Методика поверки «Стенды измерительные тормозные роликовые модель 3600» (МП АПМ 33-13)
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор гоесс-М» Руководитель ГЦИ СИ
н
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МП АПМ 33-13 г. Москва
2013 г.
Настоящая методика поверки распространяется на стенды измерительные тормозные роликовые модель 3600, заводские номера 506642 и 5719, и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между периодическими поверками - 1 год.
1. Операции поверки
При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1.
___________________________________________ Таблица 1
Наименование этапа поверки |
№ пункта документа по поверке | |
1 |
Внешний осмотр, проверка маркировки и комплектности |
7.1 |
2 |
Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов |
7.2 |
3 |
Определение средних диаметров ходовых роликов |
7.3 |
4 |
Идентификация программного обеспечения |
7.4 |
5 |
Определение метрологических характеристик |
7.5 |
5.1 |
Определение относительной погрешности измерений тормозных сил автотранспортных средств |
7.5.1 |
5.2 |
Определение относительной погрешности измерений скорости движения автомобиля |
7.5.2 |
При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
№ пункта документа по поверке |
Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики |
7.3 |
Рулетка измерительная металлическая (0-^5000) мм, кл 3, ГОСТ 7502-98 |
7.5.1 |
Весы неавтоматического действия по ГОСТ Р 53228, КТ высокий, max <20 кг, погрешность измерений не более ±1 г; |
7.5.2 |
Тахометр электронный, тип АТТ 6000, (5-^-99999) мин'1, ПГ ±0,1%+1, ГОСТ 21339-75 |
Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методике поверки.
3. Требования к квалификации поверителейК проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы на стенды измерительные тормозные роликовые модель 3600 и имеющие достаточные знания и опыт работы с ними.
4. Требования безопасности-
4.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемый стенд измерительный тормозной роликовый модель 3600 и приборы, применяемые при поверке.
-
4.2. К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
4.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
- все детали стенда и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи;
-
- поверяемый стенд и приборы, участвующие в поверке должны быть заземлены.
При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:
-
- температура окружающей среды ,°C 20±5;
-
- относительная влажность воздуха,% не более (60±20);
-
- атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.) 84,0406,7 (630..800).
Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
-
- проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки;
-
- стенд должен быть установлен в соответствии с инструкцией по установке изготовителя;
-
- стенд и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией;
-
- стенд и средства поверки должны быть выдержаны в испытательном помещении не менее 1ч.
-
7.1. Внешний осмотр
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие стенда следующим требованиям:
-
- наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер);
-
- комплектность стенда должна соответствовать руководству по эксплуатации;
-
- отсутствие механических повреждений и коррозии корпуса, рабочих поверхностей ходовых роликов, и других конструктивных элементов стенда;
-
- отсутствие механических повреждений и загрязнений сигнальных индикаторов, экрана дисплея, а также других повреждений, затрудняющих отсчет показаний и влияющих на их точность;
-
- наличие четких надписей и отметок на органах управления.
-
7.2. Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов
При опробовании должно быть установлено:
- работоспособность всех функциональных режимов;
-
7.3. Определение средних диаметров ходовых роликов
Определение средних диаметров ходовых роликов осуществляется в следующей последовательности:
-
- отметить точки измерений на поверхности роликов фломастером. Для этого фломастер на выбранной точке фиксируется посредством штатива с магнитным держателем. Ролик медленно вращается вручную, так чтобы фломастер вёл одну линию вокруг окружности ролика;
-
- измерить с помощью рулетки измерительной металлической диаметры dl, d2 и d3. Точки, в которых по длине ролика, следует измерять длины окружностей и рассчитывать диаметры dl, d2 и d3, выбираются в соответствии с рис. 1. Результаты измерений диаметров dl, d2 и d3 для каждого ходового ролика заносятся в протокол поверки.
Рис. 1.
Точки измерений для di, d2 и <1з
-
- рассчитать для каждого исследуемого ролика эффективный диаметр ролика deff согласно следующему уравнению:
deft' = 0,1 d\ + 0,8 с?2 +0,1 dy
-
7.4. Идентификация программного обеспечения
При проведении идентификации программного обеспечения необходимо выполнить следующие процедуры:
-
- для снятия цифрового идентификатора на рабочем столе запустить программу md5.exe, выбрать диск C:\CCRT\Ccrtclient.exe. Программа считывает контрольную сумму и отображает на экране;
-
- для определения наименования и версии ПО на рабочем столе запустить ярлык Ccrtclient.exe, на панели задач выбрать вкладку HELP и строку about. На экране отображается наименование и версия ПО.
