Приказ Росстандарта №2954 от 12.12.2024

№2954 от 12.12.2024
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

# 627738
Об установлении новой методики поверки МП 231-0136-2024 для устройств измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда модификации СУТП-В (№ 28905-05) в дополнение к ранее установленной
Приказы по основной деятельности по агентству Вн. Приказ № 2954 от 12.12.2024

2024 год
месяц December
сертификация программного обеспечения

4560 Kb

Файлов: 2 шт.

ЗАГРУЗИТЬ ПРИКАЗ

    
Приказ Росстандарта №2954 от 12.12.2024, https://oei-analitika.ru

Об установлении методики поверки средств измерений

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», частью 5.4.13 подпункта 5.4 пункта 5 главы II Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от «О Федеральном агентстве по техническому пунктом 10 и абзацем четвертым пункта 11 методик поверки и внесения изменений в торговли требований к методикам поверки средств измерений», п р и к а з ы в а ю:

17 июня 2004 г. № 294 регулированию и метрологии», Порядка установления, отмены них, утвержденного приказом и торговли Российской Федерации «Об утверждении порядка установления поверками средств измерений, порядка поверки и внесения изменений в них,

Министерства промышленности от 28 августа 2020 г. № 2907 и изменения интервала между установления, отмены методик

  • 1. Установить методику поверки МП 231-0136-2024 «Государственная система обеспечения единства измерений. Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП). Методика поверки», утвержденную федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева») 29 октября 2024 г. для устройств измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда модификации СУТП-В, изготовитель ЗАО НПП «ТОРМО», г. Екатеринбург, зарегистрированных в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее - Федеральный фонд) под номером 28905-05, согласно приложению к настоящему приказу.

  • 2. Сохранить действие ранее установленной методики изложенной в документе «Устройства измерения и формирования системы управления тормозами поезда (СУТП). Методика (приложение А к руководству по эксплуатации), утвержденной «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» 10 февраля 2005 г., для средств измерений, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

    поверки, давления поверки» ГЦИ СИ

  • 3. Распространить требования настоящего приказа на средства измерений, указанные в пункте 1 настоящего приказа, находящиеся в эксплуатации.

  • 4. Управлению метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в течение 5 рабочих дней со дня утверждения настоящего приказа направить в федеральное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский центр прикладной метрологии - Ростест» (далее - ФБУ «НИЦ ПМ-Ростест») необходимые сведения, предусмотренные настоящим приказом, для внесения в Федеральный фонд.

  • 5.  ФБУ «НИЦ ПМ-Ростест» внести соответствующие изменения в Федеральный фонд.

  • 6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель руководителя

Е.Р. Лазаренко

< > Подлинник электронного документа, подписанного ЭП, хранится в системе электронного документооборота Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Сертификат: 525EEF525B83502D7A69D9FC03064C2A

Кому выдан: Лазаренко Евгений Русланович

Действителен: с 06.03.2024 до 30.05.2025

\______________




Приложение

к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от «12» декабря 2024 г. № 2954

Государственная система обеспечения единства измерений Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП). Методика поверки.

МП 231-0136-2024

Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева»

ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»

СОГЛАСОВАНО
Приказ Росстандарта №2954 от 12.12.2024, https://oei-analitika.ru

111М.Д u

•'nV.V

ный директор «ВНИИМ енделеева»

A.H. Пронин

9» октября 2024 г.

Государственная система обеспечения единства измерений

Устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП)

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ

МП 231-0136-2024

Руководитель сектора перспективных разработок и испытаний вх)бласти давления

Приказ Росстандарта №2954 от 12.12.2024, https://oei-analitika.ru

А.А. Пименова

Ведущий инженер НИЛ госэталонов в области измерений избыточного давления и .разности давлений

Приказ Росстандарта №2954 от 12.12.2024, https://oei-analitika.ru

М.Ю. Леонтьев

г. Санкт-Петербург 2024 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • 1.1 Настоящая методика поверки распространяется на устройства измерения и формирования давления системы управления тормозами поезда (СУТП) модификации СУТП-В (далее по тексту - устройства), и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.

  • 1.2 Методика поверки должна обеспечивать прослеживаемость поверяемого средства измерений к Государственному первичному эталону единицы давления-паскаля (ГЭТ 23-2010) в соответствии с Государственной поверочной схемой для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа, утвержденной Приказом Госстандарта от 20.10.2022 № 2653.

  • 1.3  Метод, обеспечивающий реализацию методики поверки - непосредственное сличение эталона с показаниями поверяемого средства измерений.

