Тахометр АТТ серии 6000 мод. АТТ-6002 |
Диапазон измерения частоты вращения от 10 до 105 об/мин, пределы допускаемой относительной погрешности ±(0,1 %+2 е. м. р.), регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений № 27264-11 |
5.5 |
3 Весы электронные настольные МК-32.2-А20 |
Диапазон измерений от 0.1 до 32,2 кг. Пределы допускаемой абсолютной погрешности ± 15 г, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений № 55369-13 |
5.6 |
2.2 Допускается применение других средств поверки, обеспечивающих требуемую точность измерений, со свидетельствами о поверке с неистекшим сроком действия.
-
3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ
-
3.1 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
-
- все детали стенда должны быть очищены от пыли и грязи;
-
- стенд должен быть заземлен.
-
3.2 Должны выполняться требования техники безопасности, определяемые:
-
- ПОТ Р 0-14000-001-98 «Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения»;
-
- ГОСТ 12.2.007.0-75 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Изделия электротехнические. Общие требования безопасности (с Изменениями № 1, 2, 3, 4)» -требования техники безопасности для защиты персонала от поражения электрическим током согласно классу I;
-
- правила безопасности труда и пожарной безопасности, действующие на предприятии.
-
3.3 К проведению поверки стенда допускают лиц, ознакомленных с эксплуатационными документами (далее - ЭД) на поверяемые стенды и средства поверки, имеющих квалификацию поверителя и прошедших инструктаж по технике безопасности в установленном порядке.
-
4.1 При проведении поверки соблюдают следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха, °C от +15 до +25;
-
- относительная влажность окружающего воздуха. %. не более 80;
-
- атмосферное давление, кПа от 84,0 до 106,7.
-
5 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
-
5.1 Внешний осмотр
-
При внешнем осмотре устанавливают соответствие стендов следующим требованиям:
-
- надписи на шильдике стенда, определяющие наименование и заводской номер стенда, год выпуска, наименование изготовителя, соответствуют указанным в ЭД;
-
- отсутствуют внешние повреждения, влияющие на работоспособность и безопасность;
-
- надписи и маркировка четкие, соответствующие ЭД;
-
- соединение и подключение всех блоков стенда соответствуют ЭД;
Результаты внешнего осмотра считают положительными, если стенд соответствует перечисленным требованиям.
-
5.2 Проверка комплектности
При проверке комплектности должно быть установлено ее соответствие перечню, который приведен в эксплуатационной документации на стенд.
-
5.3 Опробование
-
5.3.1 Проверка общего функционирования
-
Проверку общего функционирования проводят в соответствии с требованиями, нормами и методами, установленными в разделе 2 Руководства по эксплуатации (РЭ) стенда.
При проверке определяют:
-
- возможность включения, выключения и функционирования стенда;
-
- работоспособность органов регулирования и управления;
-
- срабатывание защиты, аварийной сигнализации и блокировки;
-
- функционирование индикаторных устройств.
Результаты проверки общего функционирования стенда считают положительными, если стенд соответствует требованиям и нормам, установленными в РЭ.
-
5.4 Подтверждение соответствия программного обеспечения
-
5.4.1 Подтверждение соответствия программного обеспечения проводят визуально путем вывода номера версии на экран персонального компьютера (далее - ПК). Для этого необходимо запустить программное обеспечение стенда в операционной системе ПК
-
5.4.2 Вв появившемся основном экране программы «SPARC Vehicle» выбрать вкладку «Help», в информационном окне отобразится идентификационное наименование и номер версии программного обеспечения поверяемого стенда.
-
5.4.3 Результаты проверки соответствия программного обеспечения считают положительными, если на экран выводятся идентификационное наименование и номер версии программного обеспечения, не ниже, указанной в таблице 3.
-
Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
SPARC Vehicle |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
V1.21 |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
5.5 Определение абсолютной погрешности измерений скорости движения автомобиля
-
5.5.1 На первом этапе выполняют определение средних диаметров беговых барабанов
-
5.5.1.1 Удалить загрязнения, ржавчину и другие посторонние фракции с поверхности барабанов, отметить точки измерений на поверхности барабанов фломастером. Для этого фломастер на выбранной точке фиксируется посредством штатива с магнитным держателем. Барабан медленно вращается вручную, так чтобы фломастер вёл одну линию вокруг окружности барабана.
-
5.5.1.2 Измерить с помощью рулетки измерительной диаметры d\, di и d^ мм. Измерения проводятся рулеткой на всех барабанах поверяемого стенда. Точки, в которых по длине барабана, следует измерять длины окружностей и рассчитывать диаметры d\, d2 и d2, выбираются в соответствии с рисунком 1. Результаты измерений диаметров dj, d2 и б/з для каждого барабана заносятся в протокол поверки.
1
м*
/, - 0,251
/. = (
151
11 = 0,751
Рисунок 1 - Точки измерений для измерений диаметров беговых барабанов d/. d2u d2
-
5.5.1.3 Рассчитать для каждого барабана средний диаметр барабана d согласно формуле
+ б/? + ^3
(1)
-
5.5.1.4 Результаты определения средних диаметров барабанов считают положительными, если для каждого проверяемого барабана полученное значение среднего диаметра составляет 1219.2±0,3 мм.
-
5.5.2 На втором этапе выполняют измерения скорости движения автомобиля с помощью тахометра электронного, например, типа АТТ 6000.
-
5.5.2.1 При проведении измерений значения скорости движения автомобиля на беговых барабанах устанавливаются в диапазоне от 0 до 200 км/ч (шаг установки скорости 20 км/ч). На выбранный для проверки барабан наносится контрастная метка, которая может быть распознана ручным тахометром.
