Методика поверки «ИЗМЕРИТЕЛИ ПАРАМЕТРОВ СВЕТА ФАР АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИПФ-01 Методика поверки» (МП ТИНТ 45-2012)
b“-
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГЦИ СИ Генеральный директор ООО «ТестИнТех»
Л. А. Пучкова
2012 г.
ИЗМЕРИТЕЛИ ПАРАМЕТРОВ СВЕТА ФАР АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИПФ-01Методика поверки
МПТИнТ 45-2012
г. Москва
2012 г.
Настоящая методика поверки распространяется на измерители параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между периодическими поверками - 1 год.
1. Операции поверки
При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1
Наименование этапа поверки |
№ пункта документа по поверке | |
1 |
Внешний осмотр |
7.1 |
2 |
Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов |
7.2 |
3 |
Определение метрологических характеристик |
7.3 |
3.1 |
Определение погрешности нулевой установки измерителя в вертикальной плоскости |
7.3.1 |
3.2 |
Определение погрешности нулевой установки измерителя в горизонтальной плоскости |
7.3.2 |
3.3 |
Определение погрешности измерений углов наклона светотеневой границы светового пучка фары в вертикальной плоскости |
7.3.3 |
3.4 |
Определение погрешности измерений частоты следования световых проблесков фонарей указателей поворота |
7.3.4 |
3.5 |
Определение погрешности измерений силы света фар |
7.3.5 |
При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Теодолит |
4Т30П, погрешность измерений не более ±30". ГОСТ 10529-96 |
2. |
Тахеометр электронный |
Sokkia Topcon 650RX, погрешность измерений не более 6". ГОСТ Р 517742001 |
3. |
Плита поверочная |
(1600x1000) мм. Кл 1. ГОСТ 10905-86 |
4. |
Рулетка измерительная металлическая |
(0^ 3000) мм. кл. 3. ГОСТ 7502-89 |
5. |
Секундомер |
Кл. точности 1.0. ТУ 25 1894 003-90 |
6. |
груз |
Набор (10mg-5 kg) M1 по ГОСТ 7328 2001 |
7. |
Эталонный телецентрический осветитель ЭТО-2 |
ТУ 44 8000-148-2129868-2006 |
8. |
Источник света |
Фара категории R2. HS1. или SB по ГОСТ Р 41.1-99. ГОСТ Р 41.5-99. ГОСТ Р 41.8-99. ГОСТ Р 41.20-99. ГОСТ Р 41.3199 |
№ п/п |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
9. |
Люксметр |
«ТКА- Люкс/Эталон» (1 ^5()()()0) лк, предел основной относительной погрешности измерения освещённости ±2% |
Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методике поверки.
3. Требования к квалификации поверителей.К проведению поверки допускаются лица , изучившие эксплуатационные документы на измерители параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01, имеющие достаточные знания и опыт работы с ними и аттестованные в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.
4. Требования безопасности.-
4.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и руководство по эксплуатации на поверяемый измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и приборы, применяемые при поверке.
-
4.2. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
- все детали измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи;
- измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 должен быть надежно установлен на полу без уклонов и неровностей, элементы регулировки подвижной оптической камеры измерителя должны быть надежно зафиксированы.
5. Условия проведения поверки.При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:
- температура окружающей среды ,°С 20±5;
- относительная влажность воздуха,% не более
(60±20);
- атмосферное давление, кПа (мм рт. ст.) 84.(0 106.7
(630..800).
6. Подготовка к поверке.-
6.1 Перед проведением операции поверки необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации М 048.000.00.00 РЭ.
-
6.2 Подготовить измеритель к работе в соответствии с разделом п. 2.2 Руководства по эксплуатации М 048.000.00.00 РЭ.
-
7.1. Внешний осмотр
При внешнем осмотре проверяется:
-
- отсутствие видимых нарушений покрытий измерителя;
-
- соответствие номера измерителя номеру, указанному в паспорте.
-
- комплектность измерителя.
Должно быть установлено наличие:
- надписей на маркировочной планке измерителей, определяющих наименование измерителя и товарный знак предприятия - изготовителя, знак утверждения типа, обозначение, заводской номер измерителя и год выпуска.
-
7.2. Опробование, проверка работоспособности функциональных режимов.
При опробовании должно быть установлено соответствие измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 следующим требованиям:
-
7.2.1. Надежность фиксации оптической камеры на стойке измерителя проверяется установкой на верхнюю плоскость рабочей камеры измерителя груза массой 2 кг.
Измеритель считается выдержавшим испытание , если оптическая камера остается неподвижной относительно стойки в течение 5 мин.
-
7.2.2. Экран, расположенный в оптической камере измерителя, должен перемещаться плавно без рывков и не должен самопроизвольно изменять своего положения.