2 ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ПОВЕРКИ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
  • 2.1 При проведении поверки должны быть вьшолнены операции, указанные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Наименование операций

Обязательность проведения при поверке

Номер раздела МП

первичной

периодической

Внещний осмотр средства измерений

Да

Да

7

Подготовка к поверке и опробование средства измерений

Да

Да

8

Определение метрологических характеристик средства измерений

Да

Да

9

Подтверждение соответствия средства измерений метрологическим требованиям

Да

Да

10

  • 2.2 Если при проведении одной из операций поверки получен отрицательный результат, проведение дальнейщей поверки прекращается.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ

3.1

  • 3.2

  • 3.3

При проведении операций поверки должны быть соблюдены следующие условия: температура окружающего воздуха                       от +15 °C до +25 °C;

атмосферное давление                                     от 91,3 до 110 кПа;

относительная влажность воздуха                         от 20 % до 80 %.

Напряжение питания блока хвостового вагона (далее - БХВ) от 10,8 до 13,2 В. Давление в напорной магистрали от 600 до 900 кПа (от 0,6 до 0,9 МПа).

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПОВЕРКУ

4.1

К проведению поверки допускаются лица, ознакомленные с эксплуатационной документацией поверяемых устройств и применяемых средств поверки.

  • 4.2 К проведению поверки допускаются лица, прошедщие инструктаж по безопасности труда.

5 МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ПОВЕРКИ
  • 5.1 При проведении поверки рекомендуются к применению средства поверки (эталоны единиц величин, средства измерений, вспомогательные технические средства), указанные в таблицах 5.1 и 5.2.

Таблица 5.1 -

к

Операции поверки, требующие применение средств поверки

Метрологические и технические требования к средствам поверки, необходимые для проведения поверки

Перечень рекомендуемых средств поверки

п. 8.1

(контроль условий поверки)

Диапазон измерений температуры от плюс 15 °C до плюс 25 °C, абсолютная погрепшость не более ±1 °C.

Диапазон измерений относительной влажности воздуха от 20 % до 80 %, абсолютная погрепшость не более ±2 %.

Диапазон измерений атмосферного давления от 91,3 до 110,3, абсолютная погрепшость не более ±0,5 кПа.

Термогигрометр ИВА-6, модификация ИВА-6Н-Д (per. №46434-11).

р-9

(определение метрологических характеристик средства измерений)

Рабочие эталоны избыточного давления 4 разряда по Государственной поверочной схеме для средств измерений избыточного давления до 4000 МПа, утвержденной Приказом Росстандарта от 20.10.2022 № 2653, с диапазоном измерений избыточного давления от 0 до 600 кПа: в диапазоне от 0 до 300 кПа пределы    допускаемой    абсолютной

погрешности не более ±2,5 кПа, в диапазоне от 300 до 600 кПа пределы допускаемой абсолютной   погрешности   не   более

±1,25 кПа.

Манометры    цифровые

МО-05 (per. №54409-13)

Таблица 5.2 - Вспомогательные технические

Операции поверки, требующие применение вспомогательных технических средств

Вспомогательные технические средства и требуемые технические характеристики

  • 8.2 (подготовка к поверке),

  • 8.3 (опробование средства

измерений), р. 9 (определение метрологических характеристик средства измерений)

Стенд для измерений параметров блока хвостового вагона систем управления тормозами поезда с диапазоном создания давления сжатого воздуха в напорной магистрали от 600 до 900 кПа (от 0,6 до 0,9 МПа)

  • 5.2  Средства измерений, применяемые при поверке, должны быть поверены. Эталоны единиц величин, применяемые при поверке, должны быть аттестованы. Сведения о результатах поверки (аттестации) средств измерений (эталонов), применяемых при поверке, должны быть опубликованы в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. Вспомогательные технические средства (вспомогательное оборудование), применяемые при поверке, должны быть аттестованы и иметь действующие аттестаты.

  • 5.3  Допускается применение средств поверки, не приведенных в рекомендуемом перечне, но обеспечивающих определение (контроль) метрологических характеристик поверяемого средства измерений с требуемой точностью, передачу единицы величины средству измерений при его поверке и прослеживаемость эталонов и средств измерений, применяемых при поверке, к государственным первичным эталонам единиц соответствующих величин.

6 ТРЕБОВАНИЯ (УСЛОВИЯ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ
  • 6.1  При проведении поверки должны быть соблюдены требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на устройства и средства поверки.

  • 6.2 Перед началом работ проверить надежность соединения заземляющего провода с рамой стенда и общим контуром заземления.

  • 6.3  При проведении поверки необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в Руководстве по эксплуатации СУТП.ОО.ОООРЭ.

7 ВНЕШНИЙ ОСМОТР СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
  • 7.1 При внешнем осмотре устройства устанавливают:

  • - отсутствие механических повреждений, влияющих на эксплуатационные свойства и метрологические характеристики устройств;

  • - наличие на шильдиках устройств следующей информации: данные об изготовителе, наименование устройства, его заводской номер и дата вьшуска.

Устройство, не удовлетворяющее требованиям п. 7.1 настоящей методики, не подлежит поверке до устранения неисправностей или несоответствий. После их устранения внешний осмотр проводят в полном объеме.

8 ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ И ОПРОБОВАНИЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
  • 8.1 Контроль условий поверки

  • 8.1.1 При контроле условий поверки проводятся измерения параметров окружающей среды с использованием средств поверки в соответствии с Таблицей 5.1.

