Методика поверки «Топливоизмерительная система аппаратно-программного комплекса «Борт»» (МП РДТЖ.421459.100 )
Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии» (ФГУП «СНИИМ»)
СОГЛАСОВАНО
СНИИМ
Коптев
2016 г.
РДТЖ.421459.100 МП
2016
СодержаниеПриложение А (рекомендуемое) Протокол поверки
топливоизмерительной системы АПК «БОРТ»
Настоящая методика распространяется на топливоизмерительную систему аппаратно-программного комплекса «Борт» (далее - АПК «Борт»), предназначенную для регистрации и анализа параметров работы и учета топлива при эксплуатации тяговых и специальных подвижных составов (ТПС и СПС) и устанавливает методику и средства первичной и периодической поверок в соответствии с техническими условиями РДТЖ.421459.100 ТУ.
Поверку проводят для установления пригодности топливоизмерительной системы АПК «Борт» к применению:
-
- первичную, проводимую при выпуске АПК «Борт» в обращение из производства и ремонта;
-
- периодическую, проводимую при эксплуатации АПК «Борт». Межповерочный интервал - 3 года;
-
- внеочередную, проводимую в установленном порядке, в частности, при утере документов на поверку, после длительного хранения в условиях, когда необходимо удостовериться в исправности топливоизмерительной системы АПК «Борт».
При проведении поверки должны быть выполнены операции, приведенные в таблице 1. Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта методики поверки |
Внешний осмотр |
6.1 |
Опробование |
6.2 |
Поверка каналов измерения
|
6.3 |
-
1.1 При проведении поверки должны применяться средства, указанные в таблице 2.
Таблица 2 - Средства поверки АПК «Борт»
Номер пункта методики поверки |
Наименование основного средства поверки и основные технические характеристики |
Наименование вспомогательного оборудования или средства измерения и основные технические характеристики |
Барометр БАММ-1 от 80 до 106 кПа; предел основной допустимой погрешности 0,2 кПа; цена деления 0,1 кПа) | ||
Психрометр МВ-4-2М; от минус 25 до 50°С; ПГ±(2-6)% | ||
6.3.1 |
Линейка измерительная ГОСТ 427-75 от 0 до 1 000 мм |
Стенд испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт» |
6.3.2 |
Ареометр АНТ-1 ГОСТ 18481-81 (от 770 до 830 кг/м3, пределы основной допускаемой погрешности ±0,5 кг/м3) Ареометр АНТ-1 ГОСТ 18481-81 (от 830 до 890 кг/м3, пределы основной допускаемой погрешности ±0,5 кг/м3) |
Стенд испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт» |
6.3.3 |
Мензурка 1000 мл ГОСТ 1770-74 (цена деления 50 мл) Весы электронные HL-4000; (наибольший предел взвешивания 4 кг; дискретность 0,001 кг) |
Стенд испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт» |
6.3.4 |
Термометр стеклянный ГОСТ 28498-90 (от 0 до плюс 100 °C, пределы основной допускаемой погрешности ±0,5 °C) |
Стенд испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт» |
Допускается использовать оборудование и средства измерений с аналогичными пределами измерения и классами точности.
Все применяемые средства поверки должны иметь действующие свидетельства о поверке.
3 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЯ-
3.1 К поверке топливоизмерительной системы АПК «Борт» допускаются лица, аттестованные на право поверки приборов, измеряющих физико-химические параметры нефтепродуктов, в соответствии с действующими нормативными документами и имеющие документы установленного образца.
-
3.2 Поверитель должен иметь, как правило, высшее образование и опыт работы поверителем не менее года.
-
4.1 Основные требования безопасности - по ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 12.3.019, ГОСТ 9219, ГОСТ Р 52931.
-
4.2 АПК «Борт» по электробезопасности относится к оборудованию класса II - по ГОСТ 12.2.007.0.
-
4.3 Обеспечение безопасности труда - по ГОСТ 12.3.002.
-
4.4 Обеспечение пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004; 1П1БО-Ю9-92 «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте».
-
4.5 К эксплуатации АПК «Борт» допускается персонал, имеющий квалификацию не ниже III группы допуска для лиц, обслуживающих электроустановки до 1000 В, ознакомленный с эксплуатационной документацией на АПК «Борт».
-
5.1 При проведении поверки должны соблюдаться нормальные климатические условия по ГОСТ 8.395-80 «Нормальные условия измерений при поверке»:
-
- температура окружающего воздуха от плюс 15 до плюс 25 °C;
-
- относительная влажность воздуха от 45 до 80 %;
-
- атмосферное давление от 84 до 106 кПа.
-
5.2 Плотность применяемого при поверке дизельного топлива должна быть в пределах от 800 до 880 кг/м3 и её номинальное значение должно быть определено с помощью ареометра, либо по результатам испытаний, проведенных в химической лаборатории (погрешность не более 0,1 %).
