Методика поверки «Люфтомер рулевого управления автомобиля модели К 524 МПРТ - 325 - 96» (МП 15951-97)
МПРТ-325-96. Люфтомср К 524.
-4-
Дк = Пк - Пкл [град] (2)
где: Пкл - действительное (заданное) значение величины в к-той точке.
Приведенную погрешность измерения в каждой оцифрованной точке шкалы определяют по формуле:
ак = (к/30)* 100 |%| (3)
За погрешность измерения угла люфтомером принимают наибольшую по абсолютной величине погрешность в точках всего диапазона, рассчитанную по формуле (3). Погрешность должна быть нс более 5%.
-
5.6. Для проверки тарировки нагрузочного устройства, его снимают с люфтомера, устанавливают вертикально в приспособление П 6143 и прикладывают усилие 1,00±0,08 кгс. к головке К524.03.005 динамометра.
После нагружения «центральная» риска должна быть на уровне торца крышки К524.ОЗ.ООЗ.
Затем, поворачивают нагрузочное устройство в приспособлении П 6143 на 180° и повторяют вышеизложенные операции для второй стороны динамометра нагрузочного устройства.
Если приложенная нагрузка выходит за поле допуска тарировочной нагрузки 1,00±0,08 кгс., то нагрузочное устройство должно быть озтарировапо вновь согласно п.7.3, паспорт; К524.00.000 ПС.
-
5.7. Для определения погрешности измерения регламентируемых усилий нагрузочного устройства снимают его с люфтомера и устанавливают в приспособление П 6143.
Измерения начинают с тарировочной нагрузки равной 1,00± 0,08 кгс. Нагружают динамометр до совпадения центральной «риски» с торцем крышки К 524.03.003 и эту величину принимают за измеренное значение заданной нагрузки.
Измерения проводят 3 раза. Затем нагрузочное устройство поворачивают в приспособлении П 6143 на 180" и повторяют вышеизложенные операции для второй стороны динамометра нагрузочного устройства. Если приложенная нагрузка выходит за поле допуска тарировочной нагрузки 1,00±0,08 кгс., то нагрузочное устройство должно быть оттарирова-ио вновь согласно п. 1.2.9 ТУ 4577-396-03112267-95.
Аналогичные измерения проводят для регламентируемых нагрузочных усилий О,75± 0,06 и 1,25±0,10 кгс.А, отмеченных соответствующими «рисками» на динамометре. Нагрузочное устройство считается годным, если относительная погрешность во всех 3-х контролируемых точках динамометра не превышает 8%.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ:Для каждой контролируемой точки динамометра определяют среднее значение 3-х измерений нагрузочного усилия по формуле:
рк = Ери/3 |кгс.| (4)
где n = 1, 2, 3.
Абсолютную погрешность измерения в каждой контролируемой точке определяют по формуле:
Ак = рк - ркд ]кгс] (5),
где: ркл - действительное (заданное) значение величины в к-той точке.
Относительную погрешность измерения в каждой контролируемой точке определяют по формуле:
Вк= (Д к/рц)*100 [%1 (6)За погрешность измерения регламентируемых усилий нагрузочного устройства принимают наибольшую по абсолютной величине погрешность в любой из 3-х точек рассчитанную по формуле (6).
6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.-
6.1. Положительные результаты поверки должны оформляться свидетельством с повери-тсиьным клеймом.
-
6.2. При отрицательных результатах поверки люфтомср признают непригодным. Выдают извещение о непригодности и изъятии из обращения и эксплуатации люфтомера не подлежащего ремонту, или о проведении повторной поверки после ремонта.
поверки люфтомера рулевого управления автомобиля
модели К 524 МПРТ - 325 - 96
•Р
МОСКВА
1996 г.
Мсгодика поверки распространяется на люфтомеры модели К 524, предназначенные для контроля суммарного люфта рулевого управления автомобиля, регламентируемого ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.»
Методика поверки устанавливает методы и средства первичной и периодической поверки люфгбмеров модели К 524.
Межповерочный интервал I год.
