№2954 от 12.12.2024
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
# 627738
Об установлении новой методики поверки МП 231-0136-2024 для устройств измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда модификации СУТП-В (№ 28905-05) в дополнение к ранее установленной
Приказы по основной деятельности по агентству Вн. Приказ № 2954 от 12.12.2024

Об установлении методики поверки средств измерений
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», частью 5.4.13 подпункта 5.4 пункта 5 главы II Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от «О Федеральном агентстве по техническому пунктом 10 и абзацем четвертым пункта 11 методик поверки и внесения изменений в торговли требований к методикам поверки средств измерений», п р и к а з ы в а ю:
17 июня 2004 г. № 294 регулированию и метрологии», Порядка установления, отмены них, утвержденного приказом и торговли Российской Федерации «Об утверждении порядка установления поверками средств измерений, порядка поверки и внесения изменений в них,
Министерства промышленности от 28 августа 2020 г. № 2907 и изменения интервала между установления, отмены методик
-
1. Установить методику поверки МП 231-0136-2024 «Государственная система обеспечения единства измерений. Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП). Методика поверки», утвержденную федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева») 29 октября 2024 г. для устройств измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда модификации СУТП-В, изготовитель ЗАО НПП «ТОРМО», г. Екатеринбург, зарегистрированных в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - Федеральный фонд) под номером 28905-05, согласно приложению к настоящему приказу.
-
2. Сохранить действие ранее установленной методики изложенной в документе «Устройства измерения и формирования системы управления тормозами поезда (СУТП). Методика (приложение А к руководству по эксплуатации), утвержденной «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» 10 февраля 2005 г., для средств измерений, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
поверки, давления поверки» ГЦИ СИ
-
3. Распространить требования настоящего приказа на средства измерений, указанные в пункте 1 настоящего приказа, находящиеся в эксплуатации.
-
4. Управлению метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в течение 5 рабочих дней со дня утверждения настоящего приказа направить в федеральное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский центр прикладной метрологии - Ростест» (далее - ФБУ «НИЦ ПМ-Ростест») необходимые сведения, предусмотренные настоящим приказом, для внесения в Федеральный фонд.
-
5. ФБУ «НИЦ ПМ-Ростест» внести соответствующие изменения в Федеральный фонд.
-
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель руководителя
Е.Р. Лазаренко
< > Подлинник электронного документа, подписанного ЭП, хранится в системе электронного документооборота Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Сертификат: 525EEF525B83502D7A69D9FC03064C2A
Кому выдан: Лазаренко Евгений Русланович
Действителен: с 06.03.2024 до 30.05.2025
\______________
Приложение
к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от «12» декабря 2024 г. № 2954
Государственная система обеспечения единства измерений Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП). Методика поверки.
МП 231-0136-2024
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева»
ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»
СОГЛАСОВАНО
111М.Д u
•'nV.V
ный директор «ВНИИМ енделеева»
A.H. Пронин
9» октября 2024 г.
Государственная система обеспечения единства измерений
Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП)МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МП 231-0136-2024Руководитель сектора перспективных разработок и испытаний вх)бласти давления

А.А. Пименова
Ведущий инженер НИЛ госэталонов в области измерений избыточного давления и .разности давлений

М.Ю. Леонтьев
г. Санкт-Петербург 2024 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ-
1.1 Настоящая методика поверки распространяется на устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП) модификации СУТП-В (далее по тексту - устройства), и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.
-
1.2 Методика поверки должна обеспечивать прослеживаемость поверяемого средства измерений к Государственному первичному эталону единицы давления-паскаля (ГЭТ 23-2010) в соответствии с Государственной поверочной схемой для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа, утвержденной Приказом Госстандарта от 20.10.2022 № 2653.
-
1.3 Метод, обеспечивающий реализацию методики поверки - непосредственное сличение эталона с показаниями поверяемого средства измерений.
-
2.1 При проведении поверки должны быть вьшолнены операции, указанные в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Наименование операций |
Обязательность проведения при поверке |
Номер раздела МП | |
первичной |
периодической | ||
Внещний осмотр средства измерений |
Да |
Да |
7 |
Подготовка к поверке и опробование средства измерений |
Да |
Да |
8 |
Определение метрологических характеристик средства измерений |
Да |
Да |
9 |
Подтверждение соответствия средства измерений метрологическим требованиям |
Да |
Да |
10 |
-
2.2 Если при проведении одной из операций поверки получен отрицательный результат, проведение дальнейщей поверки прекращается.
