Методика поверки «Государственная система обеспечения единства измерений Комплексы аппаратно-программные «Барьер-Юг»» (651-19-042 MП)

Методика поверки

Тип документа

Государственная система обеспечения единства измерений Комплексы аппаратно-программные «Барьер-Юг»

Наименование

651-19-042 MП

Обозначение документа

ВНИИФТРИ

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель

генерального директора -заместитель по научной работе

Государственная система обеспечения единства измерений Комплексы аппаратно-программные «Барьер-Юг»

Методика поверки

651-19-042 МП

2020 г.

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  • 1.1 Настоящая методика распространяется на Комплексы аппаратно-программные «Барьер-Юг» (далее - комплексы) и устанавливает методику, порядок и содержание их первичной и периодической поверок.

  • 1.2 Объем первичной и периодической поверок приведен в таблице 1.

  • 1.3 Для комплексов, применяемых для контроля скорости движения транспортных средств в зоне контроля и на контролируемом участке в случае изменения схем монтажа, а также изменения местоположения комплексов, производится внеочередная поверка в объеме периодической поверки.

  • 1.4 Поверка по п.п. 7.5 и 7.6 осуществляется только на месте эксплуатации комплексов.

  • 1.5 Интервал между поверками 2 года.

2 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ

2.1 При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1

Наименование операции

№ пункта методики

Первичная поверка

Периодичес кая поверка

Внешний осмотр

7.1

да

да

Опробование

7.2

да

да

Идентификация программного обеспечении (ПО)

7.3

да

да

Определение метрологических характеристик:

Определение     абсолютной     погрешности

синхронизации внутренней шкалы времени (ШВ) комплексов к ШВ UTC(SU)

7.4

да

да

Определение погрешности измерений скорости движения транспортных средств (ТС) в зоне контроля

7.5

да

да

Определение погрешности измерений скорости движения ТС на контролируемом участке

7.6

да

да

Определение    погрешности    (по    уровню

вероятности 0,95 и геометрическом факторе PDOP < 3) определения координат в плане

7.7

да

да

  • 2.2 Допускается проведение поверки меньшего числа измеряемых величин с обязательным указанием в свидетельстве о поверке информации об объеме проведенной поверки на основании заявления.

Метрологические характеристики, поверяемые в обязательном порядке определены в п.7.4 и 7.7.

  • 2.3  При получении отрицательных результатов поверки по любому пункту таблицы 1, поверка прекращается и комплекс признаётся непригодным к применению.

3 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

3.1 При проведении поверки рекомендуется применять средства поверки, указанные в таблице 2.

Таблица 2

№ пункта методики поверки

Наименование рабочих эталонов или вспомогательных средств поверки; номер документа, регламентирующего технические требования к рабочим эталонам или вспомогательным средствам; разряд по государственной поверочной схеме и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки

7.2, 7.4

Источник первичный точного времени УКУС-ПИ 02ДМ, пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени выходного сигнала частотой 1 Гц (1PPS) относительно шкалы времени UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS ±1 мкс

7.2, 7.5

Дальномер лазерный ADA Cosmo 100, диапазон измерений расстояний от 0,05 до 100 м, пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояний ±1,5 мм

7.6

Курвиметр дорожный КП-230 РДТ пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояний ±(0,005 L + 0,01) м (где L - значение измеренной величины)

7.2, 7.5, 7.6

Аппаратура навигационно-временная потребителей глобальных навигационных спутниковых систем DIOHACC/GPS/GALILEO/SBAS NV08C-MCM, NV08C-CSM и NV08C-CSM-DR, пределы допускаемой инструментальной погрешности измерения скорости ±0,1 м/с

7.2, 7.7

GNSS-приемник спутниковый геодезический многочастотный SIGMA, предел допускаемой абсолютной погрешности измерения длины базиса в плане ±3 (3+5-10’7 D) мм, где D - измеренная длина базиса в мм

Вспомогательное оборудование

7.4

Электронный дисплей

7.7

Линейка измерительная металлическая, диапазон измерений до 1000 мм

3.2 В

место указанных в таблице 2 средств поверки допускается применять другие

аналогичные средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с требуемой точностью.