-
5.5.2.2 Для каждой заданной скорости движения автомобиля выполняют не менее трех серий измерений в следующей последовательности:
-
- включить беговые барабаны стенда с заданной скоростью движения автомобиля V^, км/ч;
-
- удерживая тахометр вертикально, направить излучатель тахометра на область барабана, где нанесена маркировочная метка. При этом необходимо добиться устойчивых показаний величины оборотов барабана п на дисплее тахометра. Результаты измерений числа оборотов каждой пары беговых барабанов заносятся в протокол поверки;
-
- по результатам измерений числа оборотов барабана п и среднего диаметра барабана dm рассчитать скорость автомобиля Удейств, км/ч, согласно следующей формуле
^=тт^-»-6хЮ-5 (2)
-
5.5.2.3 Рассчитать абсолютную погрешность измерений скорости движения автомобиля А, км/час, по формуле
-V
действ
-
5.5.2.4 Для каждого заданного значения скорости движения автомобиля по результатам всех проведенных измерений (не менее трех серий) определить максимальное значение абсолютной погрешности измерений скорости движения автомобиля в серии.
-
5.5.2.5 Результаты определения абсолютной погрешности измерений скорости движения автомобиля считают положительными, если полученные максимальные в серии значения абсолютной погрешности для каждого заданного значения скорости движения автомобиля в диапазоне измерений от 0 до 200 км/ч не превышают пределов допускаемой погрешности ±1 км/ч.
5.6 Определение приведенной погрешности измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов
-
5.6.1 Определение погрешностей измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов, производится экспериментальным путем. Для создания на тензометрических датчиках силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов, используется метод передачи физической величины силы с помощью рычагов, входящих в комплект стенда и набора калибровочных грузов (эталонных гирь).
-
5.6.2 Определение погрешностей измерений тангенциальной составляющей силы проводить вначале для тензометрических датчиков беговых барабанов передней оси, а затем для тензометрических датчиков беговых барабанов задней оси (для модификаций стендов с двумя осями и четырьмя беговыми барабанами).
-
5.6.3 Определение погрешностей измерений тангенциальной составляющей силы для каждого тензометрического датчика стенда. проводить в следующей последовательности:
- установить рычаги калибровочного приспособления на специальные посадочные площадки и зацепить тяги рычагов за кольцевое ухо на статоре динамометра с обеих сторон к тензометрическому датчику стенда согласно соответствующему разделу руководства по калибровке стенда. На длинное плечо рычага установить тягу с тарелкой для калибровочных грузов (эталонных гирь) как показано на рисунке 2;
Рисунок 2 - Схема установки грузов (эталонных гирь)
на калибровочный рычаг
-
- при выполнении всех измерений контролировать горизонтальность установки рычага с помощью уровня;
-
- включить стенд:
-
- выполнить последовательное нагружение тарелки грузами сначала для положительной нагрузки (гири устанавливаются на заднюю тарелку) постепенно увеличивая нагрузку;
-
- последовательное нагружение производить одиннадцатью ступенями, таким образом, чтобы усилия, приложенные к тензометрическому датчику менялись через (0,1 хХверх) Н. от (ОДхХверх)Н до (1,1 хХверх) Н в порядке возрастания со стороны их меньших значений. Занести в протокол соответствующие показания с дисплея стенда - Yi,'k, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени (при ступенчатом изменении X от (0,1 хХверх) Н до (1,1хХверх) Н). На ступени 11 запись данных не производится;
-
- для каждого значения нагрузки измерения повторяются не менее 3-х раз. за величину погрешности принимается максимальное отклонение от заданного;
-
- значения всех измеренных величин заносятся в протокол испытаний;
-
- приведенная погрешность измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов стенда 6 % в соответствующих точках градуировочной характеристики определяется по формуле:
F
деист
(4)
где: Гигм - показания тангенциальной составляющей силы, фиксируемые на дисплее стенда. Н;
Fdeucme ~ расчетные значения усилий, создаваемых с помощью гирь и рычагов. Н;
Fmokc ~ верхний предел диапазона измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов, FMaKC =5400 Н.
-
5.6.4 - повторить процедуру, описанную выше, для отрицательной нагрузки (гири устанавливаются на переднюю тарелку) постепенно увеличивая нагрузку.
-
5.6.5 Результаты определения приведенной погрешности измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов, считают положительными, если полученные значения приведенной погрешности не превышают пределов допускаемой погрешности ±0,1 % во всем диапазоне измерений силы.
-
6.1 При положительных результатах поверки, проведённой в соответствии с настоящей методикой, оформляется протокол поверки в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ А и выдаётся свидетельство о поверке. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
-
6.2 При отрицательных результатах поверки гравиметр к применению не допускается и на него оформляется извещение о непригодности.
Протокол первичной/периодической поверки стенда динамометрического с беговыми барабанами VULCAN II EMS-CD48L
Условия поверки:
Температура окружающего воздуха__________°C.
Относительная влажность воздуха__________%.
Атмосферное давление__________кПа.
Результаты поверки
-
1 Внешний осмотр, проверка комплектности____________________________________
-
2 Опробование_________________________________________________________
-
3 Подтверждение соответствия программного обеспечения_________________________
-
4 Абсолютная погрешность измерений скорости движения автомобиля, км/ч
-
5 Приведенная погрешность измерений тангенциальной составляющей силы, прикладываемой к поверхности беговых барабанов, %
5 Заключение: стенд динамометрический с беговыми барабанами VULCAN II EMS-CD48L, №
пригоден / непригоден для применения.
Дата поверки «_______»_________________201_ г.
Поверитель__
Подпись Расшифровка подписи
9