Паспорт «РЕЙКА ДОРОЖНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ РДУ "КОНДОР"» (Код не указан!)
Контроль и качество дорожных и строительных работ
191002, г. Санкт-Петербург, Щербаков пер., д. 2-7; тел. 164-94-58, т/ф. 315-02-96
РЕЙКА ДОРОЖНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯРДУ "КОНДОР"
Паспорт
ТУ 3939-1.00-780401001-2000
Сертификат № 9232
Зарегистрирован в Государственном реестре / средств измерений под № 20576-00
1. НАЗНАЧЕНИЕРейка, РДУ КОНДОР - универсальная 3 -х метровая складная,
РДУ-КОНДОР-Н 3 -х метровая неразрезная предназначена для:
-
■ Измерения неровностей поверхности покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов по ГОСТ 30412-96п.4
-
■ Определения продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СниП 2.05.02-85; СниП32-03-96; СниП2.05.11-83
-
■ Определения линейных параметров конструктивных элементов дороги, толщины слоев дорожной одежды.
-
■ Определения крутизны заложения откосов, насыпей и выемок при строительстве, ремонте и приемке в эксплуатацию автодороги аэродромов.
2.1 Рейка в сборе |
шт. |
1 |
2.2 Клиновой промерник |
шт. |
1 |
2.3 Чехол |
шт. |
1 |
2.4 Паспорт |
шт. |
1 |
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Табл. № 1
№ / № |
Показатель |
Единица изм. |
Диап. измерения |
Точность измерения |
1 |
Измерение просветов под |
мм |
0-15 |
0,5 |
2 |
рейкой Измерение толщины слоев |
мм |
0-150 |
5 |
3 |
Измерение линейных |
мм |
0-3000 |
5 |
4 |
параметров Измерение уклонов |
0-100 |
1 | |
5 |
Измерение |
1 | ||
6 |
Габаритные размеры рейки: Длина |
мм |
7 3000 |
±2 |
Ширина |
мм |
50 |
±2 | |
Высота |
мм |
110 |
- | |
7 |
Габаритные размеры Промерника: Ширина основания |
мм |
50,0 |
±2 |
Максимальная высота |
мм |
15,0 |
- | |
Угол между гранями |
град |
5"45' |
±5' | |
Масса рейки в сборе |
кг |
8,5 |
4. КОНСТРУКЦИЯ
Рейка РДУ КОНДОР представляет собой трех секционную складную конструкцию см. рис 1. В рабочем состоянии ее секции жестко скрепляются между собой.
Корпус рейки (1) имеет трехметровую метрическую шкалу с ценой деления 5 мм.
Для контроля ровности к рейке приложен клиновой промерник (5), на котором нанесены 15 рисок с разметкой от 1 до 15 мм с шагом 10+0,1 мм. Для удобства транспортировки рейка снабжена ручкой (6). На центральной секции рейки смонтирован измеритель уклонов, состоящий из головки с лимбом (2) сочлененной с уровнем установки рейки в горизонтальное положение (3). Крутизна откосов определяется по шкале балансира-эклиметра (4).
5. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИРейка вынимается из чехла, раскладывается на гладкой поверхности и жестко фиксируется в местах сочленения стягивающими болтами до упора. Промерник вынимается из корпуса рейки после удаления закрепляющего винта.
Работа по отдельным видам измерений осуществляется в следующей последовательности:
-
1. При измерении продольных и поперечных уклонов поверхности земляного полотна или покрытия, рейка укладывается либо по оси дороги, либо перпендикулярно ей, соответственно, в сторону уклона на поверхности проезжей части или обочины. Затем вращением винта измерительной головки (2) приводят ампулу (3) в горизонтальное положение, фиксируемое по центральному положению пузырька в ампуле уровня и по шкале лимба головки определяют величину уклона.
-
2. При контроле геометрических параметров проезжей части дороги, тротуаров, обочин рейка устанавливается в направлении измеряемой поверхности, а отсчет ведется по нижней шкале корпусарейки.
-
3. При определении крутизны откосов насыпей, выемок, кюветов рейку устанавливают непосредственно на откос перпендикулярно обрезу бровки откоса и по шкале балансира-эклиметра (4) находят коэффициент заложения откоса в пределах от 1:1 до 1:3. При замерах крутизны откоса рейка может использоваться в собранном состоянии.
-
4. Ровность покрытия и толщина конструктивных слоев дорожной одежды определяются с помощью клина-промерника (5):
- в первом случае, после установки рейки на контролируемые поверхности, проводят промеры просветов под рейкой в пяти фиксированных точках, расположенных на расстоянии 50 см от торцов рейки и далее через 50 см по направлению к середине рейки. Клин промерник помещается последовательно под рейкой на каждой точки и по цифрам, нанесенным на промернике, устанавливается величина просвета. Для оценки ровности на одном поперечнике проводится три промера установкой рейки на расстоянии 0,5-1 м от левой и правой кромок покрытия, а на аэродромах по оси взлетной полосы.
Для измерения толщины конструктивных слоев дорожной одежды пользуются тем же клином и шкалой, расположенной в правой части шаблона.
Оценка ровности устанавливается по таблице. «Инструкция по оценке качества строительно-монтажных работ в дорожном строительстве (ВСН192-79)»
Оценка |
Просветы | ||
до 2 мм. % не менее |
более 5 мм. % не более |
Наибольший в мм. | |
Отлично |
95 |
1 |
7 |
Хорошо |
90 |
2 |
8 |
Удовлетворительно |
80 |
5 |
10 |
При оценке качества по остальным показателям контролируемой рейкой «РДУ КОНДОР» следует пользоваться приложением 2п. 2 СНиП 3,06,30-85.
-
5. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Рейка РДУ-КОНДОР заводской № _______
Соответствует техническим условиям и признана годной к эксплуатации для измерения неровностей оснований и покрытий по ГОСТ 30412-96, а так же уклонов проезжей части и откосов насыпей, выемок, кюветов.
отк ___Дата выпуска <<<-£_»’_____Ш___200___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
в части раздела 3
«Методика поверки»
Зам. директора ГЦИ СИ
«УТВЕРЖДАЮ»
РЕЙКА ДОРОЖНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ РДУ-КОНДОР РДУ-КОНДОР-Н
Методика первичной аттестации
Санкт-Петербург 2001 г.
Настоящая методика аттестации разработана в соответствии с требованиями ГОСТ
Р8.563 пр. 50.2.009 и распространяется на универсальную дорожную рейку «РДУ-\ КОНДОР», предназначенную для контроля качества работ при строительстве автомобильных дорог по следующим параметрам:
-
• поперечные и продольные уклоны проезжей части и обочин;
-
• крутизна откосов земляного полотна, кюветов и выемок;
-
• ровность и ширина земляного полотна, основания и покрытия;
-
• толщина конструктивных слоев дорожной одежды
1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
При проведении аттестации должны быть выполнены следующие операции и применены средства проверки с характеристиками, указанными в таблице
Наименование операции |
№ п-та поверки |
ГОСТ на приборы с доп. погреши. |
Внешний осмотр и проверка комплектности |
3.1 | |
Опробование |
3.2 | |
Определение метрологических характеристик |
3.3 | |
• Отклонение опорной грани рейки от плоскости и прямолинейности прогиба рейки от собственного веса |
3.3.1 |
Штангенциркуль ШЦ-25-250 мм ГОСТ 166-89 погр. ± 0,05 мм |
• диапазон и погрешность измерения уклонов проезжей части и обочин |
3.3.2 |
Набор №1 концевых мер длины ГОСТ 9038-83, погрешность + 0,01 мм. Штангенрейсмасс ШР-40-400 мм. ГОСТ 164-80 погрешность + 0,05 мм |
• диапазон и погрешность измерений крутизны откосов |
3.3.3 |
Квадрант оптический КО-ЗО ГОСТ 7502-80 погрешность + 30” |
• диапазон и погрешность измерения геометрически параметров |
3.3.4 |
Рулетка 3 ВДЗ-5 БУЛ/1 ГОСТ 7502-89 погр. + 0,4 мм |
• диапазон и погрешность измерения просветов под линейкой |
3.3.5 |
Штангенциркуль ШЦ-25-250 мм ГОСТ 166-89 погрешность + 0,05 мм Квадрант оптический КО-ЗО |
При необходимости допускается использование других средств измерений, обеспечивающих требуемую точно сть.
2. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКИ К НЕЙ
-
2.1. При проведении поверки должны быть соблюдены нормальные у словия ГО СТ 8.395-80иГОСТ30412-96.
-
2.2. При проведении подготовительных работ должны быть выполнены требования раздела “Подготовка кработе ”, инструкций на образцовые средства измерений и рейку.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
-
3.1. Внешний осмотр иповерка комплектности.
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие прибора следующим требованиям:
-
1. Прибор должен быть полностью у комплектован, снабжен паспортом предприятия-изготовителя, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации;
-
2. Отсутствие надеталяхприборавмятин, следов коррозии, влияющихна работоспособность прибора;
-
3. Отсутствие повреждения ампулыуровня:
Риски шкалыприборадолжныбыть различимы, наличие стертых линий не допускается.
-
3.2. Опробование.
Проверяется взаимодействие частей прибора. Соединения отдельных элементов корпуса рейки должны быть плотными без люфтов и качаний.
-
1. Собраннаядляработырейкане должна иметь искривлений в вертикальнойи горизонтальной п ло ско стях.
-
2. Эклиметр должен свободно вращаться на оси, стекло, закрывающее эклиметр, должно быть прозрачным и не иметь царапин и трещин.
-
3. При наклоне прибора пузырекампулы уровня должен перемещаться равномерно.
-
3.2. Определение метрологических характеристик.
-
-
1. Отклонение опорной гранирейки от плоскости на стенде не должно превышать 0,2 мм, прогиб рейки от собственного веса в середине пролета 0,4 мм и определяется с помощью штангенциркуля и подкладной концевых мер (см. Таблицу).
