Номер по Госреестру СИ: 89223-23
89223-23 Комплексы измерительные дорожные
(УДК)
Назначение средства измерений:
Комплексы измерительные дорожные УДК (далее - комплексы УДК) предназначены для измерений геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог:
- длина (протяженность) участков автомобильных дорог,
- продольные и поперечные уклоны автомобильных дорог,
- углы поворота автомобильных дорог,
- ординаты продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог,
- коэффициент сцепления покрытия автомобильных дорог,
- глубина колеи покрытия автомобильных дорог,
- упругий прогиб покрытия автомобильных дорог.
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 1
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 2
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 3
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 4
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 5
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 6
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 7
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 8
Внешний вид.
Комплексы измерительные дорожные
Рисунок № 9
Программное обеспечение
Комплексы УДК поставляются с метрологически значимым программным обеспечением (далее - ПО) ДИЦ МАДИ: Дорога, устанавливаемым на управляющий компьютер и предназначенное для управления комплексом УДК, проведения измерений, обработки и хранения измерительной информации, что обеспечивает заявленные точности конечных результатов измерений.
Защита ПО и измеренных данных от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «средний» в соответствии с 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
ДИЦ МАДИ: Дорога |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
не ниже 2.2 |
Цифровой идентификатор ПО |
- |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится печатным способом на титульный лист руководства по эксплуатации и методом штампования несмываемой краской на маркировочной пластине комплекса УДК.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений
приведены в разделе 2 «Использование по назначению» «Комплексы измерительные дорожные УДК. Руководство по эксплуатации».
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к средству измерений
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1847 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений»;
ТУ-2705-002-42462625-2018 «Комплексы измерительные дорожные УДК. Технические условия».
Правообладатель
Общество с ограниченной ответственностью «Дорожная исследовательская лаборатория» (ООО «ДИЛ»)
ИНН 7725260633
Юридический адрес: 115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, к. 58, с. 3, ком. 226
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Дорожная исследовательская лаборатория» (ООО «ДИЛ»)
ИНН 7725260633
Юридический адрес: 115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, к. 58, с. 3, ком. 226 Адрес места осуществления деятельности: Московская обл., Солнечногорский р-н, д. Елино, Ленинградского ш., 34 км, с. 15, помещ.66
Почтовый адрес: 125319, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 64
Тел.: +7 (499) 155-03-78
E-mail: dil_madi@mail.ru
Испытательный центр
Общество с ограниченной ответственностью «Автопрогресс-М» (ООО «Автопрогресс-М»)Адрес: 125167, г. Москва, ул. Викторенко, д. 16, с. 1
Тел.: +7 (495) 120-03-50
E-mail: info@autoprogress-m.ru
Правообладатель
Общество с ограниченной ответственностью «Дорожная исследовательская лаборатория» (ООО «ДИЛ»)
ИНН 7725260633
Юридический адрес: 115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, к. 58, с. 3, ком. 226
Комплексы УДК представляют собой многоканальное измерительно-вычислительное устройство на базе компьютера со специальным программным обеспечением.
Конструктивно комплексы УДК представляют собой необходимый набор измерительных устройств (датчиков), которые устанавливаются на автотранспортное средство и в автоматическом режиме, в процессе движения и во время остановок, позволяют формировать банк данных геометрических и транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог.
Принцип действия измерительных устройств (датчиков) заключается в следующем:
-
- длина (протяженность) участка определяется датчиком пути связанного с колесом автомобиля. В компьютер поступают импульсы от поворота колеса и по произведению их количества на масштабный коэффициент, зависящий от длины окружности колеса автомобиля, вычисляется длина (протяженность) участка;
-
- продольные и поперечные уклоны автомобильных дорог определяются датчиками угловых смещений, которые установлены в герметичном корпусе на подрамнике под кузовом автомобиля. При наклоне автомобиля возникает разность потенциалов, пропорциональная углу наклона, которая поступает в компьютер и обрабатывается с помощью программного обеспечения;
-
- углы поворота автомобильных дорог определяются навигационной ГЛОНАСС/GPS аппаратурой как разность значений курсовых углов в начале и конце поворота;
-
- ординаты продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог определяются с помощью лазерного продольного профилометра, выполненного в виде отдельного блока. Профилометр с высокой частотой регистрирует вертикальные расстояния до дорожного покрытия, из которых вычитаются перемещения кузова автомобиля в вертикальном направлении. Полученные данные обрабатываются с помощью программного обеспечения и представляются в виде массива ординат (вертикальных отметок), являющихся характеристикой продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог;
- коэффициент сцепления покрытия автомобильных дорог определяется измерителем коэффициента сцепления, который выполнен в виде встроенного в автомобиль измерительного блока. Измерения выполняют при скольжении имитатора автомобильной шины в момент полива дорожного покрытия водой. При заданной вертикальной нагрузке на имитатор автомобильной шины фиксируют показания датчика продольной силы. Коэффициент сцепления покрытия вычисляется как отношение продольной силы к вертикальной нагрузке на имитатор;
- глубина колеи покрытия автомобильных дорог определяются с помощью лазерного поперечного профилометра, который выполнен в виде навесного измерительного блока. Профилометр сканирует створ, перпендикулярный оси движения автомобиля и создает поперечный профиль из высотных отметок. Алгоритм обработки этого профиля программным обеспечением позволяет уложить виртуальную рейку на измеренный створ и определить значение глубины левой и правой колеи относительно выступов дорожного покрытия;
- упругий прогиб покрытия автомобильных дорог определяется измерителем, который выполнен в виде навесной установки. Установка обеспечивает сбрасывание груза известной массы на специальный штамп, установленный на покрытие. При ударном воздействии дорожное покрытие испытывает упругий прогиб, который регистрируется датчиком ускорения, показания которого преобразуются в линейное перемещение.
Комплексы УДК поставляются с комплектом видеокамер с блоком привязки к пройденному пути для визуальной оценки состояния автомобильных дорог и придорожного обустройства.
К средствам измерений данного типа относятся Комплексы УДК, выпускаемые в 10 моделях (УДК-01, УДК-02, УДК-03, УДК-04, УДК-05, УДК-06, УДК-07, УДК-08, УДК-09, УДК-10), которые приведены в таблице 1. Модели комплексов УДК отличаются комплектацией измерительными устройствами.
Таблица 1 - Модели комплексов УДК
Модель комплекса УДК |
Комплектация измерительными устройствами |
УДК-01 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
Продолжение таблицы 1
Модель комплекса УДК |
Комплектация измерительными устройствами |
УДК-02 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; |
УДК-03 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-04 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-05 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель продольных, поперечных уклонов и углов поворота автомобильных дорог МИГ1, МИГ2; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-06 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
УДК-07 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР |
УДК-08 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДНИ; Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН |
УДК-09 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП; Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС |
УДК-10 |
Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДНИ; Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
Модель, заводской номер в числовом формате и дата производства комплекса УДК указываются на маркировочной (алюминиевой) пластине размером (160x72) мм методом штампования несмываемой краской, которая закрепляется специальным клеем к приборной стойке рабочего места оператора.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Общий вид комплексов УДК, измерительных устройств и место нанесения знака утверждения типа представлены на рисунках 1 - 10.
Рисунок 1 - Общий вид комплексов УДК
Рисунок 2 - Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных
Рисунок 3 - Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1
дорог ДПП
Рисунок 4 - Измеритель углов поворота
Рисунок 5 - Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР
автомобильных дорог МИГ2
Рисунок 6 - Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН
Рисунок 7 - Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС
Рисунок 8 - Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК
Место крепления маркировочной пластины
Рисунок 10 - Маркировочная пластина
комплекса УДК
комплекса УДК
В процессе эксплуатации комплексы УДК не предусматривают механических или электронных регулировок. Ограничение от несанкционированного доступа к узлам комплексов УДК обеспечивается технологией производства и монтажом измерительных устройств (датчиков) с применением специальной сервисной оснастки.
Таблица 5 - Комплектность комплексов УДК
Наименование |
Обозначение |
Количество |
Комплект измерительных устройств |
- |
1 комп. |
Комплект установочных приспособлений |
- |
1 комп. |
Комплект программного обеспечения |
- |
1 комп. |
Комплект видеокамер |
- |
По заказу |
Управляющий компьютер |
- |
По заказу |
Поверочное приспособление (набор плоскопараллельных брусков) |
- |
По заказу |
Продолжение таблицы 5
Наименование |
Обозначение |
Количество |
Поверочное приспособление (имитатор глубины колеи) |
- |
По заказу |
Поверочное приспособление (имитатор упругого прогиба) |
- |
По заказу |
Поверочное нагрузочное приспособление |
- |
По заказу |
Руководство по эксплуатации |
- |
1 экз. |
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Диапазон измерений длины (протяженности) участков автомобильных дорог, м Границы допускаемой относительной погрешности измерений километровых участков автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % |
от 1 до 1000000 ±0,1 |
Диапазон измерений продольных уклонов покрытия автомобильных дорог, % Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений продольных уклонов покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % |
от -120 до +120 ±3 |
Диапазон измерений поперечных уклонов покрытия автомобильных дорог, % Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений поперечных уклонов покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % |
от -120 до +120 ±3 |
Диапазон измерений углов поворота автомобильных дорог, ° Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений углов поворота автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67) , ° |
от -180 до +180 ±1,0 |
Диапазон измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % |
от 1 до 150 ±10 |
Диапазон измерений глубины колеи покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений глубины колеи покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), мм |
от 2 до 300 ±1 |
Диапазон измерений коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % |
от 0,1 до 0,8 ±5 |
Диапазон измерений упругого прогиба покрытия автомобильных дорог, мм Границы допускаемой приведенной к верхнему пределу диапазона измерений погрешности измерений упругого прогиба покрытия автомобильных дорог (при доверительной вероятности 0,67), % |
от 0,1 до 3 ±5 |
Таблица 4 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Напряжение электропитания постоянного тока от бортовой сети, В |
от 11 до 14,5 |
Диапазон рабочих температур, оС |
от 0 до +40 |
Габаритные размеры (Д*Ш*В) оборудования, устанавливаемого на автомобиль, мм, не более: -Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП |
70x40x40 |
-Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1 |
140x100x40 |
-Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2 |
100x100x40 |
-Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР |
650x120x120 |
-Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН |
500x500x3000 |
-Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; |
1000x450x1500 |
-Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
300x400x550 |
Масса оборудования, устанавливаемого на автомобиль, кг, не более: -Измеритель длины (протяженности) участков автомобильных дорог ДПП |
0,15 |
-Измеритель продольных и поперечных уклонов МИГ1 |
0,82 |
-Измеритель углов поворота автомобильных дорог МИГ2 |
0,25 |
-Измеритель ординат продольного микропрофиля покрытия автомобильных дорог ПКПР |
3,5 |
-Измеритель упругого прогиба покрытия автомобильных дорог УДН |
210 |
-Измеритель коэффициента сцепления покрытия автомобильных дорог ПКС; |
70 |
-Измеритель глубины колеи покрытия автомобильных дорог ПКК |
12 |