Методика поверки «Системы диагностики тормозов грузовых составов автоматизированные «АСДТ»» (ΜΠ 207.2-007-2016)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ» (ФГУП «ВНИИМС»)
2020 г.
СО -.-Oj.
УТВЕРЖДАЮ еститель директора ФГУП «ВНИИМС»
.В. Иванникова
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МП 207.2-007-2016
Изменение №1 МоскваНастоящая методика поверки распространяется на системы диагностики тормозов грузовых составов автоматизированные «АСДТ», (далее - системы) и устанавливает методику их первичной и периодических поверок.
Первичная поверка производится при выпуске из производства и после ремонта, периодическая поверка в процессе эксплуатации системы.
Рекомендованный интервал между поверками - 1 год.
1 Операции и средства поверкиПри проведении поверки выполняют операции и применяют средства поверки указанные
в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта методики поверки |
Средства поверки |
Проведение операции при проверке | |
первичной |
периодической | |||
1 Внешний осмотр |
5.1 |
- |
да |
да |
2 Проверка версии программного обеспечения (ПО) |
5.2 |
да |
да | |
3 Проверка защиты системы от несанкционированного доступа |
5.3 |
да |
да | |
4 Опробование |
5.4 |
да |
да | |
5 Определение погрешности давления, сформированного пневматической секцией в режиме «Продувка» |
5.5 |
Манометр грузопоршневой МП-60 Верхний предел измерений 6 МПа, нижний предел измерений 0,1 МПа. Пределы допускаемой основной погрешности, %: ±0,02 и ±0,05 от измеряемого давления (при давлениях от 10 до 100 % от верхнего предела измерений); ±0,02 и ±0,05% от 0,1 верхнего предела измерений ( при давлениях ниже 10% от верхнего предела измерений). Калибратор давления Crystal Диапазон измерений от минус 0,099 до плюс 2 МПа Пределы допускаемой основной погрешности ±(0,05% ИВ + 0,005% ВПИ). |
да |
да |
6 Определение погрешности давления, сформированного пневматической секцией в режиме «Зарядка» |
5.6 |
да |
да | |
7 Определение погрешности давления, сформированного пневматической секцией в режиме «Отпуск» |
5.7 |
да |
да | |
8 Определение погрешности давления, сформированного пневматической секцией в режиме «Торможение» |
5.8 |
да |
да | |
9 Оформление результатов поверки |
6 |
да |
да |
Допускается применение других средств измерений, прошедших поверку в установленном порядке, метрологическими службами, аккредитованными на право проведения поверки данных средств измерений, удовлетворяющих по точности и техническим характеристикам требованиям настоящей поверки.
-
1.1 Поверка прекращается при получении отрицательного результата по любому из пунктов таблицы 1.
-
1.2 При первичной поверке система возвращается изготовителю, с изложением причин возврата, для устранения несоответствий и повторного предъявления.
-
1.3 В случае не прохождения периодической поверки, запрещается эксплуатация системы с выдачей рекомендаций о проведении её ремонта или юстировки
В настоящей методике приняты следующие определения и сокращения:
давление зарядное: Установленное давление в тормозной сети ведущего (головного) локомотива или вагона мотор-вагонного поезда (МВПС) при поездном положении управляющего органа крана машиниста и полностью заряженной тормозной сети поезда;
давление сверх зарядное: Повышенное давление в тормозной магистрали локомотива по сравнению с установленным зарядным давлением при поездном положении управляющего органа крана машиниста;
магистраль тормозная: Воздушная магистраль, служащая для питания сжатым воздухом и управления тормозами поезда посредством изменения в ней давления сжатого воздуха;
магистраль питательная: Воздушная магистраль, служащая для соединения главных резервуаров и крана машиниста, а также для питания сжатым воздухом потребителей;
опробование тормозов: Последовательность технологических операций, направленных на определение правильности действия тормозов на торможение и отпуск, а также способности торможения не менее определенного времени;
служебное торможение: Снижение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали; ПМ - питательная магистраль;
ТМ - тормозная магистраль.
{Измененная редакция, Изм. №1)
2 Требования безопасности и требования к квалификации поверителей-
2.1 При проведении проверки соблюдают требования безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации на систему и электронные устройства, например, компьютер, принтер и другие, совместно с которыми может работать система:
подключение кабелей к блокам системы производить при выключенном сетевом питании блоков;
все блоки системы должны быть надежно заземлены;
установку манометров и переключение сжатого воздуха на электропневматических блоках производить при закрытом кране питательной магистрали (ПМ).
-
2.2 К поверке допускают лиц, аттестованных в качестве поверителей, имеющих опыт работы с внешними устройствами, совместно с которыми может работать система, и изучивших руководство по эксплуатации на систему.
-
3.1 Поверку системы проводят в следующих условиях:
-
- температура окружающей среды, °C от +18 до +28
Если условия поверки отличаются от нормальных, то в показания используемых СИ необходимо вносить поправку, в соответствии с описанием типа.
-
- относительная влажность при t=+25 °C не более 80%
-
- питание от сети переменного тока:
-
- напряжение, В 198-242
-
- подводимое давление сжатого воздуха к системе, МПа, не менее 0,7
-
3.2 Если условиями эксплуатации установки предусмотрена передача результатов измерений внешним электронным устройствам, то поверку проводят совместно с этими устройствами, а в свидетельстве о поверке указывают, что систему допускают к работе с соответствующими внешними электронными устройствами.
{Измененная редакция, Изм. №1)
4 Подготовка к поверке-
4.1 Перед проверкой системы провести подготовительные работы согласно эксплуатационной документации в том числе:
-
- краны К, КК1 - КК5 перекрыть;
-
- присоединить эталон;
-
- включить питание РЩ;
-
- включить питание ПОП;
-
- запустить на компьютере ПОП программу «АСДТ».
Принятые условные обозначения (рисунок 1):
БУ1- блок управления первым каналом;
ФМ - магистральный фильтр;
ВК - выхлопной коллектор;
КК1- КК5 - кран канала тормозной магистрали;
К - кран питающей магистрали;
РД - регулятор давления;
ДЦ МП - датчик давления питательной магистрали;
ДД МТ - датчик давления тормозной магистрали;
ДУ - датчик утечек;
ФП - фильтр пилотный;
ПОП - пост оператора парка;
МН - магистраль питательная;
МТ1 - магистраль тормозная первого канала;
РЩ - щит распределительный;
СП - секция пневматическая (канал);
ЭПП - электропневматический преобразователь.
-
4.2 После пуска программы, которая по умолчанию запускается автоматически, на экране ПОП будет выведено рабочее окно программы «АСДТ» рисунок 2.
На вкладке «Журнал» рабочего окна программы нажать кнопку «Парк», в результате на экране высветится окно выбора канала системы рисунок 3.
Печать Диагностик» Сервис Справка
Начать осмотр |
Уск. зарядка Целостность Плотность |
I Торможение |
Уск.отлуск |
Зарядка |
Продувка |
Отпуск | |
Журнал |
Парк |
Закончить
Я ООО “АГРОЭ/Г Автоматизированная система диагностики тормозов —ОХ
Печать Диагностика Сервис Справка
Ц, Журнал Рыбное "Парк А“
О х О г О э О < 0 s
13:18 Понедельник 08.08.2016
Рыбное "Парк А”, Давление НМ: 0,65 МПа
Рисунок 3 - Окно выбора канала
На вкладке нумерация каналов (рис. 3), нажать кнопку (например) откроется окно
номера пути (канала) рисунок 4.
флвха
у, журим Рыбное -паре А'
Предъявление состава'
№ среднего вагона:
Nt хвостового вагона:
Всего осей.
Локомотив серии Na
Список вагонов'
Момер поезда:
Требуется ручных тори, осей;
,006/0,4
Наличие ручных торм. осей:
обоаання
Требуемое нажатие .
! * ■-
Давление в хвосте;
Отмена
Выход штока хв вагона:
Время отпуска:
Композиционных накладок:
; инфо
Понедельник 08.08.2016
Рисунок 4 - Выбор пути (канала)
Ступень торможения
Предъявление состава
Ухажит» номер пути
J Путь < Путь г Путь —]путь J Путь : путь путь Путь ••• Путь
Канал системы
гомкпшж ...
Становится доступной кнопка «Начать осмотр» рисунок 5 и 6 при нажатии на которую стартует один из двух режимов: продувка или отпуск с выпадающими списками «Зарядное давление» и «Супень торможения».
Печен
Сервис Справка
08.08.2016
Локомотив серии Nt:
Номер поезда
Требуется ручныхторм. осей.
Уклон /К: 0,006/0,4
Денные опробования
Плотность;
Зарядное давление:
Ступень торможения:
Канал системы:
Предъявление состава:: 13:24
а ООО “АГРОЭ/Г Автоматизированная система диагностики тормозов
Ндаат*
№ среднего вагона:
Список вагонов
Наличие ручных торм. осей;
Требуемое нажатие'
Давление в хвосте
0.1
0.6
0.5
0.4
0.3
0.2
Выход штока хв. вагона
Время отпуске:
Композиционных накладок
Nt хвостового вагона; Всего осей:
У Журнал Рыбное ’Парк А”
Ф эн
0 10 2
Сведения о составе
11
9
10
7
8
6
2
$
3
4
1
12
Рыбное "Парк А*, Давление НМ: 0,67 МПа
13 24 Понедельник 08.08.2016
Рисунок 5 - Окно режимов
Предъявление
Локомотив серии N9.
номер поезда
Данные опробования
Плотность:
Зарядное давление
Ступень торможения.
Канал системы:
Уклон/К: 0,006/0,4
тик» Сервис Справка
Н Журнал Рыбное "Парк А1
Список вагонов:
Давление в хвосте:
0.1
N9 среднего вагона: № хвостового вагона Всего осей.
Выход штока хе вагона:
Время отпуска
Композиционных накладок
Наличие ручных торм, осей; Требуемо* нажатие:
О i О
Сведения о составе
2
S
9
12
3
1
10
11
4
Рыбное "Перн А", Давление НМ: 0,68 МПа
13 2S Понедельник 08.08.2016
Рисунок 6 - Окно режимов
Требуется ручных торы, осей:
-
5.1 Внешний осмотр
-
5.1.1 При внешнем осмотре должно быть установлено:
-
-
- наличие руководства по эксплуатации АЭК 78.00.000РЭ;
-
- комплектность системы «АСДТ» в соответствии с эксплуатационной документацией;
-
- соответствие внешнего вида системы эксплуатационной документации;
-
- отсутствие механических повреждений, влияющих на правильность функционирования и метрологические характеристики системы.
На маркировочной табличке должны быть указаны наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, обозначение системы, заводской номер, год выпуска. Проверяют соответствие комплектности, качество внешних покрытий системы требованиям технической документации.
Проверяют отсутствие видимых повреждений системы, целостность рукавов соединительных. При работе с внешними электронными устройствами проверяют целостность кабелей связи с этими внешними устройствами.
Проверяют соответствие выполнения требований «Технических условий на подключение системы».
{Измененная редакция, Изм. №1)
-
5.1.2 Система не соответствующая требованиям п.5.1.1, не подлежит проверке до устранения несоответствий. После их устранения внешний осмотр проводят в полном объеме.
-
5.2 Проверка версий программного обеспечения (ПО)
-
5.2.1 В соответствии с указаниями руководства по эксплуатации системы, вывести на экран ее монитора версию программного обеспечения. Наименование программы и используемая версия не должны противоречить приведенным в Руководстве по эксплуатации.
-
-
5.3 Проверка защиты системы от несанкционированного доступа.
-
5.3.1 Испытания по данному пункту проводят на произвольно выбранном автоматизированном рабочем месте (АРМ) оперативно-диспетчерского и управленческого персонала, входящем в состав поверяемой системы.
-
5.3.2 Пользуясь указаниями руководства по эксплуатации, осуществить выход всех пользователей и в этом режиме осуществить попытку несанкционированного доступа к АРМ, например, путем изменения показаний измеренных данных, паспортных данных, настроечных
-
коэффициентов и т.п.
-
5.3.3 Результаты проверки являются положительными, если любые несанкционированные действия пользователя на испытуемом АРМ блокируются в порядке, регламентированном в руководстве по эксплуатации на систему.
5.4 Опробование
-
5.4.1 Для проведения опробования «АСДТ», пользуясь указаниями руководства по эксплуатации по порядку работы системы, выполнить операции указанные в разделе 4,
Последовательность действий при опробовании может изменяться в зависимости от комплектности системы.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
5.4.2 При опробовании проверяется работоспособность:
-
- установки пневматической стационарной, создающей заданные давления в тормозной сети;
-
- вывод измерительной информации на электронный дисплей;
-
- выполнение всех основных и дополнительных функций, связанных с диагностикой тормозного оборудования грузовых вагонов, изложенной в технической документации на систему;
-
- проверяется соответствие функционирования ПО требованиям, изложенным в соответствующем разделе Описания типа.
-
5.4.3 На стационарной установке системы открыть краны К и К1 (рис. 1).
Нажать на кнопку «Начать осмотр». Режим по умолчанию задан - Отпуск (зеленый цвет диаграммы давления в тормозной магистрали) рисунок 7.
бЦ ООО 'АГРОЭЛ' Автоматизированная система диагностики тормозов
Печать Диагностика Сервис Справка
Пличоеть
Сведения о составе № среднего вагона: № хвостового вагона: Всего осей
Список вагонов.
мят
Нфпгнк
«лавок
Предъявление состава.; 13:20
Требуется ручных торн, осей: Наличие ручных терм осей: Требуемое нажатие;
Давление в хвосте: Выход штока хе. вагона' Время отпуска. Композиционных накладок.
Отпуск
О s
Кол-ве
ое» ■ оеей
08.08.2016
Локомотив серии Nt; ! Номер поезда. : Уклон/К. 0,006/03 v Денные опробования
Плотность: i
Вес. ”]
I i сек
<М>1 v мла
2
торможмв...
0,51 МПа
отабилые
« О,SO v
мп«
Г '.....] мм
I I С**
LJ *
Зарядное давление
Ступень торможения
Камал системы:
: : : |
• : |
• : : |
: : : |
• : : | ||||||||
•4Ц- |
-■Цф |
4|. |
■г |
44-4 |
-П4- |
-4U- |
.444 |
444 |
.444 | |||
■44-- |
4- |
■4- |
-н4- |
"Н”:" |
-44-i- |
10 11 12
13 22 Понедельник 08.06.2016
Рыбное "Парк А", Давление НМ: 0,53 МПа
Рисунок 7
-
5.4.4 Нажать на кнопку «Торможение» и перейти в соответствующий режим (синий цвет диаграммы давления в тормозной магистрали) рисунок 8.
чать Диагностика Сервис Справка
Торможение
Журнал Рыбное “Пара А
Список вагонов:
Давление в хвосте:
N» среднего вагона.
Ns хвостового вагона: Всего осей;
О 10 2
Сведения о составе
наличие ручных торм. осей Требуемое нажатие'
12
11
Предъявление состава
Локомотив серии Nt:
Требуется ручных тори, осей
Выход штока хв. вагоне;
Время отпуска;
КОМЛОЖЦИОННЫХ ИЗКЛЯДОК'
Номер поезда
Данные опробовании
Платность;
Зарядное давление.