-
7.2.3. Диапазон перемещения оптической камеры измерителя проверяется измерением положения центра линзы оптической камеры в верхней и нижней точке с помощью измерительной рулетки относительно пола. Измеритель считается выдержавшим испытание, если измеренные расстояния отличаются от заявленных в технических характеристиках не более чем на 5 мм.
-
7.2.4. Проверка разметки контрольного экрана. Данная процедура выполняется для измерителей с механической шкалой в следующей последовательности:
- измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 установить горизонтально в соответствии с руководствами по эксплуатации М 048.000.00.00
- снять верхнюю крышку оптической камеры измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01;
- в случае недостаточного естественного освещения для проведения измерений, подсветить оптическую шкалу измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 внешним источником света, например фонариком;
-
- установить соосно (± 30 мм) теодолит на расстоянии 100 + 300 мм от линзы оптической камеры измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01;
-
- навести перекрестье сетки нитей теодолита на горизонтальную линию оптической шкалы экрана с левой его стороны;
Измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 считается выдержавшим испытание, если при перемещении перекрестья сетки нитей теодолита от левого конца горизонтальной линии оптической шкалы экрана к правому концу этой линии, центр перекрестья нитей смещается не более чем на величину толщины горизонтальной линии оптической шкалы экрана.
Для измерителей с электронной шкалой данная процедура выполняется одновременно с проверкой погрешности нулевой установки, раздел 7.3.1 настоящей методики. В этом случае показания на шкале измерений вертикального угла при перемещении лазерного луча тахеометра от левого к правому края экрана не должно превосходить погрешности измерений вертикального угла в соответствии с техническими характеристиками измерителя.
-
7.3. Определение метрологических характеристик.
-
7.3.1. Определение погрешности нулевой установки измерителя в вертикальной плоскости
-
7.3.1.1. Погрешность нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в вертикальной плоскости определяется по оптической или электронной шкале измерителя с помощью теодолита или тахеометра в следующей последовательности:
-
-
-
- установить соосно (±30 мм) теодолит (тахеометр) на расстоянии (100 300) мм
от линзы оптической камеры измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01;
- выставить теодолит (тахеометр ) и оптическую камеру измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в вертикальной плоскости по пузырьковым уровням;
- навести зрительную трубу теодолита (тахеометра) на экран измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01. Рукояткой перемещения экрана измерителя переместить экран на отсчет «0». Для электронной шкалы точка «0» задается программно при калибровке измерителя;
- навести зрительную трубу теодолита (перекрестье нитей) на горизонтальную линию экрана измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в центральной части и снять показания по вертикальному лимбу теодолита фо. Если в измерителе используется электронная шкала отсчета вертикальных углов, отсчет в точке «о» проверяется с помощью лазерного луча тахеометра;
- погрешность нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств будет высчитываться по формуле:
Д1 = 0 - фо
Следует выполнить не менее пяти измерений при определении погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и среднее арифметическое значение принять за окончательный результат. Полученные значения погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в вертикальной плоскости в протокол не заносятся.
Пределы допускаемой погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств в вертикальной плоскости D1 не должны превышать величины 0,1%;
-
7.3.2. Определение погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в горизонтальной плоскости.
Погрешность нулевой установки измерителя в горизонтальной плоскости определяется с помощью теодолита (тахеометра) в следующей последовательности:
- на плите поверочной выставить измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и теодолит или тахеометр в горизонтальной плоскости соосно, используя оптический визир (зеркальный, щелевой или лазерный) измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и используя специальную разметку, нанесенную на плите поверочной (Рис. 1). Теодолит при этом установить на расстоянии Н = (100 ^300) мм от линзы оптической камеры измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01;
L1
L2
-
1. Теодолит (тахеометр)
-
2. Зрительная труба теодолита (тахеометра)
-
3. Плита поверочная
-
4. Линия специальной разметки (L1 = L2)
-
5. Оптическая камера измерителя
-
6. Экран измерителя со шкалой
-
7. Оптический визир измерителя
Рисунок 1
- выставить теодолит (тахеометр ) и оптическую камеру измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в горизонтальной плоскости по пузырьковым уровням;
- перекрестье сетки нитей зрительной трубы теодолита должно совпасть с перекрестьем, нанесенным на шкале экрана измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в нулевой точке. Для измерителя с электронной шкалой, измеренное значение на шкале измерителя от лазерного луча тахеометра должно быть равным нулю с погрешностью, допустимой в соответствии с техническими характеристиками выбранной модификации измерителя;
- погрешность нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в горизонтальной плоскости Д2 [...'] будет высчитываться по формуле:
Д 2 = 0 - фо,
где: фо [...'] - измеренное по горизонтальной шкале теодолита отклонение перекрестья, нанесенного на шкале экрана измерителя в нулевой точке (показания в нулевой точке тахеометра для измерителей с электронной шкалой) от осевой линии (специальной разметки на поверочной плите).