3.1
-
3.2
-
3.3
При проведении операций поверки должны быть соблюдены следующие условия: температура окружающего воздуха от +15 °C до +25 °C;
атмосферное давление от 91,3 до 110 кПа;
относительная влажность воздуха от 20 % до 80 %.
Напряжение питания блока хвостового вагона (далее - БХВ) от 10,8 до 13,2 В. Давление в напорной магистрали от 600 до 900 кПа (от 0,6 до 0,9 МПа).
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПОВЕРКУ4.1
К проведению поверки допускаются лица, ознакомленные с эксплуатационной документацией поверяемых устройств и применяемых средств поверки.
-
4.2 К проведению поверки допускаются лица, прошедщие инструктаж по безопасности труда.
-
5.1 При проведении поверки рекомендуются к применению средства поверки (эталоны единиц величин, средства измерений, вспомогательные технические средства), указанные в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 -
к
Операции поверки, требующие применение средств поверки |
Метрологические и технические требования к средствам поверки, необходимые для проведения поверки |
Перечень рекомендуемых средств поверки |
п. 8.1 (контроль условий поверки) |
Диапазон измерений температуры от плюс 15 °C до плюс 25 °C, абсолютная погрепшость не более ±1 °C. Диапазон измерений относительной влажности воздуха от 20 % до 80 %, абсолютная погрепшость не более ±2 %. Диапазон измерений атмосферного давления от 91,3 до 110,3, абсолютная погрепшость не более ±0,5 кПа. |
Термогигрометр ИВА-6, модификация ИВА-6Н-Д (per. №46434-11). |
р-9 (определение метрологических характеристик средства измерений) |
Рабочие эталоны избыточного давления 4 разряда по Государственной поверочной схеме для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа, утвержденной Приказом Росстандарта от 20.10.2022 № 2653, с диапазоном измерений избыточного давления от 0 до 600 кПа: в диапазоне от 0 до 300 кПа пределы допускаемой абсолютной погрешности не более ±2,5 кПа, в диапазоне от 300 до 600 кПа пределы допускаемой абсолютной погрешности не более ±1,25 кПа. |
Манометры цифровые МО-05 (per. №54409-13) |
Таблица 5.2 - Вспомогательные технические
Операции поверки, требующие применение вспомогательных технических средств |
Вспомогательные технические средства и требуемые технические характеристики |
измерений), р. 9 (определение метрологических характеристик средства измерений) |
Стенд для измерений параметров блока хвостового вагона систем управления тормозами поезда с диапазоном создания давления сжатого воздуха в напорной магистрали от 600 до 900 кПа (от 0,6 до 0,9 МПа) |
-
5.2 Средства измерений, применяемые при поверке, должны быть поверены. Эталоны единиц величин, применяемые при поверке, должны быть аттестованы. Сведения о результатах поверки (аттестации) средств измерений (эталонов), применяемых при поверке, должны быть опубликованы в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Вспомогательные технические средства (вспомогательное оборудование), применяемые при поверке, должны быть аттестованы и иметь действующие аттестаты.
-
5.3 Допускается применение средств поверки, не приведенных в рекомендуемом перечне, но обеспечивающих определение (контроль) метрологических характеристик поверяемого средства измерений с требуемой точностью, передачу единицы величины средству измерений при его поверке и прослеживаемость эталонов и средств измерений, применяемых при поверке, к государственным первичным эталонам единиц соответствующих величин.
-
6.1 При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на устройства и средства поверки.
-
6.2 Перед началом работ проверить надежность соединения заземляющего провода с рамой стенда и общим контуром заземления.
-
6.3 При проведении поверки необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в Руководстве по эксплуатации СУТП.ОО.ОООРЭ.
-
7.1 При внешнем осмотре устройства устанавливают:
-
- отсутствие механических повреждений, влияющих на эксплуатационные свойства и метрологические характеристики устройств;
-
- наличие на шильдиках устройств следующей информации: данные об изготовителе, наименование устройства, его заводской номер и дата вьшуска.
Устройство, не удовлетворяющее требованиям п. 7.1 настоящей методики, не подлежит поверке до устранения неисправностей или несоответствий. После их устранения внешний осмотр проводят в полном объеме.
8 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ И ОПРОБОВАНИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ-
8.1 Контроль условий поверки
-
8.1.1 При контроле условий поверки проводятся измерения параметров окружающей среды с использованием средств поверки в соответствии с Таблицей 5.1.
-
8.1.2 Параметры окружающей среды должны соответствовать п.3.1 настоящей МП.
