Методика поверки «Устройства измерений параметров тормозных систем пассажирских составов УЗОТ-П» (ЭТИН 100.000.000.000 РЭ1)
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО^НПП Эталон-Инжеиеринг»
Технический директор ООО «ИЦРМ»
К. Г. Ермолаев
/(у 2016 г.
Устройства измерений параметров тормозных систем пассажирских составов УЗОТ-П
Методика поверки
ЭТИН 100.000.000.000 РЭ1 г. Видное
2016 г.
Содержание-
1.1 Настоящая методика поверки (в дальнейшем - методика) распространяется на устройства измерений параметров тормозных систем пассажирских составов УЗОТ-П (далее по тексту - устройства) и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверки.
-
1.2 Устройства подлежат поверке с периодичностью, устанавливаемой потребителем с учётом режимов и интенсивности эксплуатации, но не реже одного раза в год.
-
2.1 Операции, выполняемые при поверке устройств, и порядок их выполнения
приведены в таблице 1. Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта настоящей методики поверки |
Необходимость выполнения | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | ||
1. Внешний осмотр |
8.1 |
Да |
Да |
2. Проверка электрического сопротивления и прочности изоляции |
8.2 |
Да |
Нет |
3. Опробование (включение) |
8.3 |
Да |
Да |
4.Подтверждение соответствия программного обеспечения |
8.4 |
Да |
Нет |
5. Проверка метрологических характеристик |
8.5 |
Да |
Да |
5.1 Проверка допускаемой абсолютной погрешности измерений давления сжатого воздуха в напорной магистрали |
8.6.1 |
Да |
Да |
5.2 Проверка допускаемой абсолютной погрешности измерения и воспроизведения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали |
8.6.2 |
Да |
Да |
5.3 Проверка допускаемой абсолютной погрешности воспроизведения давления ступеней торможения в тормозной магистрали |
8.6.3 |
Да |
Нет |
5.4 Проверка допускаемой абсолютной погрешности измерений силы тока потребления электропневматического тормоза |
8.6.4 |
Да |
Да |
2.2 Поверка прекращается при получении отрицательного результата по любому из пунктов таблицы 1.
-
2.3 При первичной поверке устройство возвращается изготовителю с изложением причин возврата для проведения мероприятий по их устранению и повторного предъявления.
-
2.4 При периодической поверке устройство возвращается представителю эксплуатационной службы с изложением причин возврата для проведения мероприятий по их устранению и повторного предъявления.
-
3.1 Перечень средств измерений, используемых при поверке, приведен в
таблице 2.
Таблица 2
Наименование, обозначение |
Тип |
Требуемые характеристики |
Основные средства поверки | ||
1. Манометр цифровой |
ДМ5002М |
Рег. № 49867-12 |
2. Мультиметр цифровой |
APPA-107N |
Рег. № 20085-11 |
Вспомогательные средства поверки | ||
1. Термогигрометр электронный |
«CENTER» модель 313 |
Рег. № 22129-09 |
2. Барометр-анероид метеорологический |
БАММ-1 |
Рег. № 5738-76 |
3. Установка для проверки параметров электрической безопасности |
GPT-79803 |
Рег. № 50682-12 |
4. Реостат |
РСП |
Диапазон воспроизведения сопротивления от 0 до 400 Ом |
-
3.2 Допускается проведение поверки устройств с применением эталонных средств измерений и вспомогательного оборудования не указанных в таблице 2, но обеспечивающих определение и контроль метрологических характеристик (далее - МХ) поверяемых изделий с требуемой точностью.
-
3.3 Применяемые при поверке устройств средства измерения и испытательное оборудование должны иметь действующие свидетельства о поверке (аттестации).
-
4.1 К проведению поверки допускают лица, аттестованные в качестве поверителей средств измерений давления и электрических величин.
-
4.2 Поверитель должен пройти инструктаж по технике безопасности и иметь действующее удостоверение на право работы в электроустановках с напряжением до 1000 В и сжатым воздухом до 1,0 МПа (10 кгс/см2) с квалификационной группой по электробезопасности не ниже III.
-
5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, установленные ГОСТ 12.3.019-80, «Правилами техники безопасности, при эксплуатации электроустановок потребителей», «Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок». Соблюдают также требования безопасности, изложенные в эксплуатационных документах на устройства и применяемые средства измерений.
-
5.2 Средства поверки, которые подлежат заземлению, должны быть надежно заземлены. Подсоединение зажимов защитного заземления к контуру заземления должно производиться ранее других соединений, а отсоединение - после всех отсоединений.
-
5.3 При работе все блоки должны быть надежно заземлены.
-
5.4 Подключение силовых кабелей и кабелей связи к блокам устройства производить при выключенном сетевом питании блоков.
-
5.5 Работы по монтажу и демонтажу датчиков выполнять при отключении от сети электропитания и при атмосферном давлении в подводящих магистралях.
-
5.6 Запрещается подавать на вход устройства измеряемые величины, значения которых превышают верхние пределы измерений.
-
5.7 При работе с устройствами необходимо соблюдать меры техники безопасности при работе железнодорожном транспорте.
-
6.1 При проведении поверки должны соблюдаться условия, перечисленные в
таблице 3.
Таблица 3
Наименование и обозначение влияющей величины |
Нормированное значение |
1. Температура окружающей среды, °С |
От 15 до 25 |
2. Относительная влажность окружающего воздуха, % |
От 45 до 80 |
3. Атмосферное давление, кПа (мм.рт.ст.) |
От 98 до 105 (от 735 до 785) |
-
7.1 Перед проведением поверки необходимо выполнить следующие подготовительные работы:
-
- провести технические и организационные мероприятия по обеспечению безопасности проводимых работ в соответствии с действующими положениями ГОСТ 12.2.007.0-75;
-
- выдержать устройства в условиях окружающей среды, указанных в п.6, не менее 2 ч, если они находились в климатических условиях, отличающихся от указанных в п.6;
-
- подготовить к работе средства измерений, используемые при поверке, в соответствии с руководствами по их эксплуатации (все средства измерений должны быть исправны и поверены).
-
8.1 Внешний осмотр
Внешний осмотр производят визуально.
При внешнем осмотре должно быть установлено:
-
1) наличие руководства по эксплуатации и паспорта;
-
2) соответствие комплектности и маркировки руководству по эксплуатации;
-
3) отсутствие механических повреждений, влияющих на правильность ее функционирования и метрологические характеристики устройства;
-
4) наличие свидетельства о предыдущей поверке при периодической поверке.
Устройство, не удовлетворяющее требованиям п.8.1 настоящей методики, не подлежит поверке до устранения неисправностей или несоответствий. После их устранения внешний осмотр проводят в полном объеме.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если выполняются все вышеуказанные требования.
-
8.2 Проверка электрического сопротивления и прочности изоляции
-
8.2.1 Проверка электрического сопротивления изоляции
-
Проверку электрического сопротивления изоляции проводить в следующей последовательности:
-
1) отключить питание устройства;
-
2) соединить между собой проводники сетевого кабеля блока электропневматического тормоза (далее - БЭПТ) и подключить их к незаземленной клемме установки для проверки параметров электрической безопасности GPT-79803 (далее по тексту - установка).
-
3) заземленную клемму установки соединить с клеммой защитного заземления БЭПТ.
-
4) на выходе установки плавно повысить в течение от 5 до 20 секунд испытательное напряжение от нуля до 1500 В.
-
5) измерить сопротивление между соединенными проводниками сетевого кабеля и корпусом шкафа измерительной позиции.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если измеренное значение электрического сопротивления не менее 200 МОм.
-
8.2.2 Проверка электрической прочности изоляции
Проверку электрической прочности изоляции проводят при помощи установки в следующей последовательности:
-
1) отключить питание устройства;
-
2) при помощи установки воспроизводить в течение одной минуты действие испытательного напряжения практически синусоидальной формы частотой (50±2) Гц амплитудой 1500 В между цепями, связанными с промышленной сетью ~220 В, 50 Гц, и всеми остальными цепями, и корпусом БЭПТ.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если во время испытаний не было пробоя изоляции или повторяющегося искрения.
-
8.3 Опробование (включение)
Включить электропитание блока электропневматического тормоза и персонального компьютера пульта управления, загрузить программу управления. Порядок и правила включения электропитания описан в руководстве по эксплуатации ЭТИН100.000.000.000 РЭ.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если происходит включение программы согласно руководству по эксплуатации ЭТИН100.000.000.000 РЭ.
-
8.4 Подтверждение соответствия программного обеспечения
Программное обеспечение (далее по тексту - ПО) устройства проверяется в следующей последовательности:
-
1) Подготовить и включить питание устройства в соответствии с руководством по эксплуатации;
-
2) Загрузить программное обеспечение устройства;
-
3) Считать и сравнить номер версии программного обеспечения, указанного в программе на устройство с номером версии указанной в приложении А.
Результат проверки считают положительным, если номер считываемой версии программного обеспечения - не ниже указанного в приложении А.
-
8.5 Проверка метрологических характеристик
-
8.5.1 Проверка пределов допускаемой абсолютной погрешности измерений давления сжатого воздуха в напорной магистрали (далее - НМ)
-
-
1) Снять кожух с блока питательной колонки (далее - БПК) и вместо заглушки тормозной магистрали (далее - ТМ) установить манометр цифровой ДМ5002М (далее по тексту - манометр). Закрыть концевой кран БПК. Открутить и поменять местами тензорезисторные датчики давления ТМ и питающей магистрали (далее - ПМ) вместе с разъёмами.
-
2) Установить зарядное давление 0,5 МПа (5,0 кгс/см2) и включить режим «Отпуск». Убедиться, что показания давления в НМ изменяются так же, как показания манометра.
-
3) Устанавливать последовательно зарядное давление на 0,5; 0,6; 0,7 и 0,85 МПа (5,0; 6,0; 7,0 и 8,5 кгс/см2). Значение давления контролировать по манометру (давления в проверяемых точках могут отличаться от указанных на ±0,001 МПа (0,1 кгс/см2).
-
4) Определить абсолютную погрешность измерения давления APsl для каждой точки по формуле (1):
(1)
где Psl - показания устройства;
Ре - показания манометра.
-
5) Записать полученные значения абсолютной погрешности в таблицу.
-
6) По окончании выключить БПК, снять манометр, установить заглушку, вернуть датчики давления вместе с разъёмами на свои места.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если абсолютная погрешность измерения давления во всех проверяемых точках всех БПК не превышает ±0,01 МПа (0,1 кгс/см2).
-
8.5.2 Проверка допускаемой абсолютной погрешности измерения и
воспроизведения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали (далее - ТМ)
-
1) Установить манометр вместо заглушки ТМ, закрыть концевой кран БПК.
-
2) Устанавливая зарядное давление в пределах от 0,3 до 0,6 МПа (от 3,0 до 6,0 кгс/см2), убедиться, что показания давления в ТМ изменяются так же, как показания манометра.
-
3) Установить последовательно в ТМ давления 0,30; 0,40; 0,50 и 0,60 МПа (3,0; 4,0; 5,0 и 6,0 кгс/см2).
-
4) Определить абсолютную погрешность воспроизведения давления APf для каждой точки по формуле (2):
(2)
Где Pbl - заданное давление;
Ре - показания манометра.
Определить абсолютную погрешность измерения давления AP для каждой точки по
формуле (3):
(3)
где Рт- показания устройства;
Ре- показания эталонного манометра.
-
5) Записать полученные значения абсолютной погрешности в таблицу.
-
6) По окончании выключить БПК, снять манометр, установить заглушку.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если абсолютная погрешность измерений и воспроизведения давления во всех проверяемых точках БПК не превышает ±0,005 МПа (0,05 кгс/см2).
-
8.5.3 Проверка пределов допускаемой абсолютной погрешности воспроизведения давления ступеней торможения в ТМ
-
1) Установить манометр вместо заглушки ТМ, закрыть концевой кран БПК.
-
2) Установить зарядное давление 0,5 МПа (5,0 кгс/см2) и величину ступени торможения 0,1 МПа (1,0 кгс/см2).
-
3) Включить режим «Отпуск». После установки режима «Ступень», убедиться, что показания давления в ТМ изменяются так же, как показания манометра.
-
4) Установить зарядное давление 0,45 МПа (4,5 кгс/см2). Выбрать режим «Отпуск». После установки давления в ТМ зафиксировать показания манометра.
-
5) Установить величину ступени торможения 0,05 МПа (0,5 кгс/см2). Выбрать режим «Ступень». После установки давления в ТМ зафиксировать показания манометра.
-
6) Повторить указанные действия, устанавливая величину ступени торможения 0,07; 0,1 и 0,15 МПа (0,7; 1,0 и 1,5 кгс/см2).
-
7) Определить абсолютную погрешность воспроизведения ступени торможения APst для каждой точки по формуле (4):
bst ast
где Pbst - показания манометра до выполнения ступени торможения;
Past - показания манометра после выполнения ступени торможения.
-
8) Записать полученные значения абсолютной погрешности в таблицу.
-
9) Повторить указанные операции с зарядным давлением 0,5 МПа (5,0 кгс/см2).
-
10) По окончании снять манометр, установить заглушку и кожух.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если абсолютная погрешность воспроизведения ступени торможения во всех проверяемых точках БПК не превышает ±0,005 МПа (0,05 кгс/см2).
-
8.5.4 Проверка пределов допускаемой абсолютной погрешности измерений силы тока потребления электропневматического тормоза (далее - ЭПТ).
-
1) Выбрать первый путь (канал). К зажимам реле первого канала БЭПТ (сигналы «ML1» и «RAIL1») вместо силового кабеля связи подключить реостат серии РСП и мультиметром цифровым APPA-107N (далее - мультиметр).
-
2) Вместо кабеля обратной связи подключить проводники, соединяющие зажимы реле (сигналы «MLFB» и «RAILFB») и нагрузку. Включить режим «ЭПТ-Перекрыша».
-
3) Зафиксировать показания силы тока ЭПТ, измеренного устройством и мультиметром. Включить режим «ЭПТ-Выключен». Повторить действия с нагрузкой 200, 100, 40, 20, 10 и 5 Ом.
-
4) Определить абсолютную погрешность измерения тока DI для каждой нагрузки по формуле (5):
DI = Id - Ie, (5)
где Id - показания устройства;
Ie - показания мультиметра.
-
5) Записать полученные значения абсолютной погрешности в таблицу.
Результаты проверки считаются удовлетворительными, если абсолютная погрешность измерения силы тока не превышает ±0,05 А.
9 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ-
9.1 Положительные результаты поверки устройств при первичной поверке оформляются в паспорте и наносят на место пломбирования устройства оттиск клейма поверителя согласно Приказу Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».
-
9.2 Положительные результаты поверки устройств при периодической (внеочередной) поверке оформляются свидетельством о поверке согласно Приказу Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» либо другим действующим нормативно-техническим документом, регламентирующим поверку средств измерений.
-
9.3 При отрицательных результатах поверки устройств, свидетельство о поверке не выдаётся, ранее выданное свидетельство о поверке аннулируется, запись о поверке в паспорте на комплекс гасится и выдаётся извещение о непригодности согласно утверждённым правилам.
Приложение А
(обязательное)
Характеристики программного обеспечения
Таблица А.1 - Характеристики программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
Uzot P Etalon.exe |
Номер версии (идентификационный номер ПО) |
не ниже RU3TMH.00001-01 |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
Приложение Б (рекомендуемое) Пример протокола поверки
Внешний осмотр:
Проверка электрического сопротивления и прочности изоляции: Подтверждение соответствия программного обеспечения: Опробование (включение):
Проверка метрологических характеристик
Таблица Б.1 Проверка пределов допускаемой абсолютной погрешности измерений давления сжатого воздуха в напорной магистрали
Поверяемые точки |
Значения измеряемой величины |
Результаты поверки |
Заключение | |||
№ |
диапазон |
номинал ~P |
показания ~P |
предел допустимой погрешности ±Д |
погрешность ~P Д |
Соответствует |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа | ||
1 |
0,50 | |||||
2 |
От 0,50 |
0,60 |
Л Л1 | |||
3 |
до 0,85 |
0,70 |
0,01 | |||
4 |
0,85 |
Таблица Б.2 Проверка допускаемой абсолютной погрешности измерений и воспроизведения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали
Поверяемые точки |
Значения измеряемой величины |
Результаты поверки |
Заключение | |||
№ |
диапазон |
номинал ~P |
показания ~P |
предел допустимой погрешности ±Д |
погрешность ~P Д |
Соответствует |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа | ||
1 |
0,30 | |||||
2 |
От 0,30 |
0,40 |
0,005 | |||
3 |
до 0,60 |
0,50 | ||||
4 |
0,60 |
Таблица Б.3 Проверка пределов допускаемой абсолютной погрешности воспроизведения давления ступеней торможения в тормозной магистрали
Поверяемые точки |
Значения измеряемой величины |
Результаты поверки |
Заключение | |||
№ |
диапазон |
номинал ~P |
показания ~P |
предел допустимой погрешности ±Д |
погрешность ~P Д |
Соответствует |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа | ||
Зарядное давление 0,45 МПа | ||||||
1 |
0,05 | |||||
2 |
От 0,05 |
0,07 |
0,005 | |||
3 |
до 0,15 |
0,10 | ||||
4 |
0,15 | |||||
Зарядное давление 0,5 МПа | ||||||
1 |
0,05 | |||||
2 |
От 0,05 |
0,07 |
0,005 | |||
3 |
до 0,15 |
0,10 | ||||
4 |
0,15 |
Таблица Б.4 Проверка пределов допускаемой абсолютной погрешности измерений силы тока потребления электропневматического тормоза
Поверяемые точки |
Значения измеряемой величины |
Результаты поверки |
Заключение | ||
№ |
номинал ~R |
показания ~I |
предел допустимой погрешности ±Д |
погрешность ~I Д |
Соответствует |
Ом |
А |
А |
А | ||
1 |
5 |
0,05 | |||
2 |
10 | ||||
3 |
20 | ||||
4 |
40 | ||||
5 |
100 | ||||
6 |
200 |
11