Следует выполнить не менее пяти измерений при определении погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 и среднее арифметическое значение принять за окончательный результат.
Полученные значения погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в горизонтальной плоскости в протокол не заносятся.
Пределы допускаемой погрешности нулевой установки измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в горизонтальной плоскости D2 не должны превышать величин ± 0°30'.
-
7.3.3. Определение погрешности измерений углов наклона светотеневой границы светового пучка фары в вертикальной плоскости.
При проведении испытаний необходимо выполнить следующие операции:
-
- установить соосно (± 30 мм) теодолит (тахеометр) на расстоянии (100 ^300) мм от линзы оптической камеры измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01;
-
- выставить теодолит (тахеометр) в горизонтальной плоскости по пузырьковому уровню;
-
- навести зрительную трубу теодолита (тахеометра) на экран измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01. Для измерителя с оптической шкалой рукояткой перемещения экрана измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 переместить экран на отсчет «0»;
-
- навести зрительную трубу теодолита на горизонтальную линию оптического экрана измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 в центральной части и снять показания по вертикальному лимбу теодолита удейств. Для измерителя с электронной шкалой показания снимаются по измерениям положения лазерного пятна тахеометра электронной шкалой измерителя;
аналогичным образом снять показания по вертикальному лимбу теодолита (тахеометра) для всех оцифрованных значений по шкале отсчета перемещения экрана измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01. Для измерителей с электронной шкалой измерения выполнить не менее чем в пяти точках диапазона измерений;
погрешность измерений Д3 [...'] определяется по формуле:
Д3 ^действ - уизм
Уизм - определять из таблицы 3;
удейств -отсчет по вертикальному лимбу теодолита (тахеометра).
Таблица 3
Оцифрованные значения координатной измерительной шкалы перемещения экрана измерителя (показания по электронной шкале) |
Угол наклона верхней светотеневой границы пучка фар ближнего света |
0% |
0° 00' (00 мм/10 м) |
1% |
34,4' (100 мм/10 м) |
2% |
1° 09' (200 мм/10 м) |
3% |
1° 43' (300 мм/10 м) |
4% |
2° 18' (400 мм/10 м) |
При расчете погрешностей измерений для величины D3 следует выполнять в каждой точке не менее пяти измерений, вычислить среднее арифметическое значение и за окончательный результат D3 принять наибольшее значение. Результаты всех измерений занести в протокол.
Пределы допускаемой погрешности измерений углов наклона светотеневой границы светового пучка фары в вертикальной плоскости Д3 не должны превышать величины 0,1%;
-
7.3.4. Определение погрешности измерений частоты следования световых проблесков фонарей указателей поворота.
-
7.3.4.1. Выполнить соединения в соответствии со схемой, приведенной на рис.1 приложения А. К поверяемому измерителю подключить разъем выносного приемника света и датчика включения указателя поворота.
-
Установить выносной приемник света из комплекта измерителя в непосредственной близости с блоком указателя поворота ЭТО-2. Установить регулятор УСТАНОВКА ТОКА на стабилизированном источнике питания в минимальное положение, повернув против часовой стрелки до упора. Кнопкой РЕЖИМ установить частоту следования проблесков 1,0 Гц в соответствии с Руководством по эксплуатации на ЭТО-2. Лампа заднего фонаря должна включиться и мигать с частотой, установленной на индикаторе стабилизированного источника напряжения ЭТО-2.
-
7.3.4.2. Включить поверяемый измеритель в режиме «В».
Нажать кнопку датчика включения указателя поворота. После установления на индикаторе поверяемого измерителя стабильных показаний считать результаты измерения.
Провести измерения пятикратно и записать их.
Вычислить средние значения показаний измерителя для установленного значения частоты мигания указателя поворота.
Повторить измерения для частоты следования проблесков 1,5 Гц и 2,0 Гц.
Нажать кнопку ОТМЕНА на измерителе и выйти из режима «В» без сохранения результатов в памяти измерителя в соответствии с п.2.4.6 руководства по эксплуатации М 048.000.00.00 РЭ.
-
7.3.4.3. Для каждого значения частоты мигания указателя поворота вычислить значение абсолютной погрешности по следующей формуле:
DF
= F
изм
F
ген
где: AF - абсолютная погрешность измерения частоты следования проблесков, Гц
FU3M - среднее измеренное значение частоты следования проблесков, Гц FreH - значение частоты следования проблесков по показаниям ЭТО-2, Гц
-
7.3.4.4. Максимальное значение абсолютной погрешности измерения частоты следования проблесков не должно превышать ± 0,1 Гц.
7.3.5. Определение относительной погрешности измерения силы света.