-
8.2 Подготовка к поверке
-
8.2.1 Поверка устройства осуществляется в составе БХВ с помощью стенда для измерений параметров блока хвостового вагона систем управления тормозами поезда СИП-В (далее - стенд СИП-В).
-
8.2.2 Перед проведением поверки необходимо установить на стенд СИП-В эталонный манометр взамен штатного манометра тормозной магистрали, используя прокладку 1/2" из уплотнительного материала. Блок БХВ подключается к соединительному рукаву стенда, питание на БХВ подается от кабеля стенда либо от аккумуляторного модуля БХВ. Затем включить тумблер «Сеть» на лицевой панели стенда СИП-В, подготовить стенд к работе, ввести номер БХВ. Выбрать режим «Поверка».
-
8.3 Опробование средства измерений
-
8.3.1 Опробование производится при нажатии кнопки «Опробование» в окне управления стенда СИП-В. Стенд производит наполнение резервуара до давления от 500 до 550 кПа (от 0,500 до 0,550 МПа), а на БХВ подается команда торможения.
-
8.3.2 БХВ считается работоспособным, если снижение давления в резервуаре проведено успешно.
-
9.1 Определение абсолютной погрешности измерений давления в тормозной магистрали.
-
9.1.1 Выбрать режим «Поверка» в окне управления. Установить давление в требуемых контрольных точках путем последовательного нажатия кнопок «Давление 0,200 МПа», «Давление 0,300 МПа», «Давление 0,400 МПа», «Давление 0,500 МПа» и «Давление 0,600 МПа» в окне управления СИП-В. Стенд производит наполнение резервуара до заданного уровня давления и запрашивает у оператора ввод показаний эталонного манометра, установленного на стенде СИП-В.
-
-
9.2 Определение величин формирования ступеней торможения в тормозной магистрали.
-
9.2.1 Для определения величины формирования ступеней торможения (снижения давления) необходимо путем нажатия кнопки «Давление 0,550 МПа» произвести наполнение резервуара СИП-В до давления 0,550 МПа. После чего произвести ступени торможения (снижения давления) путем нажатия кнопок «Ступень 0,055 МПа» (один раз) и «Ступень 0,015 МПа» (не менее трех раз) в окне управления, и на БХВ будут подаваться соответствующие команды торможения.
-
-
10 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
-
10.1.1 Вычислить абсолютную погрешность измерений давления по формуле:
(1)
^Бхв ~ ^’эт,
где Д - абсолютная погрешность измерения давления в тормозной магистрали;
Рэт - показания эталонного манометра, кПа (МПа);
Рбхв “ показания БХВ, кПа (МПа).
Результаты Рэт п Рбхв должны быть выражены в одних единицах измерения давления.
Результаты поверки считаются положительными, если в диапазоне измерений давления от о до 300 кПа (исключ.) абсолютная погрешность не превьппает ±10 кПа; от 300 до 600 кПа абсолютная погрешность не превьппает ±5 кПа.
-
10.1.2 Вычислить величины сформированных БХВ ступеней торможения по формуле: РсТ — ^ЭТ1 ~ ■Рэт25 (2)
где Рст - величина ступени торможения в тормозной магистрали, кПа (МПа);
Рэт1 - показания эталонного манометра до начала ступени торможения (снижения давления), кПа (МПа);
Рэт2 - показания эталонного манометра после ступени торможения (снижения давления), кПа (МПа).
Результаты поверки считаются положительными, если величина сформированной первой ступени торможения находится в диапазоне от 55 до 60 кПа (от 0,055 до 0,060 МПа), а величины трех повторных сформированных ступеней торможения входят в диапазон от 15 до 20 кПа (от 0,015 до 0,020 МПа).
10.2 Критерии соответствия средства измерений метрологическим требованиям-
10.2.1 Критерием соответствия средства измерений метрологическим требованиям
является соответствие требованиям разделов 7, 8 и положительном результате
проверки контролируемых характеристик п. 10.1 настоящей методики. При соблюдении всех требований результат поверки считают положительным, средство измерений допускается к применению.
-
10.2.2 Если значения контролируемых характеристик поверяемого средства измерений превышают предельные значения, приведенные в пп. 10.1.1 и 10.1.2, то результаты считаются отрицательными.
-
11.1 Результаты поверки подтверждаются сведениями о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
-
11.2 При положительных результатах поверки, в соответствии с заявлением владельца средства измерений или лица, представившего средство измерений, оформляется свидетельство о поверке.
-
11.3 При отрицательных результатах поверки, в соответствии с заявлением владельца или лица, представившего средство измерений, выдают извещение о непригодности к применению средства измерений.
-
11.4 Протокол оформляется по запросу.
6