-
6.1.1 Проверить комплектность в соответствии с формуляром.
-
6.1.2 Проверить маркировку.
-
6.1.3 Проверить отсутствие видимых механических повреждений и ослабления крепления элементов конструкции топливоизмерительной системы АПК «Борт».
-
6.1.4 Проверить сохранность пломб.
-
6.1.5 Проверить целостность и чистоту разъемов.
Топливоизмерительная система АПК «Борт» не допускается к поверке, если при внешнем осмотре обнаружены повреждения.
6.2 Опробование-
6.2.1 Для проверки работоспособности комплекса необходимо:
-
- включить питание комплекса (если оно было отключено), для чего установить тумблер на коммутаторе бортовой сети и/или на блоке питания импульсном в положение «I»;
-
- проконтролировать на лицевой панели блока питания импульсного / коммутатора бортовой сети непрерывное свечение всех светодиодов;
-
- проконтролировать исправность топливоизмерительной системы комплекса, руководствуясь символами, отображающимися в строке состояния на индикаторном табло БИ. Исправное состояние топливоизмерительной системы комплекса, до установки личной карточки машиниста в БИ, определяется свечением символов «0», «4», «G» «М» (после установки карточки машиниста в БИ, символ «М» гаснет).
-
6.2.2 Проверку идентификации ПО проводят в соответствии с эксплуатационной документацией на АПК «Борт».
Встроенное программное обеспечение (ПО) находится в микропроцессорах блока индикаторного (БИ), датчиках и модулях системы, и недоступно для редактирования пользователем.
ПО разработано специально для системы и является её неотъемлемой функциональной составляющей.
Идентификация ПО возможна в контрольном режиме при выборе параметра «Версия прошивки». При этом на индикаторном табло БИ будет выведено:
Строка состояния
ВЕРСИЯ ПРОШИВКИ
Х.ХХХ
Текущие время и дата
Версия прошивки может изменяться при модернизации системы.
Если целостность пломб не нарушена, то возможность воздействия на ПО системы отсутствует.
-
6.3 Определение метрологических характеристик
-
6.3.1.1 Установить датчики уровня топлива в стенд испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт».
-
6.3.1.2 Установить на БИ в контрольном режиме «УРОВЕНЬ ТОПЛИВА» в соответствии с РДТЖ.421459.100 РЭ;
-
6.3.1.3 Поднять уровень топлива в баке до конца рабочей зоны датчиков уровня;
-
6.3.1.4 Установить с помощью перепускных вентилей уровень топлива в баке по показанию БИ, равный 800 мм;
-
6.3.1.5 Слить из бака топливо до уровня 700 мм;
-
6.3.1.6 Измеренное значение уровня топлива в баке будет выведено на индикаторное табло БИ.
Измерение повторить три раза.
-
6.3.1.7 В соответствии с указаниями 6.3.1.3-6.3.1.6 настоящей методики повторить измерения для каждой отметки из следующего диапазона:
200 мм, 300 мм, 400 мм, 500 мм, 600 мм, 800 мм.
-
6.3.1.8 За значение абсолютной погрешности (А, мм) принимаем среднюю (по абсолютному значению) разность между измеренным и действительным значениями уровня топлива (для каждой калибруемой отметки находят три значения абсолютной погрешности А], Аг, и Аз):
Д1 = Ьи1 — Ьд1, Аг = Ьиг — Ьд2, Аз = Ьиз — Ьд3,
где ЬИ1, Биг и Ьиз - измеренные значения уровня топлива (по показаниям БИ) для данной отметки, мм;
ЬД1, Ьд2 и Ьдз - действительные значения уровня топлива (по показаниям линейки измерительной) для данной отметки, мм.
-
6.3.1.9 Результат проверки считают положительным, если значения абсолютной погрешности измерения уровня топлива в поверяемых точках не превышают ±1 мм.
-
6.3.2.1 Устанавливают на БИ режим измерения «ПЛОТНОСТЬ» в соответствии с РДТЖ.421459.100 РЭ.
-
6.3.2.2 Датчик плотности топлива, температуры топлива, наличия воды (ДПТТВ) устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «ТЕМПЕРАТУРА/ПЛОТНОСТЬ» стенда испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт»», соответствующее емкости, наполненной дизельным топливо марки А
-
6.3.2.3 Опускают ареометр в прозрачную колбу, сообщающуюся с емкостью, в которую установлен ДПТТВ.
-
6.3.2.4 Фиксируют действительное значение плотности топлива по показаниям ареометра, а также измеренное значение плотности и по БИ.
