Номер по Госреестру СИ: 80282-20
80282-20 Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении
(ВРТ-04)
Назначение средства измерений:
Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении ВРТ -04 (далее - весы) предназначены для поколесного, поосного, потележечного, повагонного измерения массы порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими, твердыми, а также жидкими грузами без ограничений по вязкости (в том числе ГСМ).
Внешний вид.
Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении
Рисунок № 1
Внешний вид.
Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движении
Рисунок № 2
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) разделено на две части: метрологически значимое ПО и метрологически незначимое ПО.
Для защиты от незаконного распространения ПО (ВРТ-04) используется электронный ключ типа «HASP».
Основные функции метрологически значимого ПО «Весы ВРТ-04» (метрологически значимая часть WIMMetroLib.dll) сводятся к обработке измерений, поступающих от двух (и более) ИКН на соответствующие порты ПК, с целью идентификации проезжающих железнодорожных составов с учетом их типов, вычисления масс вагонов (метрологически значимые величины); скоростей проезда каждой оси через измерительный участок, осевых и колесных нагрузок (метрологически незначимые величины).
При проведении процедуры калибровки ГПУ, вычисленные метрологические коэффициенты заносятся в защищенную базу данных вместе со специальной служебной записью в журнал, где хранится история любых изменений метрологических параметров, редактирование которого пользователем невозможно.
Для защиты от несанкционированного использования ПО применяется аппаратный ключ HASP, без наличия которого в ПК работа ПО невозможна. Дополнительно ПО привязывается к конкретному ПК, на котором осуществляется эксплуатация, что защищает ПО от несанкционированного использования на других устройствах.
Метрологически значимое ПО идентифицируется по контрольной сумме CRC32, которая отображается при запуске в нижней части окна программы и может быть сверена с указанной в документе. Программа WIMTerminal.exe в начале загрузки проверяет соответствие значений хэш-суммы версии метрологического файла их реальным значениям (хранятся в закрытом виде) и отказывается от своей дальнейшей загрузки в случае их несовпадения.
Метрологически незначимое ПО «Весы ВРТ-04» сосредоточено в программе WIMTerminal.exe, служащей для предоставления пользователю интерфейса управления ПО, за-пуска/остановки работы ИКН, фиксации диагностической информации по работе ИКН, просмотра базы данных измерений и оформления результатов взвешивания по различным параметрам запроса.
К ПО «Весы ВРТ-04» возможно подключение нескольких ГПУ. В этом случае, объединение результатов, их обработка и вывод результатов осуществляется соответствующим функционалом метрологически незначимой части ПО.
Уровень защиты ПО соответствует высокому уровню по Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
ПО "Весы ВРТ -04" (WIMTerminal.exe). Метрологически значимая часть WIMMetroLib.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
1.0.0 |
Цифровой идентификатор ПО |
А43015С9 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО |
CRC32 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится типографским способом на маркировочную табличку, закрепленную на кожухе системного блока ПК, и на титульный лист Руководства по эксплуатации.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным рельсовым для взвешивания в движении ВРТ-04ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы
ТУ 28.29.31-003-12117842-2020 Весы вагонные рельсовые для взвешивания в движ е-нии ВРТ-04. Технические условия
Поверка
Поверкаосуществляется по документу ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» Приложение А «Методика поверки вагонных автоматических весов».
Основные средства поверки:
-
- рабочий эталон 4-го разряда по Приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 гири номинальной массой от 5 до 2000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования»;
-
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых средств измерений с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке.
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «СТАТЕРА» (ООО «СТАТЕРА») Адрес: 344103, г. Ростов-на-Дону, ул. Содружества, дом 39, корпус 2, к.96ИНН 6168062791
Телефон 8(800) 222-70-61
E-mail: inform@statera.ooo,
сайт: statera.ooo
Испытательный центр
Закрытое акционерное общество Консалтинго-инжиниринговое предприятие «Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ») Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр.8Телефон (факс): (495) 491-78-12
E-mail: sittek@mail.ru
Принцип действия весов основан на преобразовании аналоговых сигналов тензорези-сторных датчиков деформации рельса, возникающих под воздействием силы тяжести, в цифровые сигналы с помощью преобразователя. Далее цифровые сигналы поступают в ПК, где обрабатываются в соответствии с заданным алгоритмом программой «Весы ВРТ-04». По этим данным формируются масса вагонов, масса состава, масса его фрагментов и скорости их прохождения через измерительный участок пути. Результат взвешивания по различным параметрам запроса отображается на мониторе персонального компьютера (далее - ПК).
Весы состоят из одного или нескольких грузоприемных устройств (далее - ГПУ) и персонального компьютера (ПК), установленного в помещении весовой. Каждое ГПУ включает в себя измерительный участок эксплуатируемого пути, на котором установлены два измерителя колесных нагрузок (ИКН), кабели связи и адаптер.
Измерители колесных нагрузок (ИКН) размещаются на рабочих рельсах в межшпальном пространстве и занимают по длине 300 мм. Кабели связи осуществляют не только передачу информации в ПК, но и питание ИКН напряжением от 6 до 24 В. Оба ИКН гальванически развязаны и образуют взаимно независимые источники информации. Каждый ИКН включает в себя: четыре датчика деформации тензорезисторных, наклеенных попарно с двух сторон шейки рельса, четыре датчика температуры и плату преобразователя, находящуюся под подошвой рельса. Эти элементы герметично защищены кожухом из полимерных пластин.
Программное обеспечение весов позволяет определять относительную симметрию загрузки вагона по бортам и тележкам, информацию об изменении класса точности весов, при изменении скорости движения ТС.
Допускается применение одной и той же модификации весов ВРТ-04 в различных классах точности в зависимости от рабочего диапазона скоростей, указанного в типе модификации. Форма условного обозначения весов:
ВРТ-04 - Х1(Х2/Х3)(Х4/Х5) (Х6/Х7) (Х8/Х9) (Х10/Х11) где ВРТ-04 - обозначение типа;
Х1 - максимальная нагрузка, Max, т;
Х2/Х3 - 0,5; 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х4/Х5 - 0,5; 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 10 до 20 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х6/Х7 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 20 до 40 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Х8/Х9 - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 40 до 60 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 6));
Xio/Xii - 1; 2; 5 (классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 60 до 90 км/ч включ. (в соотв етствии с таблицей 6)).
Пример записи:
ВРТ-04 -200/(1/0,5; 1/1; 2/1; х/х; х/х), где х - не нормируется.
Весы для взвешивания в движении ВРТ-04, максимальная нагрузка 200т, класс точности в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ., при взвешивании вагона - 1, состава в целом -0,5; класс точности, в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включит ельно, при взвешивании вагона - 1, состава в целом - 1; класс точности в диапазоне скорости от 20 до 40 км/ч включительно, при взвешивании вагона - 2, состава в целом - i
На маркировочную табличку наносится следующая информация:
-
- торговая марка изготовителя и его полное наименование;
-
- обозначение типа весов;
-
- серийный номер;
-
- метод взвешивания: взвешивание в движении;
-
- направление движения (если взвешивание возможно только в одном направлении);
-
- отдельная маркировка наносится на вагоны, перевозящие жидкости или другие грузы, у которых возможно изменение положения центра тяжести при движении вагона;
-
- напряжение питания, В;
-
- частота, Гц;
-
- диапазон температур, °С;
-
- идентификатор программного обеспечения;
-
- знак утверждения типа;
-
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-20i5;
-
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647 -20i5 ;
-
- цена деления в виде: d =...... кг;
-
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=...... км/ч;
-
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin = км/ч
Общий вид весов представлен на рисунке 1. Общий вид измерителя колесных нагрузок (ИКН) представлен на рисунке 2
Рисунок 1 - Общий вид весов ВРТ-04
Р- рельс 1
ДД- датчик деформации
ДТ- датчик температуры
К- кабель шестижильный
ПП- пластина полимерная П- плата преобразователя
Рисунок 2 - Общий вид ИКН
Пломбирование ИКН весов не предусмотрено.
, включая показатели точности:
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Максимальная нагрузка весов (Max), т |
150, 200 |
Минимальная нагрузка весов (Min), т |
2 |
Максимальная нагрузка на платформу (Max ). т |
40 |
Минимальная нагрузка на платформу (Minn), т |
1 |
Примечания
|
Действительная цена деления (d) в зависимости от Maxn и классов точности при взвешивании в движении вагона приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Действительная цена деления
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 |
(d), кг |
0,5 |
50 |
1 |
50 |
2 |
50 |
5 |
200 |
Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки
Класс точности по ГОСТ 8.6472015 |
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Min до 35% Max включ., % от 35% Max |
св. 35% Max, % от измеряемой массы | |
0,5 |
±0,25 % | |
1 |
±0,50 % | |
2 |
± 1,0 | |
5 |
±2,5 | |
Примечания
|
Таблица 5 - Пределы допускаемой относительной погрешности весов при первичной поверке при взвешивании в движении состава из вагонов в целом
Класс точности по ГОСТ 8.6472015 |
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Min n до 35% Max n включ., % от 3 5% (Max n) |
св. 35% Max n, % от измеряемой массы | |
0,5 |
±0,25 % | |
1 |
±0,50 % | |
2 |
± 1,0 | |
5 |
± 2,5 | |
Примечания 1 n - число вагонов в составе. | ||
2 Пределы допускаемой относительной погрешности в эксплуатации соответствуют удво- | ||
енным значениям, приведённым в таблице 5. |
Таблица 6 - Классы точности при взвешивании в движении вагона/состава в целом при различных диапазонах скоростей
Диапазон скорости |
Класс точности при взвешивании в движении | |
вагона |
состава | |
От 1,0 до 10 км/ч включ. |
0,5; 1; 2; 5 |
0,5; 1; 2; |
Св. 10 до 20 км/ч включ. |
1; 2; 5 | |
Св. 20 до 40 км/ч включ. |
2; 5 |
1; 2; 5 |
Св. 40 до 60 км/ч включ. |
5 |
1; 2; 5 |
Св. 60 до 90 км/ч включ. |
2; 5 |
Таблица 7 - Основные технические характеристики весов
Наименование характеристики |
Значение |
Особый диапазон рабочих температур ГПУ, °С |
от -40 до +55 |
Диапазон рабочих температур ПК, °С |
от +10 до +40 |
Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч |
1 |
Максимальная рабочая скорость Vmin, км/ч |
90 |
Направление движения при взвешивании |
двустороннее |
Скорость движения при транзитном проезде по весам, км/ч |
не ограничена |
Количество ГПУ в составе весов |
Одно и более |
Габаритные размеры ГПУ, мм, (длина x ширина) для рельса Р65 |
300х1700 |
Габаритные размеры ИКН, мм, (длина x ширина*) |
300 x от 114 до 165 |
Масса ИКН, кг, не более |
2,2 |
Параметры электрического питания весов от сети переменного тока:
|
от 187 до 242 от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В^А, не более |
2 |
*Ширина ИКН зависит от типа рельса |