Методика поверки «Комплексы программно-аппаратные измерения скорости движения транспортных средств по видеокартам и радиолокацией "ИНТЕГРА-КДД-СВК"» (ТГРШ.402139.001-002 МП)
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
генерального директора -заместитель по научной работе
Комплексы программно-аппаратные измерения скорости движения транспортных средств по видеокадрам и радиолокацией ''ИНТЕГРА-КДД-СВК"
Методика поверки
ТГРШ.402139.001-002 МП
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
1.1. Настоящая методика поверки распространяется на комплексы программно-аппаратные измерения скорости движения транспортных средств по видеокадрам и радиолокацией «ИНТЕГРА-КДД-СВК» (далее по тексту - комплексы), изготавливаемые ЗАО «ИНТЕГРА-С», и устанавливает объем и методы первичной и периодической поверок.
-
1.2. Интервал между поверками - два года.
-
2.1. При проведении поверки должны быть выполнены операции, указанные в таблице 1.
-
2.2. В случае получения отрицательных результатов по пунктам таблицы 1 комплексы бракуются и направляются в ремонт.
-
2.3. Допускается возможность проведения поверки для меньшего числа измеряемых величин и на меньшем числе поддиапазонов измерений.
-
2.4. Допускается проводить поверку по п. 8.3.1 и 8.3.2 в лабораторных условиях.
-
2.5. Внеочередная поверка, обусловленная ремонтом, проводится в объеме первичной поверки.
-
2.6. При наличии функции по измерению скорости ТС на контролируемом участке дороги (п. 8.3.3), внеочередная поверка, обусловленная изменением схем монтажа, а также изменением местоположением комплекса, проводится в объеме первичной поверки.
Таблица 1
Наименование операций |
Номер пункта методики поверки |
Проведение операции при: | |
первичной поверке |
периодической поверке | ||
1 Внешний осмотр |
8.1 |
Да |
Да |
2 Идентификация программного обеспечения |
8.2 |
Да |
Да |
Определение метрологических характеристик: | |||
3 Определение абсолютной погрешности синхронизации времени относительно шкалы UTC (SU) |
8.3.1 |
Да |
Да |
4 Определение погрешности измерений скорости ТС радиолокационным методом |
8.3.2 |
Да |
Да |
5 Определение погрешности измерений скорости ТС на контролируемом участке дороги |
8.3.3 |
Да |
Да |
-
3.1. При проведении поверки должны применяться средства поверки, указанные в таблице 2.
Таблица 2
№ пункта методики поверки |
Наименование рабочих эталонов или вспомогательных средств поверки; номер документа регламентирующего технические требования к рабочим эталонам или вспомогательным средствам; разряд по государственной поверочной схеме и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки |
8.3.1 |
Источники первичные точного времени УКУС-ПИ 02ДМ: - пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации шкалы времени выходного сигнала частотой 1 Гц (1PPS) относительно шкалы времени UTC(SU) в режиме синхронизации по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS ±1 мкс. |
8.3.2 |
Имитатор параметров движения транспортных средств «Сапсан 3»:
|
8.3.3 |
Аппаратура навигационно-временная потребителей глобальных навигационных спутниковых систем TJIOHACC/GPS/GALILEO/SBAS NV08C-CSM-DR:
Курвиметр дорожный универсальный УДК «РОВНОСТЬ»
|
Вспомогательные средства | |
Индикатор времени ИВ-1: - отображение времени в формате ч:м:с.мс (часы: от 0 до 23, минуты: от 0 до 59, секунды: от 0 до 59, миллисекунды: от 0 до 9999) |
-
3.2. Применяемые при поверке средства измерений должны быть поверены, исправны и иметь свидетельства о поверке.
-
3.3. Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик с требуемой точностью.
-
4.1. К проведению поверки могут быть допущены лица, имеющие высшее или среднее техническое образование, аттестованные в качестве поверителей в области радиотехнических измерений установленным порядком.
-
5.1. Во время подготовки к поверке и при ее проведении необходимо соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии, правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок и требования, установленные технической документацией на используемые при поверке образцовые и вспомогательные средства поверки.