-
6.3.2.5 В соответствии с указаниями 6.3.2.2-6.3.2.4 настоящей методики повторить измерения для каждой рабочей жидкости (для каждой отметки рабочей жидкостью является дизельное топливо марок: арктическое, зимнее, летнее).
-
6.3.2.6 Основную относительную погрешность измерения плотности (ру, %) топлива определяют по формуле:
pv = — -100%,
Рд
где A - основная абсолютная погрешность измерения плотности топлива, кг/м3; рд-действительное значение плотности топлива по показаниям ареометра, кг/м3.
-
6.3.2.7 За значение основной абсолютной погрешности плотности (А, кг/м3) топлива принимают среднюю (по абсолютному значению) разность между измеренными и действительными значениями (для каждой калибруемой отметки находят три значения абсолютной погрешности Дь Д2, и Аз):
Al = Phi - Рдь Аг = риг - Рдг, A3 = рИз - Рдз,
где ри1, риг и риз - измеренные значения плотности топлива для данной отметки, кг/м3;
Рдь Рдг и рдз - действительные значения плотности топлива для данной отметки, кг/м3.
-
6.3.2.8 Результат проверки считают положительным, если значение основной относительной погрешности измерения плотности топлива не превышает ±0,45 %
-
6.3.3.1 Устанавливают на БИ режим измерения «МАССА ТОПЛИВА» в соответствии с РДТЖ.421459.100 РЭ.
-
6.3.3.2 Устанавливают датчики уровня топлива; датчик плотности топлива, температуры топлива, наличия воды в бак.
-
6.3.3.3 Поднимают уровень топлива в баке до конца рабочей зоны датчиков уровня.
-
6.3.3.4 Устанавливают с помощью перепускных вентилей массу топлива в баке по показанию БИ, равной 9000 г (для удобства измерений масса топлива фиксируется в граммах).
-
6.3.3.5 Сливают из бака топливо в мензурку объемом 1000 мл.
-
6.3.3.6 Взвешивают мензурку со слитым топливом на весах (при взвешивании учитывают массу сухой мензурки).
Измеренное значение массы остатка топлива в баке будет выведено на индикаторное табло БИ.
-
6.3.3.7 Заливают взвешенное топливо обратно в бак.
Измеренное значение массы остатка топлива в баке будет выведено на индикаторное табло БИ.
-
6.3.3.8 Сливают из бака топливо в мензурку объемом 1000 мл.
-
6.3.3.9 Взвешивают мензурку со слитым топливом на весах (при взвешивании учитывают массу сухой мензурки).
-
6.3.3.10 Измеренное значение массы остатка топлива в баке будет выведено на индикаторное табло БИ.
-
6.3.3.11 В соответствии с указаниями 6.3.3.4-6.3.3.10 настоящей методики повторить измерения для каждой из отметок 3000 г, 5000 г, 7000 г, 9000 г.
-
6.3.3.12 Приведенную погрешность измерения массы топлива (у) определяют по формуле:
у = --- • 100%,
Хк
где А - основная абсолютная погрешность измерительного канала, кг; Хк - конечное значение диапазона измерения канала, кг.
-
6.3.3.13 За значение основной абсолютной погрешности измерения массы топлива (А, кг) принимают среднюю (по абсолютному значению) разность между измеренным и расчетным значениями остатка топлива в баке (для каждой калибруемой отметки находят три значения абсолютной погрешности Ai, Д2, и Аз):
Ai = Ви1 - Bpi, А2 = Виг - ВР2, Аз = Виз - Врз,
где Виь Ви2 и Виз - измеренные значения остатка топлива в баке после очередного слива (по показаниям БИ), кг;
Bpi, Вр2 и Врз - расчетные значения остатка топлива в баке после очередного слива, кг.
6.3.3.16 Результат проверки считают положительным, если значения приведенной погрешности измерения массы топлива не превысят ±0,63 %.
6.3.4 Калибровка канала измерения температуры топлива-
6.3.4.1 Устанавливают на БИ режим измерения «t ТОПЛИВА» в соответствии с РДТЖ.421459.100 РЭ.
-
6.3.4.2 Датчик температуры контура масла устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «ТЕМПЕРАТУРА» стенд испытаний и калибровки элементов системы учета топлива АПК «Борт».
-
6.3.4.3 Включают нагреватель, установленный на испытательном модуле.
-
6.3.4.4 Ожидают нагрева рабочей жидкости испытательного модуля по показаниям термометра до произвольной отметки в диапазоне от 0 до 30 °C.
-
6.3.4.5 Измеренное значение температуры будет выведено на индикаторное табло БИ.
-
6.3.4.6 В соответствии с указаниями 6.3.4.3-6.3.4.5 настоящей методики повторить измерения для каждой отметки в диапазонах от 30 до 40 °C, от 40 до 50 °C, от 50 до 60 °C.
