№341 от 13.03.2014
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
# 13160
Об оценке компетентности организаций- провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
14 марта 2014 Г, № 341______
Москва
Об оценке компетентности организаций - провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
На период до принятия соответствующего нормативного правового акта во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», а также в связи с необходимостью обеспечения исполнения требований действующих нормативных правовых актов, включая технические регламенты Таможенного союза на территории Российской Федерации и обеспечения участия российских испытательных лабораторий в подтверждении соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов приказываю:
-
1. Утвердить временный порядок проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды (приложение 1).
-
2. Утвердить Рабочую комиссию по проверке компетентности провайдеров (приложение 2).
-
3. Утвердить Положение о Рабочей комиссии по проверке компетентности провайдеров (приложение 3).
-
4. Управлению метрологии (С.С. Голубеву) обеспечить деятельность Рабочей комиссии по проверке компетентности провайдеров в соответствии с Положением о Рабочей комиссии по проверке компетентности провайдеров.
-
5. Определить ФГУП «УНИИМ» (С.В. Медведевских) - научно-методическим центром по организации и проведению межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды.
-
6. ФГУП «УНИИМ» (С.В. Медведевских) обеспечить проведение экспертизы комплектов документов организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и Свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды.
-
7. Поручить ФГУП «УНИИМ» (С.В. Медведевских) ведение Реестра организаций, признанных в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды.
-
8. Поручить научно-методическому центру по организации и проведению межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) ФГУП «УНИИМ» (С.В. Медведевских) ежегодно в I квартале представлять в Госстандарт на утверждение заместителем Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии План проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды, проводимых признанными провайдерами.
-
9. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2011 года № 6390 «Об оценке компетентности организаций - провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сравнительных испытаний состава и свойств веществ, материалов и объектов окружающей среды».
-
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Ф.В. Булыгина.
Руководитель
Федерального агентства Г.И. Элькин
Приложение № 1
к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 14.03.2014 Г. № 341
Временный порядок проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
I. Область применения-
1.1. Временный порядок проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды (далее - Временный порядок) устанавливает порядок работ по проверке компетентности и признанию Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - Госстандарт) организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) (далее МСИ) среди лабораторий, осуществляющих испытания, измерения, анализ, контроль состава и свойств (далее - испытания) продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды.
-
1.2. Временный порядок предназначен для организаций, претендующих на получение статуса провайдера проверок квалификации, а также признанных в качестве провайдеров.
-
1.3. Временный порядок разработан с целью реализации положений Федерального закона измерений от 26.06.2008 г. № 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также с учетом и в развитие ИСО/МЭК 17043:2010 «Оценка соответствия. Общие требования к проверкам квалификации», ГОСТ Р 8.692-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений.
Требования к компетентности провайдеров проверок квалификации испытательных лабораторий посредством межлабораторных сравнительных испытаний», ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».
II. Общие положения-
2.1. Госстандарт осуществляет деятельность по проверке компетентности и признанию провайдеров в следующих целях:
-
- обеспечение достоверных выводов по результатам МСИ;
-
- обеспечение доверия испытательных лабораторий к результатам МСИ;
-
- возможность использования результатов МСИ при аккредитации и инспекционном контроле аккредитованных лабораторий.
-
2.2. Компетентность организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством МСИ, проверяют на соответствие ИСО/МЭК 17043:2010, ГОСТ Р 8.692-2009.
-
2.3. Компетентность провайдера проверяют и признают в определенной области деятельности.
-
2.4. Заявитель должен иметь практический опыт проведения МСИ в заявленной им области деятельности.
-
2.5. Работы по проверке компетентности провайдеров основаны на принципах, соответствующих ГОСТ ИСО/МЭК 17011.
-
2.6. Работу по проверке компетентности провайдеров организует Управление метрологии Росстандарта. В работе принимает участие Научно-методический центр по организации и проведению МСИ (НМТТ МСИ).
-
2.7. Организация, признанная Госстандартом провайдером, получает Свидетельство о признании на срок не менее трех лет.
-
2.8. Провайдер проходит регистрацию в Реестре провайдеров, признанных Госстандартом.
-
2.9. Провайдер, признанный Госстандартом, организует и проводит МСИ в соответствии с областью своей деятельности. Госстандарт может поручить провайдеру проведение МСИ, предусмотренных планами Госстандарта.
-
2.10. Ежегодно в рекомендованные НМЦ МСИ сроки провайдер представляет в НМТТ МСИ информацию о планах проведения МСИ на текущий год. С учетом полученной от провайдеров информации НМЦ МСИ формирует годовые планы проведения МСИ и представляет их на утверждение в Госстандарт.
-
2.11. Деятельность провайдеров в течение срока действия Свидетельства о признании подлежит контролю. Порядок осуществления контроля - по разделу IV настоящего Порядка.
-
3.1. Габоты по проверке компетентности провайдеров включают следующие этапы:
-
3.1.1. представление заявки организации, претендующей на признание в качестве провайдера (далее - заявитель), в Госстандарт;
-
3.1.2. рассмотрение заявки и принятие решения о возможности (или отсутствии возможности) проведения работ по проверке компетентности заявителя в качестве провайдера;
-
3.1.3. передача документов заявителя в НМЦ МСИ на экспертизу;
-
3.1.4. экспертиза документов заявителя;
-
3.1.5. принятие решения по вопросу возможности признания заявителя провайдером или отказе в признании.
-
3.2. Организация, претендующая на признание в качестве провайдера, направляет заявку в Госстандарт. В заявке (рекомендуемая форма заявки приведена в приложении 1 к Временному порядку) указывают (с учетом ГОСТ ИСО/МЭК 17011, пункт 7.2):
а) наименование юридического лица, место его нахождения, фамилию, имя, отчество руководителя юридического лица и ответственного представителя;
б) банковские реквизиты юридического лица, включая идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (К1111);
в) обязательства соответствовать критериям компетентности провайдеров и оплатить работы по проверке заявителя, согласие на проведение контроля деятельности провайдера.
К заявке прилагают:
-
- проект области деятельности провайдера;
-
- проект «Положения о провайдере» (с двумя экземплярами титульного листа установленного образца);
-
- «Руководство по качеству»;
-
- справку о научно-методическом и организационном потенциале организации для выполнения работ по организации и проведению МСИ;
-
- нотариально заверенную выписку из Устава или других учредительных документов организации-заявителя, подтверждающую право заявителя осуществлять деятельность в области обеспечения единства измерений;
-
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
-
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
-
- отчет (отчеты) о проведенных заявителем МСИ.
Рекомендации по составлению области деятельности провайдера, «Положения о провайдере», «Руководства по качеству», справки о научно-методическом и организационном потенциале организации, отчетов о проведенных МСИ (далее - документов провайдера) приведены в приложении 2 к Временному порядку.
-
3.3. Рассмотрение заявки
-
3.3.1. Заместитель руководителя Росстандарта адресует поступившую заявку в Управление метрологии.
-
3.3.2. Управление метрологии регистрирует поступившие заявки, проверяет комплектность и правильность оформления представленных документов, привлекая в необходимых случаях профильные управления Росстандарта (с учетом заявляемой области деятельности провайдера). На основании рассмотрения заявки Управление метрологии принимает решение о возможности (или невозможности) проведения работ по проверке компетентности и признанию провайдера.
-
3.3.3. При отрицательном решении Управление метрологии направляет заявителю письмо об отказе в проведении работ по проверке компетентности и признанию провайдера. При положительном решении заявка с приложением комплекта документов направляется в НМЦ МСИ.
-
3.3.4. Срок рассмотрения заявки, принятия решения и отправки заявки в НМЦ МСИ (или отправки письма заявителю об отказе в проверке компетентности и признании) - не более 1 месяца с момента поступления заявки.
-
3.4. Экспертиза документов заявителя.
-
3.4.1. После получения комплекта документов НМЦ МСИ в срок не более 10 дней со дня их получения направляет заявителю договор на проведение работ по проверке компетентности организации в качестве провайдера.
-
3.4.2. НМЦ МСИ проводит экспертизу документов заявителя (с учетом ГОСТ ИСО/МЭК 17011, пункт 7.6) с целью проверки их соответствия требованиям настоящего Порядка. При необходимости НМЦ МСИ привлекает к проведению экспертизы, научно-исследовательские институты Росстандарта (с учетом области деятельности заявителя), а также профильные организации, компетентные в проведении испытаний объектов, входящих в область деятельности заявителя.
Срок проведения экспертизы - не более 1 месяца со дня получения последней информации, необходимой для проведения экспертизы.
По результатам экспертизы НМЦ МСИ оформляет мотивированное экспертное заключение.
Заключение подписывает руководитель НМЦ МСИ и специалисты, участвовавшие в проведении экспертизы.
-
3.5. Экспертное заключение с приложением документов заявителя НМЦ МСИ направляет для рассмотрения на Рабочую комиссию по проверке компетентности провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством МСИ (далее - Рабочая комиссия), утвержденную Росстандартом.
-
3.6. Признание провайдеров Росстандартом.
-
3.6.1. Управление метрологии, с учетом поступивших заявок, заключений НМЦ МСИ, определяет сроки работы Рабочей комиссии и организует ее работу.
Не позднее чем за 2 недели до начала работы Рабочей комиссии НМЦ МСИ по поручению Управления метрологии информирует заявителя о сроках работы комиссии.
НМЦ МСИ по согласованию с Управлением метрологии обеспечивает присутствие на Рабочей комиссии представителя заявителя или уполномоченных заявителем лиц.
-
3.6.2. Рабочая комиссия рассматривает документы заявителей и заключения, представленные Управлением метрологии, и определяет (с учетом ГОСТ ИСО/МЭК 17011, пункты 7.9.1, 7.9.2) возможность признания заявителя в качестве провайдера с соответствующей областью деятельности или об отказе в признании в качестве провайдера.
Решение Рабочей комиссии оформляется протоколом.
-
3.6.3. При положительном решении Рабочей комиссии НМЦ МСИ готовит проект Свидетельства о признании организации в качестве провайдера (далее -Свидетельство о признании) (с учетом ГОСТ ИСО/МЭК 17011, пункт 7.9.4) с приложением к нему области деятельности провайдера и направляет его в Росстандарт для оформления.
Форма Свидетельства о признании приведена в приложении 3 к Временному порядку.
-
3.6.4. Управление метрологии оформляет Свидетельство о признании и подписывает приложение к свидетельству - область деятельности провайдера. По представлению Управления метрологии заместитель Руководителя Росстандарта подписывает Свидетельство о признании, область деятельности и утверждает Положение о провайдере.
-
3.6.5. Управление метрологии направляет Свидетельство о признании и документы провайдера в НМЦ МСИ для регистрации в Реестре провайдеров, признанных Росстандартом.
-
3.6.6. НМЦ МСИ регистрирует провайдера и направляет заявителю Свидетельство о признании, область деятельности и утвержденное Положение о провайдере.
НМЦ МСИ хранит документы провайдера в течение срока действия свидетельства о признании и два года после окончания его действия.
-
3.6.7. При отрицательном решении Рабочей комиссии Управление метрологии направляет заявителю решение об отказе в признании его в качестве провайдера.
Повторно заявка на признание в качестве провайдера может быть представлена не ранее 6 месяцев с даты решения Рабочей комиссии об отказе в признании его в качестве провайдера.
-
3.7. Изменение области деятельности провайдера
-
3.7.1. Провайдер, претендующий на изменение своей области деятельности, направляет соответствующую заявку в Росстандарт (с учетом ГОСТ ИСО/МЭК 17011, пункты 7.12 и 7.13).
-
3.7.2. К заявке на сокращение области деятельности провайдер прилагает к заявке документы, претерпевшие изменение:
-
- проект сокращенной области деятельности провайдера;
-
- «Положение о провайдере»;
-
- «Руководство по качеству».
-
3.7.3. К заявке на расширение области деятельности провайдер прилагает к
заявке документы, претерпевшие изменение:
-
- проект области деятельности провайдера с учетом ранее утвержденной и дополнительной;
-
- «Положение о провайдере»;
-
- «Руководство по качеству»;
-
- справку о научно-методическом и организационном потенциале организации для выполнения работ по организации и проведению МСИ в дополнительной области деятельности;
-
- отчет о проведенных МСИ в дополнительной области деятельности.
-
3.7.4. В случае сокращения области деятельности Управление метрологии совместно с НМЦ МСИ организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на основании положительных результатов экспертизы передает новую редакцию области деятельности провайдера на утверждение и направляет ее заявителю и НМЦ МСИ.
-
3.7.5. В случае расширения области деятельности провайдера НМЦ МСИ проводит экспертизу представленных документов, готовит и направляет в Госстандарт мотивированное заключение о возможности (или невозможности) расширения области деятельности провайдера.
Расширение области деятельности провайдера может быть проведено по полной процедуре настоящего Временного порядка либо по сокращенной (без организации работы Рабочей комиссии), в соответствии с рекомендацией НМЦ МСИ.
При положительном результате работ Управление метрологи передает новую редакцию области деятельности провайдера на утверждение и направляет ее заявителю и НМЦ МСИ.
При отрицательном решении Управление метрологии направляет заявителю решение об отказе расширить область деятельности провайдера.
-
3.8. Признание провайдера на новый срок проводит Росстандарт во взаимодействии с НМЦ МСИ по заявке провайдера в порядке, установленном настоящим разделом Порядка.
Росстандарт может с учетом рекомендации НМЦ МСИ принять решение провести признание провайдера на новый срок по сокращенной процедуре на основе положительных результатов контроля деятельности провайдера, проводимого в период срока действия Свидетельства о признании.
-
3.9. Внесение изменений в регистрационные данные провайдера
3.9.1 Провайдер, претендующий на внесение изменений в регистрационные данные, направляет заявление в Росстандарт.
К заявлению прилагаются документы с указанием причин и содержания изменений, которые необходимо внести в регистрационные данные, а также документы, отражающие изменения, произошедшие у провайдера и способные повлиять на соответствие критериям компетентности.
-
3.9.2. Росстандарт передает документы в НМЦ МСИ для экспертизы правильности оформления документов. НМЦ МСИ на основании положительных результатов экспертизы вносит изменения в регистрационные данные, а также направляет заявителю уведомление об изменениях, внесенных в его регистрационные данные.
-
3.9.3. В случае, если необходимость внесения изменений в регистрационные данные связана с существенными изменениями в работе провайдера, НМЦ МСИ может обратиться в Госстандарт с предложением о проверке деятельности провайдера на месте его расположения.
При положительных результатах проверки НМЦ МСИ вносит изменения в регистрационные данные, а также направляет заявителю уведомление об изменениях, внесенных в его регистрационные данные.
В случае отрицательных результатов проверки НМЦ МСИ может обратиться в Госстандарт с предложением об аннулировании действия Свидетельства о признании провайдера. В случае приятия Госстандартом решения об аннулировании действия Свидетельства о признании провайдера секретарь Габочей комиссии готовит соответствующее письмо-уведомление в адрес заявителя за подписью заместителя Гуководителя Госстандарта. Подписанное письмо секретарь Габочей комиссии направляет Заявителю. НМЦ МСИ вносит соответствующие изменения в реестр провайдеров.
IV. Контроль деятельности провайдера-
4.1. Контроль деятельности провайдера проводится НМЦ МСИ через один календарный год после регистрации Свидетельства о признании на договорной основе, далее - ежегодно.
При необходимости к проведению контроля привлекают организации, компетентные в соответствующей области испытаний.
-
4.2. Контроль деятельности провайдера проводят на месте его расположения.
В отдельных случаях контроль деятельности провайдера может быть проведен путем анализа отчетов о МСИ, представленных провайдером.
-
4.3. При проведении контроля деятельности провайдера учитывают претензии к качеству организации и проведения МСИ, полученные Управлением метрологии или НМЦ МСИ.
-
4.4. Провайдер ежегодно не позднее 1 февраля представляет в НМЦ МСИ краткий отчет о результатах МСИ, проведенных в предыдущем году.
-
4.5. На основании представленного отчета НМЦ МСИ делает вывод о необходимости проведения контроля деятельности провайдера на месте его расположения или, в отдельных случаях, о проведении контроля на основе представленного отчета.
-
4.6. При контроле деятельности провайдера на месте его расположения проверяют материалы проведенных МСИ, систему менеджмента качества провайдера и соответствие фактического состояния дел документам провайдера.
-
4.7. При анализе отчетов о МСИ проверяют соответствие проведенных МСИ положениям ИСО/МЭК 17043, Р 50.2.011-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка квалификации испытательных (измерительных) лабораторий, осуществляющих испытания веществ, материалов и объектов окружающей среды (по составу и физико-химическим свойствам), посредством межлабораторных сличений» (РМГ 103-2010 «Государственная система обеспечения единства измерений. Проверка квалификации испытательных (измерительных) лабораторий, осуществляющих испытания веществ, материалов и объектов окружающей среды (по составу и физико-химическим свойствам) посредством межлабораторных сравнительных испытаний») и документам провайдера, в том числе правильность создания образцов для МСИ и выводов по результатам МСИ.
-
4.8. По результатам контроля деятельности провайдера НМЦ МСИ делает вывод о соответствии (или несоответствии) провайдера предъявляемым требованиям.
В необходимых случаях НМЦ МСИ дает провайдеру рекомендации по улучшению его деятельности.
-
4.9. В случае несоответствия провайдера предъявляемым требованиям и невозможности устранить выявленные несоответствия в срок, не превышающий 30 дней, НМЦ МСИ может представить в Госстандарт предложение о сокращении области деятельности провайдера, приостановлении или аннулировании действия Свидетельства о признании провайдера.
-
4.10. В случае принятия Госстандартом решения о сокращении области деятельности провайдера, приостановлении или аннулировании действия Свидетельства о признании провайдера секретарь Габочей комиссии готовит соответствующее письмо-уведомление в адрес заявителя за подписью заместителя Гуководителя Госстандарта. Подписанное письмо секретарь Габочей комиссии направляет провайдеру. НМЦ МСИ вносит соответствующие изменения в реестр провайдеров.
Приложение 1
к Временному порядку проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
Форма заявки организации на признание в качестве провайдераЗаместителю Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Ленинский пр., д.9, Москва, В-49, ГСП-1, 119991
ЗАЯВКАна признание в качестве провайдера проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний)
Наименование организации-заявителя___________________________________
Юридический адрес________________________________________________
Имя, отчество, фамилия руководителя организации-заявителя______________
Телефон/факс; E-mail_____________________________________________________
Расчетный счет и реквизиты банка_______________________________________
Просим признать______________________________________________
(наименование организации - заявителя)
в качестве провайдера проверок квалификации посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) - МСИ среди лабораторий_____________________________________________________________
(указать территориальное расположение лабораторий или их ведомственную принадлежность)
для объектов:_____________________________________________________________
(указать объекты МСИ)
по показателям:__________________________________________
Обязуемся в своей деятельности по проведению МСИ поддерживать соответствие требованиям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии к провайдерам.
Согласны на проверку компетентности и последующий контроль деятельности провайдера.
Гарантируем оплату расходов, связанных с проведением работ по проверке компетентности и признанию нашей организации провайдером (независимо от результатов работ), а также с последующим контролем деятельности провайдера.
Приложения:
-
1. Проект «Положения о провайдере»;
-
2. «Руководство по качеству провайдера»;
-
3. Справка о научно-методическом и организационном потенциале провайдера;
-
4. Нотариально заверенная выписка из Устава или других учредительных документов организации-заявителя, подтверждающую право заявителя осуществлять деятельность в области обеспечения единства измерений;
-
5. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
-
6. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
-
7. Отчет (отчеты) о проведенных заявителем МСИ.
Руководитель организации - заявителя ____________________ (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер ____________________(Ф.И.О.)
М.П.
Приложение 2
к Временному порядку проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
Рекомендации
по составлению документов провайдера
2.1. Область деятельности провайдераОбласть деятельности провайдера должна содержать перечень групп объектов МСИ (однородных групп продукции, групп веществ, материалов, объектов окружающей среды) с указанием для каждой видов испытаний (количественный химический анализ, качественные испытания, микробиологические исследования и т.п.), и, при необходимости, определяемых показателей.
2.2. Положение о провайдере«Положение о провайдере» должно содержать следующую информацию:
-
1) Информационные данные: юридический адрес; телефон, факс, e-mail; банковские реквизиты; фамилию, имя, отчество руководителя организации; фамилию, имя, отчество, телефон руководителя рабочего аппарата провайдера.
-
2) Описание области деятельности организации в качестве провайдера.
-
3) Описание структуры рабочего аппарата провайдера и структурных связей
с другими структурными элементами организации.
-
4) Функции провайдера по организации и проведению МСИ, оказанию методической и иной помощи лабораториям-участникам МСИ.
-
5) Права провайдера.
-
6) Обязанности провайдера.
-
7) Ответственность провайдера, включая обязательство соответствовать приказам и распоряжениям Госстандарта, касающимся деятельности провайдеров.
-
8) Внешние и внутренние связи провайдера. Порядок взаимодействия с
Госстандартом, НМЦ МСИ (ФГУП «УНИИМ»), испытательными лабораториями, включая организационное взаимодействие при проведении МСИ, участие в совещаниях по результатам проведенных МСИ, обмен информацией.
-
9) Финансовая деятельность провайдера. Порядок оплаты работ по проведению МСИ, принципы установления стоимости участия в МСИ испытательных лабораторий (с учетом стоимости создания или приобретения образцов для контроля, организации и проведения работ, обработки полученных результатов, оформления заключений по результатам МСИ, почтовых расходов, порядок и сроки оплаты работ по проведению МСИ).
При необходимости в Положение о провайдере может быть включена дополнительная информация.
2.3. Руководство по качеству провайдераСодержание Руководства по качеству провайдера должно соответствовать установленным ГОСТ Р 8.692, разделы 5 и 6 (или ИСО/МЭК 17043, разделы 4 и 5). Отдельные критерии конкретизированы в настоящем разделе.
К Руководству по качеству должны быть приложены:
-
1) Информация о составе и квалификации персонала, а также о распределении обязанностей между сотрудниками.
-
2) Перечень нормативных и методических документов, используемых провайдером при осуществлении своей деятельности (в том числе, содержащих основные нормы и требования ГСИ, нормируемые показатели качества и/или безопасности объектов и методики испытаний в области деятельности провайдера, основные элементы метрологического обеспечения испытаний, включая методологию оценивания показателей точности методик испытаний и результатов испытаний при реализации методик испытаний в конкретной лаборатории, проведения внутреннего контроля качества результатов испытаний).
-
3) Информация о помещениях и оборудовании, используемых для функционирования провайдера;
-
4) Подробный регламент проведения работ по МСИ с указанием ответственных за выполнение каждого этапа.
-
5) Подробный регламент проведения работ по закупке либо созданию и обращению с образцами для контроля (ОК)1 с учетом РМГ 103-2010 с указанием ответственных за выполнение каждого этапа;
-
6) Перечень материалов, оформляемых при проведении МСИ и отражающих основные этапы работ провайдера, формы отчетных материалов по результатам МСИ, предоставляемых участникам.
В руководстве по качеству должны быть отражены возможные способы использования результатов МСИ (при взаимодействии с лабораториями, при представлении в Госстандарт результатов МСИ и предложений по совершенствованию метрологического обеспечения анализируемых объектов и т.д.).
В разделах «Руководства по качеству» необходимо приводить ссылки на нормативную и методическую документацию, используемую провайдером при проведении соответствующих работ, а также указывать должности сотрудников, ответственных за тот или иной вид работ.
При необходимости в Руководство по качеству может быть включена дополнительная информация.
2.4. Справка о научно-методическом и организационном потенциалеСправка о научно-методическом и организационном потенциале провайдера должна содержать информацию по следующим вопросам:
-
1) Наличие и квалификация кадров, необходимых для обеспечения функционирования провайдера.
-
2) Наличие актуализированного фонда нормативных документов, устанавливающих показатели качества и/или безопасности и регламентирующих методы испытаний (измерений, анализа) объектов, входящих в область деятельности провайдера, нормативных документов системы ГСИ, методических документов по вопросам организации МСИ, способам обработки результатов, по вопросам приготовления материала и аттестации образцов для контроля (ОК).
-
3) Сведения об имеющейся в организации лабораторной базе и о возможности проведения на ее основе испытаний объектов, входящих в область деятельности провайдера и/или о взаимодействии с аккредитованными лабораториями соответствующего профиля.
-
4) Сведения о владении информацией о действующих типах государственных и отраслевых стандартных образцов, применяемых при испытаниях объектов в области его деятельности, о владении правилами составления технических требований к ОК, используемых при проведении МСИ, вопросами разработки и аттестации ОК, в том числе сведения о практическом опыте в этом виде деятельности (для организаций, проект «Положения о провайдере» и «Руководство по качеству провайдера» предусматривают самостоятельную разработку ОК, к справке должны быть приложены материалы разработки одного из ОК), при необходимости - об опыте разработки образцов для проверки квалификации (ОПК), не являющихся ОК (не предназначенными для контроля точности результатов испытаний).
-
5) Сведения о практическом опыте деятельности по организации и проведению МСИ.
-
2.5.1. Заявителем должны быть представлены отчеты по МСИ каждой из групп объектов (однородных групп продукции, групп веществ, материалов, объектов окружающей среды) с указанием для каждой видов испытаний (количественный химический анализ, качественные испытания, микробиологические исследования и т.п.), и, при необходимости, определяемых показателей, включенных в заявляемую область деятельности провайдера.
-
2.5.2. Отчет о проведенных МСИ должен содержать:
-
1) Наименование объекта МСИ (продукции, вещества, материала).
-
2) Перечень определяемых характеристик объекта МСИ.
-
3) Описание ОК (ОПК), включая (для каждого):
а) назначение ОПК (контроль точности результатов испытаний или иное);
б) описание материала ОПК, их упаковки, маркировки;
в) перечень определяемых характеристик ОПК;
г) приписанные значения ОПК (при наличии) с указанием способа их установления (в случае использования СО к отчету должны быть приложены паспорта СО, в иных случаях - расчеты приписанных значений);
д) инструкции по применению ОПК, представленные участникам.
-
4) Использованные критерии оценки качества испытаний.
-
5) Информацию о значениях (при наличии) стандартного отклонения для проверки квалификации для всех методик, использованных участниками, и информацию о способе установления этих значений.
-
6) Результаты участия всех лабораторий МСИ (в виде сводных таблиц или по другой форме), пример заключения или иного документа, выдаваемого участнику.
-
7) Сведения о полученных результатах оценки качества испытаний (с указанием процента результатов, получивших удовлетворительную, сомнительную, неудовлетворительную оценку для каждой определяемой характеристики объекта МСИ, или иную оценку в соответствии с выбранным критерием оценки результатов, полученных участниками).
-
8) Выводы по результатам МСИ.
Приложение 3
к Временному порядку проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
Форма свидетельства о признанииФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
СВИДЕТЕЛЬСТВОО ПРИЗНАНИИ ПРОВАЙДЕРА ПРОВЕРОК КВАЛИФИКАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ
№________
Действительно до «___»____________20___г.
Настоящее свидетельство выдано __________________________________________
(полное и сокращенное наименование организации, юридический адрес)
и удостоверяет, что_______________________соответствует требованиям международного
(сокращенное наименование организации)
стандарта ИСО/МЭК 17043:2010 и признан(о) компетентным в проведении проверок квалификации испытательных (аналитических) лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний).
Область деятельности провайдера определена в приложении к настоящему свидетельству и является его неотъемлемой частью.
Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Зарегистрировано в Реестре провайдеров проверок квалификации испытательных (аналитических) лабораторий
_______/расшифровка подписи/
(подпись)
«___»__________________20____г.
«_____»_________________20____г.
Место гербовой печати
Приложение № 2
к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 14.03.2014 г.№ 341
СОСТАВ
Рабочей комиссии по проверке компетентности провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
Булыгин Федор Владиленович
Голубев Сергей Сергеевич
Члены комиссии:
Костылева Ольга Федоровна
Петрякова Татьяна
Никандровна
Бессонов Юрий Сергеевич
Пономарева Ольга Борисовна
Смыков Андрей Андреевич
Чутчева Татьяна
Валентиновна
-
- заместитель Руководителя Федерального агентства (председатель Рабочей комиссии)
-
- начальник Управления метрологии (заместитель председателя Рабочей комиссии)
-
- заместитель начальника Управления -
начальник отдела технического регулирования и стандартизации продукции
агропромышленного производства и легкой промышленности Управления технического регулирования и стандартизации
-
- заместитель начальника отдела государственной метрологической службы Управления метрологии
-
- заместитель директора по качеству ФГУП «УНИИМ»
-
- заведующий лабораторией метрологии аналитических измерений и межлабораторных сравнительных испытаний ФГУП «УНИИМ» (секретарь Рабочей комиссии)
-
- главный специалист - эксперт отдела технического регулирования и стандартизации сырья и материалов Управления технического регулирования и стандартизации
-
- советник отдела государственного надзора Управления территориальных органов и региональных программ
Приложение № 3 к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.03.2014 Г. № 341
Положение о Рабочей комиссии по проверке компетентности провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды
-
I. Общие положения
-
1. Рабочая комиссия по проверке компетентности провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды (далее - Рабочая комиссия) создается с целью признания компетентности провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) - МСИ состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды (далее -провайдеров) и принятия решений по вопросам, связанным с их функционированием.
-
2. Рабочая комиссия в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт), международными и национальными документами в области стандартизации по вопросам проверки квалификации лабораторий, а также настоящим Положением.
-
II. Полномочия Рабочей комиссии
-
3. Рабочая комиссия наделена следующими полномочиями в установленной области деятельности:
-
3.1. принимает решение о признании компетентности провайдера, расширении его области деятельности;
-
3.2. вырабатывает предложения по разработке:
-
-
- стратегии организации и проведения МСИ, учета результатов участия лабораторий в МСИ при аккредитации и инспекционном контроле лабораторий (в том числе на пространстве СНГ);
-
- документов в области стандартизации по вопросам проверки квалификации лабораторий (в том числе, межгосударственных).
-
III. Состав Рабочей комиссии
-
4. Рабочая комиссия формируется Росстандартом из представителей Управления метрологии, Управления технического регулирования и стандартизации, Управления территориальных органов и региональных программ Росстандарта, ФГУП «УНИИМ».
-
5. Рабочую комиссию возглавляет председатель, в его отсутствии -заместитель председателя.
-
6. Техническое сопровождение деятельности Рабочей комиссии осуществляет секретарь.
-
7. Состав Рабочей комиссии, председатель, заместитель председателя, секретарь Рабочей комиссии определяются приказом Росстандарта. Председателем комиссии назначается заместитель Руководителя Росстандарта.
-
IV. Организация работы Рабочей комиссии
-
8. Организация деятельности Рабочей комиссии включает в себя: подготовку и проведение заседаний, ведение документации и переписки в рамках полномочий, указанных в разделе II.
-
9. Заседания Рабочей комиссии проводятся при необходимости решения вопросов, указанных в разделе II. Председатель (заместитель председателя) Рабочей комиссии определяет время его проведения, утверждает повестку заседания, подписывает протокол заседания и решения.
-
10. Члены Рабочей комиссии вправе вносить предложения по повестке заседания, а также предложения по включению дополнительных вопросов непосредственно после открытия заседания.
-
11. Секретарь Рабочей комиссии извещает членов Рабочей комиссии о проведении заседаний не менее чем за два дня. Одновременно членам Рабочей комиссии представляется повестка дня созываемого заседания.
-
12. На заседании Рабочей комиссии могут присутствовать лица, приглашенные членами Рабочей комиссии. Приглашенные лица не принимают участия в голосовании по повестке дня заседания.
-
13. Член Рабочей комиссии (при необходимости) может быть заменен для участия в заседании Рабочей комиссии другим сотрудником Росстандарта (ФГУП «УНИИМ»), по представлению руководства соответствующего Управления Росстандарта (ФГУП «УНИИМ»). Представитель пользуется на заседании правами члена Рабочей комиссии.
-
14. Заседание Рабочей комиссии правомочно, если в нем участвует не менее 50 % членов Рабочей комиссии.
-
15. Каждый член Рабочей комиссии имеет один голос. Решения Рабочей комиссии принимаются, если за него голосуют не менее 2/3 членов Рабочей комиссии, включая председателя (заместителя председателя), присутствующих на заседании.
-
16. В случае несогласия с принятым решением любой член Рабочей комиссии вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Рабочей комиссии.
-
17. Решения рабочей комиссии являются основанием для:
-
- признания компетентности провайдера и оформления документов провайдера в соответствии с Порядком проверки компетентности организаций, претендующих на признание в качестве провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сличений (межлабораторных сравнительных испытаний) состава и свойств продукции, веществ, материалов и объектов окружающей среды;
-
- включения в программу национальной стандартизации разработки документов по вопросам МСИ;
-
- организации МСИ конкретных объектов.
-
18. Председатель Рабочей комиссии:
-
18.1. осуществляет общее руководство работой Рабочей комиссии;
-
18.2. утверждает повестку дня заседания Рабочей комиссии, ведет заседание или поручает проведение заседания заместителю Председателя Рабочей комиссии;
-
18.3. подписывает протоколы, решения и иные документы, исходящие от Рабочей комиссии.
-
-
19. Секретарь Рабочей комиссии:
-
19.1. формирует повестку дня заседания Рабочей комиссии;
-
19.2. организует проведение заседаний Рабочей комиссии, обеспечивает членов Рабочей комиссии необходимыми информационными материалами и документами, оформляет протоколы заседаний и заверяет выписки из них;
-
19.3. готовит проекты Свидетельств провайдеров проверок квалификации лабораторий;
-
-
19.3. хранит документы Рабочей комиссии.
Или образцами для проверки квалификации по ИСО/МЭК 17043, не являющимися ОК (не предназначенными для контроля точности результатов испытаний).