Номер по Госреестру СИ: 69638-17
69638-17 Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
("РТВ")
Назначение средства измерений:
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ» (далее - весы) предназначены для:
- повагонного статического измерения массы порожних и груженых железнодорожных вагонов широкой и узкой колеи с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
- повагонного, потележечного или поосного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
- измерения массы тележки вагона при взвешивании в движении.

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 1

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 2

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 3

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 4

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 5

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 6

Внешний вид.
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов
Рисунок № 7
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) УОАД ПВ-15 является встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
ПО «АРМ «Весы вагонные» является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой частей.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение результата с хранящимся в исполняемом файле WinVesy.exe фиксированным значением.
б) для защиты от незаконного распространения ПО используется электронный ключ. При запуске программы проверяется соответствие версии ПО АРМ «Весы вагонные» с информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, АРМ запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, настройка, регулировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров регулировки и настройки формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком диске ПТК в качестве запоминающего средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по CRC-32 со скрытым полиномом).
В ПО предусмотрены функции, которые позволяют реализовывать:
- отображение результатов взвешивания (массы вагона и поезда);
- исключение возможности корректировки результатов взвешивания;
- вычисление значения перегруза или недогруза вагона относительно массы, указанной в перевозочных документах или трафаретного значения его грузоподъемности, вводимого оператором;
- привязку результатов взвешивания к дате и времени, а также их хранение в защищённой локальной базе данных;
- автоматическое определение положения локомотива и исключение его массы из результатов взвешивания при взвешивании в движении вагонов без расцепки;
- автоматическое определение направления при взвешивании в движении;
- автоматическое определение скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
- простановку отметок о несоблюдении скоростного режима;
- идентификацию типа вагонов по количеству осей при взвешивании в движении;
- определение направления движения и скорости каждого вагона при взвешивании в движении;
- вычисление разности нагрузок по бортам, от тележки и оси вагона;
- расчёт и отображение проекции центра масс взвешиваемого вагона;
- формирование и печать протоколов с результатами взвешивания по различным параметрам запроса;
- диагностику оборудования весов с оперативным информированием о неисправностях . Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО. Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Таблица 2 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
АРМ «Весы вагонные» (WinVesy.exe). Метрологически значимая часть Dynami cW eightLibrary.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
1.0.0.1 |
Цифровой идентификатор ПО |
A28C19E4 |
Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода |
CRC32 |
* - Номер версии метрологически значимой части DynamicWeightLibrary.dll |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится на маркировочную табличку, расположенную на корпусе ящика защитного или на платформе, а также на титульные листы эксплуатационной документации.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ»
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы
ТУ 4274-028-10897043-2016 Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ». Технические условия
Поверка
Поверкаосуществляется по документу МП 31-2018 «Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ». Методика поверки», утвержденному ФБУ «Кемеровский ЦСМ» 28 марта 2019 г.
Основные средства поверки:
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по ГОСТ 8.021-2015 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы» гири класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Часть 1. Метрологические и технические требования»;
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в МП 31-2018.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «АСИ»
(ООО «ИЦ «АСИ»)
ИНН 4207011969
Адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Кузбасская, 31
Телефон (факс): +7 (3842) 36-61-49
Web-сайт: www.icasi.ru
E-mail: office@icasi.ru
Испытательный центр
Закрытое акционерное общество Консалтинго-инжиниринговое предприятие «Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 8
Телефон (факс): +7 (495) 491-78-12,
E-mail: sittek@mail.ru
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента датчиков, возникающей под действием силы тяжести от взвешиваемого вагона, находящегося на весах, в аналоговый электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой и выводом результатов измерений на устройства для их отображения/регистрации.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде параллельных участков рельс, объединенных в платформу с четырьмя весоизмерительными тензорезисторными датчиками рельсового типа (далее - датчик), встроенными по два на участке рельса. ГПУ включает в себя от одной до восьми платформ.
В состав весов также входят подъездные пути, примыкающие и расположенные по обе стороны от ГПУ. При статическом измерении массы все оси взвешиваемого вагона должны располагаться в зоне взвешивания.
Датчики подключаются посредством устройств(а) обработки аналоговых данных (далее -УОАД) - прибора(ов) весоизмерительного(ых) ПВ-15 к программно-техническому комплексу (далее - ПТК), выполненному на базе персонального компьютера или контроллера. ПТК производит обработку данных, управление процессом взвешивания и отображение/регистрацию результатов измерений и включает в себя программное обеспечение «АРМ «Весы вагонные».
УОАД располагается в защитном ящике, установленном рядом с весами или в платформе, на которой размещается ГПУ весов.
В весах предусмотрены следующие основные устройства:
а) при статическом взвешивании:
-
- полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.2);
-
- устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.4);
-
- устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
-
- устройство первоначальной установки нуля;
-
- устройство автоматической установки нуля;
-
- устройство распознавания вагонов;
-
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
-
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
-
- устройство автоматического определения направления движения;
- устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
Маркировочная табличка изготавливается из пластины или наклейки и устанавливается на корпусе ящика защитного или на платформе. От снятия маркировочной таблички предусмотрена защита несъемным контрольным знаком.
На табличке нанесена следующая маркировка:
- торговая марка изготовителя и его полное наименование;
- обозначение типа весов ;
- серийный номер;
- год изготовления;
- направление движения (если взвешивание возможно только в одном направлении);
- напряжение питания, В;
- частота, Гц;
- диапазон температур, °С;
- идентификатор программного обеспечения;
- знак утверждения типа;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
- максимальная нагрузка в виде : Мах =
- максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =
- минимальная нагрузка в виде : Min =
-
- минимальная нагрузка на платформу в виде Minn = т;
-
- цена деления при взвешивании в движении в виде: d =...... кг;
-
- поверочный интервал весов при статическом взвешивании в виде: e =...... кг;
-
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=...... км/ч;
-
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =...... км/ч
Весы выпускаются в следующих модификациях РТВ-[1] [2/3]-[4]-[5] ([6/7]; [8/9]; [10/11]; [12/13]; [14/15]), которые отличаются режимом взвешивания, значением максимальных нагрузок при разных режимах взвешивания, числом поверочных интервалов (n) в режиме статического взвешивания, количеством платформ в ГПУ и классом точности взвешивания вагонов и составов в различных диапазонах скоростей. Расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
Таблица 1 |
- Модификации средства измерений | |
Позиция |
Обозначение |
Расшифровка |
1 |
2 |
3 |
[1] |
С; Д; СД; Дв; Дт; Двт |
Режим взвешивания: С - только статическое взвешивание (весы неавтоматического действия); Д - только взвешивание в движении (до 20 км/ч); СД - статическое взвешивание и взвешивание в движении; Дв - для взвешивания в движении на высоких скоростях (до 90 км/ч); Дт - только взвешивание в движении (до 20 км/ч) с возможностью определения массы каждой тележки вагона; Двт - только взвешивание в движении (до 90 км/ч) с возможностью определения массы каждой тележки вагона |
[2] |
100; 120; 150; 200; Х - применяется к весам только для взвешивания в движении |
Максимальная нагрузка (Мах) в режиме статического взвешивания, т |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
[3] |
150; 200; Х - применяется к весам только для статического взвешивания |
Максимальная нагрузка (Мах) при взвешивании в движении, т |
[4] |
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 Х - применяется к весам только для взвешивания в движении |
Обозначение числа поверочных интервалов (n) в режиме статического взвешивания (в соответствии с таблицей 3):
|
[5] |
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 |
Количество платформ в ГПУ |
[6/7] |
0,2; 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется |
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[8/9] |
0,2; 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется |
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[10/11] |
0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется |
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 20 до 40 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[12/13] |
1; 2; 5; Х - не нормируется |
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 40 до 60 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[14/15] |
2; 5; Х - не нормируется |
Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 60 до 90 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
Пример записи при заказе весов:
РТВ-Дв Х/200-Х-4 (2/1; 2/1; 2/2; 5/2; 5/2):
Весы для взвешивания в движении на высоких скоростях, максимальная нагрузка 200 т; 4 платформы в ГПУ; класс точности, в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ., при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 1; класс точности, в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включ., при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 1; класс точности, в диапазоне скорости св. 20 до 40 км/ч включ., при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 2; класс точности, в диапазоне скоростей св. 40 до 60 км/ч включ., при взвешивании вагона - 5, состава - 2; класс точности, в диапазоне скорости св. 60 до 90 км/ч включ., при взвешивании вагона - 5, состава в целом - 2.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2.
Схема пломбировки УОАД ПВ-15 от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.

Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов на железобетонных шпалах

Рисунок 2 - Общий вид ГПУ весов на основании


Прибор весоизмерительный
ПВ-15

Место пломбой

Рисунок 3 - Схема пломбировки УОАД ПВ-15 от несанкционированного доступа

виде наклейки
пломбировки или пломбой в разрушаемой
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ..................................................................III (средний)
Значения максимальной нагрузки (Мах), минимальной нагрузки (Min), действительной цены деления (d), поверочного интервала (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Модификация |
Мах, т |
Min, т |
d = е, кг |
m, т |
mpe, кг |
n |
РТВ-[1] 100/Х-5 |
100 |
1 |
50 |
От 1 до 25 включ. |
±25 |
2000 |
Св. 25 до 100 включ. |
±50 | |||||
РТВ-[1] 100/Х-3 |
100 |
2 |
100 |
От 2 до 50 включ. |
±50 |
1000 |
Св. 50 до 100 включ. |
±100 | |||||
РТВ-[1] 100/Х-1 |
100 |
4 |
200 |
От 4 до 100 включ. |
±100 |
500 |
РТВ-[1] 120/Х-6 |
120 |
1 |
50 |
От 1 до 25 включ. |
±25 |
2400 |
Св. 25 до 100 включ. |
±50 | |||||
Св. 100 до 120 включ. |
±75 | |||||
РТВ-[1] 120/Х-7 |
120 |
2 |
100 |
От 2 до 50 включ. |
±50 |
1200 |
Св. 50 до 120 включ. |
±100 | |||||
РТВ-[1] 120/Х-8 |
120 |
4 |
200 |
От 4 до 100 включ. |
±100 |
600 |
Св. 100 до 120 включ. |
±200 | |||||
РТВ-[1] 150/Х-4 |
150 |
2 |
100 |
От 2 до 50 включ. |
±50 |
1500 |
Св. 50 до 150 включ. |
±100 | |||||
РТВ-[1] 150/Х-2 |
150 |
4 |
200 |
От 4 до 100 включ. |
±100 |
750 |
Св. 100 до 150 включ. |
±200 | |||||
РТВ-[1] 200/Х-3 |
200 |
4 |
200 |
От 4 до 100 включ. |
±100 |
1000 |
Св. 100 до 200 включ. |
±200 |
Пределы допускаемой погрешности весов в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешности при первичной поверке (mpe), указанных в таблице 3.
Пределы допускаемой погрешности после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности для массы нетто при любом значении массы тары.
Таблица 4 - Метрологические характеристики весов
Наименование характеристики |
Значение |
Точность установки на нуль |
±0,25е |
Диапазон уравновешивания тары |
100 % Max |
Диапазон выборки массы тары (Т-), % от Мах |
от 0 до 100 |
Показания индикации массы, кг, не более |
Мах+9е |
Диапазон установки на нуль (суммарный), % от Max, не более |
4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Max, не более |
20 |
Таблица 5 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
1 |
2 |
Особый диапазон рабочих температур ГПУ и УОАД, °С |
от -50 до +50 |
Диапазон рабочих температур ПТК, °С:
|
от +10 до +40 от -50 до +50 |
Направление движения при взвешивании |
одностороннее/двухстороннее |
Максимальное количество вагонов в поезде nwmax, ед |
не ограничено |
Минимальное количество вагонов в поезде nwmin, ед |
1 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
Потребляемая мощность, В-А, не более |
1000 |
Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В |
от 187 до 242 |
- частота переменного тока, Гц |
50±1 |
Габаритные размеры ГПУ (Д х Ш х В), мм, не более |
30000х3000х500 |
Масса ГПУ, кг, не более |
10000 |
Средний срок службы, лет, не менее |
12 |
Средняя наработка на отказ, ч |
20000 |
2 Взвешивание в движении
Таблица 6 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Цена деления весов, кг: | |
- класса точности 0,5; 1; 2 |
50 |
- класса точности 5 |
200 |
Максимальная нагрузка (Мах), т |
150; 200 |
Максимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Махп), т |
30 |
Минимальная нагрузка (Min), т |
10 |
Минимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (М1Пп), т |
5 |
Максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч |
90 |
Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч |
1 |
Таблица 7 - Классы точности при взвешивании в движении вагона/состава в целом при различных диапазонах скоростей
Диапазон скорости |
Класс точности при взвешивании в движении | |
вагона |
состава | |
От 1 до 10 км/ч включ. |
0,5; 1; 2; 5 |
0,2; 0,5; 1; 2; 5 |
Св. 10 до 20 км/ч включ. | ||
Св. 20 до 40 км/ч включ. |
0,5; 1; 2; 5 | |
Св. 40 до 60 км/ч включ. |
5 |
1; 2; 5 |
Св. 60 до 90 км/ч включ. |
2; 5 |
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
Класс точности |
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max |
св. 35 % Max, % от измеряемой массы | |
0,5 |
±0,25 |
±0,25 |
1 |
±0,50 |
±0,50 |
2 |
±1,00 |
±1,00 |
5 |
±2,50 |
±2,50 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 8.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 8, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава в целом
Класс точности |
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Vliirn до 35 % Max^n включ., % от 35 % Max^n |
св. 35 % Max^n, % от измеряемой массы | |
0,2 |
±0,10 |
±0,10 |
0,5 |
±0,25 |
±0,25 |
1 |
±0,50 |
±0,50 |
2 |
±1,00 |
±1,00 |
5 |
±2,50 |
±2,50 |
где n - количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности измерений массы тележки вагона при взвешивании в движении на скорости от 1 км/ч до 90 км/ч для всех классов точности приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Пределы допускаемой погрешности измерений массы тележки вагона
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Min до 20 % Max включ., кг |
св. 20 % Max, % от измеряемой массы |
±2000 |
±5,0 |
Примечание - При взвешивании в движении значения пределов допускаемой погрешности весов для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного действительной цене деления |