  • 3.3 Все средства поверки должны быть исправны, поверены и иметь свидетельства о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в технической документации.

4 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ
  • 4.1 Поверка должна осуществляться лицами, аттестованными в качестве поверителей в порядке, установленном в ПР 50.2.012-94.

  • 4.2 Персонал, проводящий поверку, должен быть ознакомлен с руководством по эксплуатации комплексов и настоящей методикой поверки.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  • 5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, в соответствии с ГОСТ 12.3.019-80.

в УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
  • 6.1 Поверка производится при рабочих условиях эксплуатации поверяемых комплексов и используемых средств поверки.

Примечание: при проведении поверки необходимо обеспечить выполнение условий эксплуатации для используемых средств поверки и принадлежностей согласно их эксплуатационной документации.

7 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

7.1 Внешний осмотр

При проведении внешнего осмотра должно быть установлено соответствие комплексов следующим требованиям:

  • - комплектность комплексов должна соответствовать комплектности, указанной в паспорте;

  • - на корпусе комплексов должны быть нанесены маркировка и заводской номер, пломбировка должна быть в целостности;

  • - комплексы не должны иметь механических повреждений, влияющих на его работу.

Результаты поверки считать положительными, если обеспечивается выполнение всех перечисленных в пункте требований.

7.2 Опробование
  • 7.2.1  Подготовить комплексы к работе, проверить включение электропитания комплексов.

  • 7.2.2  Проследовать на ТС через зону контроля комплексов. Убедиться, что видеомодуль из состава комплексов фиксирует ТС, и на монитор выводится результат:

  • - изображение зафиксированного ТС;

  • - значения даты и времени в момент фиксации;

  • - значение скорости ТС;

  • - распознанный государственный регистрационный знак.

    1

    ж

    а

    «г

    ......... г7* ♦ • • • •

    • •

    Ураган

    45.256

    ЮГ POST 0818535.1, 09.10.2018 15:34:42, 19/ км/ч 53N 38.91784Е

    DaleTime

    GosN отпет

    Скорость

    ТипТС

    Штрюта

    Долгота     СкоростьТ с

    0910.20181524:27 о784ос93

    ЗД1572234535217

    4515.41389

    385528419

  • 12.3 При наличии контролируемого участка, выполнить действия пункта 7.2.2. для каждого видеомодуля.

7.2.4 Результаты опробования считать положительными, если обеспечивается выполнение требований, перечисленных в пунктах 122. При получении отрицательных результатов дальнейшее проведение поверки прекращают.

7.3 Идентификация программного обеспечении (ПО)

7.3.1 Проверить идентификационные данные ПО. Данные должны соответствовать приведенным в таблице 3.

Таблица 3 - Идентификационные данные ПО

Идентификационные данные (признаки)

Значение

Идентификационное наименование ПО

Скорпион

Номер версии (идентификационный номер) ПО

не ниже 16.19.39

Цифровой идентификатор ПО

В0971АВ2

Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода

CRC32

7.4 Определение абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени (ШВ) комплексов к ШВ UTC(SU)
  • 7.4.1 Определение проводится путем сравнения времени, записанного на формируемом видеокадре, со значением эталонного времени. В качестве эталонного времени используется значение времени UTC(SU) от источника первичного точного времени.

  • 7.4.2 Собрать схему в соответствии с рисунком 1.

1Гц

SIRF

Рисунок 1

  • 7.4.3 Обеспечить радиовидимость сигналов навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и GPS в верхней полусфере. В соответствии с эксплуатационной документацией на комплексы и УКУС-ПИ 02ДМ подготовить их к работе.

  • 7.4.4 С помощью интерфейсной программы комплексов сделать не менее 10 фотографий средства визуализации, записать командой PrintScreen фото изображений: индицируемое время и время, наложенное на изображение комплексами в соответствии с рисунком 2.