-
7.3.5.1. Определение относительной погрешности измерения силы света с применением эталонного телецентрического осветителя ЭТО-2.
-
- Собрать схему поверки в соответствии с рисунком 1 Приложения А.
-
- Поверяемый прибор и блок осветительный эталонного телецентрического осветителя ЭТО-2 должны быть установлены на общей горизонтальной поверхности, обеспечивающей их взаимную центровку в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Расстояние L выбирается из диапазона 300...500 мм. Визир должен быть установлен так, чтобы поверхность, на которой нанесена маркировка визира, была обращена к лампе блока осветительного.
-
- Установить поверяемый прибор в рабочее положение и включить его.
-
- Установить регулятор УСТАНОВКА ТОКА на стабилизированном источнике питания ЭТО-2 в минимальное положение повернув их до упора против часовой
стрелки.
-
- Установить выключатель СЕТЬ на стабилизированном источнике питания во включенное положение «1».
-
- Руководствуясь методикой, изложенной в руководстве по эксплуатации на ЭТО-2, пятикратно измерить поверяемым прибором силу света для пяти аттестованных значений силы света.
- Рассчитать относительную погрешность измерения силы света для каждого
установленного значения силы света по формуле:
1 изм 1 эт
X 100%
эт
где 1изм - измеренное поверяемым прибором значение силы света, кд;
1эт - аттестованное значение силы света , кд (см. таблицу поверки паспорта ЭТО-2); Максимальное значение относительной погрешности прибора d не должно превышать величины ±15%.
-
7.3.5.2. Определение относительной погрешности измерения силы света с применением автомобильных фар и люксметра.
-
- установить опорный источник света (фару категорий R2, HS1 или фару типа SB) на расстоянии 1опорн =10 м от экрана, расположенного перпендикулярно оптической оси установленной фары. Подключить фару с помощью штатного разъема и проводов диаметра, соответствующего выбранной мощности фары, к регулируемому источнику питания постоянного тока. При проведении поверки по данному пункту методики фара должна оставаться неподвижной при всех следующих режимах измерений;
-
- установить датчик фотоприемника эталонного люксметра в области светового пятна луча фары тыльной стороной вплотную к экрану;
-
- смещая датчик фотоприемника эталонного люксметра по плоскости экрана, найти
максимальное значение показания освещенности, регистрируемое эталонным люксметром. Записать значение освещенности со шкалы эталонного люксметра Едейств (лк) в протокол;
- рассчитать силу света опорного источника 1действ (кд) в выбранной точке измерений по формуле:
1 действ Едейств х (1опорн)
- величину I действ ( кд ) занести в протокол ;
- установить измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ -01 в соответствии с руководством по эксплуатации на расстоянии (0.3^0.4) м перед эталонной фарой. Измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 должен быть ориентирован по оптической оси эталонной фары. Произвести измерение силы света с помощью измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01. Показания величины силы света на экране дисплея измерителя 1изм занести в протокол;
-
- переключая режимы работы фары - опорного источника света («Ближний свет». «Дальний свет») и регулируя напряжение источника питания в пределах (11 13.5) В. выполнить измерения силы света не менее чем в пяти точках заявленного для измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 диапазона измерений силы света.
-
- при выполнении всех измерений по данному пункту методики необходимо следить за тем. что бы геометрия установки оптических осей фары (опорного источника света) и светового приемника измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01. не изменялась.
В каждой выбранной точке диапазона измерения проводить не менее пяти измерений и вычислять средние арифметические значения этих измерений 1ИРмер ■ Результаты всех измерений занести в протокол.
-
- Относительную погрешность измерений силы света фар в каждой из проверенных точек диапазона измерений рассчитать по формуле:
I - I ср измер
d = I 1 измер хюо[%].
I действ
где: 1изм - показание силы света на экране жидкокристаллического дисплея
измерителя параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01. кд; 1действ - расчетная величина силы света опорного источника, измеренная люксметром -радиометром. кд.
За окончательный результат погрешности измерений силы света принять наибольшее полученное значение величины 5 по всем результатам вычислений.
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений силы света 5 не должны превышать величины ± 15%.
8. Оформление результатов поверки-
8.1. Результаты поверки оформляются протоколом. составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки с указанием предельных числовых значений результатов измерений и их оценки по сравнению с предъявленными требованиями.
-
8.2. При положительных результатах поверки измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 признается годным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы с указанием фактических результатов определения метрологических характеристик.
-
8.3. При отрицательных результатах поверки. измеритель параметров света фар автотранспортных средств ИПФ-01 признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Главный специалист
ООО «ТестИнТех»
В. Н. Абрамов
Приложение А
Рисунок 1. Структурная схема определения погрешности измерения силы света и частоты следования проблесков указателя поворота с использованием эталонного телецентрического осветителя "ЭТО-2"