Ступень торможения:
Канал системы
0,46 МПа
одбильнс
.л..:.:..
.лд.д.
j..
•йТ
"Н'й
-44-4--
-444-
-44-4-: : :
•f-it
-44’-!--
: j :
*:ТТ
L '1■
-н4-
Г . 1
”Н‘Г
: : :
■ г
Ч-44--; : ■.
•м-т-
: | 4.....
■ ! ;......:.....
: : :
Рыбное "Парк А", Давление НМ: 0,53 МПа 13:22 Понедельник 08.08.2016
Рисунок 8
-
5.4.5 Повторить пункты 5.3.2 - 5.3.4 для остальных каналов системы
-
5.5 Определение погрешности давления в режиме “Продувка”.
-
Выбрать произвольный путь. Выбрать из выпадающего списка проверяемый канал системы. Нажать кнопку «Начать осмотр», после чего нажать на кнопку «Продувка». Дождаться стабилизации системы. Канал перейдет в состояние продувки и давление в электропневматическом преобразователе определяют по эталону, установленному на питающей магистрали.
-
5.5.1 К первичному преобразователю подключить соответствующее средство поверки в соответствии с его технической документацией.
Произвести отсчет показателей с эталона, (РПризм)-
-
5.5.2 Основную приведенную к диапазону измерений погрешность определить при 3 поверяемых точках и 3 циклах в каждой из поверяемых точек при изменениях входной измеряемой величины от меньших значений к большим (прямой ход) и от больших значений к меньшим (обратный ход); Для этого по результатам измерений определить абсолютную погрешность сформированного давления:
А Рпр= Рпризм-Рпрнорм; МПа (1)
где: РПр норм - нормированное значение давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим «Продувка» (Рпр норм ОД МПа);
Д Рпр- абсолютная погрешность давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим “Продувка”.
8 = х 100%,
Ди
где
8 - основная приведенная погрешность измерений давления воздуха, сформированного в пневматической секции, режим “Продувка”
Ди -диапазон измерений
Система считается прошедшей проверку, если основная приведенная погрешность измерений давления воздуха, сформированного в пневматической секции, режим “Продувка”, не превышает ±0,5% от диапазона измерений.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
5.6 Определение погрешности зарядных давлений, в режиме “Зарядка”.
Выбрать проверяемый канал системы (см. рис.4), нажать кнопку «Зарядка». К первичному преобразователю подключить соответствующее средство поверки в соответствии с его технической документацией. Выбрать на экране из выпадающего списка зарядных давлений 0,46 МПа. Дождаться стабилизации давления в системе.
Через 20-30 секунд снять показания давления по эталону. Далее установить последовательно в положение: 0,5; 0,53 и произвести отсчет показаний с эталона, (Рзар ИЗм)-
-
5.6.1 Основную приведенную к диапазону измерений погрешность определить при 3 поверяемых точках и 3 циклах в каждой из поверяемых точек при изменениях входной измеряемой величины от меньших значений к большим (прямой ход) и от больших значений к меньшим (обратный ход); Для этого по результатам измерений определить абсолютную погрешность сформированного давления:
А Рз= Рз ИЗМ- Рз норм? МПа (2)
где: Р3 „ори - нормированное значение давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим «Зарядка»;
А Р3 - абсолютная погрешность давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим “Зарядка”;
5 = Ар. х 100%,
Ди
где
8 - основная приведенная погрешность измерений давления воздуха, сформированного в пневматической секции, режим “Зарядка”;
Ди -диапазон измерений
Система считается прошедшем проверку, если погрешность значения давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим “Зарядка”, не превышает ±0,5% от диапазона измерений.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
5.7 Определение погрешности давления сформированного в пневматической секции в режиме “Отпуск”.
На проверяемом канале нажать кнопку «Зарядка». Выбрать на экране из выпадающего списка зарядных давлений положение 0,5 МПа. Нажать кнопку «Отпуск». К первичному преобразователю подключить соответствующее средство поверки в соответствии с его технической документацией.