Основные технические характеристики:
диапазон диаметров обслуживания колес, мм - 325...550 диапазон измерения люфта угла поворота рулевого колеса, градусы - 0...30 приведенная погрешность измерения люфта, % - 5 регламентируемые предельные значения усилий нагрузочного устройства, Н (кгс)
• |
7,35(0,75) 9,80(1,00) 12,30(1,25) |
относительная погрешность регламентируемого усилия, % ' габаритные размеры в сложенном состоянии, мм. масса, кг. не более |
-±8
|
1. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ
1.1. Операции поверки и последовательность их проведения приведены в Таблице 1. Таблица 1
№ п/п |
Наименование операций |
Номер пункта документа по поверке |
Проведение операции при | |
Первичной поверке |
Периодичес кой поверке | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Внешний осмотр |
5.2 |
+ |
+ |
7 |
Опробование |
5.3 |
+ |
+ |
3. |
Поверка диапазона диаметров обслуживаемых рулевых колес |
5.4 |
4- |
- |
4. |
Определение погрешности измерения угла поворота рулевого колеса |
5.5 |
+ |
+ |
5. |
Поверка тарировки нагрузочного устройства |
5.6 |
■ |
+ |
6. |
Определение погрешности измерения регламентируемых усилий нагрузочного устройства |
5.7 |
+ |
-
2.1. Перечень образцовых средств измерений и вспомогательных средств поверки приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Номер пункта документа по поверке |
Наименование образцового средства измерений или вспомогательного средства поверки |
1 5.3: 5.4. |
2 Рулетка металлическая по ГОСТ 7502 |
5.5 |
Головка делительная оптическая типа ОДГЭ по ГОСТ 9016, цена деления шкалы 20". Приспособление- имитатор руля 400 х 120 мм. |
5.6; 5.7. |
Набор гирь МГО-IV-l 110 по ГОСТ 7328. Приспособление для поверки динамометра люфтомера П 6143. |
-
3.1. 'К поверке люфтомеров допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, умеющие работать на применяемом испытательном оборудовании и изучив шие НТД на поверяемый люфтомер.
-
3.2. Оборудование и средства измерений должны быть исправны и поверены.
-
4.1. При проведении экспериментальных исследований и измерений на люфтомерах должны быть соблюдены следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха, "С - 20±5;
-
- относительная влажность воздуха, % - 60± 15;
-
- атмосферное давление, кПа (мм.рт.ст.)- 84-106,7 (630-800)
-
4.2. Подготовить поверяемые люфтомеры (промыть, очистить от грязи и масел и т.п.).
-
4.3. Подготовить средства поверки люфтомеров согласно Таблице 2.
-
5.1. Операции поверки люфтомеров проводят в последовательности, указанной в Таблице 1.
-
5.2. При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие люфтомера следующим
требованиям: '
-
- наличие номера изделия;
-
- наличие паспорта к данному люфтомсру;
-
- полнота комплекта согласно паспорту;
-
- отсутствие механических повреждений и следов коррозии, влияющих на работоспо собность люфтомера.
-
5.3. При опробовании определяют эксплуатационные свойства: -легкость хода верхнего и нижнего раздвижных кронштейнов и каретки;
-
- работу зажима каретки;
-
- подвижность угломерной шкалы;
-
- работу присоса и эластичность резиновой нити;
-
- отсутствие заеданий при нажатии на головки динамометра.
-
5.4. Диапазон диаметров обслуживаемых рулевых колес определяют измерением расстояния между противоположными, по диагонали, упорами кронштейнов. При этом, концы направляющих стержней не должны выходить за рабочую часть шкалы.
Минимальный размер должен быть не менее - 325 мм. Максимальный размер должен быть не более - 550 мм.
-
5.5. Для определения погрешности измерения угла поворота рулевого колеса, люфтомср закрепляют на имитаторе руля, представляющем пластину размером 400x120 мм и толщиной 2x4 мм из металла или фанеры с отверстием в центре пластины.
Имитатор руля устанавливают под прижимную гайку лимба делительной головки. Определение погрешности производится на оцифрованных точках шкалы люфтомера: 0; 5; 10: 15; 20; 25; 30°.
Измерения производят на прямом и обратном ходах в 3-х сериях. Серия измерений -последовательное прохождение оцифрованных точек шкалы от 0" до 30" и обратно от 30" до 0".
Показания на шкале люфтомера сравнивают с заданными величинами на делительной головке.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВДля каждой оцифрованной отметки шкалы определяют среднее значение измеренной величины в 3-х сериях по формуле:
Пк “ (Пкир + 11кобр)/6 [град] (1)
где: Пкир - измеренное значение в к-той точке при прямом ходе; Пковр- измеренное значение в к-той точке при обратном ходе. Абсолютную погрешность измерения в каждой оцифрованной точке шкалы определяют по формуле: