Номер по Госреестру СИ: 24387-08
24387-08 Системы многофункциональные автоматизированные регистрирующие
(МАРС-1)
Назначение средства измерений:
Системы многофункциональные автоматизированные регистрирующие МАРС-1 (далее - МАРС-1) предназначены для измерения, индикации и регистрации скорости и направления движения локомотива, давления воздуха в тормозной магистрали, а также регистрации реакции машиниста на сигналы локомотивной системы контроля бдительности.
Внешний вид.
Системы многофункциональные автоматизированные регистрирующие
Рисунок № 1
Внешний вид.
Системы многофункциональные автоматизированные регистрирующие
Рисунок № 2
Внешний вид.
Системы многофункциональные автоматизированные регистрирующие
Рисунок № 3
Программное обеспечение
МАРС-1 имеют внешнее MARS_HIST v4.0 и внутреннее MARS_AI v2.0 программное обеспечение (ПО).
Внутреннее ПО МАРС-1 является метрологически значимым, реализовано на микросхеме микроконтроллера с защитой от считывания и перезаписи. ПО МАРС-1 не может быть изменено пользователем. ПО предназначено для измерения, индикации и регистрации скорости и направления движения локомотива, давления воздуха в тормозной магистрали, а также регистрацию реакции машиниста на сигналы локомотивной системы контроля бдительности, долговременного хранения результатов измерений в течение последних 24 часов с периодом 2 с и сохранность данных при отключении питания МАРС-1 не менее 500 часов. Уровень защиты программного обеспечения от непреднамеренных и
лист 3 всего листов 6 преднамеренных изменений по МИ 3286-2010 соответствует уровню «А». Идентификационные данные (признаки ) метрологически значимой части ПО указаны в таблице 1.
Таблица 1
Наименование ПО |
Идентификационное наименование метрологически значимой части ПО |
Номер версии ПО |
Цифровой идентификатор ПО |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора |
ПО MARS AI |
MARS AI |
2.0 |
- |
- |
Внешнее ПО - ПО MARS_HIST v4.0 применяется для связи с компьютером, позволяет считывать из микроконтроллера МАРС-1 результаты измерений, сохранять их на жестком диске персонального компьютера. Внешнее ПО не является метрологически значимым.
Знак утверждения типа
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измеренийМетодика измерений представлена в разделе 2.4 Системы многофункциональные автоматизированные регистрирующие МАРС-1. Руководство по эксплуатации Э1999РЭ.
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системам многофункциональным автоматизированным регистрирующим МАРС-1
-
1 ГОСТ 8.129-99 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений времени и частоты.
-
2 ГОСТ 8.107-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственный специальный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений абсолютного давления в диапазоне от 140-8 до 1103 3 Па.
-
3 ТУ 427861-012-21509127-08 Система многофункциональная автоматизированная регистрирующая МАРС-1. Технические условия
Поверка
Поверкаосуществляется по документу МП 31-233-2008 «ГСИ. Система многофункциональная автоматизированная регистрирующая МАРС-1. Методика поверки», утвержденному ФГУП «УНИИМ» в 2008 г.
Перечень эталонов, используемых при поверке:
- частотомер электронно-счетный вычислительный Ч3-84/2, ТУ РБ 100039847.044-2003.
- мультиметр АРРА -207, диапазон измерения постоянного напряжения от 1 мкВ до 600 В с погрешностью ±(0,005 •Uk+2 ед. мл. разряда), диапазон измерения постоянного тока от 40 мА до 400 мА ±(0,004^к+2 ед.мл. разряда).
Изготовитель
ЗАО «Фирма «Электроника-Бизнес-Сервис» (ЗАО «Фирма «ЭлБиС») Адрес: 456770, г. Снежинск Челябинской обл., а.я.167.
Тел./факс: (35172)2-57-52
E-mail: elbisorg@yandex.ru
Испытательный центр
:ГЦИ СИ ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (ГЦИ СИ ФГУП «УНИИМ»).
Адрес: 620000, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4, Тел. 350-26-18,
e-mail: uniim@uniim.ru.
Принцип работы МАРС-1 основан на преобразовании механического углового перемещения вала датчика частоты, жестко установленного на крышке буксы локомотива, в импульсные сигналы напряжения, и давления воздуха - с помощью датчика давления, установленного на тормозном трубопроводе, в ток и далее на основании этих величин вычислении микропроцессором линейной скорости движении локомотива и давления в тормозной магистрали. Зарегистрированные параметры анализируются в диспетчерском пункте при контрольных проверках соблюдения графиков движения транспортных средств с помощью персонального компьютера.
МАРС-1 выпускается в двух модификациях МАРС-1 Э1999 и МАРС-1 Э 1999-01, отличающихся комплектностью, массой и габаритными размерами соответственно.
Конструктивно МАРС-1 включает в себя бортовой комплект, обеспечивающий измерение и регистрацию параметров движения локомотивов, средства промежуточного хранения данных и комплект средств диспетчерского пункта, обеспечивающий представление, анализ, хранение и документирование результатов измерений.
Бортовой комплект для модификации МАРС-1 Э1999 состоит из блока информационно-регистрирующего БИР, адаптера измерительного АИ и табло индикаторного ТИН, соединенных кабелями системной магистрали, а также датчиков частоты обращения ДЧ и давления ДД. В модификации МАРС-1 Э1999-01 БИР и АИ конструктивно объединены в блок измерения и регистрации БИР-А.
Средством промежуточного хранения данных является модуль запоминающего устройства МЗУ, имеющий энергонезависимую электронную память.
Комплект диспетчерского пункта состоит из персонального компьютера ПК с установленным в него программой и блока интерфейсного БИН.
Место нанесения знака поверки в виде наклейки
Место нанесения пломбы
Рисунок 1 - Общий вид МАРС-1 Э1999
Места нанесения пломбы
Место нанесения знака поверки в виде наклейки
Рисунок 2 - Общий вид МАРС-1 Э1999-01
Основные технические характеристики приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметров |
Значения характеристики | |
МАРС-1 Э1999 |
МАРС-1 Э1999-01 | |
Диапазон измерения скорости локомотива, км/ч |
от 0 до 100 | |
Дискретность измерения скорости км/ч |
1 | |
Пределы допускаемой основной приведенной погрешности МАРС-1 при измерении и регистрации скорости локомотива y0v, % от верхнего предела измерения |
±1,0 | |
Пределы допускаемой дополнительной относительной погрешности МАРС-1 при измерении и регистрации скорости локомотива, вызванной изменением температуры окружающего воздуха от (20±5) °С на каждые 10 °С, % |
±0,2 Y0v | |
Диапазон измерения давления воздуха в тормозной магистрали, МПа |
от 0 до 0,98 | |
Дискретность измерения давления воздуха в тормозной магистрали, МПа |
0,01 | |
Пределы допускаемой основной приведенной погрешности МАРС-1 при измерении и регистрации давления воздуха в тормозной магистрали Y0p, % от верхнего предела измерения |
±1,5 | |
Пределы допускаемой дополнительной погрешности МАРС-1 при регистрации давления воздуха в тормозной магистрали, вызванной изменением температуры окружающего воздуха от (20±5) °С на каждые 10 °С, % |
±0,5 Y0p | |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности хода часов в сутки, с |
30 | |
Габаритные размеры составных частей, мм
|
205x125x60 155x138x46 | |
|
208x70x140 |
240x100x134 |
Наименование параметров |
Значения характеристики | |
МАРС-1 Э1999 |
МАРС-1 Э1999-01 | |
|
170x150x56 157x032 150x96x70 75x53x33 75x70x140 460x350x140 290x245x245 | |
Масса бортового комплекта МАРС-1 (за исключением кабелей, компьютера и принтера), кг, не более |
11,2 |
10,8 |
Масса устройства поверочного УП, кг, не более |
6,5 | |
Масса пульта контрольно-диагностического мобильного ПКДМ-1, кг, не более |
6,2 | |
Суммарная потребляемая мощность для бортовых средств МАРС-1, устанавливаемых на локомотиве, Вт, не более:
|
15 |
15 5 |
Питание составных частей МАРС-1 от сети напряжением, В
|
От бортовой постоянного От вторичной се от 2 От сети перемен (50±1)Г От вторичных и БИР (БИР-А) |
сети локомотива тока от 40 до 110 ти питания МАРС-1 6 до 36 1ного тока частотой ц; (220±22) сточников питания или БИН; (5±0,5) |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее |
2000 | |
Срок службы МАРС-1, лет, не менее |
6 | |
Условия эксплуатации: | ||
Рабочий диапазон температур, °С
|
от минус 40 до плюс 60 от минус 40 до плюс 80 от минус 40 до плюс 85 от минус 10 до плюс 60 от минус 10 до плюс 35 | |
Атмосферное давление, кПа |
От 84 до 106,7 | |
Относительная влажность при температуре 25 °С, %, не более |
80 |