Номер по Госреестру СИ: 83634-21
83634-21 Весы вагонные
("СтарТ-ЛАЙН")
Назначение средства измерений:
Весы вагонные «СтарТ-ЛАЙН» (далее - весы) предназначены для поосного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами.
Внешний вид.
Весы вагонные
Рисунок № 1
Внешний вид.
Весы вагонные
Рисунок № 2
Программное обеспечение
Программное обеспечение прибора является встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
ПО АРМ «Весы рельсовые» является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой частей.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду (контрольная сумма по MD5 со скрытым полиномом) и сравнение результата с хранящимся в исполняемом файле TrainScales.exe фиксированным значением.
б) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, настройка, регулировка) с помощью пароля;
в) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
г) при изменении метрологически значимых параметров регулировки и настройки формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
д) хранение данных осуществляется в памяти ПТК в качестве запоминающего средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по MD5 со скрытым полиномом).
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
АРМ «Весы рельсовые» (TrainScales.exe). Метрологически значимая часть RailTrainScales.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
1.0.1 |
Цифровой идентификатор ПО |
D1429A812C49A107DE134CDA1B88B63D |
Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода |
MD5 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится методом лазерной гравировки на защитный кожух или на маркировочную табличку, расположенную на защитном ящике, и типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измеренийизложены в разделе 2.3 «Порядок работы и методы измерений» УФГИ.404525.001 РЭ «Весы вагонные «СтарТ-ЛАЙН». Руководство по эксплуатации».
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным «СтарТ-ЛАЙН»Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 г. № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
ТУ 28.29.31-066-10897043-2021 Весы вагонные «СтарТ-ЛАЙН». Технические условия
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр «АСИ» (ООО «ИЦ «АСИ») ИНН 4207011969Адрес: 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Кузбасская, 31
Телефон: (384-2) 36-61-49; E-mail: office@icasi.ru
Испытательный центр
Закрытое акционерное общество Консалтинго-инжиниринговое предприятие «Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 8
Телефон (факс): +7(495) 491-78-12
Е-mail: sittek@mail.ru
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента датчиков, возникающей под действием силы тяжести от взвешиваемого вагона, находящегося на весах, в аналоговый электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой и выводом результатов измерений на ПТК.
Конструктивно весы состоят из:
-
- грузоприемного устройства (далее - ГПУ), выполненного в виде параллельных измерительных участков рельс эксплуатируемого пути, объединенных в платформу, включающую в себя весоизмерительные тензорезисторные датчики рельсового типа (далее - датчики), установленные по два на участке рельса на расстоянии друг от друга не более 900 мм;
-
- прибора весоизмерительного ПВ, модификация ПВ-15 (далее - прибор), регистрационный номер 81224-21, выпускаемого ООО «ИЦ «АСИ»;
-
- программно-технического комплекса (далее - ПТК), выполненного на базе персонального компьютера или программируемого контроллера.
Прибор может быть размещен как рядом с весами в защитном ящике, так и непосредственно на рельсе между датчиками. Прибор, расположенный на рельсе между датчиками, герметично защищен кожухом из полимерного материала и не требует опломбирования. Прибор осуществляет аналого-цифровое преобразование выходного сигнала датчиков и через цифровой интерфейс передает измерительную информацию на ПТК.
ПТК включает в себя программное обеспечение АРМ «Весы рельсовые», осуществляющее обработку измерительной информации и отображение результатов взвешивания.
В весах предусмотрены следующие основные элементы:
-
- устройство первоначальной установки нуля;
-
- устройство автоматической установки нуля;
-
- устройство распознавания вагонов;
-
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
-
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
-
- устройство автоматического определения направления движения;
-
- устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
Общий вид весов представлен на рисунке 1. Схема пломбировки прибора, установленного рядом с весами в защитном ящике, от несанкционированного доступа представлена на рисунке 2.
Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов
Место
пломбой
виде наклейки
пломбировки или пломбой в
разрушаемой
Рисунок 2 - Схема пломбировки весов от несанкционированного доступа прибора
Маркировка весов, в том числе и заводской номер наносится методом лазерной гравировки на кожух, предназначенный для защиты датчиков, или на маркировочную табличку, расположенную на защитном ящике.
Маркировка весов включают в себя следующую информацию:
-
- торговая марка изготовителя и его полное наименование;
-
- обозначение типа весов;
-
- заводской номер;
-
- год выпуска;
-
- напряжение питания, В;
-
- частота, Гц;
-
- диапазон температур, °С;
-
- идентификатор программного обеспечения;
-
- знак утверждения типа;
-
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
-
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
-
- цена деления при взвешивании в движении в виде: d =...... кг;
-
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=...... км/ч;
-
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =...... км/ч.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 при взвешивании вагонов и составов в целом |
2 |
Максимальная нагрузка (Мах), т |
200 |
Максимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Махп), т |
30 |
Минимальная нагрузка (Min), т |
10 |
Минимальная нагрузка на платформу от оси вагона до суммирования (Мтп), т |
5 |
Цена деления весов, кг |
50 |
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона при поверке, в зависимости от диапазона взвешивания, приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от 10 т до 70 т включ., кг |
св. 70 т, % от измеряемой массы |
±700 |
±1,0 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 3.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 3, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом при поверке, в зависимости от диапазона взвешивания, приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава в целом
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от 10-n т до 70^n т включ., % от 70^n т |
св. 70 •n т, % от измеряемой массы |
±1,0 |
±1,0 |
где n - количество контрольных вагонов в составе |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 4.
Основные технические характеристики весов приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Диапазон рабочих температур ГПУ и прибора, °С |
от -50 до +50 |
Диапазон рабочих температур ПТК, °С |
от +10 до +40 |
Диапазон рабочих скоростей, км/ч |
от 2 до 10 |
Максимальная скорость транзитного проезда, км/ч |
не ограничена |
Направление движения при взвешивании |
одностороннее/двухстороннее |
Максимальное количество вагонов в поезде nwmax, ед |
не ограничено |
Минимальное количество вагонов в поезде nwmin, ед |
1 |
Потребляемая мощность, В-А, не более |
1000 |
Параметры питания от источника переменного тока: - напряжение, В |
от 187 до 242 |
- частота, Гц |
50±1 |
Напряжение питания от источника постоянного тока, В |
от 12 до 24 |
Габаритные размеры платформы, мм, не более - длина |
1000 |
- ширина |
1700 |
Масса платформы, кг, не более |
200 |