Методика поверки «Методика поверки анализа двигателей моделей PMS 100, MOT 240/250/251, FSA 560 фирмы "Robert BOSCH GmbH"» (Код не указан!)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ГЦИ СИ-. генерального директора ФГУ «РОСТЕСТ-Москва»
А.С. Евдокимов
2002 г.
г
-
1.ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая методика предусматривает объём и последовательность проведения операций поверки системы анализа двигателей моделей PMS 100, МОТ 240/250/251, FSA 560 фирмы "Robert BOSCH GmbH", (далее по тексту мотортестер) в качестве рабочего средства измерений.
Межповерочный интервал - 1 год.
2. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИПри проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл. 1.
Таблица]
Наименование операции |
№ пункта методики |
1. Внешний осмотр |
6.1 |
2. Опробование |
6.2 |
3. Определение метрологических характеристик |
6.3 |
4. Определение погрешности измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя |
6.3.1 |
5. Определение погрешности измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСК) |
6.3.2 |
6. Определение погрешности измерения силы постоянного электрического тока |
6.3.3 |
7. Определение погрешности измерения напряжения постоянного тока (в первичной цепи). |
6.3.4 |
8. Определение основной погрешности измерения напряжения постоянного тока (во вторичной цепи). |
6.3.5 |
9. Определение погрешности измерений сопротивления постоянному электрическому току. |
6.3.6 |
10. Определение погрешности измерений частоты. |
6.3.7 |
З.СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные в таблице 2. Таблица 2
№№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Стенд для воспроизведения режимов системы зажигания автомобилей Распределитель 4-искровой Pl 18 |
Обороты: 0-2500 об/мин Напряжение вторичной цепи: 0-50 кВ, |
Катушка зажигания Б-115 Делитель напряжения К461.07.07.000 | ||
2. |
Источник питания постоянного тока Б5-47 |
БЭ3.288 220 ТУ Напряжение при токе нагрузки до2А 0-50 В, ПГ ±2% |
3. |
Вольтметр универсальный цифровой В7-38 |
Хв2 710.032 ТУ Напряжение: 0-1000 В, ПГ ±1% |
4. |
Осциллограф С1-82 |
F до 1 МГц, ПГ 0,1% |
5. |
Генератор импульсов Г5-56 |
0,1 - Юме, Идо 10 В. |
6. |
Частотомер 43-63 |
0.1 Гц-2 МГц, ПГ0,1% |
7. |
Магазин сопротивлений МСР-63 |
(1...105) Ом. КТ 0,05 |
8. |
Контур тока |
Рамка 150x300, 100 витков, диаметр провода 1,2 мм |
Примечание. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается при
менять другие с аналогичными характеристиками.
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИПри проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
Температура окружающей среды,0 С |
20±5 |
Относительная влажность воздуха, %. |
65±15 |
Атмосферное давление, кПа |
100±4 |
Напряжение и частота питающей сети, В , Гц |
220±22, 50±0.5 |
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
-
5.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемый мотортестер и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
• все детали мотортестера и средства поверки должны быть очищены от пыли и грязи;
При проведении внешнего осмотра должно быть установлено соответствие мотортестера следующим требованияхм :
-
• все надписи на мотортестере должны быть ясными и четкими;
-
• соединители должны быть чистыми;
-
• соединительные кабели должны быть исправными. Мотортестеры, имеющие дефекты, бракуются и направляются на ремонт.
Опробование и определение метрологических характеристик мотортестера проводятся по схеме, показанной на рис. 1
Рис. 1
Где: PH - реостат нагрузочный, ИП - источник питания Б5-47, А - амперметр М2015, Г1 - генератор Г5-56, МС - магазин сопротивлений Р4831, КН - калибратор напряжения В1-12, КТ - контур тока, ТК - транзисторный коммутатор, Р - разрядник, КЗ - катушка зажигания, ПР - прерыватель, ЭД - электродвигатель, ДВН - делитель высокого напряжения, ОС осциллограф С1-82, МОТОРТЕСТЕР - прибор PMS 100, МОТ 240/250/251, FSA 560.
Опробование проводить в следующем порядке:
Заземлить мотортестер, приборы и вспомогательное оборудование;
Подключить датчики мотортестера к стенду и измерительным приборам в соответствии с рис. 1;
Включить мотортестер, приборы и вспомогательное оборудование и дать им прогреться в соответствии с НТД на них;
Проверить переключение параметров в меню мотортестера;
Проверить переключение режимов измерения;
Включить стенд для воспроизведения режимов зажигания и проверить показания мотортестера, изменяя обороты вращения вала.
6.3. Определение метрологических характеристик стенда.-
6.3.1. Определение погрешности измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Собрать схему измерения, приведенную на рисунке 1.
Мотортестер включить в режим измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя (Программа «Измерение момента зажигания/опережения зажигания»),
С помощью генератора Г1 последовательно устанавливать поверяемые точки периода Тк (параметры импульса: длительность 1,5 мс, амплитуда 10 В, полярность положительная) в соответствии с таблицей и снимать показания nm мотортестера.
Поверяемые точки | ||||||
Тк, мс |
200 |
100 |
50 |
20 |
10 |
5 |
Пк, об/мин |
150 |
300 |
600 |
1500 |
3000 |
6000 |
nm,. об/мин | ||||||
Y |
Расчитать приведенную погрешность измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя у по формуле:
7 = Пт~Пк хЮ0% ' 6000
Абсолютная погрешность измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя не должна превышать ±10 об/мин .
6.3.2 Определение погрешности измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗОК).
Мотортестер включить в режим измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя (Подпрограмма "первичная цепь системы зажигания").
Генератором Г1 последовательно устанавливать поверяемые точки задержки Dk (параметры импульса: период 100 мс, длительность 1,5 мс, амплитуда 10 В, полярность отрицательная) в соответствии с таблицей и снимать показания мотортестера gm.
Поверяемые точки | |||||
Dk. мс | |||||
ак. град |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
ат. град | |||||
—У |
Рассчитать приведенную погрешность измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя у по формуле:
/ = х100%
7 70
Абсолютная погрешность измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя не должна превышать ± 6 мин.
6.3.3 Определение погрешности измерения силы постоянного электрического тока, потребляемого стартером автомобиля (тока в первичной цепи).
Собрать схему измерения, приведенную на рисунке 1.
Мотортестер включить в режим измерения силы тока.
Для точного измерения силы тока произвести корректировку нуля.
С помощью реостата нагрузочного (PH) последовательно задать на контуре тока значения токов Д : 10, 50, 100, 200 и 300 А контролировать соответствующие значения силы тока на дисплее мотортестера Im.
n = Z'" ~7к хЮ0%
I
где: I = 600(1000) А.
Относительная погрешность измерения силы тока не должна превышать значение ± 5 %.
6.3.4. Определение погрешности измерения напряжения постоянного тока (в первичной цепи).
Собрать схему поверки в соответствии с рис 2.
Рис. 2
1
-
1. Источник питания постоянного тока Б5-47 БЭЗ.233.220 ТУ;
-
2. Мотортестер PMS 100, МОТ 240/250/251, FSA 560.
-
3. Вольтметр универсальный цифровой В7-38 Хв2.710.032 ТУ;
-
4. Кабель из комплекта вольтметра универсального цифрового В7-38;
-
5. Кабель из комплекта мотортестера с красным насадочным зажимом;
-
6. Кабель из комплекта мотортестера с черным зажимом;
Подготовить к работе и подать электрическое питание к приборам, указанным на рис 2.
Мотортестер включить в режим измерения напряжения постоянного тока
На блоке питания задавать последовательно значения напряжения постоянного тока U = 1; 5; 10; 50; 100, 150, 200 В, одновременно контролируя значения напряжения на дисплеях вольтметра (U) и мотортестера ([Д).
Рассчитать относительную погрешность измерения напряжения в первичной цепи автомобиля 8з по формуле:
83 = (U-U1)/Uixl00%Относительная погрешность измерения напряжения постоянного тока в первичной цепи автомобиля не должна превышать 1%.
6.3.5.Определение погрешности измерения напряжения во вторичной цепи.
Собрать схему поверки в соответствии с рис 1.
Подготовить к работе и подать электрическое питание на приборы, указанные на рис. 1 Мотортестер включить в режим измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя (Программа: измерение момента зажигания / опережения зажигания).
С помощью ДВН - делитель высокого напряжения последовательно задавать значения напряжения 2000, 4000, 6000, 8000 В .
Контролируя значения напряжения на осциллографе ОС (U) и осциллографе мотортестера (Ui) рассчитать относительную погрешность измерения напряжения в первичной цепи автомобиля 34 по формуле:
S4 = (U-U1)/U1xl00%Относительная погрешность измерения напряжения постоянного тока во вторичной цепи не должна превышать 15%.
6.3.6.Определение погрешности измерений сопротивления постоянному электрическому току.
Собрать схему измерения, приведенную на рисунке 1.
Мотортестер включить в режим измерения сопротивления постоянному электрическому току.
Для точного измерения сопротивления постоянному электрическому току произвести корректировку нуля.
С помощью магазина сопротивлений (МС) последовательно задать значения сопротивлений 10, 50, 100 Ом, 1, 10, 50 и 100 кОм, 10, 20 (30) МОм и контролировать соответствующие значения сопротивлений на дисплее мотортестера.
Относительная погрешность измерения сопротивления постоянному электрическому току не должна превышать значение ±5 %.
6.3.7.Определение погрешности измерений частоты.
Собрать схему измерения, приведенную на рисунке 1.
Мотортестер включить в режим измерения частоты.
С помощью генератора (Г1) последовательно установить частоты следования импульсов положительной полярности, скважностью от 10 дол 50%: 100, 500 Гц; 10, 100, 500 кГц; 1,2,3 МГц и контролировать соответствующие значения частот на дисплее мотортестера.
Относительная погрешность измерения частоты не должна превышать значение ± 1 %.
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.-
7.1. Мотортестер, прошедший поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме, установленной Госстандартом РФ.
-
7.2. Мотортестер, не удовлетворяющий требованиям п.п. 6.1. - 6.3 настоящей методики, признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.