№761 от 02.06.2005
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
# 19920
Об утверждении Положения об Управлении технического регулирования и стандартизации
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ3 июня 2005 г. No 761
г. Москва t
Об утверждении Положения об Управлении технического регулирования и стандартизацииВ соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» и приказом Федерального агентства от 16 декабря 2004 г. № 460 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2004 г. № 8 «Об утверждении структуры центрального аппарата Федерального агентства» приказываю:
-
1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении технического регулирования и стандартизации.
-
2. Признать утратившими силу приказы Госстандарта России от 19 января 1999 г. № 16, от 21 января 1999 г. № 26, от 22 января 1999 г. № 28, от 22 января 1999 г. № 30, от 27 января 1999 г. № 38.
-
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С.В. Пугачева
Руководитель
Г.И. Элькин
Федерального агентства
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 3 июня 2005 г. № 761
ПОЛОЖЕНИЕоб Управлении технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ-
1.1. Управление технического регулирования и стандартизации (далее -Управление) является структурным подразделением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Агентство), ответственным за организацию и проведение работ по техническому регулированию и стандартизации, включая вопросы нормативно-технического обеспечения оборонного комплекса страны в сфере деятельности, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294.
-
1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными законами, другими правовыми актами Российской Федерации, актами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, приказами, инструкциями Агентства, положениями национальной системы стандартизации, а также настоящим положением.
-
1.3. Управление осуществляет возлагаемые на него функции непосредственно или с привлечением соответствующих структурных подразделений Агентства, подведомственных научно-исследовательских институтов (НИИ), учреждений и территориальных органов Агентства.
-
1.4. Управление возглавляется начальником, назначаемым и освобождаемым от должности Руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Заместители начальника Управления, начальники отделов и сотрудники Управления назначаются и освобождаются от должности приказом Руководителя Агентства по представлению начальника Управления.
Структура и штатное расписание Управления утверждаются Руководителем Агентства.
-
1.5. Начальник Управления непосредственно подчиняется заместителю Руководителя Агентства в соответствии с распределением обязанностей.
К компетенции Управления относятся следующие вопросы Агентства, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294:
организация и проведение работ по выполнению функций национального органа по стандартизации;
формирование и подготовка к принятию программы разработки национальных стандартов;
опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;
подготовка к утверждению национальных стандартов;
организация экспертизы национальных стандартов;
учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;
участие в работах по аккредитации в закрепленной сфере деятельности в соответствии с правилами, установленными в Агентстве;
ведение перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
методическое обеспечение ведения реестров:
а) зарегистрированных деклараций о соответствии;
б) выданных сертификатов;
в) зарегистрированных систем добровольной сертификации;
подготовка и проведение конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества и других конкурсов в области качества;
организация и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;
осуществление организационно-технического обеспечения работ по техническому регулированию.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ-
2.1. Реформирование системы стандартизации, с целью ее приведения в соответствии с требованиями ФЗ «О техническом регулировании», потребностям российской экономики, условиям функционирования в рыночных условиях.
-
2.2. Осуществление в рамках компетенции Управления организационно-методической помощи в деятельности федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, ассоциаций, концернов, предприятий и других заинтересованных лиц в области технического регулирования и стандартизации.
-
2.3. Осуществление мониторинга выполнения ФЗ «О техническом регулировании».
-
2.4. Осуществление методического руководства и контроля научно-технической деятельности ФГУП «ВНИИНМАШ» и взаимодействие с ОАО «ВНИИССагропродукт» и ОАО «Центр «РОССЕРТИФИКО» в области стандартизации.
-
2.5. Участие в методическом руководстве разработкой технических регламентов.
-
2.6. Организация разработки программы национальной стандартизации, соответствующей потребностям экономики.
-
2.7. Обеспечение максимального применения международных, региональных и зарубежных стандартов в работах по стандартизации и техническому регулированию в Российской Федерации.
-
2.8. Организация и методическое руководство работами закрепленных ТК, в том числе работами по стандартизации и осуществление контроля над выполнением заданий, финансируемых из бюджета. Организация системы оказания услуг ТК, саморегулируемым организациям, всем заинтересованным лицам в эффективной работе по стандартизации.
-
2.9. Разработка предложений по совершенствованию и оптимизации структуры ТК, фонда нормативной документации, обеспечивающего функционирование предприятий, интересы государства и реализацию требований технических регламентов.
-
2.10. Ведение перечней национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.
-
2.11. Создание условий для активного участия технических комитетов по стандартизации (далее - ТК), российских организаций и других заинтересованных лиц в работах международных организаций по стандартизации.
-
2.12. Методическое руководство работами по установлению в нормативных документах требований, обеспечивающих безопасность продукции, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, экономию ресурсов в увязке с требованиями международных стандартов, а также пригодность их для целей подтверждения соответствия, в т.н. в рамках технических регламентов.
-
2.13. Организация работ по согласованию требований национальных стандартов на промышленную продукцию с нуждами обороны страны.
-
2.14. Методическое руководство работами в области межотраслевой унификации по продукции, закрепленной за Управлением, как важнейшего условия специализации производств, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности производства, эксплуатации и ремонта в целях ускорения применения прогрессивных методов производства продукции.
-
2.15. Участие в работах, проводимых Агентством, направленных на обеспечение производства современных средств измерений.
-
2.16. Организация работ в области стандартизации вооружения и военной техники.
-
2.17. Организация и методическое руководство деятельности Агентства по стандартизации в рамках международных и региональных организаций на многосторонней и двусторонней основе и осуществление контроля над выполнением принятых обязательств.
-
2.18. Участие в работах, проводимых Агентством по аккредитации, государственному контролю и надзору.
-
2.19. Содействие конверсии оборонных предприятий промышленности путем распространения их положительного опыта, накопленного в вопросах стандартизации, сертификации и испытаний продукции.
-
2.20. Организация работ по поддержанию и развитию сети систем добровольной сертификации. Подготовка к регистрации систем добровольной сертификации в Госреестре.
-
2.21. Разработка методических и организационных основ проведения работ по подтверждению соответствия.
-
2.22. Ведение Системы сертификации ГОСТ Р и подсистем однородной продукции.
-
2.23. Ведение перечня продукции подлежащей обязательной сертификации в переходный период.
-
2.24. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, по вопросам входящим в компетенцию Управления.
-
2.25. Организация открытого диалога с бизнес-сообществом, всеми заинтересованными сторонами по вопросам национальной стандартизации с целью достижения консенсуса и оптимизации нормативной базы развития отечественной экономики.
-
2.26. Организация работ в рамках своей компетенции по выполнению обязательств российской стороны в Межгосударственном совете по стандартизации СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОЭП и др.
Указанные задачи решаются Управлением на основе:
анализа предложений и обращений производителей и их ассоциаций, обществ потребителей, саморегулируемых организаций, публикаций средств массовой информации, международных и национальных организаций по стандартизации, отдельных предприятий и зарубежных фирм в области стандартизации и оценки соответствия продукции, относящейся в тематике Управления;
привлечения институтов и других подведомственных организаций Агентства, заинтересованных организаций и лиц;
современных методов управления.
Управление осуществляет возложенные на него задачи непосредственно или с привлечением в установленном порядке соответствующих структурных подразделений, институтов и территориальных органов Агентства.
3. ФУНКЦИИ-
3.1. Проводит систематический анализ и оценку достигнутого уровня развития технического регулирования, стандартизации, унификации изделий и подтверждения соответствия.
Организует разработку основополагающих стандартов национальной системы стандартизации, рекомендаций по стандартизации и подтверждению соответствия.
-
3.2. Участвует в разработке разделов нормативного обеспечения федеральных целевых программ.
-
3.3. Формирует программу разработки национальных стандартов и выносит ее на утверждение руководству Агентства. Осуществляет мероприятия, направленные на реализацию плана разработки национальных стандартов в установленные программой сроки.
-
3.4. Обеспечивает подготовку к утверждению и регистрации национальных стандартов.
-
3.5. Участвует в межотраслевых совещаниях, конференциях, семинарах, круглых столах, подготовка материалов для средств массовой информации по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
-
3.6. Оказывает методическую помощь предприятиям и организациям в подготовке к аккредитации испытательных лабораторий, органов по сертификации продукции, сертификации производств и систем качества, экспертов.
-
3.7. Участвует в организации и работах экспертных комиссий по техническому регулированию.
-
3.8. Организует работы по выполнению обязательств российской стороны в МГС, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОЭП и др.
-
3.9. Обеспечивает руководство Агентства справочными и информационными данными в рамках задач, решаемых Управлением.
-
3.10. Готовит решения по обращениям органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, прессы, трудящихся по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
-
3.11. Готовит решения по вопросам, связанным с соответствием продукции требованиям технических регламентов и национальных стандартов.
-
3.12. Участвует в законотворческой деятельности Агентства.
-
3.13. Участвует в подготовке материалов к заседаниям Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Комиссии по военно-промышленным вопросам, ГКРЧ, МВКЭС и^др.
-
3.14. Координирует работу ТК, оптимизирует их количество и состав, разрабатывает предложения по участникам и структуре ТК по видам закрепленной продукции и общетехническим проблемам, подготавливает предложения об утверждении ТК, согласовывает Положение о ТК, организует работу секретариатов ТК в подведомственных институтах.
-
3.15. Совместно с ТК систематически совершенствует фонд нормативной документации по закрепленной тематике в установленном порядке.
-
3.16. Обеспечивает организацию систематических проверок действующих национальных стандартов с целью замены устаревших показателей и своевременного отражения в них требований промышленности, потребителей, экспорта и обороны страны, прежде всего в вопросах регламентированных техническим законодательством.
-
3.17. Разрабатывает основные направления реформирования и
организационно-методические материалы по национальной системе
стандартизации, системам и комплексам стандартов, вопросам внедрения стандартов серии ИСО 9000, ИСО 14000 и др., подтверждению соответствия продукции и способствует их внедрению.
-
3.18. Участвует в планировании проверок, согласовывает технические задания по проведению государственного контроля и надзора, рассматривает результаты государственного контроля и надзора по закрепленной тематике, участвует в обобщении и анализе материалов контроля, представляемых территориальными органами и в подготовке их для рассмотрения руководством Агентства, научно-технических комиссиях (НТК) или доклада органам законодательной и исполнительной власти.
-
3.19. Подготавливает предложения и материалы для рассмотрения на заседании НТК по вопросам, входящим в компетенцию Управления, рассматривает материалы, выносимые на рассмотрение руководству Агентства и НТК другими структурными подразделениями Агентства.
-
3.20. Формирует на основе предложений ТК, ассоциаций, предприятий, органов государственного управления проекты программ стандартизации и работ по сотрудничеству в области международной и межгосударственной стандартизации на многосторонней и двусторонней основе по закрепленной продукции, включая работы в рамках ИСО, МЭК, ЕЭК ООН, СЕН, СЕНЕЛЕК, других международных и региональных организаций, а также осуществляет контроль за их выполнением.
-
3.21. Формирует лоты на проведение торгов по планам разработки национальных стандартов за счет средств федерального бюджета, готовит заключения по заявкам представленным на торги.
-
3.22. Организует подготовку к утверждению проектов планов на проведение научно-исследовательских работ НИИ подведомственных Агентству по закрепленной тематике и обеспечивает контроль их выполнения и эффективного использования финансовых ресурсов, t выделяемых Управлению из госбюджета.
-
3.23. Принимает участие в формировании приоритетных направлений государственного контроля качества продукции, предложений по надзору за соблюдением требований технических регламентов.
-
3.24. Организует через подведомственные Агентству институты и
организации экспертизу включенных в программу национальной
стандартизации проектов национальных стандартов по закрепленной тематике на предмет включения норм и параметров, обеспечивающих выполнение требований технических регламентов, отражающих достижения отечественной и зарубежной науки и техники, с учетом возможностей экономики страны, их пригодность для целей подтверждения соответствия.
-
3.25. Обеспечивает в установленном порядке представление на утверждение, проведение экспертизы и регистрацию стандартов по закрепленной продукции (тематике).
-
3.26. Участвует в работе по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей.
-
3.27. Участвует в дегустационных комиссиях при федеральных органах исполнительной власти и государственного надзора.
-
3.28. Участвует в работах по координации, методическому руководству и контролю деятельности организаций, занимающихся подтверждением соответствия продукции.
-
3.29. Организует проведение анализа документов систем добровольной сертификации и готовит материалы для внесения в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.
-
3.30. Методически обеспечивает ведение единого реестра выданных сертификатов соответствия.
-
3.31. Методически обеспечивает регистрацию и ведение реестра деклараций соответствия.
-
3.32. Участвует в рассмотрении материалов и последующих работах по аккредитации органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ), а также готовит предложения и согласовывает планы инспекционного контроля деятельности ОС и ИЛ в соответствии с установленными в Агентстве правилами.
-
3.33. Формирует перечни, номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации и продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
-
3.34. Взаимодействует в установленном порядке с руководящими органами международных систем сертификации и национальными сертификационными органами стран-участниц этих систем.
-
3.35. Формирует НТК по стандартизации (при необходимости), участвует в заседаниях НТС Агентства.
-
3.36. Участвует в организации подтверждения соответствия конкретной продукции обязательным требованиям нормативных документов (при необходимости).
-
3.37. Проводит экспертизу материалов аттестации экспертов по сертификации однородных видов продукции и принимает участие в профессиональной подготовке и аттестации кандидатов в эксперты.
-
3.38. Осуществляет координацию и обеспечивает методическое руководство работами в области международной стандартизации продукции в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества, подготавливает совместно с ТК проекты технических заданий, директив для загранкомандирований, отчеты и планы мероприятий по внедрению результатов загранкомандировок, проводит анализ и вырабатывает рекомендации по повышению эффективности сотрудничества, осуществляет контроль за выполнением обязательств по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
-
3.39. Участвует в работе, рассматривает и согласовывает представленные материалы и технические задания делегациям по вопросам стандартизации и подтверждению соответствия в рамках ИСО, МЭК, ЕЭК ООН, СЕН, СЕНЕЛЕК и других международных и региональных организаций по линии многостороннего и двустороннего сотрудничества.