Полученные идентификационные данные ПО должны соответствовать приведенным в таблице 3:
Таблица 3.
Серийный номер стенда |
Наименование программного обеспечения |
Идентификаци онное наименование программного обеспечения |
Номер версии (идентификаци онный номер) программного обеспечения, не ниже |
Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) |
Алгоритм вычисления цифрового «идентификатс ра» |
№506642 |
Cert |
CcrtClient.exe |
С04102901 |
45e3e202be8bl376 14d3b9604a589134 |
MD5 |
№5719 |
Cert |
CcrtClient.exe |
С05053101 |
939b8733dccfd52f a22fO69f8572f571 |
MD5 |
-
7.5. Определение метрологических характеристик
Перед осуществлением операций определения метрологических характеристик стенда необходимо выполнить следующие подготовительные работы:
подключить электронный блок «Certification Fixture» по схеме, приведенной в приложении 1. Провести прогрев двигателей ходовых роликов и провести компенсацию потерь «LossCompensation» в соответствии с руководством по эксплуатации на стенд. Данную процедуру прогрева выполнять до тех пор, пока результаты потерь не станут стабильными;
выбрать в соответствии с разделом 5 «Калибровка сигнала» Руководства по калибровке требуемые единицы измерения стенда. Единицы измерения стенда регулировки тормозов и калибровочного устройства должны совпадать. Для этого необходимо:
о на мониторе стенда в меню «View» (окно CCRT) выбрать «Configuration» (Рис 2);
Рисунок 2. Выбор единиц измерений стендов измерительных тормозных роликовых модель 3600 заводские номера 506642 и 5719.
о для стендов измерительных тормозных роликовых модель 3600 заводские номера 506642 и 5719 должны быть введены следующие данные: Username - admin; Password - admin;
о в появившемся окне выбрать «Localization», далее последовательно выбрать «English», «Apply» и «ОК». Перезагрузить программу CCRT. 7.5.1. Определение относительной погрешности измерений тормозной силы.
Определение относительной погрешности измерений тормозной силы в ходе проведения поверки проводится последовательно на каждом из четырех ходовых роликов.
Определение относительной погрешности измерений тормозной силы проводить с помощью весов не автоматического действия по ГОСТ Р. 53228, класс точности высокий, Мтах <50 кг, погрешность измерений не более ±1 г и грузов контрольных из комплекта поставки. При проведении поверки используются также стойка калибровочного приспособления и калибр специальный.
Процедура поверки осуществляется в следующей последовательности.
7.5.1.1. Определение относительной погрешности измерений силы калибром специальным. Для выполнения операций поверки по данному пункту методики необходимо: установить калибр специальный на стойку калибровочного приспособления и осуществить подсоединение стойки к воздушной магистрали высокого давления (рис 3). Также выполнить все электрические подсоединения калибра специального к приборной стойке стенда;
Калибр специальный
Стойка калибровочного приспособления
Рис. 3. Определение относительной погрешности измерений силы калибром специальным.
открыть клапан подачи воздуха и установить давление на манометре стойки калибровочного приспособления 0,55 МПа;
на компьютере, установленном на приборной стойке стенда, запустить программу «ВТС», выбрать «Load Cell Calibration» (Рис. 4);
Рис. 4. Запуск программы калибровки при определении относительной погрешности измерений силы калибром специальным.
последовательно устанавливать на подвесе рычага стойки калибровочного приспособления наборы из грузов контрольных. Массу грузов контрольных определять путем прямого взвешивания с помощью весов не автоматического действия по ГОСТ Р. 53228. Установку грузов контрольных производить при включенном ограничителе, показания снимать после полного успокоения подвеса с грузами. В каждой поверяемой точке снимать показания с монитора приборной стойки стенда в соответствии с таблицей 4. На рисунке 5 приведено окно программы «Calibration Value» при поверке стенда в соответствии с данным пунктом методики;
Таблица 4
Номера грузов контрольных |
Масса грузов контрольных ш, нагружаемая на подвес, кг |
Масса грузов контрольных т, нагружаемая на подвес, фунт |
Сила F, создаваемая на датчике калибра, фунтсила, * |
1 |
9,081 |
20,022 |
10,267 |
1+2 |
9,081+9,082 |
40,007 |
20,516 |
1+2+3 |
9,081+9,082+9,082 |
60,011 |
30,774 |
1+2+3+4 |
9,081+9,082+9,082+9,082 |
80,015 |
41,032 |
1+2+3+4+5 |
9,081 +9,082+9,082+9,082+9,085 |
100,03 |
51,295 |
*Сила, воздействующая на датчик калибра, рассчитывается по формуле: F = 0,5128 х m (фунт).
Рис. 5. Показания датчика силы при определении относительной погрешности измерений силы калибром специальным.
относительную погрешность AF канала измерений специальным (электронный 6noK«Certification Fixture») процентах) по формуле:
силы калибром определяют (в
(1)
где: Fbtc - показания силы электронного блока в окне «Calibration Value»;
F - сила, создаваемая грузами контрольными на датчике калибра специального (таблица 4).
Допускаемая относительная погрешность измерений силы калибром специальным не должна превышать ±1,0%.
-
7.5.1.2. Определение относительной погрешности измерений тормозной силы, провести процедуру компенсации потерь («LossCompensation»), для чего включить ходовые ролики и оставить их в режиме вращения не менее чем на 30 минут. Полученные результаты графы «Current» (Рис. 6) занести в файл «Calibration Sheet» (файл Excel) в графы «Warm-up losses». Данную процедуру прогрева выполнять до тех пор, пока результаты потерь не станут установить калибр специальный (Рис. 7), откалиброванный в соответствии с пунктом 7.5.1.1. настоящей методики поверки, на проверяемый ролик по ходу движения автомобиля с помощью выравнивающего приспособления-скобы как показано на рисунке 8;
стабильными;
Рис. 6. Экранное меню при проведении процедуры компенсации потерь.
Рис. 7. Внешний вид калибра специального.
Приспособление-скоба
Рис. 8. Установка калибра специального на стенд.
в программе «ВТС», нажать кнопку «AUTO». Если значение «Loading» не равно нулю в меню файл выбрать «Set Torque to Zero» (Рис. 4);
открыть файл «Calibration Sheet» (файл Exel) (Рис. 9);
© Microsoft Гхсе! - CalibationSheet Izh Avto_2D08
i.4J nSI<E> B2(E) Й7КЩ as© .МЗШ) £7Ф И01Е1ЯУ s<m> sesr®
i.a *i,j _j ->12» * a-y................<, i • л -,i afSI1”*., -..IE g
.A.; • . £ -* •*
J15 ’ S
А |
В |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
1 | |
1 |
FILENAMEZSERIAL N0. |
#5719 |
TEST DATE |
2008-04-03 | |||||
2 |
PLANT: |
IZH-Avto 2nd R&B |
TECH.: | ||||||
3 |
WARM-UP LOSSES | ||||||||
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
AVERAGE | |||
5 |
LF: |
6.55 |
6.47 |
6.35 |
6.4567 | ||||
6 |
RF: |
6.39 |
6.28 |
6.12 |
6.2633 | ||||
7 |
LR: |
6.50 |
6.46 |
6.36 |
6.44 | ||||
8 |
RR: |
6.58 |
6.56 |
6.35 |
6.4967 | ||||
9 | |||||||||
10 |
ROLL FACTORS THAT ARE IN THE MACHINE | ||||||||
11 |
Values from parameter |
list. This spread sheet will not work without these. | |||||||
12 |
LF" |
423 |
RF- |
421 |
LR- |
4Z0 |
RR- |
417 | |
13 | |||||||||
14 |
CALIBRATE FACTOR |
1.01 |
ALLOWABLE PERCENT ERROR |
IX | |||||
15 | |||||||||
16 |
LF ROLL | ||||||||
тг |
TEST 1 |
TEST 2 |
TEST 3 | ||||||
18 |
MACHINE READING |
FIXTURE READING |
* ERROR |
MACHINE READING |
FIXTURE READING |
* ERROR |
MACHINE READING |
FIXTURE READING |
* ERROR |
19 |
74 15 |
70.6 |
4.65* |
81.79 |
74.5 |
•0.11* |
100.00* | ||
20 |
74.15 |
70.6 |
4.65* |
81.56 |
74.9 |
0.66* |
100.00* | ||
21 |
74.15 |
70.6 |
4.65* |
81.53 |
74.5 |
021* |
100.00* | ||
22 |
74.15 |
70.6 |
4.65* | ||||||
23 |
74 15 |
70.6 |
4.65* | ||||||
24 | |||||||||
25 |
RECOMMENDED |
MUST |
RECOMMENDED |
DO NOT |
RECOMMENDED | ||||
26 |
ROLL FACTOR- |
RUN TEST2 |
ROLL FACTOR- |
RUN TEST3 |
ROLL FACTOR- | ||||
27 |
443 |
443 |
0 | ||||||
28 |
Рис. 9. Экранное меню при определении относительной погрешности измерений тормозной силы.
запустить программу «Loss Compensation», для этого выключатель «Machine Loss» перевести в положение “ON” и кратковременно повернуть его в положение “Start”, при этом начнут вращаться ролики;
в процессе выполнения программы «Loss Compensation» на экране в столбце «Current» (Рис. 6) появится значение тормозной силы для проверяемого ходового ролика. Занести его в файл «Calibration Sheet» в графу «Machine Reading» таблицы «Warm-up losses» (Рис. 9). В графу «Fixture Reading» (Рис. 9) занести значение графы «Result» программы «ВТС» (рис 10);
Рис. 10. Экранное меню программы «ВТС».
относительную погрешность измерений тормозной силы считать с монитора приборной стойки стенда, графа «% Error» (Рис. 9). Значения в столбце «%Еггог» файла «Calibration Sheet» вычисляются с учётом потерь барабанов стенда из столбца «AVERAGE»;
процедуру поверки проводят поочерёдно на всех ходовых роликов, переключая разъём кабеля блока «Certification Fixture» к энкодерам роликов.
Допускаемая относительная погрешность измерений тормозной силы не должна превышать ±3,0%.
-
7.5.2. Определение относительной погрешности измерения скорости движения автомобиля. Определение относительной погрешности измерения скорости движения автомобиля осуществляется на основе расчетов диаметра роликов (длины окружности роликов) с использованием в качестве эталонного средства измерений тахометра электронного, типа АТТ 6000 в следующей последовательности:
в программе «ВТС», выбрать «Speed Calibration» (рис 4);
приклеить светоотражательную полоску на поверхность проверяемого ролика; на блоке управления частотным преобразователем «Baldor» проверяемого ролика последовательно нажать кнопки «Local» и «Enter» и кнопками «Shift»; А; ▼ установить 1140 об/мин (40 миль/час) и подтвердить выбранную величину кнопкой «Enter»;
включить вращение ролика кнопкой «FWD» и измерить тахометром частоту вращения N, одновременно фиксируя показания скорости на мониторе стенда и в окне «Calibration Value»;
рассчитать линейную скорость, измеряемую с помощью тахометра (V) по формуле, миль/час:
У=
А х 60 х 9,327
Ах 0,106
(2)
5280 где: А - показания тахометра (об/мин);
9,327 футов - длина окружности ходового ролика; 5280 футов - расстояние, равное одной миле.
относительную погрешность измерений скорости стенда определяют (в процентах) по формуле:
У- у(3)
Д =—---хЮО
с К
где: Vc - показания скорости, зафиксированное на
экране монитора стенда.
Допускаемая относительная погрешность измерений скорости движения автомобиля не должна превышать ±3,0%.
8. Оформление результатов поверки-
8.1. Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки с указанием предельных числовых значений результатов измерений и их оценки по сравнению с предъявленными требованиями.
-
8.2. При положительных результатах поверки стенд признается годным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы с указанием фактических результатов определения метрологических характеристик.
-
8.3. При отрицательных результатах поверки, стенд признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Вайсман И.Г.
Инженер ГЦИ СИ
ООО «Автопрогресс-М»
Приложение 1
Схема подключения оборудования.
Приложение 2
Калибровочная таблица спецгрузов (справочная)
№ спецгруза |
Масса спецгруза, ш | |
грамм |
Фунт | |
W9-1 |
9081,27 |
20,0208 |
W9-2 |
9081,87 |
20,0221 |
W9-3 |
9081,77 |
20,0218 |
W9-4 |
9081,90 |
20,0221 |
W9-5 |
9085,27 |
20,0295 |
W9-6 |
9031,46 |
19,9109 |