    Информация о номере                            —ОХ

    Но»?рЛВр«^га

    СЭ99ЕТЭ483056 193

    19 04 20198 3056

    Я j.——

    GPS 56 025834 37 2308С

    0

Рисунок 2

  • 7.4.5 Определить абсолютную погрешность синхронизации шкалы времени комплексов с национальной шкалой времени UTC(SU) по формуле (1) (с учетом поясного времени):

^(Л” Л “ ^действ     ’                        0)

где Тдейств - действительное значение шкалы времени UTC(SU) в у-й момент времени, с;

Т()}- измеренное комплексами значение шкалы времени UTC(SU) в у-й момент времени, с.

  • 7.4.6 Результаты поверки считать положительными, если, для каждого результата измерений, абсолютная погрешность синхронизации внутренней ШВ комплексов к ШВ UTC(SU) находится в пределах ±2 с.

7.5 Определение погрешности измерений скорости движения транспортных средств (ТС) в зоне контроля
  • 7.5.1 Определение погрешности измерений скорости в зоне контроля проводится сравнением значения скорости, измеренной комплексами и значения скорости с навигационного приемника.

  • 7.5.2 Настроить комплексы на режим измерений.

  • 7.5.3  Подключить навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.

  • 7.5.4 Установить частоту выдачи данных навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с навигационного приемника.

  • 7.5.5 Проехать на автомобиле зону контроля не менее 3 раз в каждом диапазоне измерений с разными скоростями, при этом две скорости должны быть минимально и максимально возможными на данном участке дороги.

Рекомендуется выбирать минимально и максимально возможные скорости движения автомобиля основываясь, в первую очередь, на обеспечении безопасности участников движения во время поверки.

  • 7.5.6 Остановить запись данных с навигационного приемника.

  • 7.5.7 По данным с комплексов определить время фиксации автомобиля в зоне контроля для всех проездов.

  • 7.5.8  Выбрать из записанных данных с навигационного приемника данные, соответствующие моментам времени, зафиксированных комплексами, для всех проездов.

  • 7.5.9 Для скоростей в диапазоне от 0 до 100 км/ч (включительно) рассчитать значение абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС в зоне контроля по формуле (2):

= И, - Иэ/              ,                             (2)

где Vt- значение скорости в зоне контроля, измеренное комплексами для /-го проезда, выраженное в км/ч.

  • 7.5.10 Для скоростей в диапазоне свыше 100 до 255 км/ч рассчитать относительную погрешность измерений скорости для каждого проезда по формуле (3):

^ = 100%-(^-Кэ/)/Гэ/          ,             (3)

  • 7.5.11 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности измерений скорости ТС в зоне контроля для скоростей до 100 км/ч (включительно) находятся в пределах ±1 км/ч, для скоростей свыше 100 км/ч до 255 км/ч (включительно) находятся в пределах ±2 %

7.6 Определение погрешности измерений скорости движения транспортных средств на контролируемом участке
  • 7.6.1 Определение погрешности измерений скорости на контролируемом участке дороги проводится сравнением значения скорости, измеренной комплексами и значения скорости с навигационного приемника.

  • 7.6.2 Подключить навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.

  • 7.6.3 Установить частоту выдачи данных навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с навигационного приемника.

  • 7.6.4 Проехать на автомобиле контролируемый участок дороги не менее 3 раз с разными скоростями, при этом две скорости должны быть минимально и максимально возможными на данном участке дороги.

Рекомендуется выбирать минимально и максимально возможные скорости движения автомобиля основываясь, в первую очередь, на обеспечении безопасности участников движения на контролируемом участке дороги во время поверки.

  • 7.6.5 Остановить запись данных с навигационного приемника.

  • 7.6.6 По данным с комплексов определить время фиксации автомобиля на въезде и выезде с контролируемого участка дороги для всех проездов.