-
3.40. Организует совместно с ТК применение по закрепленной тематике стандартов ИСО, МЭК и других международных (региональных) организаций.
-
3.41. Участвует в работах по координации и методическому руководству работами в области подтверждения соответствия продукции в рамках многостороннего и двустороннего международного сотрудничества.
-
3.42. Участвует в деятельности международных и региональных организаций по подтверждению соответствия продукции, в работах по аккредитации (признанию) испытательных лабораторий и органов по сертификации, в деятельности по взаимному признанию результатов испытаний (подтверждению соответствия).
-
3.43. Участвует в установленном порядке в работах международных систем подтверждения соответствия по закрепленным видам продукции (МЭКСЭ, МЭКЕх, МЭКЭКит.д.).
-
3.44. Осуществляет организационно-методическое обеспечение проведения конкурса премии Правительства Российской Федерации в области качества.
-
4.1. Принадлежащие Управлению стандартизации права, связанные с его деятельностью, осуществляются начальником и его заместителями по установленному распределению обязанностей.
-
4.2. Начальник Управления имеет право:
проводить совещания по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
привлекать по согласованию с соответствующими руководителями специалистов структурных подразделений и организаций Госкомитета для решения отдельных задач, возложенных на Управление;
привлекать предприятия, организации, учреждения, высшие учебные заведения, научно-технические общества, научных работников и специалистов к решению отдельных вопросов в области стандартизации, унификации и других направлений деятельности, закрепленных за Управлением по согласованию с руководством этих организаций;
получать в установленном порядке от ассоциаций, концернов, ТК, а также предприятий и научно-исследовательских организаций материалы, необходимые для осуществления возложенных на Управление функций;
выносить на рассмотрение руководства Агентства вопросы, касающиеся направлений деятельности Управления и характера его взаимодействия с другими структурными подразделениями Агентства;
получать от организаций и структурных подразделений Агентства материалы по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
согласовывать разрабатываемые другими подразделениями Агентства документы, действие которых распространяется на вопросы, относящиеся к компетенции Управления;
направлять другим подразделениям Агентства предложения по внесению изменений в действующие нормативные документы или разработке новых документов с целью отражения в них вопросов, решаемых Управлением;
вести в установленном порядке переписку по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
представительствовать от имени Агентства во всех государственных и общественных организациях, на предприятиях и в учреждениях по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
подготавливать предложения по использованию финансовых средств Агентства;
организовывать заседания научно-технической комиссии Агентства по рассмотрению закрепленных за Управлением вопросов;
направлять в кадровые службы Агентства предложения по подбору и расстановке руководителей и специалистов Управления, руководящих кадров подведомственных организаций, их должностным обязанностям, полномочиям и мерам ответственности.
реализовывать программы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Управления в установленном порядке.
осуществлять внедрение новых методов планирования и оценки деятельности руководителей и специалистов Управления, с предоставлением необходимой информации об этой деятельности в кадровую службу Агентства.
-
4.3.Права и обязанности сотрудников Управления определяются документами внутреннего распорядка Агентства и их должностными инструкциями.
-
5.1. Ответственность за работу Управления возлагается на начальника Управления или лицо, его замещающее в установленном порядке.
-
5.2. Начальник Управления несет ответственность за:
ненадлежащее выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением;
не использование, а также ненадлежащее использование предоставленных Управлению прав;
несвоевременное и некачественное выполнение работ, возложенных на Управление приказами, распоряжениями и указаниями руководства Агентства;
за эффективное и правильное использование бюджетных средств, выделяемых Управлению;
подбор и расстановку кадров в Управлении.
соблюдение техники безопасности и обеспечение нормальных условий работы сотрудников.
-
5.3. Ответственность других сотрудников Управления устанавливается их должностными инструкциями.
-
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АГЕНТСТВА
6.1. Управление стандартизации взаимодействует с другими структурными подразделениями Агентства, научно-исследовательскими институтами, подведомственными организациями и территориальными органами Агентства с целью выполнения возложенных на него обязанностей, обусловленных настоящим положением, приказами, постановлениями и распоряжениями руководства Агентства.
-
6.2. Взаимодействие осуществляется в соответствии с положениями о структурных подразделениях, внутренними инструкциями, приказами и распоряжениями о закреплении тематики и вопросов ведения за подразделениями Агентства, оперативными поручениями руководства, а также методическими документами по порядку проведения работ в Агентстве, утвержденными в установленном порядке.
-
6.3. Спорные вопросы о пределах компетенции Управления решаются у заместителя Руководителя Федерального агентства по подчиненности.
Начальник Управления технического регулирования и стандартизации
В.Н. Клюшников