-
6.3.4.7 За значение основной абсолютной погрешности (А, °C) принимают среднюю (по абсолютному значению) разность между измеренным и действительным значениями температуры масла контура охлаждения (для каждой калибруемой отметки находят три значения абсолютной погрешности А], А2, и Аз):
А1 = Ти1 - Тдь А2 = Ти2 - Тда, Аз = Тиз - Тдз,
где Тиь Тда и Тиз - измеренные значения температуры масла контура охлаждения (по показаниям БИ) для данной отметки, °C;
Тд1, Тда и Тда - действительные значения температуры масла контура охлаждения (по показаниям термометра) для данной отметки, °C.
-
6.3.4.8 Результат проверки считают положительным, если значения основной абсолютной погрешности измерения температуры топлива не превысят ±1 °C.
Результаты поверки оформляют протоколом поверки, который заверяют подписью и клеймом поверителя, а также делают отметку в формуляре.
Форма протокола поверки приведена в приложении А.
При положительных результатах поверки на топливоизмерительную систему АПК «Борт» оформляется свидетельство о поверке установленного образца.
При отрицательных результатах поверки оформляют извещение о непригодности с указанием причин брака и запрещают дальнейшую эксплуатацию топливоизмерительной системы АПК «Борт».
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
ПРОТОКОЛ поверки топливоизмерительной системы АПК «Борт» по методике
АПК «Борт»___________, заводской номер
Поверенный______________________________
Условия поверки
Температура окружающего воздуха, °C________
Относительная влажность, %_________________
Атмосферное давление, кПа(мм рт.ст.)__________
Применяемые средства поверки
-
1 Внешний осмотр____соответствует /не соответствует/ 6.1 МП____________
-
2 Опробование________соответствует /не соответствует/ 6.2 МП________________
-
3 Измерение метрологических характеристик, определение погрешности
3.1 Абсолютная погрешность измерения уровня топлива
Значение калибруемой отметки уровня топлива, мм |
Измеренное значение уровня топлива по показаниям БИ, мм |
Абсолютная погрешность,А, мм |
Основная абсолютная погрешность, А, мм |
Предел допускаемой абсолютной погрешности, мм | ||||
ЙИ1 |
ЙИ2 |
Низ |
Ai |
Аг |
А3 |
±1 | ||
200 | ||||||||
300 | ||||||||
400 | ||||||||
500 | ||||||||
600 | ||||||||
700 | ||||||||
800 |
3.2 Основная относительная погрешность измерения плотности топлива
Плотность топлива по показаниям ареометра, кг/м3 |
Показания индикаторного табло БИ, кг/м3 |
Относительная погрешность измерения, % |
Предел допускаемой относительной погрешности, % | ||||||
Pi |
Р2 |
Рз |
Рй1 |
РИ2 |
Риз |
51 |
з2 |
5з |
±0,45 |
3.3 Основная относительная и приведенная погрешность измерения массы топлива
1 -ое измерение |
2-ое измерение |
3-тье измерение |
Измеренное значение массы топлива по показаниям БИ, г |
Абсолютная погрешность, А, г |
Абсолютное значение погрешности, Д, г |
Приведенная погрешность, у, % |
Предел допускаемой приведенной погрешности, % | |||||||
Расчетное значение массы остатка топлива в баке, ВР,г |
Действительное значение массы СЛИТОГО (-Вд) или залитого (+Вд) топлива (весы), Вд, г |
Расчетное значение массы остатка топлива в баке, ВР,г |
Действительное значение массы СЛИТОГО (-Вд) или залитого (+Вд) топлива (весы), Вд, г |
Расчетное значение массы остатка топлива в баке, ВР,г |
Действительное значение массы слитого (-Вд) или залитого (+Вд) топлива (весы), Вд, г | |||||||||
1-ое измерение |
2-ое измерение |
3-тье измерение |
А! |
Дг |
Дз | |||||||||
Ви1 |
Ви2 |
Виз | ||||||||||||
±0,63 | ||||||||||||||
3.4 Основная абсолютная погрешность измерения температуры топлива
Диапазон измерения температуры, °C |
Показания термометра, °C |
Показания индикаторного табло БИ, °C |
Абсолютная погрешность измерения, °C |
Предел допускаемой абсолютной погрешности, °C | ||||||
от 0 до 30 |
ТД1 |
Тда |
Тда |
Ти1 |
Ти2 |
Тиз |
Л1 |
Аг |
Аз |
±1 |
от 30 до 40 | ||||||||||
от 40 до 50 | ||||||||||
от 50 до 60 |
Вывод: на основании результатов поверки топливоизмерительная система АПК «Борт» признана соответствующей (не соответствующей) установленным в описании типа метрологическим требованиям.
Поверитель____________ ______________
подпись фамилия
Дата : «______»__________________20 г.
М.П.
13