  • 7.6.7 Выбрать из записанных данных с навигационного приемника данные, соответствующие интервалам времени нахождения автомобиля на контролируемом участке дороги для всех проездов.

  • 7.6.8 Определить скорость движения автомобиля на контролируемом участке дороги по данным с навигационного приемника по формуле (4):

V =2i___

*         ,                                  (4)

К

где Э/ - значения скорости на контролируемом участке дороги по данным с навигационного приемника для /-го проезда, км/ч;

- значение мгновенной скорости по данным с навигационного приемника в j-й момент времени для /-го проезда, км/ч;

/V- количество значений мгновенной скорости по данным с навигационного приемника для /-го проезда.

7.7 Определение погрешности (по уровню вероятности 0,95 и геометрическом факторе PDOP < 3) определения координат в плане
  • 7.7.1 С помощью геодезического приемника определить значения широты и долготы (Z. и В) расположения комплексов разместив антенну приемника рядом со спутниковой антенной комплекса (на расстоянии 10±2 см), в соответствии с «Методикой измерения координат местоположения пункта геодезического» утвержденной ФГУП «ВНИИФТРИ» 05.08.2015 № ФР. 1.27.2016.22681.

  • 7.7.2 Осуществить запись NMEA сообщений с частотой 1 сообщение в 1 с для геодезического приемника и поверяемых комплексов в течение 5 минут.

  • 7.7.3 Определить систематическую составляющую погрешности определения координат для строк, в которых значение PDOP < 3, например, для координаты В (широта) по формулам (6) и (7):

(6)

(7)

где В{)еЛств - действительное значение координаты В в j-ый момент времени, секунды;

B(j) - измеренное значение координаты В в j-й момент времени, секунды; N- количество измерений.

Аналогичным образом определить систематическую составляющую погрешности определения координаты L (долгота).

  • 7.7.4 Определить среднее квадратическое отклонение (СКО) случайной составляющей погрешности определения координат, например, для координаты В (широта) по формуле (8):

(8)

Аналогичным образом определить СКО случайной составляющей погрешности определения координаты L (долгота).

  • 7.7.5 Перевести значения погрешностей определения координат в плане (широты и долготы) из угловых секунд в метры по формулам (9) и (10):

- для широты:

•i

- для долготы:

(9)

где а - большая полуось эллипсоида (ПЗ-90.11: а = 6378136 м);

е - первый эксцентриситет эллипсоида (ПЗ-90.11: е2 = 6,6943662 -10'3);

Г = 0,000004848136811095359933 радиан (агеГ).

  • 7.7.6 Определить абсолютную погрешность (при доверительной вероятности 0,95) определения координат в плане по формуле (11):

П = ± (VdB2 + d£2 + 2д/<7в2 + <rL2)         ,              (11)

  • 7.8.7 Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности (при доверительной вероятности 0,95 и геометрическом факторе PDOP < 3) определения координат в плане находятся в пределах ±7 м.

8 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
  • 8.1 На комплексы, прошедшие поверку с положительными результатами, выдается свидетельство о поверке по форме, установленной приказом Минпромторга России № 1815 от 02.07.2015. Знак поверки наносится в свидетельство о поверке в виде оттиска поверительного клейма или наклейки.

Для комплексов с измерением скорости в зоне контроля на оборотной стороне свидетельства о поверке указываются модели и заводские номера видеомодулей, входящих в состав поверяемых комплексов, а также указывается адрес места установки.

Для комплексов с измерением скорости на контролируемом участке на оборотной стороне свидетельства о поверке указываются модели и заводские номера видеомодулей, адреса мест установки видеомодулей на рубежах въезда и выезда, а также контролируемое направление движения между рубежами

  • 8.2 При отрицательных результатах поверки комплексы к применению не допускаются, свидетельство о поверке аннулируется и на них выдается извещение о непригодности в соответствии с приказом Минпромторга России № 1815 от 02.07.2015.

В.И. Добровольский

9

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель