№459 от 16.12.2004
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
# 16978
О разработке организационно-методических указаний Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по подготовке органов управления,сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ПРИКАЗ16 декабря 2004 г. № 459______
г. Москва
О разработке организационно-методических указаний Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной
безопасности приказываю:
-
1. Управлению делами совместно с Комиссией Федерального агентства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (С.В. Пугачев) разработать и ввести в действие до 20 декабря 2004 года на основе организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минпромэнерго России, утвержденных приказом Минпромэнерго России от 25 октября 2004 г. № 132 (прилагается) :
организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил и средств Федерального агентства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;
план основных мероприятий Федерального агентства на 2005 год по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
-
2. Руководителям подведомственных Федеральному агентству организаций и предприятий ввести в действие организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил и средств Федерального агентства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также разработать планы мероприятий организации на 2005 год с учетом Плана основных мероприятий Минпромэнерго России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год и представить их в Федеральное агентство до 1 января 2005 г.
-
3. Управлению делами совместно с Комиссией Федерального агентства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (С.В. Пугачев), руководителям подведомственных организаций и предприятий:
принять необходимые меры по обеспечению выполнения плана основных мероприятий Федерального агентства и планов
подведомственных организаций и предприятий;
начать учебный год для органов управления и аварийно-спасательных формирований с 5 января 2005 г.
-
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии В.Н. Крутикова.
Руководитель
Г.И.Элькин
Федерального агентства
Приложение к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2004 г. № 459 Утверждено приказом Минпромэнерго России от 25 октября 2004 г. № 132
Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минпромэнерго России на 2005 год
Главной задачей по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧС Минпромэнерго России на 2005 год считать совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, действенному осуществлению государственного пожарного надзора, повышению уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.
Руководители подведомственных федеральных агентств, структурных подразделений центрального аппарата Минпромэнерго России, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организовывают подготовку органов управления, сил и средств РСЧС в 2005 году по следующим основным направлениям:
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечение эффективной работы и повседневной готовности функциональных подсистем и звеньев РСЧС, их органов управления, сил и средств в решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и ликвидации последствий, стихийных бедствий на основе соблюдения норм законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при осуществлении совместной деятельности;
в области обеспечения пожарной безопасности - реализация комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городах и населенных пунктах, совершенствование технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики.
Основные усилия по обеспечению реализации указанных основных направлений подготовки в 2005 году сосредотачиваются на: совершенствовании ведомственной нормативной правовой и методической базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечении в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в их ведении, независимо от организационно-правовых форм собственности, дальнейшей реализации положений федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
совершенствовании подготовки (переподготовки) вновь назначенных председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, их заместителей, а также работников, специально уполномоченных решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для реализации главной задачи:
в функциональных подсистемах подведомственных федеральных агентств, отраслевых и объектовых звеньях РСЧС при изменении оргштатной структуры и форм собственности организаций, находящихся в их ведении, обеспечивается сохранение в структуре управленческого, аппарата должностей работников, специально уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, в качестве постоянно действующих органов управления подсистемы (звеньев) РСЧС;
подготовка руководителей и специалистов органов управления функциональных подсистем и звеньев РСЧС, аварийно-спасательных формирований организовывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также программами обучения, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации;
обеспечивается реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения в соответствии с решениями совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол № 4 от 13 ноября 2003 г.), а также федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098;
упорядочивается информационное обеспечение в подведомственных федеральных агентствах, организациях, находящихся в их ведении, в соответствии с приказом Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 "Об организации работы по сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Минпромэнерго России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в их ведении";
обеспечивается своевременное представление информации в вышестоящие органы управления функциональной подсистемы РСЧС Минпромэнерго России о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по ликвидации их последствий;
повышается уровень готовности центральных диспетчерских
управлений подведомственных федеральных агентств, дежурнообеспечиваются их рабочие места современной техникой и аппаратурой для сбора, обработки и передачи информации;
диспетчерских и иных служб
отраслевых подсистем
звеньев
функциональной
подсистемы
РСЧС Минпромэнерго
России,
в функциональных подсистемах Минпромэнерго России продолжается работа по созданию локальных систем оповещения персонала и населения в районах размещения потенциально опасных объектов в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р;
подготовка специалистов органов управления РСЧС всех уровней обеспечивается по вопросам создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С этой целью активизируется работа по накоплению материальных и финансовых ресурсов в указанных резервах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в их ведении, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (протокол № 4 от 18 декабря 1997 г.), создаются аттестационные комиссии и активизируется их работа по аттестации аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей. Обеспечивается укомплектованность сил постоянной готовности функциональных подсистем подведомственных федеральных агентств личным составом, техникой, материально-техническими средствами (специальной аппаратурой);
продолжается наращивание усилий по поддержанию аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями и чрезвычайными ситуациями на потенциально опасных объектах отраслей промышленности, ликвидации последствий террористических актов;
полнее используется потенциал научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, направленных на решение проблем защиты производственного персонала, прогнозирования, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
надзорная и контрольная деятельность за работой подведомственных федеральных агентств и организаций, находящихся в их ведении, организовывается в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Методическими рекомендациями по проверке деятельности функциональных подсистем федеральных агентств Минпромэнерго России, утвержденными заместителем Министра А.Г.Реусом (письмо от 28 июня 2004 г. № АР-524). При проведении проверок функциональных подсистем подведомственных федеральных агентств практикуется одновременно контроль и оказание методической помощи на одном-двух объектах, находящихся в их ведении.
Основной задачей руководителей подведомственных федеральных агентств и организаций, находящихся в их ведении, по оперативной подготовке на 2005 год является повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям и выполнению задач по предназначению. Основными формами обучения для них определяются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводятся с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Главные цели проводимых мероприятий:
совершенствование знаний, практических навыков руководителей и специалистов в принятии решений и планировании действий сил и средств;
оценка реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отработка вопросов взаимодействия в работе органов управления и сил различных уровней.
При проведении мероприятий оперативной подготовки обучаемым предоставляется самостоятельность и инициатива в решении поставленных задач. Оценка обстановки и выработка решений осуществляются на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, моделей и методик решения оперативных задач.
Тематика командно-штабных, тактико-специальных (специальных) учений, командно-штабных (штабных) тренировок определяется с учетом вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на соответствующей территории. Кроме того, на соответствующих территориях, которым присущи чрезвычайные ситуации, связанные с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, предусматривается по согласованию в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отработка вопросов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Подготовка председателей, заместителей председателей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности подведомственных федеральных агентств и организаций, находящихся в их ведении, планируется и проводится на учебно-методических сборах и семинарах в соответствии с планом основных мероприятий Минпромэнерго России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год.
Подготовка аварийно-спасательных формирований проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и программами обучения.
Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считаются практические занятия, при этом особое внимание обращается на приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь.
Центральной ведомственной, отраслевым и объектовым аттестационным комиссиям при аттестации аварийно-спасательных формирований следует особое внимание обращать на знание правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных'и других неотложных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям, материально-техническое обеспечение аварийно-спасательных формирований .
ПЛАН
основных мероприятий Минпромэнерго России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год
№ п/п |
Наименование мероприятий, время проведения |
Ответственный исполнитель |
Кто участвует |
L Основные мероприятия с участием Минпромэнерго России из плана Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год | |||
1. |
Штабная тренировка Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по отработке вопросов координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации с привлечением в установленном порядке органов управления и сил заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (по плану МЧС России) |
МЧС России |
Члены Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
№ п/п |
Наименование мероприятий, время проведения |
Ответственный исполнитель |
Кто участвует |
2. |
Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2005 году и постановке задач на 2006 год (ноябрь 2005 г., Москва) |
МЧС России |
Представители Минпромэнерго России, подведомственных федеральных агентств и отраслевых органов управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
3. |
Заседания Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (по плану МЧС России) |
МЧС России |
Члены Межведомственной комиссии |
IL Основные мероприятия Минпромэнерго России по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год | |||
1. |
Разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 августа 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций") |
Отдел производственной безопасности Административного департамента Минпромэнерго России (далее- ОПБ), подведомственные федеральные агентства |
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее-КЧС) Минпромэнерго России, КЧС подведомственных федеральных агентств |
№ п/п |
Наименование мероприятий, время проведения |
Ответственный исполнитель |
Кто участвует |
2. |
Разработка Положения о функциональной подсистеме Минпромэнерго России. Рассмотрение и согласование положений о функциональных подсистемах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций подведомственных федеральных агентств |
ОПБ |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства |
3. |
Разработка планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства, подведомственных федеральных агентств, организаций, находящихся в их ведении |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства |
Органы управления РСЧС Министерства и подведомственных федеральных агентств |
4. |
Заседания Центральной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей Минпромэнерго России (далее - ЦВАК) (по плану Комиссии) |
ОПБ |
Члены ЦВАК |
5. |
Подготовка и представление материалов для ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году (декабрь 2004 г.) |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства |
Органы управления РСЧС Министерства и подведомственных федеральных агентств |
6. |
Подготовка обобщенных материалов в ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году (декабрь2004 г.- январь 2005 г.) |
ОПБ |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства |
№ п/п |
Наименование мероприятий, время проведения |
Ответственный исполнитель |
Кто участвует |
7. |
Подготовка обобщенных материалов в МЧС России о создании в подведомственных федеральных агентствах резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с формой 1/РЕЗ ЧС Табеля срочных донесений, утвержденного приказом МЧС России от 25 июня 1996 г. №427 |
ОПБ |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства |
III. Методическая помощь подведомственным федеральным агентствам по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | |||
1. |
Доведение до органов управления РСЧС подведомственных федеральных агентств нормативных правовых и организационно-распорядительных документов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обеспечение контроля их исполнения |
ОПБ |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства |
2. |
Двухдневный сбор в Минпромэнерго России под руководством начальника отдела производственной безопасности Административного департамента (апрель, октябрь 2005 г.); |
ОПБ |
Председатели, заместители и члены КЧС функциональных подсистем Минпромэнерго России |
3. |
Осуществление проверки деятельности подведомственных федеральных агентств и оказание им методической помощи: Росэнерго - май; Роспром - сентябрь |
ОПБ |
ОПБ, подведомственные федеральные агентства и организации, находящиеся в их ведении |
№ п/п |
Наименование мероприятий, время проведения |
Ответственный исполнитель |
Кто участвует |
IV. Работа комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности | |||
1. |
Согласование планов работы КЧС подведомственных федеральных агентств с КЧС Минпромэнерго России, подготовка предложений в план работы ведомственной КЧС на 2006 год (до 1 декабря 2005 г.) |
КЧС Минпромэнерго России, КЧС подведомственных федеральных агентств |
Органы управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций подведомственных федеральных агентств |
2. |
Заседания ведомственной КЧС Министерства по темам:
нормативной правовой базы по созданию функциональных подсистем в Росэнерго, Роспроме, Росстрое (февраль 2005 г.);
|
Ведомственная КЧС Министерства |
Члены ведомственной КЧС, председатели КЧС подведомственных федеральных агентств и организаций, находящихся в их ведении |