Номер по Госреестру СИ: 26474-10
26474-10 Комплексы автоматизированные контроля колесных пар вагонов
(PELENG-AUTOMAT (ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ))
Внешний вид.
Комплексы автоматизированные контроля колесных пар вагонов
Рисунок № 1
Программное обеспечение
Встроенное программное обеспечение (ПО), входящее в состав комплексов, выполняет функции обработки результатов измерений, изменения параметров контроля, создания и сохранения файлов с данными контроля.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
«AUTOMAT» - для модификации С; «AUTOMATVT» - для модификаций С-В, С-ВД, С-ВДО. |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
версия 4.08 и выше - для модификации С; версия 0.1 - для модификаций С-В, С-ВД, С-ВДО. |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
Другие идентификационные данные (если имеются) |
- |
Уровень защиты ПО соответствует типу «средний» согласно Р 50.2.077-2014.
Лист № 4 Всего листов 6
Знак утверждения типа
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измеренийСведения о методиках (методах) измерений приведены в Руководстве по эксплуатации «Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ»)», раздел 2 «Использование по назначению».
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к комплексам автоматизированным контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («ПЕЛЕНГ-АВТОМАТ»)
ГОСТ Р 55809-2013 Контроль неразрушающий. Дефектоскопы ультразвуковые. Методы измерения основных параметров
ГОСТ 8.283-78 ГСИ. Дефектоскопы электромагнитные. Методы и средства поверки ДШЕК. 411734.001 ТУ Технические условия "Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов "PELENG-AUTOMAT" ("Пеленг-автомат").
Поверка
Поверкаосуществляется в соответствии с методикой поверки (приложение В к ДШЕК.411734.001 РЭ «Комплекс автоматизированный контроля колесных пар вагонов «PELENG-AUTOMAT» («Пеленг-автомат»). Руководство по эксплуатации»), утвержденной ФГУП «ВНИИОФИ» в августе 2010 г.
Основные средства поверки:
-
1. Осциллограф TDS-2012 (Госреестр №24018-02);
-
2. Генератор сигналов Г4-158 (Госреестр № 8777-13);
-
3. Комплекты мер моделей дефектов А-ВТ-12 (Госреестр № 53012-13);
-
4. Контрольные образцы №2 и №3 из комплекта контрольных образцов и
вспомогательных устройств КОУ-2 (Госреестр №6612-99)
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научноисследовательский институт оптико-физических измерений» (ФГУП "ВНИИОФИ").Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Тел. 437-33-56; факс 437-31-47
E-mail: vniiofi@vniiofi.ru, http://www.vniiofi.ru
Принцип действия систем ультразвукового контроля основан на выявлении дефектов с использованием свойства ультразвуковых колебаний (УЗК) отражаться от неоднородностей материала контролируемого изделия. Ввод и прием УЗК осуществляется контактным способом при помощи пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП). Возбуждение ПЭП, усиление принятых сигналов и обработка результатов контроля производится электронными модулями, размещенными в системном блоке промышленной ПЭВМ. ПЭП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов - сканеров. Система фиксации сканеров обеспечивает перемещение в рабочее положение и надежное прилегание ПЭП к поверхностям контролируемых изделий (цилиндрическим поверхностям оси, поверхностям торца оси, поверхностям катания и обода колеса). Надежный акустический контакт ПЭП с проверяемым изделием обеспечивается также системой подачи, сбора и фильтрации контактной жидкости.
Принцип действия систем вихретокового контроля основан на анализе взаимодействия внешнего электромагнитного поля с электромагнитным полем вихревых токов, наводимых в объект контроля этим полем с использованием вихретоковых преобразователей (ВТП). ВТП сгруппированы в виде нескольких конструктивных элементов - сканеров. Возбуждение ВТП и обработка результатов контроля производится электронными модулями, размещенными в сканерах и системном блоке промышленной ПЭВМ. Системы подвеса и позиционирования сканеров обеспечивают их перемещение в рабочее положение и необходимый зазор между сканером и поверхностями контролируемого изделия (поверхностями катания и обода колеса, поверхностями диска, включая переходы диск - обод и диск - ступица, поверхностями торцов ступицы).
Фотография общего вида комплексов приведена на рисунке 1.
Рис.1 Общий вид комплексов
Перемещение и вращение КП, подвод и отвод сканеров, отображение параметров и результатов контроля на экране дисплея ПЭВМ, а так же их документирование на бумажных и электронных носителях производятся автоматически.
Модификации комплекса в зависимости от типа контролируемых КП и устройства для их вращения (в процессе контроля), разворота и скатывания из рабочей зоны (по окончании контроля), а также применяемой контактной жидкости (для ультразвукового контроля) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Контролируемые КП |
Устройство вращения, разворота и скатывания КП |
Контактная жидкость |
Обозначение модификации комплекса * |
Без каких-либо насаженных элементов на среднюю часть оси |
Подъемно-поворотное |
Минеральное масло |
— |
Без каких-либо насаженных элементов на среднюю часть оси |
Подъемно-поворотное |
Водный раствор |
01 |
В том числе имеющие тормозные диски и(или) редуктор генератора в средней части оси |
Опорно-поворотное |
Водный раствор |
02 |
В том числе имеющие тормозные диски и(или) редуктор генератора в средней части оси |
Подъемно-поворотное (модернизированное по сравнению с модификацией 01) |
Водный раствор |
01М |
* Указывается в конце децимального номера на комплекс (например, ДШЕК.41 Для групповых документов (описывающих различные модификации компл документе) указанные обозначения могут отсутствовать. |
11734.001-01М). екса в одном |
Модификации комплекса в зависимости от применяемых методов контроля и контролируемых элементов КП приведены в таблице 2.
Таблица 2
Реализуемые методы контроля |
Контролируемые элементы КП |
Обозначение модификации комплекса * |
Ультразвуковой |
Контроль оси и колеса КП согласно РД 07.09-97 «Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» | |
Ультразвуковой |
Контроль оси и колеса КП согласно РД 07.09-97 и СТО РЖД 1.11.002-2008 «Контроль неразрушающий. Элементы колесных пар вагонов. Технические требования к ультразвуковому контролю» |
С |
Ультразвуковой и вихретоковый |
Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000 «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» |
С-В |
Ультразвуковой и вихретоковый |
Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000; неразрушающий контроль тормозных дисков |
С-ВД |
Ультразвуковой и вихретоковый |
Ультразвуковой контроль оси и колеса КП согласно РД 07.0997 и СТО РЖД 1.11.002-2008; вихретоковый контроль колеса согласно РД 32.150-2000; неразрушающий контроль тормозных дисков и вихретоковый контроль оси |
С-ВДО |
* Вместе с обозначением из таблицы 1 указывается в конце децимального номера на комплекс (например, ДШЕК.411734.001-01МС-В). Буквенное обозначение модификации может указываться после названия комплекса (например, «PELENG-AUTOMAT» (модификация МС-В) или «PELENG-AUTOMAT-МС-В»). Дефис в обозначении модификации может отсутствовать. |
Комплексы могут применяться на железнодорожном транспорте в качестве средства автоматизированного неразрушающего контроля элементов колесных пар (КП) вагонов с осями типов РУ1 и РУ1Ш, а также КП с коническими подшипниками кассетного типа при всех видах их освидетельствования и ремонта. Комплекс производит контроль КП в сборе.
в контрольном образце №2 из комплекта контрольных образцов и вспомогательных устройств КОУ-2
** определяется по мерам моделей дефектов из комплекта А-ВТ-12
приведены в таблице 4. Таблица 4.
Наименование параметра |
Значение параметра |
Система ультразвукового контроля | |
Номинальное значение частоты заполнения зондирующих |
0,40±0,04 |
импульсов и его отклонение, МГц |
1,25±0,13 2,50±0,25 5,00±0,50 |
Амплитуда зондирующих импульсов, В, не менее |
100 |
Длительность зондирующего импульса на уровне 0,5, мкс, не более: на частоте 0,4 МГц |
6,0 |
на частоте 1,25 МГц |
2,0 |
на частоте 2,5 МГц |
1,2 |
на частоте 5,0 МГц |
0,8 |
Номинальное значение условной чувствительности*, дБ, для резонаторов: П111-2,5 |
6 |
П121-2,5-40 |
20 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения |
±(2+0,03-Y), где Y - |
глубины залегания дефекта, мм |
измеренное значение глубины залегания дефекта, мм |
Система вихретокового контроля | |
Частота возбуждения вихревых токов, кГц |
От 7 до 115 |
Режимы работы сканеров |
абсолютный, дифференциальный |
Чувствительность**: минимальная глубина выявляемых поверхностных дефектов, мм, для поверхностей с шероховатостью: Ra = 1,25 мкм |
0,5 |
Rz = 320 мкм |
3,0 |
Общие технические характеристики | |
Время установления рабочего режима в нормальных условиях, мин, не более |
5 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения координаты расположения дефекта по длине (поверхности катания) | |
колеса, мм |
±10 |
Масса, кг, не более |
2000 |
Габаритные размеры, длина х ширина х высота, мм, не более |
4500 х 3500 х 3500 |
Средняя наработка на отказ комплекса с учетом технического обслуживания и комплекта ЗИП, ч, не менее |
1000 |
Средний срок службы комплекса с учетом наличия комплекта ЗИП, | |
лет, не менее |
10 |
Диапазон рабочих температур окружающего воздуха, °С |
От 1 до 35 |
* номинальное значение усиления при выявлении отверстия диаметром 6 мм на глубине 44 мм
Лист № 5 Всего листов 6