Дождаться стабилизации давления. Давление контролировать по эталону.
-
5.7.1 Основную приведенную к диапазону измерений погрешность определить при 3 поверяемых точках и 3 циклах в каждой из поверяемых точек при изменениях входной измеряемой величины от меньших значений к большим (прямой ход) и от больших значений к меньшим (обратный ход); Для этого по результатам измерений определить абсолютную погрешность сформированного давления:
А Ро= Ро ИЗМ - Ро норм; МПа (3)
где: А Ро- абсолютная погрешность давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим “Отпуск”;
Ро изм - измеренное значение давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим “Отпуск”.
8 = х 100%,
где
-
6 - основная приведенная погрешность измерений давления воздуха,
Ди -диапазон измерений
сформированного в пневматической секции, режим “Отпуск”
Ди -диапазон измерений
Система считается пригодной к эксплуатации, если погрешность значения давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим “Отпуск”, не превышает ±0,5% от диапазона измерений.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
5.8 Определение погрешности давления сформированного в пневматической секции в режиме “Торможение”.
-
5.8.1 Выбрать проверяемый канал системы. К первичному преобразователю подключить соответствующее средство поверки в соответствии с его технической документацией.
-
Нажать кнопку «Торможение» (см. рис.2). В нижней части появится окно <Торможение>. Выбрать на экране в выпадающем списке <3арядное давление> - 0,51 МПа и <Ступень торможения> - 0,05 МПа. Нажать еще разна кнопку <Торможение> на экране появится диаграмма ступени торможения. Дождаться стабилизации давления в системе. Через 20-30 секунд снять показания давления по эталону. По эталону контролировать полученную разницу давлений до и после торможений:
-
1) при закрытом кране питательной магистрали снять показания с эталона до нажатия на кнопку «Торможение»;
-
2) через 20-30 секунд снять показания с эталона после появления диаграммы торможения.
-
5.8.2 Определить величину давления, сформированного в пневматической секции в режиме “Торможение”:
Ртм=Р3д-РСтторм;МПа (4)
где: Ртм- давление в тормозной магистрали, МПа;
Рзд - нормированное значение давления воздуха сформированного в пневматической секции в режиме«3арядное давление»;
Рст тори - нормированное значение давления воздуха сформированного в пневматической секции, <Ступень торможения).
-
5.8.3 Основную приведенную к диапазону измерений погрешность определить при 3 поверяемых точках и 3 циклах в каждой из поверяемых точек при изменениях входной измеряемой величины от меньших значений к большим (прямой ход) и от больших значений к меньшим (обратный ход); Для этого по результатам измерений определить абсолютную погрешность сформированного в пневматической секции в режиме “Торможение”:
Д Ру= Ртм- Ртмизм; МПа (5)
где: Д Ру — абсолютная погрешность давления воздуха сформированного в пневматической секции в режиме “Торможение”;
Ртм изм - измеренное значение давления воздуха сформированного в пневматической секции в режиме “Торможение”;
5 = Ар- х 100%,
Ди
где
8 - основная приведенная погрешность измерений давления воздуха, сформированного в пневматической секции, режим “Зарядка”;
Ди -диапазон измерений
Система считается прошедшей проверку, если погрешность значения давления воздуха сформированного в пневматической секции, режим ’’Торможение”, не превышает ±0,5% от диапазона измерений.
(Измененная редакция, Изм. №1)
-
6.1 Положительные результаты поверки оформляют свидетельством о поверке.
-
6.2 Результаты измерений заносят в протокол проверки произвольной формы.
6.3 При отрицательных результатах проверки систему к эксплуатации не допускают, оттиски поверительного клейма гасят, свидетельство о поверке аннулируют и, в соответствии с Приказом № 1815 Минпромторга России от 02 июля 2015 г., оформляют извещение о
12