-
6.1. При проведении поверки в лабораторных условиях должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха от плюс 15 °C до плюс 35 °C,
-
- относительная влажность от 20 до 80 %;
-
6.2. При проведении поверки на месте эксплуатации комплексов должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха от минус 10 °C до плюс 50 °C,
-
- относительная влажность от 30 до 90 %,
-
7.1. Поверитель должен изучить руководство по эксплуатации поверяемых комплексов и используемых средств поверки.
-
8. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
При проведении внешнего осмотра проверяют соответствие комплекса следующим требованиям:
-
- наличие маркировки согласно требованиям эксплуатационной документации;
-
- отсутствие механических повреждений и ослабление элементов, которые могут влиять на метрологические характеристики комплекса;
-
- чёткость обозначений, чистоту и исправность разъёмов и гнёзд, наличие и целостность печатей и пломб.
-
8.1.1. Результаты поверки считать положительными, если комплекс удовлетворяет выше перечисленным требованиям.
-
8.2.1. Проверку соответствия заявленных идентификационных данных программного обеспечения (далее по тексту - ПО) комплекса проводить в следующей последовательности:
-
- проверить идентификационное наименование ПО;
-
- проверить номер версии (идентификационный номер) ПО.
-
8.2.2. Результаты поверки считать положительными, если идентификационные данные ПО соответствуют данным, приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
Интй-ра-КДД (СВК) |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
Не ниже 1.43 |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
-
8.3.1. Определение абсолютной погрешности синхронизации времени относительно шкалы UTC (SU)
-
8.3.1.1. Включить и настроить, при необходимости, комплекс согласно инструкции по монтажу и настройке и руководству по эксплуатации.
-
8.3.1.2. Подключить источник точного времени к индикатору времени.
-
8.3.1.3. Разместить индикатор времени в зоне контроля комплекса, убедиться в четкости показаний индикатора времени в ПО комплекса.
-
8.3.1.4. Убедиться, что эталонный источник точного времени синхронизирован со шкалой времени UTC (SU).
-
8.3.1.5. В ПО комплекса запустить функцию фотофиксации в режиме поверки. Комплекс произведет 10 фотоснимков с интервалом 100 мс.
-
8.3.1.6. Рассчитать абсолютную погрешность синхронизации времени относительно шкалы UTC (SU) по формуле (1):
-
АЪ-Тк;-Тэ|, где Ткл - время присвоенное i-му кадру комплексом;
(1)
ТЭ| - значение индикатора времени на i-м кадре.
-
8.3.1.7. Фиксацию 10 снимков и расчет абсолютной погрешности синхронизации времени относительно шкалы UTC (SU) провести для каждого моноблока из состава комплекса.
-
8.3.1.8. Результаты поверки считать положительными, если значение абсолютной погрешности синхронизации времени относительно шкалы UTC (SU) каждого кадра находятся в пределах ±5 мс.
-
8.3.2.1. Размесить в зоне контроля комплекса (на расстоянии от 3 до 30 метров от моноблока из состава комплекса) метку с ГРЗ.
-
8.3.2.2. Разместить рядом с ГРЗ имитатор скорости. Установить имитируемую скорость равную 4 км/ч.
-
8.3.2.3. В соответствии с РЭ, в ПО комплекса установить допустимую скорость на 5-10 км/ч меньше, чем установили на имитаторе скорости.
-
8.3.2.4. В ПО комплекса зафиксировать значение скорости нарушения.
-
8.3.2.5. Провести фиксацию значений скорости нарушения для всего ряда имитируемых скоростей 20, 70, 90,120,150, 180,255 км/ч.
-
8.3.2.6. Рассчитать для имитируемых скоростей до 100 км/ч абсолютную погрешность измерения скорости ТС по формуле (2):
(2)
AVi=VKj-V3i,
где V3i - имитируемая скорость ТС из ряда 4,20, 70, 90, 120,150,180, 255 км/ч.
Vki - скорость ТС, измеренная комплексом при имитируемой скорости Vai;
-
8.3.2.7. Рассчитать для имитируемых скоростей от 100 до 255 км/ч относительную погрешность измерения скорости ТС по формуле (3):
SVrlOO % ДУ/Уэь где Vs, - имитируемая скорость ТС из ряда 4,20, 70, 90,120,150,180,255 км/ч.
(3)
AVj - абсолютную погрешность измерения скорости ТС при имитируемой скорости Vai;
-
8.3.2.8. Расчет абсолютной и относительной погрешностей провести для всех моноблоков с радарным модулем из состава комплекса.
-
8.3.2.9. Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности измерений скорости до 100 км/ч находятся в пределах ±1 км/ч, значения относительной погрешности измерений скорости для скоростей свыше 100 км/ч находятся в пределах ±1 %.
-
8.3.3.1. Провести измерение контролируемого участка дороги курвиметром. В ПО комплекса внести данные о длине контролируемого участка дороги, измеренного курвиметром.
Допускается использовать курвиметр со значением относительной погрешности не более ±0,5 %. Допускается использовать данные о длине контролируемого участка дороги из протоколов лабораторий, аккредитованных на измерение длины участка дороги, с датой утверждения не более 1 года.
-
8.3.3.2. Определение погрешности измерений скорости на контролируемом участке дороги проводится сравнением значения скорости измеренной комплексом и значения скорости с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.3.3. Подключить эталонный навигационный приемник к персональному компьютеру с установленным программным обеспечением для записи данных в файл с эталонного навигационного приемника, и разместить их в автомобиле.
-
8.3.3.4. Установить частоту выдачи данных эталонным навигационным приемником (темп решения) 10 Гц. Начать запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.3.5. Проехать на автомобиле контролируемый участок дороги не менее 3 раз с разными скоростями, при этом две скорости должны быть минимально и максимально возможными на данном участке дороги.
Рекомендуется выбирать минимально и максимально возможные скорости движения автомобиля основываясь, в первую очередь, на обеспечении безопасности участников движения на контролируемом участке дороги во время поверки.
-
8.3.3.6. Остановить запись данных с эталонного навигационного приемника.
-
8.3.3.7. По данным с комплекса определить время фиксации автомобиля на въезде и выезде с контролируемого участка дороги для всех проездов.
-
8.3.3.8. Выбрать из записанных данных с эталонного навигационного приемника данные, соответствующие интервалам времени нахождения автомобиля на контролируемом участке дороги для всех проездов.
-
8.3.3.9. Определить среднюю скорость движения автомобиля на контролируемом участке дороги по данным с эталонного навигационного приемника по формуле (4):
-
(4)
где И), - значение скорости на контролируемом участке дороги по данным с эталонного навигационного приемника для /-го проезда, выраженное в км/ч;
Vj(i) - значение мгновенной скорости по данным с эталонного навигационного приемника для /-го проезда, выраженное в км/ч;
N - количество значений мгновенной скорости по данным с эталонного навигационного приемника для z-го проезда.
-
8.3.3.10. Рассчитать значение абсолютной погрешности измерений скорости на контролируемом участке дороги по формуле (5):
-
(5)
где V, - значение скорости на контролируемом участке дороги, измеренное комплексом для /-го проезда, выраженное в км/ч;
-
8.3.3.11. Рассчитать относительную погрешность измерений скорости на контролируемом участке дороги по формуле (6):
ДЕ
SV =—^100% (6)
ЕГЭ/
-
8.3.3.12. Результаты поверки считать положительными, если значения абсолютной погрешности измерений скорости до 100 км/ч находятся в пределах ±1 км/ч, а значения относительной погрешности измерений скорости для скоростей свыше 100 км/ч находятся в пределах ±1 %.
-
9.1. На комплекс, прошедший поверку с положительными результатами, выдается свидетельство о поверке установленной формы.
-
9.2. При отрицательных результатах поверки комплекс к применению не допускается, свидетельство о поверке аннулируется (при наличии) и выдается извещение о непригодности с указанием причины непригодности.
Заместитель начальника НИ О-10 -начальник НИЦ
Э.Ф. Хамадулин