-
2. Диапазон и погрешности измеренияу клонов дорог определяется с помощью поскопараллельных концевых мер длины и штангенрейсмасса ШР-40 (см. таблицу).
Лимб измерительной головки уклонов устанавливается на нулевую отметку. Рейка укладывается в развернутом состоянии на ровную горизонтальную поверхность и поверяется по уровню.
поверяется по уровню.
Под одним из концов рейки подставляются концевые меры с шагом 6 мм, что соответствует 2% по шкале измерительной головки. Отсчет по шкале берется после подгонки нуля по уровню путем вращения головки. Погрешность измерения на каждом шаге не должна превышать + 1%, т.е. 0,5 деления шкалы. Для уклонов свыше 20% поверка ведется с помощью штангенрейсмасса ИГР-400, диапазон измерения которого составляет 60-63 0 мм (от 20% до 100%).
Та же поверка выполняется для противоположного участка измерительной головки, подъемом другого конца рейки концевыми мерами и штанге нрейсмассом.
-
3. Поверка эклиметра определения крутизны откоса ведется с помощью оптического квадранта КО-ЗО. Квадрант закрепляется на рейке и подъемом конца рейки задаются последовательно четыре угла: 18°20’; 26°34’; 33°4Г и 45°, что соответствует уклонам 1:3; 1:2; 1:1,5и1:1пошкалеэклиметра.
-
4. Поверка линейки замера геометрических параметров дорожных конструкций производится с помощью рулетки 3 ВДЗ-5. При этом диапазон измерения должен со ставлять 0-3000 мм и по грешно сть измерения не должна превышать + 5 мм.
-
5. Диапазон и погрешность измерения ровности покрытия и толщины слоев дорожной одежды определяются штангенциркулем, причем шаг рисок составляет 10 + 0,1 мм. Угол между поверхно стями граней должен быть 5 °45’ + 5 ’ и определяется оптическим квадрантом КО-ЗО (см. таблицу) илиугломером с нониусом с отсчетом 5 ’.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
-
4.1. Результаты поверки оформляют протоколом периодической аттестации по ГОСТ Р8 568-97. Протокол с результатами периодической аттестации подписывают лица, ее проводившие. Утверждает протокол руководитель подразделения.
-
4.2. При положительных результатах периодической аттестации в паспорте делают соответствующую отметку о проведенной аттестации и срока последующей периодической аттестации.
-
4.3. При отрицательных результатах периодической аттестации в протоколе указывают мероприятия, необходимые для доведения технических характеристик испытательного оборудования до требуемых значений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ (ГОССТАНДАРТ РОССИИ) СЕРТИФИКАТ
об утверждении типа средств измерений
PATTERN APPROVAL CERTIFICATE
OF MEASURING INSTRUMENTS
RU.C.27.001.A. № ...........W..........
Действителен до „ 01 « Декабря 2005
Настоящий сертификат удостоверяет, что на основании положительных результатов
испытаний утвержден тип.....................реек РДУ7КОНДОР........
иРДУ-КОНДОР-Н...... ..........................................................................................
наименование средства измерений
ООО “ФУТУРУМ”, г. Санкт-Петербург
наименование предприягйя-изготовйтеля
который зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под
№20576-00
и допущен к применению в Российской Федерации.
В. Н. Крутиков
..л?2...........200 «э г.
Продлен до
“..........”...................200
Описание типа средства измерена!
Заместитель Председате^^ Госстандарта России
Заместитель Председателя Госстандарта России риложении к настоящему сертификату.
г.
200 г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ “ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕТРОЛОГИИ ИМ.Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА” ГОССТАНДАРТА РОССИИ
наименование аккредитующего органа
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ООО “ФУТУРУМ”
Реестр №004011 Внесен “15” апреля 2003 г. Действителен до “09” апреля 2008 г.
СЕРТИФИКАТО КАЛИБРОВКЕ
№ ______________ Действителен до
“___”__________200 г
Средство измерений Рейка дорожная универсальная
РДУ “КОНДОР”
Заводской № ,2Н- ^Изготовитель ООО “ФУТУРУМ”
Принадлежащее____________________________________________
На основании результатов калибровки признано пригодным к применению в качестве рабочего средства измерени
Метрологические характеристики приведены на обороте
РЕЗУЛЬТАТЫ КАЛИБРОВКИ
’ ширина
|
3000 мм. 48.6 мм. 5 мм. |
4 Прогиб рейки в середине от собственного веса |
0.4 мм. |
- Отклонение боковой грани от прямолинейности |
2 мм. |
- Отклонение опорной грани рейки от плоскости |
0.2 мм. |
- Пределы допустимой абсолютной погрешности определения уклонов |
1 промиля |
- Ширина промерника |
50 мм. |
- Длина промерника |
150 мм. |
- Диапазон измерения неровностей промерником |
0.5- 15 мм. |
Калибровка проводилась на исходных эталонах . ООО “ФУТУРУМ”
Исходные эталоны поверяются в Государственных научных Метрологических центрах
'_________________200 г.