Номер по Госреестру СИ: 78680-20
78680-20 Весы автомобильные
(Альфа АВ-Д)
Назначение средства измерений:
Весы автомобильные Альфа АВ-Д (далее - весы) предназначены для измерений массы транспортных средств (далее - ТС) в статическом режиме и/или для измерений в движении полной массы ТС и нагрузок на отдельные оси или группы осей.

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 1

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 2

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 3

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 4

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 5

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 6

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 7

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 8

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 9

Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 10
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов является встроенным, что соответствует требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным устройствам с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.
Программное обеспечение выполняет функции по сбору, обработке, хранению, передаче и предоставлению измерительной информации.
Метрологически значимое ПО хранится в защищенной от демонтажа микросхеме, расположенной на плате устройства обработки аналоговых данных, и загружается на заводе-изготовителе. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки без применения специальных программных и аппаратных средств производителя.
Весы могут оснащаться АРМ (автоматизированное рабочее место) со специализированным ПО для хранения и обработки результатов взвешивания. Данное ПО не является метрологически значимым.
Корпус устройства обработки и хранения метрологически значимых параметров и данных пломбируется, как показано на рисунке 3, что препятствует смене устройства памяти с установленным на нем ПО и сохраненными результатами измерений.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО могут быть выведены либо на экран монитора ПК в главном окне программы, либо на индикаторе.
Идентификационным признаком ПО служит номер версии, который доступен в сервисном режиме.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение для | ||
индикаторов |
ПК ПТК | ||
СТТ СТТ- СТТ- SMART SWIFT |
Сервер весы Авто |
UniServer AUTO | |
Идентификационное наименование ПО |
- |
- |
- |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
V.1.xxx |
2.2.0ххх |
1.2.0ххх |
Цифровой идентификатор ПО |
—* |
—* |
—* |
где х- принимает значения от 0 до 9. * - Данные недоступны, так как данное ПО после опломбирования не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку, прикрепленную на ГПУ, фотохимическим способом.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений изложены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам автомобильным Альфа АВ-Д
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 33242-2015 Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Общие требования и методы испытаний
Приказ Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы
ТУ 28.29.3-002-64543844-2019 Весы автомобильные Альфа АВ-Д Технические условия
Поверка
Поверкаосуществляется по документу МЦКЛ.0288.МП «ГСИ. Весы автомобильные Альфа АВ-Д. Методика поверки», утвержденному ЗАО КИП «МЦЭ» 18.09.2019 г.
Основные средства поверки:
-
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы» гири номинальной массой от 500 г до 2000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования»;
-
- рабочий эталон силы 2-ого разряда по приказу Росстандарта от 29 декабря 2018 № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы» силовоспроизводящая установка с пределами допускаемых значений доверительных границ относительной погрешности 6 от ±0,03 % до ±0,5 % и диапазоном измерений от 20 до 1000 кН;
- контрольные весы и ТС в соответствии с требованиями изложенными в МЦКЛ.0288.МП.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 3.
Изготовитель
Закрытое акционерное общество «Альфа-Эталон МВК» (ЗАО «Альфа-Эталон МВК») ИНН 7718792387
Адрес: 107065, г. Москва, ул. Курганская, д. 3А, стр.1
Телефон: +7 (495) 913-50-51, 989-29-33
Е-mail: ves@alfaetalon.ru
Испытательный центр
Закрытое акционерное общество Консалтинго-инжиниринговое предприятие«Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр.8
Телефон (факс): +7 (495) 491-78-12
E-mail: sittek@mail.ru
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза, с последующим его преобразованием в аналогово-цифровом преобразователе (далее - АЦП) в цифровой вид, дальнейшей обработкой и выводом результатов измерений в единицах массы на дисплей индикатора или ПК.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), имеющего одну или несколько весовых платформ, опирающихся на датчики с узлами встройки, которые необходимы для обеспечения нормальной работы весов при упругих деформациях, вызванных нагрузкой от объекта взвешивания или изменением температуры, и программно-технического комплекса (далее - ПТК).
Края примыкающих друг к другу платформ могут опираться на одни и те же датчики. ПТК состоит из индикатора или индикатора с персональным компьютером (ПК). Управление весами осуществляется с помощью функциональной клавиатуры индикатора и/или ПК.
В весах используются:
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А, производства «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - регистрационный номер) 60480-15;
-
- датчики весоизмерительные сжатия 740, производства фирмы «Utilcell», Испания, регистрационный номер 50842-12;
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные SB, SQ, HSX, IL, U, AM, XSB, модификаций SQB, производства «Keli SENSING TECHNOLOGY (Ningbo) Co., Ltd.», Китай, регистрационный номер 77382-20;
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, CLC, WLS, SDS, EDS, модификаций ZS,WLS, EDS, производства «Keli SENSING TECHNOLOGY (Ningbo) Co., Ltd.», Китай, регистрационный номер 75819-19;
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные Single shear beam, Dual shear beam, S beam, Column, семейства Single shear beam: модификаций HM8C, H8C; семейства Dual shear beam, модификации HM9B; семейства Column, серии HM14H1, производства «Zhonghang Electronic Measuring Instruments Co., LTD.», КНР, регистрационный номер 55371-19.
- индикаторы типа СТТ по ГОСТ OIML R 76-1-2011 (п. Т.2.2.2) модели СТТ (без дисплея, с выходом на ПК) и моделей СТТ-SMART и СТТ-SWIFT, производства ЗАО «Альфа-Эталон МВК».
В весах предусмотрена возможность подключения дополнительного индикатора для контроля функционирования весов.
Индикатор устанавливается в опечатываемом боксе в приборном шкафу, где также располагается управляющая электроника для дополнительных устройств (датчики скатности, проезда) или в помещении оператора весов, в котором поддерживается температура, соответствующая условиям эксплуатации индикатора.
Весы могут оснащаться индукционными или фото- датчиками определения проезда ТС и АРМ (автоматизированное рабочее место ).
В весах предусмотрены следующие устройства и функции:
а) в режиме статического взвешивания в соответствии с ГОСТ OIML R 76-1-2011:
-
- устройство полуавтоматической установки на нуль (п.Т.2.7.2.2);
-
- устройство автоматической установки на нуль (п. T.2.7.2.3);
-
- устройство первоначальной установки на нуль (п.Т.2.7.2.4);
-
- устройство слежения за нулем (п. T.2.7.3);
-
- устройство уравновешивания тары (п.Т.2.7.4.1);
б) в режиме взвешивания в движении в соответствии с ГОСТ 33242-2015:
-
- устройство первоначальной установки нуля и полуавтоматической установки нуля ( п. 5.3.1);
-
- печатающее устройство (п. 5.5.4);
-
- устройство хранения информации (п. 5.5.5);
-
- устройство распознавания ТС (п. 5.5.7).
На ГПУ весов прикрепляется табличка, содержащая следующую информацию:
-
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
-
- условное обозначение типа весов;
-
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
-
- значение максимальной нагрузки (Max);
-
- значение минимальной нагрузки (Min);
-
- значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);
-
- знак утверждения типа средств измерений;
-
- заводской номер;
-
- класс точности при определении полной массы ТС;
-
- класс точности при определении нагрузки на одиночную ось (при необходимости);
-
- класс точности при определении нагрузки на группу осей (при необходимости);
-
- максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч;
-
- минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч;
-
- максимальное число осей ТС (при необходимости) Amax.
Тип весов представлен двумя семействами, которые отличаются назначением и исполнением ГПУ:
-
- семейство I - группа весов, предназначенная для определения полной массы ТС в режиме статического взвешивания и/или для определения осевых нагрузок и полной массы при взвешивании в движении;
-
- семейство II - группа весов поосного взвешивания, предназначенная для определения в движении нагрузок на отдельные оси ТС, а также нагрузок на группу осей и полной массы ТС путем суммирования осевых нагрузок
Весы выпускаются однодиапазонными в модификациях:
Альфа АВ-Д(Х)-20; Альфа АВ-Д(Х)-30; Альфа АВ-Д(Х)-50; Альфа АВ-Д(Х)-100; Альфа АВ-Д(Х)-150; Альфа АВ-Д(Х)-200, которые отличаются друг от друга значениями максимальной нагрузки и конструктивным исполнением.
Модификации весов при заказе имеют обозначения вида:
Альфа АВ-Д(Х)-Т, где Альфа АВ-Д - обозначение типа весов;
(Х) - модификация весов по способу измерения, Х принимает значение I или II:
-
I - измерение полной массы ТС в статике и движении;
-
II - поосное измерение в движении;
Т - максимальная нагрузка в тоннах.
Пример записи при заказе Альфа АВ-Д(11)-20, весы для поосного взвешивания ТС в движении, Мах=20 т.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2, индикатора на рисунке 3.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа, обозначение мест нанесения знака поверки представлены на рисунке 4.

Альфа АВ-Д(1)-Т

Альфа АВ-Д(П)-Т
Рисунок 1- Общий вид весов

СТТ-SWIFT

СТТ-SWIFT в боксе


Рисунок 2- Общий вид индикаторов

СТТ-SMART
СТТ


Пломба (место нанесения знака поверки) СТТ

Пломба (место нанесения знака поверки) СТТ-SMART

Пломба (место нанесения знака поверки) СТТ-SWIFT
Рисунок 3 - Схема пломбировки индикаторов обозначение мест нанесения знака поверки
1 Статический режим взвешивания
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 .................................................................средний (III).
Значения Min, Мах, е, действительной цены деления (d), пределов допускаемой погрешности при первичной поверке (mpe) в соответствующих интервалах нагрузки (m) и диапазона выборки массы тары весов (Т-) приведены в таблице 2.
аблица 2 - Метрологические характеристики
Обозначение |
Мах, |
Min, |
d = е, |
m, |
mpe, |
n |
модификации |
т |
т |
кг |
т |
кг | |
Альфа АВ-Д(1)-20 |
20 |
0,2 |
10 |
от 0,2 до 5 включ. |
±5 |
2000 |
Альфа АВ-д(п)-20 |
св. 5 до 20 включ. |
±10 | ||||
Альфа АВ-Д(1)-30 Альфа АВ-д(п)-30 |
от 0,2 до 5 включ. |
±5 | ||||
30 |
0,2 |
10 |
св. 5 до 20 включ. |
±10 |
3000 | |
св. 20 до 30 включ. |
±15 | |||||
Альфа АВ-Д(1)-50 |
от 0,4 до 10 включ. |
±10 | ||||
50 |
0,4 |
20 |
св. 10 до 40 включ. |
±20 |
2500 | |
Альфа АВ-Д(11)-50 | ||||||
св. 40 до 50 включ. |
±30 | |||||
Альфа АВ-Д(Г)-100 |
100 |
1 |
50 |
от 1 до 25 включ. |
±25 |
2000 |
Альфа-АВ-д(п)-100 |
св. 25 до 100 включ. |
±50 | ||||
Альфа АВ-Д(1)-150 |
от 1 до 25 включ. |
±25 | ||||
150 |
1 |
50 |
св. 25 до 100 включ. |
±50 |
3000 | |
Альфа АВ-Д(П)-150 | ||||||
св. 100 до 150 включ. |
±75 | |||||
Альфа АВ-Д(1)-200 |
200 |
2 |
100 |
от 2 до 50 включ. |
±50 |
2000 |
Альфа АВ-д(п)-200 |
св. 50 до 200 включ. |
±100 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешности при поверке (mpe).
Пределы допускаемой погрешности весов после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности для массы нетто.
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Пределы допускаемой погрешности устройства установки на нуль |
±0,25е |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более |
4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более |
20 |
Показания индикации массы, кг, не более |
Мах +9е |
Диапазон выборки массы тары (Т-), % от Мах |
от 0 до 100 |
2 Режим взвешивания в движении
Значения Мах, Min, цены деления d, класса точности по ГОСТ 33242-2015 при определении полной массы ТС и при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей для модификаций весов приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Метрологические характеристики
Обозначение модификации |
Мах, т |
Min, т |
d, кг |
Число делений |
Класс точности при определении полной массы ТС |
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Альфа АВ-Д(1)-20 Альфа АВ-д(п)-20 |
20 |
0,5 |
10 |
2000 |
0,5 |
А, В, С |
1 |
20 |
1000 |
1 |
В, С, D | ||
Альфа АВ-Д(1)-30 Альфа АВ-д(п)-30 |
30 |
0,5 |
10 |
3000 |
0,5 |
А, В, С |
1 |
20 |
1500 |
1 |
В, | ||
0,5 |
50 |
750 |
2 |
С, D, E |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Альфа АВ-Д(1)-50 Альфа АВ-Д(П)-50 |
50 |
1 |
20 |
2500 |
1 |
В, С, D |
0,5 |
50 |
1000 |
2 |
С, D, E | ||
Альфа АВ-д(1)-100 Альфа АВ-д(п)-100 |
100 |
1 |
100 |
1000 |
5 |
D, E |
Альфа АВ-д(г)-150 Альфа АВ-д(п)-150 |
150 |
2 |
200 |
750 |
10 |
E, F |
Альфа АВ-д(г)-200 Альфа АВ-д(п)-200 |
200 |
2 |
200 |
1000 |
10 |
E, F |
Максимальное значение измеренной полной массы ТС, т ..........................................Мах^п, где n -
число осей ТС Значения нагрузок, пределов допускаемых погрешностей при статическом взвешивании при использовании весов в качестве контрольных при увеличивающихся или уменьшающихся нагрузках при определении полной массы ТС приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении полной массы ТС |
Нагрузка m, выраженная в ценах деления d |
Пределы допускаемых погрешностей | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | ||
0,5; 1 |
От 50 до 500 включ. |
±0,5d |
±1d |
Св. 500 до 2000 включ. |
±1d |
±2d | |
Св. 2000 до 5000 включ. |
±1,5d |
±3d | |
2; 5; 10 |
От 10 до 50 включ. |
±0,5d |
±1d |
Св. 50 до 200 включ. |
±1d |
±2d | |
Св. 200 до 1000 включ. |
±1,5d |
±3d |
Соотношения между классами точности для определения точности нагрузки на одиночную ось и нагрузки на группу осей и классов точности для определения полной массы ТС определены в таблице 6.
Таблица 6
Класс точности для определения нагрузки на одиночную ось и нагрузки на группу осей |
Класс точности для определения полной массы ТС | ||||
0,5 |
1 |
2 |
5 |
10 | |
A | |||||
B | |||||
C | |||||
D | |||||
E | |||||
F |
Пределы допускаемой погрешности (МРЕ) при определении полной массы ТС в движении не превышают большего из следующих значений:
а) рассчитанного в соответствии с таблицей 7 и округленного до ближайшего значения цены деления;
б) bd^n - при первичной поверке, 2^п - при периодической поверке, где n - число осей при суммировании.
Таблица 7 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении полной массы ТС по ГОСТ 33242-2015 |
Процент от условно истинного значения полной массы ТС | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | |
0,5 |
±0,25 % |
±0,50 % |
1 |
±0,50 % |
±1,00 % |
2 |
±1,00 % |
±2,00 % |
5 |
±2,50 % |
±5,00 % |
10 |
±5,00 % |
±10,00 % |
Пределы допускаемой погрешности (МРЕ) при определении нагрузки на одиночную ось двухосного контрольного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
а) значения в соответствии с таблицей 8, округленного до ближайшего значения цены деления;
б) 1-d - при первичной поверке, 2^d - при периодической поверке.
Таблица 8 - Метрологические характеристики | ||
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось по ГОСТ 33242-2015 |
Процент от условно истинного значения статической эталонной нагрузки на одиночную ось | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | |
A |
±0,25 % |
±0,50 % |
В |
±0,50 % |
±1,00 % |
C |
±0,75 % |
±1,50 % |
D |
±1,00 % |
±2,00 % |
Е |
±2,00 % |
±4,00 % |
F |
±4,00 % |
±8,00 % |
Пределы допускаемого отклонения (MPD) от скорректированного среднего значения нагрузки на ось или от скорректированного среднего значения на группу осей для всех типов контрольных ТС кроме контрольного двухосного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
а) значения в соответствии с таблицей 9, округленного до ближайшего значения цены деления;
б) bd^n - при первичной поверке, 2^п - при периодической поверке,
где n - число осей в группе, для одиночных осей n = 1.
Таблица 9 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или группу осей по ГОСТ 33242-2015 |
Процент от скорректированного среднего значения нагрузки на одиночную ось или скорректированного среднего значения нагрузки на группу осей | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | |
A |
±0,50 % |
±1,00 % |
В |
±1,00 % |
±2,00 % |
C |
±1,50 % |
±3,00 % |
D |
±2,00 % |
±4,00 % |
Е |
±4,00 % |
±8,00 % |
F |
±8,00 % |
±16,00 % |
Таблица 10 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч, не более: - Альфа АВ-Д(1)-Т |
20 |
- Альфа АВ-д(п)-Т |
40 |
Минимальная рабочая скорость (Vmin), км/ч, не более |
2 |
Направление движения при взвешивании |
двустороннее |
Диапазон рабочих температур индикаторов, °С |
от -10 до +40 |
Особый диапазон рабочих температур, °С, для ГПУ с датчиками: - типа С |
от -50 до +50 |
- типа 740 |
от -30 до +40 |
- типа SB, SQ, HSX, IL, U, AM, XSB, |
от -40 до +40 |
- типа ZS, CLC, WLS, SDS, EDS |
от -40 до +40 |
- типа Single shear beam, Dual shear beam, S beam, Column |
от -30 до +40 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока: - напряжение, В |
от 195,5 до 253 |
- частота, Гц |
от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В-A, не более |
500 |
Время прогрева весов, мин, не менее |
15 |
Количество весовых платформ |
от 1 до 10 |
Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм: - длина |
от 250 до 27000 |
- ширина |
от 500 до 10000 |
- высота |
от 80 до 1200 |
Масса ГПУ весов, кг, не более |
35000 |