  • 8.1.2 Параметры окружающей среды должны соответствовать п.3.1 настоящей МП.

  • 8.2 Подготовка к поверке

  • 8.2.1 Поверка устройства осуществляется в составе БХВ с помощью стенда для измерений параметров блока хвостового вагона систем управления тормозами поезда СИП-В (далее - стенд СИП-В).

  • 8.2.2 Перед проведением поверки необходимо установить на стенд СИП-В эталонный манометр взамен штатного манометра тормозной магистрали, используя прокладку 1/2" из уплотнительного материала. Блок БХВ подключается к соединительному рукаву стенда, питание на БХВ подается от кабеля стенда либо от аккумуляторного модуля БХВ. Затем включить тумблер «Сеть» на лицевой панели стенда СИП-В, подготовить стенд к работе, ввести номер БХВ. Выбрать режим «Поверка».

  • 8.3 Опробование средства измерений

  • 8.3.1 Опробование производится при нажатии кнопки «Опробование» в окне управления стенда СИП-В. Стенд производит наполнение резервуара до давления от 500 до 550 кПа (от 0,500 до 0,550 МПа), а на БХВ подается команда торможения.

  • 8.3.2 БХВ считается работоспособным, если снижение давления в резервуаре проведено успешно.

9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
  • 9.1 Определение абсолютной погрешности измерений давления в тормозной магистрали.

    • 9.1.1 Выбрать режим «Поверка» в окне управления. Установить давление в требуемых контрольных точках путем последовательного нажатия кнопок «Давление 0,200 МПа», «Давление 0,300 МПа», «Давление 0,400 МПа», «Давление 0,500 МПа» и «Давление 0,600 МПа» в окне управления СИП-В. Стенд производит наполнение резервуара до заданного уровня давления и запрашивает у оператора ввод показаний эталонного манометра, установленного на стенде СИП-В.

  • 9.2 Определение величин формирования ступеней торможения в тормозной магистрали.

    • 9.2.1 Для определения величины формирования ступеней торможения (снижения давления) необходимо путем нажатия кнопки «Давление 0,550 МПа» произвести наполнение резервуара СИП-В до давления 0,550 МПа. После чего произвести ступени торможения (снижения давления) путем нажатия кнопок «Ступень 0,055 МПа» (один раз) и «Ступень 0,015 МПа» (не менее трех раз) в окне управления, и на БХВ будут подаваться соответствующие команды торможения.

  • 10 ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

10.1 Обработка результатов измерений
  • 10.1.1 Вычислить абсолютную погрешность измерений давления по формуле:

    (1)

^Бхв ~ ^’эт,

где Д - абсолютная погрешность измерения давления в тормозной магистрали;

Рэт - показания эталонного манометра, кПа (МПа);

Рбхв “ показания БХВ, кПа (МПа).

Результаты Рэт п Рбхв должны быть выражены в одних единицах измерения давления.

Результаты поверки считаются положительными, если в диапазоне измерений давления от о до 300 кПа (исключ.) абсолютная погрешность не превьппает ±10 кПа; от 300 до 600 кПа абсолютная погрешность не превьппает ±5 кПа.

  • 10.1.2 Вычислить величины сформированных БХВ ступеней торможения по формуле: РсТ — ^ЭТ1 ~ ■Рэт25                                     (2)

где Рст - величина ступени торможения в тормозной магистрали, кПа (МПа);

Рэт1 - показания эталонного манометра до начала ступени торможения (снижения давления), кПа (МПа);

Рэт2 - показания эталонного манометра после ступени торможения (снижения давления), кПа (МПа).

Результаты поверки считаются положительными, если величина сформированной первой ступени торможения находится в диапазоне от 55 до 60 кПа (от 0,055 до 0,060 МПа), а величины трех повторных сформированных ступеней торможения входят в диапазон от 15 до 20 кПа (от 0,015 до 0,020 МПа).

10.2 Критерии соответствия средства измерений метрологическим требованиям
  • 10.2.1 Критерием соответствия средства измерений метрологическим требованиям

является соответствие требованиям разделов 7,  8 и положительном результате

проверки контролируемых характеристик п. 10.1 настоящей методики. При соблюдении всех требований результат поверки считают положительным, средство измерений допускается к применению.

  • 10.2.2 Если значения контролируемых характеристик поверяемого средства измерений превышают предельные значения, приведенные в пп. 10.1.1 и 10.1.2, то результаты считаются отрицательными.

11 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
  • 11.1 Результаты поверки подтверждаются сведениями о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

  • 11.2 При положительных результатах поверки, в соответствии с заявлением владельца средства измерений или лица, представившего средство измерений, оформляется свидетельство о поверке.

  • 11.3 При отрицательных результатах поверки, в соответствии с заявлением владельца или лица, представившего средство измерений, выдают извещение о непригодности к применению средства измерений.

  • 11.4 Протокол оформляется по запросу.

6




Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель